СЕ ЦЗЯО
СЕ ЦЗЯО
Еретич. учение". Понятие кит. культуры. В широком смысле под С.ц. в ср. века могли подразумеваться любые идейные течения, противостоящие офиц. конф. ортодоксии - "правильной" (чжэн [1], см. Чжэн мин) идеологии, "выправляющей" нравы и обществ, порядок. Противопоставление "пагубного", "патогенного" (се) и "правильного", "здорового" (чжэн [1]) обозначено уже в древнекит. трактатах, в т.ч. в "Хуан-ди нэй цзин" (3 - 2 или 2 - 1 вв. до н.э.) применительно к факторам среды, субстантивированной в виде духовно-материальной субстанции "пневмы" (ци [1]). Присущая кит. культуре идея изоморфизма - подобия человека, об-ва и космоса - обусловила интерполяцию обозначения естеств. факторов в сферу этики и политики. С.ц. стало синонимом выражения "се шо" ("еретич. доктрина"), к-рое конфуцианцы могли применять, напр., к даосизму и буддизму. Вместе с тем в ср. века за С.ц. закрепился узкий, терминологич. смысл: собирательное назв. сектантских объединений в Китае и исповедуемых ими доктрин. В старом Китае участников объединений С.ц. часто называли "бандитами" (фэй), хотя криминальных и антиправительств. действий большинство из них не предпринимало. С.ц. базируются на неортодокс, трактовке базовых постулатов доминировавших в Китае религиозно-филос. систем, гл. обр. буддизма и даосизма. Большинство сект имеют разработанную систему ритуалов, тайных знаков, символику. Отталкивание и от имперско-элитарного, и от народно-локального уровней культуры нередко приводило к инверсии присущих этим уровням ценностных установок: в ряде сект поклонялись духам разбойников, падших женщин, злым духам, игнорировали офиц. праздники и имели свой календарь празднеств. Многие С.ц. имели параллельную "гос." структуру - лидер об-ва считался "императором", назначал советников, имел свой флаг и "назв. гос-ва". Следует различать ортодокс, сектантство, напр. буд. секты, и неортодоксальное - собственно С.ц. Одной из самых ранних сект можно считать Тайпин дао ("Путь Великого равновесия"), сообщество даос, толка, деятельность к-рого привела к восстанию "Желтых повязок" во 2 в. Практика этой секты отразила наиболее устойчивые черты кит. сектантства - космизм в осмыслении мировых процессов, ожидание грядущего очищения мира в результате прихода мессии (напр., у даосов Чи Цзинь-цзы - "Мудреца Красного семени"), активные занятия магией, психотехникой, боевыми искусствами, декларирование братства и равенства при наличии строгой иерархии и харизматич. лидера, непосредственно общающегося с Небом (тянь) и духами. Принято считать, что сектантские религ. объединения (Байлянъ цзяо - "Учение Белого лотоса", Багуа дао - "Учение Восьми триграмм" и др.) отличаются от тайных обществ - мими шэхуэй (напр., Тяньди-хуэй - "Об-во Неба и Земли" и т.п.). Первым приписывается ярко выраженная религ. индоктринация, вторым - чисто локальный характер и объединение своих членов независимо от религ. принадлежности. Однако на практике различия между ними были невелики, а к 19 в. практически исчезли. Тайные об-ва и религ. секты имеют фактически одинаковые иерархич. структуру, ценностные категории, целевые установки, интересы, поэтому как социальные группы они могут считаться одним и тем же видом неформальных этноспецифич. объединений. На уровне локального социума С.ц. выполняли функции взаимопомощи, психологич. компенсации в изменяющихся социально-экономич. и политич. условиях, транслировали историч. духовные традиции и т.п. В пер. правления маньчж. дин. Цин и в зарубеж. диаспоре они способствовали сохранению нац. самосознания: в части., представителями об-ва Хунмэнь ("Братство Хуна") был провозглашен лозунг "единства братьев Хуна среди четырех морей", в осуществление к-рого налажены тесные контакты сект в Китае и за рубежом, в т.ч. в США. Крупнейшими представителями С.ц. в разные периоды являлись Байлянь цзяо, Багуа дао, Игуань дао ("Путь, пронзающий Единым"), Цзюгун дао ("Путь Девяти дворцов"), Чжэнькун цзяо ("Учение Истинной пустоты"), Даодэ сюэшэ ("Об-во постижения добродетели"),. И синь Тяньдао Лунхуа шэньцзяохуэй ("Об-во святого учения Небесного пути единого сердца Драконьего цветка"). Ли цзяо ("Учение Принципа"). Важнейшей чертой идеологии С.