СТРАДАНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРАДАНИЕ
состояние горя, страха, тревоги, тоски, боли, когда субъект испытывает на себе внешнее для него воздействие; «определение чеголибо другим, для него внешним» (В. С. Соловьев).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

СТРАДАНИЕ

- "есть глубочайшая сущность бытия, основной закон всякой жизни" (Н.Бердяев). Грех и зло - причины страданий. Различают страдание тяжкое, непросветленное, гнетущее душу и не ведущее ни к какому спасению, внутренне отвергаемое человеком как что-то непонятное и бессмысленное, и страдание просветленное и искупающее, осмысленное и принимаемое человеком как то, через что ему нужно пройти. Христианство приоткрывает тайну страдания, помогает понять смысл наших страданий через приобщение к тайне Креста Христова.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Страдание
претерпевание неприятных, болезненных ощущений и переживаний. В истории человечества существуют следующие типы отношения к С. 1. Стоическое перенесение его как неизбежного. 2. Избавление от страданий чрез избавление от желаний (путь к нирване в буддизме). 3. Понимание страданий как очищения души (христианство). Такая трактовка возможна в результате противопоставления истинного мира духа и временного пребывания в земной юдоли страданий. 4. Избавление от страданий путем удовлетворения любых желаний. Иллюзорная надежда гедонизма и современной «массовой культуры»: бери от жизни все. 5. Страдания неустранимы, как зло или отчуждение; но точно также они могут и должны быть минимизированы через оптимизацию наших желаний и человеческой жизнедеятельности в целом.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СТРАДАНИЕ
(санскр. duh kha, тиб. sdug bsngal) — в буддизме фундаментальный принцип физического и духовного неудовлетворения, сопровождающий круговорот бытия всех видов существ сансары. Для правильного понимания нужно по возможности отстраниться от западных трактовок С., опирающихся на библейские традиции (будь-то ветхозаветная «кара за грехи» или новозаветный «залог спасения»). Кроме того, нужно осознать, что буддийское С. вовсе не есть противоположение мирскому счастью, радости, удовольствию, кои преходящи и расставание с которыми доставляет новые мучения. Положить предел С. может только нирвана. В миру лекарством от С. является сострадание — забвение собственных мук благодаря неустанному радению о других существах. Другим лекарством от С. может стать оставление мира и уход в буддийские монахи, которые способны вступить на Восьмеричный Путь и следовать Срединным Путём.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

