ШЭНЬСЮ

Найдено 1 определение
ШЭНЬСЮ
606, окр. Сячжоу (совр. пров. Хэнань), - 706. Буд. монах, основатель сев. ветви (бэй сюэ) чань-буддизма (см. Чань школа). Был помощником настоятеля в монастыре, к-рый возглавлялся Хунжэнем - пятым патриархом школы Чань. По преданию, чтобы избрать преемника, Хунжэнь предложил каждому из монахов сочинить стихотворение о сути буд. учения. Стих Ш. гласил: "Тело воздвигается просветленным сознанием (кит. пути, санскр. бодхи), сознание ("сердце" - синь [1]) подобно ясному зеркалу - его время от времени нужно прилежно протирать, не давая пыли и грязи скапливаться". Т.о. Ш. выразил идею "постепенного просветления" (цзянь у) - "поэтапного совершенствования с целью достижения нирваны" (см. Непань). Лучшим якобы оказался стих Хуэйнэна, декларировавший отказ от идеи сознания и исключение т.о. "загрязненности", что подразумевало возможность "внезапного просветления" (дунь у). После смерти Хунжэня Ш. отправился в горы Данъ-яншань пров. Цзянлин (юго-восток совр. уезда Данъян пров. Хубэй), где в монастыре Юйцюаньсы проповедовал свое учение. Пользовался покровительством императрицы У Цзэтянь, императоров дин. Тан - Чжун-цзуна и Ду-цзуна. Последователи Ш., из к-рых самыми известными были Пуцзи и Ифу, составили т.н. сев. ветвь Чань, впоследствии пришедшую в упадок. Даосюань - ученик Пуцзи - принес учение этой школы в Японию. Хэ Чэнсюань

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Шиэр Шэньсяо-шэнь

    в китайской народной мифологии духи годов 12-летнего цикла летоисчисления. Этих духов изображали обычно в образе людей со звериными головами.