СЕКТАНТСТВО религиозное
Сектантство религиозное
общее название для обозначения религ. объединений, к-рые относятся к типу «секта» (см. Секта религиозная). Секты возникали в условиях классово антагонистического об-ва под влиянием глубоких социальных противоречий. Сектантские движения вначале отражали протест различных групп населения против несправедливых общественных условий. Социальной базой христ. сектантства в средневековой Европе были крестьянско-плебейские слои, выступавшие с наиболее радикальными требованиями, или бюргерство, выдвигавшее умеренные социальные программы. В период разложения феодализма и становления капитализма в Зап. Европе возникают сектантские течения протестантского толка, социальные требования к-рых носят буржуазно-демократический характер (анабаптисты, меннониты, баптисты и т. д.). В России в условиях феодализма оппозиционные настроения выражали ереси стригольников (14 в.), новгородско-московские ереси (15 в.), распространившиеся в основном среди горожан, и секты, возникшие в период раскола (17 в.), состоявшие из крестьян, посадского населения, низшего духовенства, иногда дворянства. В эпоху господства феодализма церковь была крупным феодальным собственником, наиболее общей санкцией существующего строя. Борьба против господствующих классов направлялась и против церкви. С другой стороны, в силу неразвитости сознания масс и значительного распространения религ. идеологии в тот период социальный протест выступал в религ. форме. «…Выступление политического протеста под религиозной оболочкой, — писал В. И. Ленин, — есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития» (т. 4, с. 228). В кап. об-ве С. р. сменило оппозиционный дух на дух непротивления, из формы социального протеста превратилось в орудие борьбы против этого протеста. Проповедь близкого конца света, акцент на нравственном самосовершенствовании, мотивы смирения и покорности, характерные для совр. сектантских течений, препятствуют росту политического сознания трудящихся, затушевывают классовые противоречия. В России в эпоху капитализма С. р. постоянно выступало против рев. движения рабочего класса и крестьянства. Его руководители занимали верноподданнические позиции в период революции 1905 – 1907 гг., враждебно встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Потом в течение нескольких лет вели борьбу против Советской власти. Руководители нек-рых сект относятся враждебно к Советской власти и в наст. вр. С. р. в СССР, как и другие религ. течения, находится в состоянии глубокого кризиса.
СЕКТАНТСТВО религиозное
общее название совокупности специфического типа религиозных организаций (групп, общин, объединений), отделившихся от господствующих направлений в буддизме, исламе, христианстве и др. религиях и находящихся в оппозиции к ним. Оно является продуктом развития противоречий социальной и духовной жизни в классово-антагонистическом обществе и связано с движениями социального протеста, выступающими в религиозной оболочке. В. И. Ленин рассматривал явление С.р. как «выступление политического протеста под религиозной оболочкой... свойственное всем народам, на известной стадии их развития...» (Полн. собр. соч., т. 4, с. 228).
С.р. имеет свои специфические черты, свойственные тому или иному вероучению, культу, организации: чрезмерная претензия на истинность избранного пути спасения; особый тип ориентации вероучения и поведения; организация, основанная на прямом членстве и строгой дисциплине, превращающая секту в «братство», союз «возрожденных людей»; наличие харизматического лидера (пророка, проповедника, наделенного особыми качествами исключительности); стремление к религиозно обусловленному социальному обособлению, к замкнутости; повышенный фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим и т.д. В средневековом обществе С. р.— форма социально-политического протеста против господствующей церкви и системы феодального угнетения. В совр. капиталистическом обществе оно представляет собой порождение социальных противоречий капитализма, его духовного кризиса, атмосферы мистики и иррационализма, процесса «индивидуализации религии» в буржуазном обществе (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 392), дробления и плюрализма религиозных организаций. Ср. является формой эксплуатации религиозных чувств верующих.