СТРАДАНИЕ
физическая или нравственная боль, мучение: состояния горя, страха, тревоги, тоски. В рамках христ. религиозной традиции, рассматривавшей события индивидуальной жизни как результат взаимоотношений между человеком и Богом, страдание выступало божественной карой за грехи (искупление). Одновременно страдание - это средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, т.е. благо; по Евангелию, искупительная жертва Христа придает страданию значение залога спасения, а сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему. У Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором сильная нравственность преодолевает мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании непосредственное проникновение в чужое Я, слияние с ним, ведущее к познанию тождественности всего сущего. По Шпенглеру, страдание - критерий и содержание подлинной духовности, по Ницше - средство к величию души. В экзистенциализме структура экзистенции (существования) открывается через страдание ("страх" у Хайдеггера, "пограничные Ситуации" у Ясперса).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СТРАДАНИЕ
состояние болезни, горечи, печали, страха, тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к совершенствованию личности.
В иудейско-христианской религиозной традиции С. есть результат божественной кары за грехи. Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами: С. и скукой. С. возникает от неудовлетворенных желаний, когда же желания удовлетворяются, — наступает скука. Что бы ни дала природа, что бы ни дало счастье, кем бы мы ни были и чем бы ни владели, нельзя избыть С., присущего жизни. С. неслучайно выпадают на долю человека, от случая зависит только форма, только вид, какой они принимают. Вся художественная литература свидетельствует, по Шопенгауэру, о том, что С. имеет отрицательный, а не положительный характер, она никогда не изображает окончательное или постоянное счастье, а только С. на пути к нему.
О положительном характере С. писал М. Экхарт, полагая, что С. — быстрейшее животное, которое довезет вас до совершенства. С. — это знак любви Бога к человеку. Человек должен страдать для того, чтобы стать человеком. Человек, считал Ф.М. Достоевский, должен быть глубоко несчастливым, тогда он будет счастлив. Только С. раскрывает человеческую природу; пройдя через испытание свободой, через С., через наказание, человек раскрывается в бездонной сложности своего бытия, раскрывается антиномичный и иррациональный характер его природы. Эти же идеи получили развитие в философии Ф. Ницше, который считал, что в каждом человеке живут тварь и творец, в каждом есть глина, грязь, бессмыслица, хаос, человек страдает по необходимости и должен страдать, чтобы из твари стать творцом, закалить, сформовать и «обжечь» себя, добиться твердости молота. Со С. тесно связано понятие сострадания, которое является основой христианской морали — через сострадание человек очищается, преодолевает собственный животный эгоизм. Сострадание — это и опыт непосредственного мистического проникновения в чужое Я. Однако, с т.зр. Ницше, сострадание умаляет человеческое достоинство, принижает человека. Человек, пытающийся выковать из себя человека, достоин не сострадания, а любви. Сострадание, по Ницше, — черта рабской морали.
О Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. 1990; Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и размышления. М., 1991.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СТРАДАНИЕ
чувство, связанное с перенесением боли, лишений, тягот. По религ. представлениям, С - обычное состояние человека в «земном» мире - в «юдоли плача и печали». Индуизм и буддизм утверждают, будто С. вообще является оси. чертой бытия. По иудейскому, христ. и мусульм. вероучениям, С. дано богом в наказание человечеству за «грехопадение». Вместе с тем религ. идеологи выдают С. за «испытание» богом людей на верность религии (с этой целью широко используется библ. история «страстотерпца» Иова), за цену, к-рой покупается блаженство в «загробном мире» («многими скорбями надлежит нам войти в царствие божие». - Деян. 14, 22), а также за «доказательство» суетности и тщетности жизни. Религия даже приучает верующих искать в С. некое противоестеств. удовольствие. Так, христианство заявляет: «блаженны плачущие» (Матф. 5, 4), «то угодно богу, если кто, помышляя о боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петр. 2, 19). Заслоняя подобной мистикой реальные причины С. в обществе, религия склоняет людей к безропотному перенесению всех социальных несправедливостей и тягот и тем служит верную службу эксплуатат. классам. Марксизм, разоблачая спекуляции религ. идеологов на С. людей, учит бороться за установление такого обществ, строя - социализма и коммунизма, - при к-ром становится все меньше и меньше почвы для С. людей в обществе. «Попы говорят: кто больше страдает на этой земле, подучит царство небесное после смерти. Разве мы можем уподобляться