ц. являются апокалиптич. и сотериологич. идеи. к-рые берут исток в доктрине Байлянь цзяо и облекаются в основном в буд. терминологию. Подавляющее большинство сект отличает веротерпимость и синкретичность. В части., широко распространены лозунги: "пять учений (конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство, ислам) сходятся воедино", "слова Будды, Лао-цзы и Конфуция не отличаются от мудрости Христа и Мухаммеда, а мы верим всем мудрецам". Пантеон божеств в сфере С.ц. весьма широк, в большинстве случаев центр, фигурой является Ушэн Лаому - "Нерожденная" или "Извечная Праматерь", обитающая в "Зап. раю" и породившая Фуси и Нюйва, к-рые в свою очередь дали жизнь всем людям. Ушэн Лаому непрестанно печется о спасении людей, посылает им своих посланников и оберегает от бед. Концепция внутр. "чистоты" С.ц. базируется на убежденности в исключительном обладании "истиной" и положении о ее передаче как "преемствовании дао" (см. Дао тун). С.ц. действительно долгое время являлись каналом передачи живых мистич. традиций. Внутренняя жизнь сект отличается разнообразием. Большинство сект придерживаются строгого вегетарианства, ряд последователей принимает обет целибата. Вместе с этим в отд. сектах был принят проимискуитет, эпатаж семейных ценностей конфуцианства выливался в ритуальные оргии- ритуалы "соединения ци [1]" (хэ ци), что служило особого рода подтверждением космич. общности и равенства людей, т.к. "все произошли от Ушэн Лаому". До сер. 20 в. ряд сект вырос в крупнейшие орг-ции, охватывавшие иногда большинство жителей уезда. При этом локальные орг-ции - "алтари" не были связаны между собой и действовали в основном самостоятельно. В ряде сект распространен сбор пожертвований на умиротворение духов, очищение от скверны. Вероучения сект излагали особые тексты - баоцзюань ("драгоценные свитки"). Считалось, что их "нельзя передавать вовне", хотя многие бао цзюань приобретали широкую известность. Элементом вероучений практически всех С.ц. является концепция членения истории мира на три стадии, сложившаяся под влиянием Саньцзе цзяо ("Учения о трех кал пах") в 6 в. Первая стадия - эра Синего солнца, когда миром правил будда прошлого Кашба, восседавший на синем лотосе. Нынешний этап - эра Красного солнца или "Великого предела" (тай цзи), а в мире господствует энергия Будды Шакьямуни. В будущем наступит эра Белого солнца, в мир придет будда грядущего Майтрейя и наступит апокалиптич. очищение мира от скверны, при этом спасутся только те, кто вступил в секту и приобщился к тайным ритуалам. С.ц. оказали колоссальное влияние на кит. деревню. Часты были случаи взаимоналожения администр. структур и руководства местных С.ц. Они послужили матрицей для создания нек-рых орг-ции социально-политич. направленности, в принципе не присущей сектам. В части., нек-рые орг-ции нач. 20 в.- Гуанфухуэй, Тунмэнхуэй (см. Сунь Ятсен) переняли у С.ц. формы орг-ции, внутр. взаимодействия, ряд ценностных категорий. Отд. об-ва, напр, действовавшая в нач. 20 в. в Иокогаме Тяньдихуэй, являлись по сути революц. орг-циями; во Франции роль кит. секции I Интернационала выполняла местная ячейка того же об-ва. В КНР сектантские объединения находятся под запретом как "контрреволюц." или "реакционные объединения", их создание или участие в них преследуется по закону. В ряде стран Вост. Азии, в части, на Тайване, в Сингапуре, Бирме, Японии, секты существуют легально и представляют собой офиц. религ. конфессии. "Тайные об-ва в старом Китае. М., 1970; Поршнева Е.Б. Учение Белого лотоса - идеология нар. восстания. М., 1972; Ее же. Религ. движения в средневек. Китае. Проблемы идеологии. М., 1991; Малявин В.В., Кожин П.М. Традиц. верования и синкретич. религии Китая // Локальные и синкретич. культы. М., 1991; Мослов А.Л. Тайные об-ва в политич. культуре Китая XX в. (кон. 20-х - 80-е гг.). Канд. дис. М., 1992; Цзиньдай мими шэхуэй шиляо (Материалы по истории тайных обществ в новое время). Пекин, 1935; Ли Шиюй. Сяньцзай Хуабэй мими цзунцзяо (Совр. тайные религ. учения в Сев. Китае). Тайбэй, 1975; Хуэйдан ши яньцзю (Изучение истории тайных орг-ций). Шанхай, 1987. А.А. Маслов