В совр. буржуазном обществе существует множество религиозных и околорелигиозных сект, а также др. форм и видов обособления от общества на основе специфических систем верований. Таковы протестантские организации меннонитов, адвентистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и др., а также различного рода неохристианские (напр. «движение Иисуса», «Церковь унификации» Муна и др.) или неориенталистские образования («Международное общество сознания Кришны» и др.) (см. Неомистицизм). Часть организаций, бывших в прошлом сектами, утратили сектантские черты, превратились в буржуазные церкви (баптизм, методизм и др.).
С. р. используется империалистическими кругами для пропаганды антикоммунизма, для борьбы с национально-освободительным движением, для ослабления социального протеста трудящихся и направления его в сторону религиозных иллюзий. С. р. играет большую роль в развязанной империализмом € психологической войне», подрывной деятельности, направленной против СССР и др. социалистических стран. В советском обществе подавляющее большинство последователей баптизма, адвентизма, методизма и др. и их руководителей занимают лояльные и патриотические позиции по отношению к государству. В то же время среди части сектантов (баптистов — сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, нек-рых групп пятидесятников, адвентистов-реформистов и др.) имеют место проявления религиозного экстремизма, выражающегося в непризнании советского законодательства о культах и отказе от регистрации, созданий специальных школ для религиозного обучения детей и подпольных типографий, разжигании антисоветских настроений, распространении мифов и стереотипов буржуазно-клерикальной пропаганды. Империалистические пропагандистские центры и спецслужбы делают особую ставку на религиозных экстремистов, пытаются представить их как проявление «политической оппозиции» верующих в СССР, оказывают им материальную и моральную поддержку (см. также Религия, Клерикализм).
С.р. имеет свои специфические черты, свойственные тому или иному вероучению, культу, организации: чрезмерная претензия на истинность избранного пути спасения; особый тип ориентации вероучения и поведения; организация, основанная на прямом членстве и строгой дисциплине, превращающая секту в «братство», союз «возрожденных людей»; наличие харизматического лидера (пророка, проповедника, наделенного особыми качествами исключительности); стремление к религиозно обусловленному социальному обособлению, к замкнутости; повышенный фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим и т.д. В средневековом обществе С. р.— форма социально-политического протеста против господствующей церкви и системы феодального угнетения. В совр. капиталистическом обществе оно представляет собой порождение социальных противоречий капитализма, его духовного кризиса, атмосферы мистики и иррационализма, процесса «индивидуализации религии» в буржуазном обществе (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 392), дробления и плюрализма религиозных организаций. Ср. является формой эксплуатации религиозных чувств верующих.
В совр. буржуазном обществе существует множество религиозных и околорелигиозных сект, а также др. форм и видов обособления от общества на основе специфических систем верований. Таковы протестантские организации меннонитов, адвентистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и др., а также различного рода неохристианские (напр. «движение Иисуса», «Церковь унификации» Муна и др.) или неориенталистские образования («Международное общество сознания Кришны» и др.) (см. Неомистицизм). Часть организаций, бывших в прошлом сектами, утратили сектантские черты, превратились в буржуазные церкви (баптизм, методизм и др.).
С. р. используется империалистическими кругами для пропаганды антикоммунизма, для борьбы с национально-освободительным движением, для ослабления социального протеста трудящихся и направления его в сторону религиозных иллюзий. С. р. играет большую роль в развязанной империализмом € психологической войне», подрывной деятельности, направленной против СССР и др. социалистических стран. В советском обществе подавляющее большинство последователей баптизма, адвентизма, методизма и др. и их руководителей занимают лояльные и патриотические позиции по отношению к государству. В то же время среди части сектантов (баптистов — сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, нек-рых групп пятидесятников, адвентистов-реформистов и др.) имеют место проявления религиозного экстремизма, выражающегося в непризнании советского законодательства о культах и отказе от регистрации, созданий специальных школ для религиозного обучения детей и подпольных типографий, разжигании антисоветских настроений, распространении мифов и стереотипов буржуазно-клерикальной пропаганды. Империалистические пропагандистские центры и спецслужбы делают особую ставку на религиозных экстремистов, пытаются представить их как проявление «политической оппозиции» верующих в СССР, оказывают им материальную и моральную поддержку (см. также Религия, Клерикализм).