таким попам. Мы всегда должны, - указывает Н. С. Хрущев, - быть коммунистами, людьми, твердо стоящими на земле, обеспечивать людей земными благами, а не обещать небесное. И самое главное - не только обещать, а решать эти задачи, делать все для того, чтобы лучше обеспечивать людей всем тем необходимым, в чем они нуждаются» (Хрущев Н. С. Строительство коммунизма в СССР и развитие с. х-ва. Т. 4. М., 1963, с. 298). Успехи социализма, несущего людям освобождение от классового гнета и связанных с ним страданий нар. масс, и широкое распространение социалистич. идеологии в массах обусловили то, что в совр. религ. практике культ С. насаждается церковниками не столь откровенно, как прежде. Однако в своей основе религ. культ С. и ныне тот же, что и прежде. Церковники и сектантские деятели в условиях массового распространения атеизма стремятся использовать страдания людей, понеживших то или иное несчастье, чтобы привлечь их к религии. Этим, в частности, объясняется нек-рое временное возрастание влияния религии в период прошедшей второй мировой войны, принесшей несчастья, горе и страдания сотням миллионов людей. См. также: Аскетизм, Вериги, Шахсейвахсей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СТРАДАНИЕ
претерпевание, противоположность деятельности; состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. Вопрос о смысле (цели, оправ­данности) С. невозможен с т. зр. антич. мировоззрения. С. выпадает на долю человека по закону, безразлич­ному к отд. лицу (рок), поэтому сострадание не включа­лось в перечень традиц. антич. добродетелей, стоики называли его подлежащей преодолению порочной страстью. В рамках иудейскохрист. религ. традиции, рассматривавшей события человеч. жизни как резуль­тат личных отношений между человеком и верховным на­чалом, С. осмыслялось как божеств. кара за грехи (искупление), как свойство несовершенного мира тво­рений. Ветхозаветное переживание С. негативно (С.- свидетельство брошенности человека, от к-рого отвер­нулся его бог); по Новому завету искупительная жерт­ва Христа придает С. значение залога спасения; ср.-век. христ. мистика оценивает С. как знак любви бога к че­ловеку. В христианстве сострадание выступает в ка­честве универс. отношения к миру, из к-рого происте­кает заповедь любви к ближнему. Рационализм нового времени объявляет С. следствием неадекватного знания (Синоза, Лейбниц). Сострадание оценивается различно в зависимости от того, видят ли в нем эгоистич. основу (Декарт, Гоббс, Спиноза) или рассматривают как под­линное чувство (Ф. Хатчесон, Юм, А. Смит, утилита­ризм, Руссо). С т. зр. Канта сострадание имеет огранич. моральную ценность: как долг человечности его следует культивировать, но само по себе оно не­свободно, пассивно, иррационально, «легально», т. е. не противоречит требованиям морали, но слепо, нера­зумно, а потому неморально. Бытие «несчастного сознания», по Гегелю, оказывается болью также из-за собств. непроясненности: стремясь к самоутверждению, оно тщетно и ошибочно ищет его в своей эмпириче­ской (преходящей), а не истинной (всеобщей) единич­ности. Бурж. индивидуализм гармонию между еди­ничным и всеобщим считает недобросовестной иллю­зией; постулат единства заменяется постулатом несов­местимости всеобщего и индивидуального, временного и телесного бытия. Существ. характеристикой инди­видуального бытия признаются непросветленное, бес­смысленное С., бедственность и нищета, вытекающие из неполноты сущности человека. Придерживаясь та­кой т. зр., Шопенгауэр основанием морали объявляет сострадание, полагая, что «нравств. пружина» должна быть «эмпирической», т. е. сильно и непосредственно действующей и преодолевающей мощные эгоистич. побуждения. Он видит в сострадании опыт мистич., непосредств. проникновения в чужое «Я», слияния с ним, ведущего к познанию тождественности всего су­щего. У Шпенглера С. выступает как критерий и со­держание подлинной духовности: в этом смысле он говорит о тоске и о страхе, живущих в душе ребенка и художника. Ценность С. подчеркивает Кьеркегор. Ницше ценит С. как средство к величию души и отвер­гает сострадание как депрессивное состояние, умаляю­щее ценность жизни. В экзистенциализме структура «подлинного бытия», «экзистенции», открывается через С. («страх» Хайдеггера, «пограничные ситуации» Ясперса).
Марксизм, вскрывая источник социальных бедствий в классово антагонистич. формациях, разоблачает апологетич. направленность концепций, к-рые мистифи­цируют С. и приписывают ему непреодолимый характер. Вместе с тем марксизм отвергает безответственнооптимистич. утопии всеобщего счастья и открывает перспек­тиву реальной борьбы за справедливое обществ. устрой­ство, в к-ром человек обретает себя как творец сво­ей судьбы. Марксистско-ленинская этика, высоко оце­нивая гуманизм морального требования сострадания, выступает против его абсолютизирования, превраще­ния в абстрактный принцип, оторванный от усло­вий классовой борьбы и реальных социальных отноше­ний.

