СЕКТАНТСТВО
Сектантство
обособленные религиозные группы, оппозиционно или враждебно настроенные к господствующим церквам. Характеризуются догматизмом, фанатизмом, враждебностью к инакомыслящим. Сектантство возникло как вид социального и антицерковного протеста определенных групп людей. Крупнейшие секты: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и другие.
Сектантство
Особый тип интеллектуального поведения, достойный членства в секте, но не достойный свободного ума. Это смесь узости взглядов, нетерпимости и убежденности в своей правоте вопреки всему на свете; это нежелание и неумение вставать на точку зрения других людей, сопровождающееся обвинением их в слепоте и недобросовестности; это культ вождя, доктрины или организации. Сектантство – догматизм дураков.
Источник: Философский словарь.
СЕКТАНТСТВО
(от лат. secta - учение, направление, школа) - в христианстве понимается как принадлежность сектам - ограниченным группам, отпавшим от вселенской Церкви и жестко требующим признания правоты своего вероучения и связанной с ним морали и образа жизни; при этом отвергается как ложное все, что относится к вере и жизни за пределами секты. В более широком смысле сектантство означает узость мышления, фанатичную приверженность своему и отрицание ценностей не своего, групповые предрассудки, обскурантизм и пр. Дух сектантства встречается и в исторически древних церквах, сохранившим в безупречном виде свое вероучение, но не сумевшим осуществить евангельский идеал. Дух сектантства "есть дух душевной (не духовной) ревности. Это - рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви" (Архиеп. Иоанн Сан-Францисский)
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
СЕКТАНТСТВО
общее название разл. религ. групп и течений, сложившихся в силу истор. причин внутри того или иною религ. направления (христ. С, мусульм. С. и т. д.). История С. связана с историей классовой борьбы: порожденное противоречиями классового общества, оно в прошлом нередко являлось формой социального протеста тех или иных групп людей против обществ, гнета. Отмечая факт роста С. и рационализма в среде русского крестьянства в конце XIX в., В. И. Ленин указывал, что «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития, а не одной России» (Соч. Изд. 5. Т. 4, с. 228). Сектантское но форме обособление религ. групп, оппозиционных или враждебных данному направлению, имеет место в разл. религиях - иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и др. Большое развитие С. получило в христианстве. Господств. религ. направление (церковь) в антагонистич. классовом обществе организует преследования, гонения сектантов. Социальное содержание и характер С. менялись в соответствии с изменениями истор. условий. На рубеже н. э. в иудаизме существовали мессианистские секты (см. Мессианизм), оказавшие влияние на формирование христианства. В I в. н. э. в Иудее сложились секты, выступавшие против римского владычества (зелоты и др.) и ставившие уравнит. цели (сикарии). В первонач. христианстве существовало множество течений и сект, к-рые вели между собой ожесточенную, по словам Ф. Энгельса, «борьбу за существование» (см. Секты раннего христианства). Широкое распространение С. получило в период феодализма, когда церковь являлась феод. эксплуататором и придавала ореол «святости» феод. системе и когда поэтому нападки на феодализм неизбежно вели к нападкам на господств. церковь, сопровождаясь выработкой новых вероучений. По мере экономия, и полит. роста европ. городов последние становились очагами сектантского движения, выступавшего против феод.-католич. церкви и феод. гнета (см. Катары, Альбигойцы, Вальденсы). В XIV—XV вв. выделились крестьянско-плебейские секты, к-рые выдвигали радикальные программы преобразования общества и требования уничтожения феод. гос-ва и феод. церкви (см. «Апостольские братья», Лолларды, Табориты, Анабаптисты). В то же время С. препятствовало развитию активной борьбы против феодализма, т. е. выдвигало на первый план религ. вопросы. Последним массовым сектантским движением, сопутствовавшим борьбе буржуазии против феод.-абсолютистского режима, были протестантские се'кты, возникшие в период Англ. бурж. революции XVII в. (см. Квакеры, «Люди пятого царства»),
