ШЭН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШЭНЬ
В китайской мифологии общее название доброжелательных духов.

Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.

Шэнь
в древнекитайской мифологии «дух», «божество», «душа». Под шэнь подразумевались и небесные духи, противопоставляемые злым духам, бесам – гуй, и некое одухотворяющее начало, управляющее каждым живым существом.

Источник: Словарь китайской мифологии

ШЭНЬ
кит. — дух, а также духи, душа, одухотворение, одухотворенность, духовность, разум, разумность, святость, непостижимое, чудесное) — категория китайской философии и культуры. Имеет три основных смысла: 1) «дух», божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй шэнь, «нави и духи»); 2) духовная субстанция, одно из субстантивированных мировых «начал» наряду с

Источник: Новая философская энциклопедия

ШЭН
кит. — совершенная мудрость, совершенномудрый) — традиционное для китайской классической философии обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. В «Дунь юе» под «совершенномудрыми» (шэн, шэн жэнь) подразумеваются мифические правители древности — Яо (согласно традиционной версии — 2356-2255 до н. э.), Шунь (2255-2205 до н. э), Юй (считается основателем династии Ся, 2205—2197 до н. э.; по современным вычислениям — 21 в. до н. э.), Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан, 1766—1753 до н. э.; по современным вычислениям —16 в. до н. э.), а также полулегендарные Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, 12 или 11 в. до н. э.). Там же ученики и почитатели Конфуция уподобляют «совершенномудрым» его самого (К, 6). Мэн-и^ы прямо причислил Конфуция к «совершенномудрым всех времен» (У,Б 1). Впоследствии конфуцианская традиция отнесла к их числу Шэн жэнь и Мэн-цзы.
Согласно доктрине конфуцианства, «совершенная мудрость» реализуется гл. о. в способности к идеальному правлению, служащему «упорядочению/умиротворению» Поднебесной. «Совершенномудрый» осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы до своей кончины, физически оставаясь в сфере «порождающих порождений», гармонизирует эту сферу, распространяя на нее «благую силу» (дэ) Неба, которой проникнута его личность. В раннем конфуцианстве «совершенная», т. е. высшая, мудрость считалась в русле учения Конфуция врожденной. Сюнь-цзы декларировал возможность стать «совершенномудрым человеком» (шэн жэнь) в итоге постоянного самосовершенствования. Если в раннеконфуцианской традиции понятие «шэн» относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианстве оно было сближено с понятием цзюнь-цзы («благородный муж), что также подразумевало возможность достижения высот этого идеала «средним» человеком.
Другие течения китайской философии тоже оперировали понятием «шэн». Согласно взглядам МоДи и его школы, «совершенномудрые» установили принципы жизни социума и создали институт государства, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей; поэтому «почитание совершенномудрых» является одним из десяти главных принципов учения Mo Ди. Легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) в противовес конфуцианскому толкованию «совершенной мудрости» назвал «новыми совершенномудрыми» реформаторов, опирающихся гл. о. на собственный разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключительно вопросами управления. В даосской традиции преобладало мнение, что истинная «совершенная мудрость» предполагает «отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности», следование «недеянию» (у вэа) и бесстрастию. В ранних даосских трактатах 4—3 вв. до н. э. («Дао дэ цзин» и др.) «совершенномудрые» выступают как идеальные мудрецы и правители, посредством «недеяния» и «естественности» (цзы жань) обеспечивающие единство социального и природного аспектов космоса. В памятниках даосизма 1-го тысячелетия н. э. понятие «совершенная мудрость» связано с повышением онтологического статуса человека, тем не менее «совершенномудрые» занимают нижние ступени в иерархии даосской святости. Так, в девятиричной классификации личностей «Тай пан цзина» шэн жэнь находятся на пятой позиции после «рабов», «народа», «добрых людей», «мудрецов» и перед «людьми дао», «бессмертными», «истинными людьми» и «людьми-духами».
В религиозном даосизме «совершенномудрым» отводится нижняя из трех горних сфер, выше них обитают «истинные люди» и «святые-бессмертные».
Лит.: Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия



Похожие термины:

  • ШЭНЬНУН

    В архаической традиции культурный герой, научивший людей земледелию и первым сумевший распознать целебные растения, поэтому в народной мифологии он считался одним из покровителей медицины.
  • ШЭННОН РЕКА

    Главная река Ирландии, берущая начало в графстве Кэвэн и, минуя несколько озер, впадающая в Атлантический океан возле Лимерика. В мифологии ирландских кельтов - одна из "двенадцати главных рек Ирла
  • ШЭНЬСЮ

    606, окр. Сячжоу (совр. пров. Хэнань), - 706. Буд. монах, основатель сев. ветви (бэй сюэ) чань-буддизма (см. Чань школа). Был помощником настоятеля в монастыре, к-рый возглавлялся Хунжэнем - пятым патриархом ш
  • ШЭНЬХУЭЙ

    686, Сянъян (совр. пров. Хубэй), - 760. Буд. монах, представитель Чань школы. После трех лет обучения у Шэньсю отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун) к Хуэйнэну, шестому патриарху Чань, под наст
  • ШЭНЬ ЮЭ

    Шэнь Сювэнь. 441, обл. Усин (совр. пров. Чжэцзян), - 513. Политич. деятель, ученый, буд. идеолог и литератор. Выходец из семьи высокопоставленного чиновника. Занимал ответственные посты в администр. аппара
  • Шэнь-нун

    в китайской мифологии культурный герой-земледелец и собиратель трав, мудрый правитель. Когда Шэнь-нун родился, в земле сами собой появились 9 колодцев. При нем с неба выпало дождем просо, и Шэнь-нун
  • ШЭНЬ ME ЛУНЬ

    Рассуждения об уничтожимости духа" - трактат философа-материалиста Фань Чжэня (5 - нач. 6 в.). Создан ок. кон. 80-х - нач. 90-х гг. 5 в. Опровергает буд. доктрину посмертного воздаяния и круга перерождений (са
  • ШЭНЬ-ГУН

    Шэнь Пэй-гун. 2 в. до н.э. Каноновед, основоположник "учения о "Луской версии "Канона стихов" (Лу ши сюэ, см. "Ши цзин") в русле "школы текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ). Уроженец удела Лу (в р-не совр. Цюй
  • ШЭНЬ ДУ

    Самоконтроль", "размышление в одиночестве". Конф. понятие, выражавшее одно из требований к нормативной личности. В древности подразумевало гл. обр. контроль, осуществляемый "благородным мужем" (цзюн
  • ШЭНЬ ДАО

    Шэнь-цзы. Ок. 395 до н.э., царство Чжао, - ок. 315 до н.э. Философ-легист из академии Цзися в царстве Ци. В "Чжуан-цзы" (гл. "Тянь ся") Ш.Д. отнесен к той же филос. группировке, что и Тянь Пянь. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н
  • ШЭНЬ БУХАЙ

    Шэнь-цзы. Ок. 385 до н.э., столица царства Чжэн (к юго-вост. от совр. г. Синьяна пров. Хэ-нань), - ок. 337 до н.э. Мыслитель-легист. Был канцлером при дворе правителя царства Хань. Выступая за управление посред
  • ШЭНЬ БУ МЕ

    Неуничтожимость духа" - представление о наличии у человека самостоятельной трансцендентной субстанции - "духа" (шэнь [1]), способной сохраняться после его физич. смерти и в неизменном виде перемещат