Источник: Советский философский словарь

СТРАДАНИЕ
претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги. Идея страдания живых существ, включенных в бесконечную цепь перерождений (сансара), лежит в основе традиции древнеиндийского умозрения, прежде всего буддизма (т. н. «четыре благородные истины» Будды), считающего главной психологической причиной страдания эмоциональную привязанность человека к преходящим вещам и видящего путь к преодолению страдания и освобождению от сансары в достижении отрешенности и бесстрастия. Для античного мировосприятия вопрос о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен (ср., однако, представление Эсхила о том, что через страдание Зевс учит человека мудрости). Страдание выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок). Классическая античная философская мысль следует идеалу «невозмутимости духа». Так, Сократ стремится даже перед лицом смертельной опасности не унизить себя, делая что-нибудь «рабское» (Платон. Апология Сократа 38 d). Этот же идеал выражен в определении Аристотелем катарсической сути трагедии, которая предполагает действие, совершающее «путем сострадания и страха очищение подобных аффектов» (Аристотель. Об искусстве поэзии 1449 b).
В рамках иудео-христианской религиозной традиции страдание осмыслялось как божественная кара за грехи, как непременная принадлежность несовершенного тварного мира. Ветхозаветное переживание страдания негативно (страдание — свидетельство богооставленности человека). В христианстве искупительная жертва Христа делает страдание залогом спасения. Самое страшное зло — мученическая смерть Христа — сердцевина христианской надежды. Апостол Павел утверждает: «... мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие...» (1 Кор. 1, 23). В «Страстях Христовых» сосредоточено все возможное человеческое страдание от предательства до богооставленности. Искупительным является то страдание, которое отдано Христу, т. е. сострадание, так как он соединил муки всех людей. Те, кто измучены страданием, благодаря вере входят через сострадал ние в спасительное таинство «Страстей Христовых». Парадокс веры, становясь у Августина основанием историософской доктрины, приводит к синтезу догматов свободы воли и провиденциального присутствия Бога в преисполненной эяа и страдания жизни людей, в истории «града земного». В результате утверждается направленность единого исторического процесса, в котором обнаруживается провиденциальный смысл духовного и социального кризиса и гибели Рима и античного мира в целом, а также связанного с этим человеческого страдания. С точки зрения Августина, история разомкнута жертвой Христа, которая дала начальную точку отсчета Новому времени. В свете Нового завета история предстает как процесс, направленный к спасению человека; она содержит в себе направление следования—восхождения, в котором Бог — цель, человек — путь (Августин. О Граде Божием, XI, 2). Средневековая христианская мистика расценивает страдание как знак любви Бога к человеку: «Страдание — та лошадка, которая быстрее всего привезет нас к совершенству», — утверждает Майстер Экхарт. Позднее Лютер, возражая Эразму Роттердамскому (который полагал, что свободная воля самого человека «может оставаться правильной», так как «разум затемнен [грехом], но не погашен»), настаивает на несоизмеримости божественного провиденциального разума и человеческого рационального выбора и произволения, и тем самым — на мистериально-искупительном значении страдания: «Если бы я мог хоть каким-нибудь образом уразуметь, как это Бог милосердный и справедливый являет нам столько гнева и несправедливости, то не было бы нужды в вере. Ныне, когда понять этого нельзя, как раз есть место обучению вере, и это следует проповедовать и возвещать. А именно то, что когда Бог убивает, то Он учит вере в жизнь».