В эпоху капитализма С. отражает в религ. форме противоречия капиталистич. общества. Возникшие в XVII—XIX в», на Западе секты баптистов, евангелистов и адвентистов явились разновидностями бурж.-протестантских орг-ций, соответствовавших первоначально интересам мел- кой буржуазии, а затем - в эпоху империализма - в значит. мере превратившихся в орудие империалистич. реакции. В исламе, как и в христианстве, секты, отделившиеся от основных его направлений (суннизма и шиизма), возникли в период раннего средневековья в связи с борьбой трудящихся масс против феод. эксплуатации (см. Хариджиты, Карматы). Наряду с этим в ср. века существовали секты, отражавшие борьбу разл. группировок феодалов (см. Исмаилиты, Ассасины). В новое время в исламе появились секты (см., напр., Бабизм), отражающие интересы местной, нац. буржуазии. В России первые секты («ереси») возникли среди горожан в связи с реформац. движением XIV—XVI вв. (см. Стригольничество, Новгор,моск. ересь). Во второй пол. XVIII в. в обстановке поражения крестьянских восстаний появились секты хлыстов, скопцов, духоборов, молокан, субботников как выражение пассивного социального протеста крестьян против усилившегося фюод.-крепостнич. гнета. Протест против церкви, освящавшей феод. строй, выражался в осуждении духовенства и всей системы православия, в выдвижении на первый план личной религ. свободы, внутр. религ. убеждений. Проповедь аскетизма выражала протест против социального неравенства. Во второй пол. XIX в. в южнорусских и прибалт. губерниях (губерниях с капиталистически развитым с. х-вом) распространились баптизм, адвентизм и евангелизм, занесенные из Зап. Европы и США. II съезд РСДРП указал на ведение работы среди секстантов с целью вовлечения их в борьбу против самодержавия как на серьезную задачу партийных пропагандистов. После революции 1905—1907 руководство в С. окончательно перешло в руки бурж. элементов. В С. в большой мере усилились реакц. тенденции. Сектантская верхушка враждебно встретила Окт. революцию, в период гражд. войны и иностр. интервенции выступала против Сов. власти. Позже в ряде мест она пыталась вместе с кулачеством организовать сопротивление коллективизации с. х-ва.
Разоблачение контррев. роли значит. части сектантского руководства содействовало дальнейшему отходу трудящихся масс от С. и заставило руководителей С. занять лояльную позицию в отношении Сов. власти и социалистич. преобразований в стране. В годы Отечеств, войны процесс отхода верующих от религии замедлился, что позволило сектам в отдельных местах укрепить свои позиции. С переходом сов. народа к развернутому строительству коммунизма, с повышением материального и культурного уровня сов. людей отход верующих от религии вновь усилился. Во мн. районах страны секты полностью распались. Для преодоления сектантских и вообще религ. пережитков большое значение имеет развитие систематич. и широкой научно-атеистич. пропаганды среди верующих. См. также Ереси и названия отдельных сект.
В эпоху капитализма С. отражает в религ. форме противоречия капиталистич. общества. Возникшие в XVII—XIX в», на Западе секты баптистов, евангелистов и адвентистов явились разновидностями бурж.-протестантских орг-ций, соответствовавших первоначально интересам мел- кой буржуазии, а затем - в эпоху империализма - в значит. мере превратившихся в орудие империалистич. реакции. В исламе, как и в христианстве, секты, отделившиеся от основных его направлений (суннизма и шиизма), возникли в период раннего средневековья в связи с борьбой трудящихся масс против феод. эксплуатации (см. Хариджиты, Карматы). Наряду с этим в ср. века существовали секты, отражавшие борьбу разл. группировок феодалов (см. Исмаилиты, Ассасины). В новое время в исламе появились секты (см., напр., Бабизм), отражающие интересы местной, нац. буржуазии. В России первые секты («ереси») возникли среди горожан в связи с реформац. движением XIV—XVI вв. (см. Стригольничество, Новгор,моск. ересь). Во второй пол. XVIII в. в обстановке поражения крестьянских восстаний появились секты хлыстов, скопцов, духоборов, молокан, субботников как выражение пассивного социального протеста крестьян против усилившегося фюод.-крепостнич. гнета. Протест против церкви, освящавшей феод. строй, выражался в осуждении духовенства и всей системы православия, в выдвижении на первый план личной религ. свободы, внутр. религ. убеждений. Проповедь аскетизма выражала протест против социального неравенства. Во второй пол. XIX в. в южнорусских и прибалт. губерниях (губерниях с капиталистически развитым с. х-вом) распространились баптизм, адвентизм и евангелизм, занесенные из Зап. Европы и США. II съезд РСДРП указал на ведение работы среди секстантов с целью вовлечения их в борьбу против самодержавия как на серьезную задачу партийных пропагандистов. После революции 1905—1907 руководство в С. окончательно перешло в руки бурж. элементов. В С. в большой мере усилились реакц. тенденции. Сектантская верхушка враждебно встретила Окт. революцию, в период гражд. войны и иностр. интервенции выступала против Сов. власти. Позже в ряде мест она пыталась вместе с кулачеством организовать сопротивление коллективизации с. х-ва.
