СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
(древ.‑рус. середа – середина) – совокупность духовных, материальных, экономических, политических и общественных условий существования, формирования и деятельности человека.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
окружающие человека об­щественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ.-экономич. систему в целом - производит. силы, сово­купность обществ. отношений и институтов, обществ. сознание, культуру данного общества; С. с. в узком смысле (микросреда), будучи элементом С. с. в целом, включает непосредств. социальное окружение челове­ка - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы. С. с. оказывает решающее воздействие на фор­мирование и развитие личности. В то же время под влия­нием творч. активности, деятельности человека она из­меняется, преобразуется, и в процессе этих преобразо­ваний изменяются и сами люди. См. также Общество, Коллектив, Личность.

Источник: Советский философский словарь

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об-ва, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, шк.). С.с. личности определяется обществ. отношениями на уровне об-ва в целом, на уровне соц. классов, отраслей обществ. труда, региона, города и деревни, соц. организации, соц. ценностей и норм. С.с. с ее многочисленными сферами явл. объективным основанием социализации и в то же время — осн. системообразующим элементом этого процесса. Поэтому взаимодействие человека с С.с. находится в центре внимания теор. и прикладной социологии. Специфическим проявлением общей С.с. (макросреды) явл. микросреда. Соц. микросреда выступает как опосредствующее звено между об-вом и индивидом. Это понятие отражает тот факт, что процесс взаимодействия идет не прямо от об-ва к индивиду, а через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт. Соц. микросреда есть самое близкое, относительно устойчивое окружение личности. Т.о., С.с. рассматривается как: 1) совокупность материальных, экон., соц., полит. и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и соц. групп; 2) часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, социальных институтов (см. Институт социальный), культур и т.д. Лит.: Попов С. Сознание и социальная среда. М., 1979. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания. Концепция С. с. получила распространение в философии, затем в общественных науках и обыденном сознании, когда в обществе в связи с развитием промышленного производства и граждански-правовых отношений созрели идеи зависимости личности (даже и выдающейся) от строя и характера определенной социальной системы (общества, класса, сословия, группы). Зависимость личности от С. с. трактовалась как связь деятельных, моральных, культурных качеств индивида и возможностей, границ данной С. с. Личность в этом плане представлялась главным образом в качестве "носителя" или представителя определенной совокупности социальных черт. В плане социально-философском концепция С. с. противостояла историческому субъективизму, в плане методологическом она способствовала пониманию социального индивида как "носителя", как элемента социальных связей. В этом и состоит ее смысл. Концепция С. с. зачастую трактуется расширительно. В результате возникает парадокс "центральной" позиции личности, т. е. личность фиксируется в "центре" среды, представляется как бы главной ее фигурой, а по сути оказывается существом страдательным, объектом всевозможных воздействий со стороны среды. В такой интерпретации личность утрачивает качества субъектности, т. е. перестает быть личностью в собственном смысле слова. Методологической предпосылкой этого представления является неопределенность понятия "среда": в нем не зафиксированы личностная взаимообусловленность людей и собственно индивидный состав, воплощающие и реализующие то содержание, что скрывается за понятием С. с. В результате может сформироваться представление, что в обществе кроме взаимодействующих людей самореализуется еще и некая среда.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь