ЧЖЭНЬКУН ЦЗЯО

Найдено 1 определение
ЧЖЭНЬКУН ЦЗЯО
Учение Подлинной (Истинной) пустоты" - одно из крупнейших кит. сектантских течений. Широко распространилось в Гонконге, Малайзии, Сингапуре. Др. назв. - Чжэнькун дао ("Путь Истинной пустоты"), Уцзи дао ("Путь Беспредельного"), Тянькун дао ("Путь Небесной пустоты"), Чжэнькун цзы-шаньхуэй ("Об-во добродетели Подлинной пустоты"). Доктрина Ч.ц. берет истоки от учения секты буд. толка Дачэн мэнь ("Врата махаяны") и учения Ло Цина. Основателем Ч.ц. считается монах Ляо Дипинь (1827 - 93). Он учил, что необходимо через мистич. транс осознать "Беспредельное и Подлинную пустоту" (см. Тай цзи, Кун, Сюй) и т.о. понять, что буддизм, конфуцианство и даосизм "в пустоте обретают Великое дао"; призывал к пустынножительству в горах, употреблению постной пищи, упорной медитации. Тот, кто вступил в Ч.ц., сумеет отказаться от опискурения, без лекарств излечивать все болезни и даже "присоединиться к небожителям". В отличие от большинства др. сектантских объединений в основе идеологии Ч.ц. лежит не буд. сотериологич. идея, а мистицизм раннего даосизма. Свящ. книгами Ч.ц. Ляо Дипинь объявил "Пятикнижие" Ло Цина, ряд конф. и даос, канонов, в т.ч. "Дао дэ цзин". После кончины Ляо Дипиня в тюрьме его наследниками стали сразу несколько ближайших последователей. Лидером стал Лай Жэньчжан, основавший в 1899 в горах Хуанюйшань пров. Цзянси штаб-квартиру Ч.ц. Учение секты приобрело популярность на юге Китая, в Шанхае, Нанчане, пров. Цзянсу, Хубэй, Фуцзянь, Гуандун, перекочевало отсюда в Сингапур, Гонконг, Малайзию, на Филиппины. В 1929 лидерство наследует дальний родственник первопатриарха Ляо Ипу. В это же время были созданы крупные и хорошо тренированные вооруженные отряды Ч.ц. В 1948 Ч.ц. открыло офиц. представительство в Нанкине. После образования КНР Ч.ц. предприняло попытку институционализироваться при новой власти, образовав высший орган своих вооруженных формирований - "Военный совет Учения Подлинной пустоты", однако вскоре он был разгромлен. Деятельность Ч.ц. была нелегально возобновлена в КНР с нач. 80-х гг. Важным побудительным мотивом для неофитов является перспектива излечения всех болезней, к-рые проистекают из-за "противодействия небесному принципу и нанесения ран собств. внутр. природе и чувствам". Излечиться можно лишь магич. отваром из трав, в т.ч. галлюциногенов, изготовляемым руководителем отделения Ч.ц. Его следует выпить, затем провести долгий сеанс медитации в молельном зале либо рядом с ним. Такой же "чай бессмертных небожителей" пьют адепты во время священнодействий, в т.ч. ритуалов инициации. Последователи Ч.ц. не употребляют мяса, вина, не признают изображений святых, что резко отличает Ч.ц. от большинства нар. верований и ортодоксальных буддизма и даосизма. В качестве осн. догматов Ч.ц. можно выделить три: 1. Учение о "пустоте" (сюй) как креативном истоке всего сущего, к-рый содержит животворящее "семя" (цзин [3]), не м.б. рационально объяснен и дан лишь как мистич. переживание. 2. Догмат о "благоговейном почитании пяти" (у гуй): "обиталища" (т.е. мира), его обитателей, "середины" (или "Срединного пути" - подлинных принципов жизни), "Единого" (онто-логич. первоосновы мира) и "пустоты". 3. Требование "четырех испытаний", к-рые должен выдержать адепт Ч.ц., - испытание "правильностью" (следование предписаниям), желаниями (страстями) и отшельничеством. В ряде стран Юго-Вост. Азии Ч.ц. действует открыто и нередко связано с крупными финансовыми группами. **Люсин юй Гань, Мань, ао цзи Малая чжи Ч.ц. (Распространение Ч.ц. в Цзянси, Фуцзяни, Гуандуне и Малайзии). Сянган, 1962; Фаньдун ху-эйдаомэнь цзяньцзе (Общий обзор реакционных тайных сект). Пекин, 1987. С. 53 - 5. А. А. Маслов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь