СТАРОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО

Найдено 1 определение
СТАРОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО
духовные христиане - понятие, к-рое введено в науч. лит-ру для обозначения религ. сект, порожденных противоречиями социально-политич. действительности России 17 - 18 вв. и выразивших в религ. форме протест против духовн. и социальн. гнета, К таковым относятся христововеры, «иконоборцы» (на рубеже 17 - 18 вв.), духоборы и молокане (с сер. 18 в.). Социальной базой духовно-христ, сект являлось крестьянство (помещичье, государственное, удельное) и демократии, слои города. Их общими чертами являются: противопоставление авторитарному правосл. вероучению и институту господств, церкви требования исповедания веры «в духе и истине», т. е. свободно-творч. понимания веры как способности и долга каждого верующего удовлетворять свои духовные запросы, совершенствуя собств. разум, чувства, поведение; противопоставление церкви общины единоверцев, не знающей деления на клир и мир, сплоченной единством убеждений, чувств, действий на началах равенства и взаимопомощи. Общины духовных христиан представляли собой микросоциумы, в к-рых участники стремились на деле осуществить свои социальные идеалы (братство, равенство, начала хозяйств, кооперации, духовное совершенствование). В условиях вт. пол. 17 в., когда в общерус. законодательстве утвердилось крепостное право (Соборное уложение 1649), а с другой стороны, развивались товарноденежные отношения, росли промыслы и развивались ремесла, С. р. с. объективно являлось одним из альтернативных по отношению к крепостничеству обществ.экономим, факторов. В свою очередь развертывавшийся в России процесс секуляризации духовной культуры и обществ. мысли опосредованно влиял на формирование С. р. с. Все старые рус. секты придерживались понятия веры «в духе и истине», но подходили к нему по-разному. Если христововеры и скопцы делали в своем вероучении упор на «дух», т, е. оно носило религ.-мистич. характер, и соответственно практиковали экстатические формы культа, т. н. радения, то «иконоборцы», духоборы, молокане выступали с вероучением, носившим религ.-рационалистич. характер, и делали упор на «истину». Тем не менее при всех отличиях между старыми рус. сектами - культовых, вероучит., общинноструктурных - грани между ними были взаимопереходимы, что объясняется общей для них антицерк. и (косвенно) антикрепостнич. направленностью, а также общей участью их приверженцев - жертв жестоких и массовых репрессий со стороны самодержавия и господств, церкви. Со временем превалирующими по влиянию среди все более широких кругов населения (прежде всего среди «третьего сословия», включая и купечество) становятся религ.-рационалистич. формы духовного христ-ва, в к-рых явственней обозначается сознание собств. противопоставленности крепостниц. гнету и крепостниц, учреждениям. По мере того как в России формировался капиталистич. уклад, особенно в пореформ. десятилетия, во всех течениях духовного христ-ва развивались внутр. противоречия, приводившие к социал ьно-класс. дифференциации, последствием чего являлась реорганизация общин на началах протестантской церковности. Сектантская верхушка стремилась к компромиссу с самодержавием, а в низах нарастал протест не только против церкви и крепостниц, институтов, но и против собственных верхов и жесткой регламентации внутриобщинной жизни. В этих условиях находили благоприятную почву в России баптизм, евангельское христ-во, адвентизм, пятидесятничество, рекрутировавшие своих сторонников гл. обр. из числа бывших приверженцев С. р. с. К С. р. с. относятся и стоявшие особняком по отношению к духовному христ-ву субботники.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Проблемы идентификации в старом русском сектантстве (на примере Астраханской губернии XIX века)

Канатьева Наталья Сергеевна
Освещаются проблемы идентификации так называемого старого русского сектантства, к которому традиционно относили в том числе хлыстовщину, иудействующих (жидовствующих) и их многочисленные ответвления, молоканство.
Читать PDF

Взаимоотношения Русской православной церкви со старообрядчеством и сектантством в Казахстане (вторая

Лысенко Юлия Александровна
Рассматриваются проблемы, связанные с определением содержания взаимоотношений Русской православной церкви со старообрядчеством и сектантством, получившими активное развитие в Казахстане во второй половине XIX в.