Рационализм Нового времени объявляет страдание следствием неадекватного знания (Спиноза, Лейбниц). Сострадание оценивается по-разному в зависимости от того, видят ли в нем эгоистическую основу (Декарт, Гоббс, Спиноза) или рас.сматривают как подлинное чувство (Ф. Хатчесон, Д. Юм, А Смит, утилитаризм, Руссо). С точки зрения Канта, сострадание имеет ограниченную моральную ценность: как долг человечности его следует культивировать, но само по себе оно несвободно, пассивно, иррационально, «легально», т. е. не противоречит требованиям морали, но слепо, неразумно, а потому неморально.
Вместе с тем еще во 2-й пол. 18 в. намечается возможность переоценки страдания. Это связано, в частности, с преодолением запрета на миметическое воспроизведение в поэзии безобразного, отвратительного и страшного, напр., хищных зверей и трупов, как того, в чем «душа наша не видит... никакой примеси удовольствия» (Лессинг. Лаокоон, XXIV—XXV). Но уже в «Вертере» Гете в описании самоубийства героя происходит деконструкция данной связующе-нормативной схемы мимесиса: «Когда к несчастному пришел врач, он нашел его безнадежным; пульс еще бился, все члены были парализованы. Он выстрелил себе в голову над правым глазом; мозг вытек наружу. Ему сделали обильное кровопускание из руки. Кровь текла, он все еще дышал».
Шопенгауэр подчеркивает искупительный смысл страдания, объявляя основанием морали сострадание. При это он полагает, что «нравственная пружина» должна быть «эмпирической», т. е. сильно и непосредственно действующей и преодолевающей мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании опыт мистического непосредственного проникновения в чужое «Я», слияния с ним, ведущего к познанию тождественности всего сущего. Нищие считает страдание условием душевного величия, хотя и лишает его какого-либо искупительного смысла и отвергает сострадание как депрессивное состояние, умаляющее ценность жизни. В экзистенциализме структура «подлинного бытия», «экзистенции», открывается через страдание («страх» Хайдеггера, «пограничные ситуации» Ясперса). Опыт 20 в. делает непопулярным наивный раннебуржуазный оптимизм и гедонизм, видевший в страдании некое недоразумение. Непроясненное страдание утратившего самого себя «абсурдного» человека (абсурд, по словам Камю, — это «состояние души, когда пустота становится красноречивой, когда рвется цепь каждодневных действий, и сердце впустую ищет утраченное звено») становится исходной интуицией философии и искусства. В современной культуре образ конечного человеческого бытия «дается как опыт смерти... немыслимой мысли» (М. Фуко). Одной из существенных характеристик культуры постмодерна становится страх перед будущим и перед принятием решения, поскольку утрачивается культурный контекст научно-технической цивилизации.
Лит.: Очерк истории этики. М., 1969; Швейцер А. Культура и этика. М., 1973; Аверинцев С. С. Унижение и достоинство человека.— В кн.: Он же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Льюис К. С. Страдание. М„ 1991; Страдание,— В кн.: Словарь библейского богословия. Брюссель, 1990; Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997; GuardiniR. Das Ende der Neuzeit. Basel (Hess), 1950; Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. B., 1922; MenschingG. Die Bedeutung des Leidens im Buddhismus und Christentum. B., 1930.
A.A. Чанышев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.58 кб