Разоблачение контррев. роли значит. части сектантского руководства содействовало дальнейшему отходу трудящихся масс от С. и заставило руководителей С. занять лояльную позицию в отношении Сов. власти и социалистич. преобразований в стране. В годы Отечеств, войны процесс отхода верующих от религии замедлился, что позволило сектам в отдельных местах укрепить свои позиции. С переходом сов. народа к развернутому строительству коммунизма, с повышением материального и культурного уровня сов. людей отход верующих от религии вновь усилился. Во мн. районах страны секты полностью распались. Для преодоления сектантских и вообще религ. пережитков большое значение имеет развитие систематич. и широкой научно-атеистич. пропаганды среди верующих. См. также Ереси и названия отдельных сект.
СЕКТАНТСТВО
лат. secta – школа, учение) – обособление религ. организаций и групп, отколовшихся от тех или иных т.н. мировых церквей и религий и оппозиционных им. Ленин писал о религ. С: "Известен факт роста в крестьянской среде сектантства и рационализма, – а выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития..." (Соч., т. 4, с. 223). Христ. С. получило широкое развитие в эпоху ср. веков как обществ. движение демократич. элементов, выступающее против господств. церкви – опоры и санкции феод. иерархии. Религ. идеологию С. отличает индивидуализм, сочетающийся в одних случаях с элементами мистич. пантеизма, в др. случаях с элементами рационализма и противостоящий авторитарному, схоластическому, внешне-обрядовому учению феод. церкви. Для периода ср. веков в странах Зап. Европы понятие о сектах идентично понятию об ересях. Бурж. революции 16–17 вв. положили конец религ. формам революц.-демократич. движения (см. Ф. Энгельс, Юридический социализм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495–516). Религ. секты, возникающие в 17–19 вв., представляют собой гл. обр. организации бурж .-протестантского типа, отличающиеся от реформированных нац. церквей большим приспособлением к вкусам и чаяниям мелкой буржуазии. На смену солидарности участников религ. движений, обусловленной интересами антифеод. борьбы, шло, хотя и под демократич. покровами, господство "клира" над "миром", а с ним догматич. нормативы, обрядность и ритуал. Классовая борьба между верхами и низами порождала в С. новообразования, к-рые, в свою очередь, раскалывались теми же противоречиями и порождали новые толки. С. развивалось в неудержимом дроблении его исходных форм и их дериватов. Наиболее ранними влият. новообразованием, выросшим на почве протестантизма, стал баптизм (см. Баптисты), уже в 17 в. подразделившийся на неск. течений. На почве баптизма в 1-й трети 19 в. возникли адвентисты, также разветвившиеся на ряд сект, к одной из к-рых восходят иеговисты (конец 19 – нач. 20 вв.), породившие в наст. время свои течения ("Церковь царства божия" и др.). В начале 20 в. возникли пятидесятники, расколовшиеся вскоре на организации "умеренных", "апостольских", "первой пятидесятницы" и др. Баптисты, адвентисты, иеговисты отличаются среди религ. С. наибольшим распространением и наличием междунар. центров. В России в силу ее относительной обществ.-экономич. отсталости сектантские движения не совпадали по своему историч. значению с еретическими. В России антифеод. еретич. движения 14–16 вв. локализовались в крупных гор. центрах, не получив отклика в массе патриархального крестьянства, к-рое выступило с широкой религ. оппозицией (т.н. раскол) лишь во 2-й пол. 17 в. с зарождением бурж. отношений в деревне. В городах передовая обществ. мысль в это время начинала переходить от еретичества к филос. свободомыслию. В расколе преобладающим течением явилось старообрядчество, к-рому по численности последователей и области распространения уступало С., доводившее оппозицию господств. церкви до отрицания самого ин-та церкви и догматич. основ православия. Социальными носителями С. во 2-й пол. 17 в. и в 18 в. были гл. обр. крестьяне, втягивавшиеся в товарно-денежные отношения. В отличие от еретич. движений 14–16 вв. в странах Зап. Европы, С. в России с самого начала не имело перспектив