внешнее по отношению к системе пространство, во взаимодействии с которым в открытых системах осуществляются процессы диссипации и самоорганизации.
СРЕДА
СРЕДА
Источник: Философский глоссарий
СРЕДА
(внешняя среда) – совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов/субъектов, чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы.
Литература: [69].
Литература: [69].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Среда
1) окружающий мир; 2) (в биологии) все тела и явления (природные и антропогенные), с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, так называемая среда обитания, жизненная среда, экологическая среда; 3) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человека.
СРЕДА
франц. Milieu) - 1) окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным (см. Свобода). В настоящее время среду рассматривают как противоположный полюс врожденной способности, как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; см. также Масса, Ситуация; 2) окружение, совокупность природных условии, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т, е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода. Якоб Иоганн фон Икскюль установил, что среда у различных организмов различается не в количественном отношении, а в качественном, вплоть до несравнимости. Это же имеет место и в отношении milieu, также называемого средой человека.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СРЕДА
(Milieu; фр.) — окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным (см. Свобода). Теорию среды сильно критиковал Ницше, а ныне экзистенциализм. В настоящее время среду рассматривают как противоположный полюс врожденной способности, как «пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно» (Pfahler. System der Typenlehre, 193 6); см. также Масса, Ситуация. В социологическом смысле означает то же, что и внешние жизненные обстоятельства, природные, географические, социальноэкономические ит. п., которые могут или принизить индивида, или создать ему преимущества.
H. Taine. Histoire de la littérature anglaise, I, Paris, 1883; G. Pfahler. System der Typenlehre, 1929; H. v. Bracken. M. und Vererbung, in: A. Busemann (Hg.). Hb. d. pädagog. M. künde, 1932; P. Lersch. Seele und Welt, 1941.
H. Taine. Histoire de la littérature anglaise, I, Paris, 1883; G. Pfahler. System der Typenlehre, 1929; H. v. Bracken. M. und Vererbung, in: A. Busemann (Hg.). Hb. d. pädagog. M. künde, 1932; P. Lersch. Seele und Welt, 1941.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СРЕДА
физическое, интеллектуальное, моральное и социальное окружение, в котором мы живем. В прошлом веке проблема отношений индивида со средой знаменовала собой проблему эволюционизма, т.е. адаптации организма к физическому окружению: вопрос стоял о том, в какой степени среда может вызывать наследственные изменения в организме. Теория Ламарка настаивала на воздействии среды, способном трансформировать организм. (Он показывает, например, что когда по причине засухи в Африке листья на деревьях стали расти все выше и выше, жирафы смогли выжить лишь благодаря параллельному развитию их шеи и передних лап, что позволило им поедать листья даже на высоте 6 метров.) Все «генетические» теории в психологии настаивают на роли среды (нищета, развод родителей и т.д.), без которой невозможно объяснить особенности характера индивида и его жизненную позицию (здесь они противостоят теориям наследственности). Главная забота педагогики напрямую связана с раскрытием и устройством такой среды, где бы каждый смог развивать и реализовывать свои способности: что должно стать даже более насущной проблемой, чем профессиональная ориентация или реформа системы образования.
Источник: Философский словарь