Страдание в контексте духовного роста личности

Бабалаева Мария Викторовна
Читать PDF
288.54 кб

Страдание животных как этическая проблема

Сенкевич Алла Владиславовна
Характеризуется страдание как универсальный атрибут живой природы и человеческой жизни, показаны теоретические основания и практические следствия современной экологической этики.
Читать PDF
353.16 кб

Страдание человека и страдание мира: светская философия о решении проблемы

Сенкевич Алла Владиславовна
Характеризуется связь индивидуального и общемирового страдания с позиций светской философии.
Читать PDF
1.29 мб

Страдание и счастье в религиозно-философской антропологии Н. А. Бердяева

Варова К.А.
Идеология общества потребления рассматривает страдание как состояние, от которого возможно и необходимо избавляться.
Читать PDF
1.10 мб

Страдание как духовная практика в православной традиции

Кришталева Людмила Григорьевна
Религиозность как комплекс мыслительных привычек и внутренних дискурсов, как автоматизмы, как мало-осознаваемая практика помогает раскрывать существенные структуры устройства человека, целенаправленно искать пути к пониманию его ц
Читать PDF
196.68 кб

Рецензия на книгу Алисы Хольцхей-Кунц “страдание из-за собственного бытия: дазайн-анализ и задача ге

Лызлов Алексей
В рецензии рассматриваются основные положения книги и обсуждается авторский подход А. Хольцхей-Кунц к интерпретации психопатологических феноменов, развиваемый ею в рамках дазайн-анализа.
Читать PDF
131.25 кб

Философский анализ категории «Страдание»: гносеологический аспект

Парусимова Я. В.
В статье поднимается проблема исследования страдания. Рассматривается особый его тип страдание, связанное с познанием мира. Оно включает в себя страдание от бессилия и невозможности познания мира и страдание от силы своего знания.
Читать PDF
1.51 мб

О несогласии согласии Аристотеля с Сократом в вопросе о природе человеческого страдания в связи с уч

Валиулина Г. Р.
Читать PDF
128.75 кб

2004. 01. 033. Овен Ф. М. Страдания эдит Штайн. Oven F. M. The passion of Edith Stein // studies in

Хлебников Г. В.
Читать PDF
186.51 кб

2016.02.020. УОЛТЕРСТОРФ Н. К. ЛЬЮИС О ПРОБЛЕМЕ СТРАДАНИЯ. WOLTERSTORFF N. K. LEWIS ON THE PROBLEM O

Цибизова И.М.
Читать PDF
222.57 кб

“философ поневоле” или страданиеиз-за собственного бытия. Психоанализ в дазайн-аналитической перспек

Глухова Ирина
Цель статьи дать представление о современном Dasein-анализе в том виде, в каком он разработан доктором философии Алисой Хольцхей швейцарским дазайн-аналитиком и психоаналитиком, председателем Швейцарского общества Dasein-анализа и
Читать PDF
358.35 кб

От этики справедливости и страданий к духовной этике свободной, необусловленной личности

Громов В. Е.
Цель. Исследовать различие духовного смысла этики справедливости и этики свободной, необусловленной личности.
Читать PDF
3.21 мб

Феномен страдания в судьбе человека

Сенкевич Алла Владиславовна
В контексте судьбы человека анализируется один из феноменов человеческого бытия страдания.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема страдания в истории философии: основные парадигмы

Сенкевич Алла Владиславовна
Дан краткий историко-философский обзор проблемы страдания. Автор выявляет несколько парадигм относительно проблемы, иллюстрирует их на примере отдельных философских учений и делает практически значимые выводы.
Читать PDF
285.31 кб

Телесность как фактор страдания

Сенкевич Алла Владиславовна
Тело человека рассмотрено с точки зрения философской антропологии в связи с проблемой страдания.

Похожие термины:

  • Принуждение, насилие, страдание, мучение, кровная близость, родство, неизбежность, необходимость, рок

    Философский смысл термина: Слепая необходимость (Гомер); предопределение, судьба (Эврипид, Платон); закон, закономерность (Ксенофонт, Плутарх); искусный довод, сила доказательства (Анакреонт).
  • ГОРЕ, СТРАДАНИЕ, ПРЕТЕРПЕВАНИЕ

    переживание, ухудшение состояния. Если я "претерпеваю убыток", так это потому, что у меня похитили имущество, и я страдаю от своего нового состояния, потому что оно причиняет мне горе (ср. Реальность)
  • Страдание и Сострадание

    взаимодополняющие друг друга этические категории. Страдание – эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности; физическ
  • Теология страданий Бога

    (Pain of God Theology). В 1946 г., сразу после окончания войны, когда Япония вступила в период разрухи и потрясений, японский теолог, преподаватель Токийской теологической семинарии Казо Китамори в книге "Теол
  • СТРАДАНИЯ КУЛЬТ

    восприятие всевозможных страданий (физических, духовных, нравственных) как великого блага, обеспечивающего верующему кратчайший путь к спасению. С. к. сформ ировался в результате мистификации хри
  • Стойкость в страданиях

    (Endu ranee). К сожалению, в большинстве случаев греческое существительное hypomone переводится в НЗ более слабым "терпение". Восходит hypomone к глаголу hypomono, буквально означающему "оставаться под". Глагол имее