СТРАДАНИЯ КУЛЬТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СТРАДАНИЯ КУЛЬТ
восприятие всевозможных страданий (физических, духовных, нравственных) как великого блага, обеспечивающего верующему кратчайший путь к спасению. С. к. сформ ировался в результате мистификации христ-вом тягот подневольной жизни обездоленных людей. По учению церкви, эти тяготы следовало воспринимать как слабое подобие страдании, перенесенных Иисусом Христом, руководствуясь принципом: «Христос терпел и нам велел». В дореволюц, России С. к. использовался правосл. церковью для примирения народных масс с теми страданиями, на к-рые обрекали их самодержавие и крепостничество с его жесточайшей эксплуатацией. Соврем. рус. православие вносит в С. к. элементы новизны, детерминированной условиями жизни верующих трудящихся - членов социалистич. об-ва. Идеологи церкви осудили «бессмысленный апофеоз страдания», характерный для традиц. православия. Сейчас под «спасительным страданием» чаще всего подразумевается сострадание тем, кто попал в беду, испытывает мучения, переживает горе, страдает от тех или иных проявлений несправедливости по отношению к нему самому или окружающим. Однако и соврем. православное духовенство продолжает говорить в проповедях о физич. страданиях как о своеобразном заменителе добродетелей, способном обеспечить верующим спасение в загробном мире.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

СТРАДАНИЯ КУЛЬТ
религ.-богосл. идеи, утверждающие не голько непреодолимость страданий в жизни людей, но и их необходимость, благотворность, спасительность. С. к. - крайнее выражение бессилия угнетен, классов в борьбе прежде всего против соц. «нета и вместе с тем своеобразная иллюзорная форма преодоления страданий, не затрагивающая их соц. основ. Согласно религ. учению, причины страдания - не з объективных условиях жизни людей, а в самом человеке - в его желаниях (буддизм) или греховности (иудаизм, христианство, ислам). Одновременно страдание - средство избавления от греха, нравств. совершенствования и спасения, т. е. благо. Наиболее яркое выражение и глубокую разработку С. к. получил в христианстве, центр, фигурой к-рого является страдающий и умирающий богочеловек - Иисус Христос. Христианство идеализирует страдания, мистифицирует их смысл. Идеи С. к. нашли свое воплощение в аскетизме. С. к. играл реакц. роль в эксплуатат. об-ве, мистифицируя подлинные источники страданий людей, внушая им идею «спасительности», безропотного перенесения несправедливости, воспитывая пассивность, неуверенность в своих силах. В социалистич. об-ве, где ликвидированы соц.-клас. основы страданий и С. к., з церк. проповедях гл. обр. речь идет о страданиях, вызванных физич. недугом, потерей близких и т. п.; им пытаются придать гуманизированный характер, делается акцент не на самом страдании, а на сострадании как проявлении любви к ближнему. Такое толкование С. к. противоречит духу христ. традиции, букве «св. писания» и является еще одним свидетельством кризиса религ. идеологии в условиях социалистич. общества.

Источник: Атеистический словарь