ни стать всеобщим крест. движением, ни сыграть роль революц. оппозиции крепостничеству, воспроизводя в новых условиях архаичную феод. форму классовой борьбы. Развитие С. как демократич. движения завершилось в основном уже в 60-е гг. 19 в. Осн. религ. сектами в России были: христоверие (возникшее во 2-й пол. 17 в., выделившее во 2-й пол. 18 в. скопцов и в 19 в. разветвившееся на постников, староизраильтян и новоизраильтян), духоборы и молокане; обе секты возникли в 60-х гг. 18 в. и в 19 в., разветвились на ряд течений. Под религ. формами этих движений скрывалось отрицание угнетения человеком человека, чему противопоставлялось построение "царства божия" на земле, этика добрых дел, равенство верующих в общинах, отказ от общеобязат. нормативов догматики и внешней обрядности. В истории этих направлений С. имели место и попытки образования производств. и производственно-бытовых коммун на уравнит. принципах. На практике в сектантских общинах развивалось социальное расслоение и во главе общин вставали представители крест. буржуазии. Царизм и церковь подвергали С. жестоким преследованиям (массовое переселение сектантов на окраины страны – в Закавказье, на Дальний Восток, в Амурскую область, Сибирь, Якутию). В пореформенный период (70–80 гг.) получили распространение баптисты, евангельские христиане (евангелисты), адвентисты, а в начале 20 в. появились пятидесятники. Демократические по составу рядовых участников, эти религ. направления не были таковыми по своей общественно-политич. роли и идеологии. Не социальный протест, а отчаяние "маленького человека" перед силами капитала запечатлелись в учении о предопределении баптизма и евангельского христианства, эсхатологич. чаяниях адвентизма, мистике пятидесятничества. Порожденные противоречиями бурж. обществ. отношений, эти секты были церквами бурж.-протестантского типа, конкурировавшими с господств. православием; общая численность их последователей накануне Окт. революции составляла не св. 250 тыс. чел. из общего числа сектантов в России ок. 1 млн. (статистика их крайне запущена). Окт. революция и социалистич. строительство привели к глубоким переменам в состоянии религ. С. и оторвали от него мн. последователей. К исходу 30-х гг. завершился распад дореформенного С., ослабли позиции и пореформенных сект – центр. организации баптизма и пятидесятничества распались. В 1944–45 произошло объединение последователей евангельского христианства, баптизма, пятидесятничества в Союз "евангельских христиан-баптистов". Наряду с ним в наст. время существуют общины адвентистов. Сов. законодательство о культах, обеспечивая гражданам СССР полную свободу совести, запрещает деятельность таких религ. организаций, к-рые под покровом религии ведут антигос. деятельность или наносят ущерб здоровью своих последователей или, наконец, проповедуют безнравств. действия. К таковым относятся, напр., иеговисты, адвентисты- реформисты, пятидесятники с их расстраивающим психику "говорением на языках", скопцы, насаждающие кастрацию, и т.п. В послевоенные годы произошло известное оживление С. в связи с нем.-фашистской оккупацией ряда территорий страны. Рост С. стимулировался активностью его проповедников в условиях, когда научно-атеистич. пропаганда в ряде мест была прекращена. Росту С. способствовали и идеологич. влияния из-за рубежа. В сов. обществе закономерным является отход от религии. Общая численность сектантов сократилась за годы Сов. власти вдвое. Значит. часть последователей совр. сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в обществ.-производит. труде (домохозяйки, пенсионеры), преим. женщины. Это свидетельствует о том, что проповедники С. пользуются недостатками воспитат. работы среди тех или иных групп населения. Лит.: Путинцев Ф. М., Политич. роль и тактика сектантов, М., 1935; Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., С. в прошлом и настоящем, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 9, M., 1961; его же, Религ. С. в наши дни, М., 1964; его же, История религ. С. в России, М., 1965. А. Клибанов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.