РОЗА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Роза
В искусстве и литературе христианских народов роза первоначально прославляется как райский цветок, как символ чистоты и святости. Это символ самого Христа или, еще чаще, Пресвятой Девы Марии. Петр Дамиани называет Богородицу «Розой рая», Бонавентура и многие др.
«Розой без шипов». По житиям святых у монахов, почитавших и славивших Пресвятую Деву, после смерти изо рта или на груди вырастают розы. В литературных сюжетах благочестивые девушки собирают розы и подносят Спасителю, бросают их на небо и получают с неба благословение. Красная роза символизирует мученичество (кровь мученика), белая – непорочность. Роза занимала видное место в религиозных процессиях, преимущественно в весенний праздник Вознесения Христова (Festum rosae). В Риме и других городах в этот день бросали розы с церковных башен.

Источник: Православный церковный словарь.

РОЗА
самый популярный цветочный символ, эмблема весны, красоты и любви. Бутон розы является символом девственности, а увядший цветок — кратковременности земных благ. Как символ женственности, физической любви и юности, роза тесно связана с Великой Матерью и с андрогинными божествами. В Древнем Египте роза была священным цветком Исиды. Так, в «Золотом осле» Апулея она — символ посвящения в культ Исиды и искупления. В Библии роза Шарона стала символом возлюбленной. У арабов, наоборот, роза является символом мужской красоты. В греческой мифологии, как символ любви и страсти, роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (римской Венеры), а также символизировала любовь и желание. В эпоху Ренессанса роза ассоциировалась с Венерой из-за красоты и аромата этого цветка, а колкость ее шипов — с ранами любви. По одной легенде, роза впервые расцвела, когда Афродита родилась из морской пены и, торопясь к умирающему Адонису, оцарапала ноги о шипы розы и окрасила некоторые цветки в красный цвет, хотя, согласно другой легенде, розы возникли из крови Адониса. Новобрачные спали в постели, устланной розами, на подушках, наполненных розами, и носили венки из роз. Расцениваясь как знак вечной любви, роза помещалась в изголовье умерших и на могилах. В женщине роза символизирует радость, обходительность, богатство, юность, тогда как шипы знаменуют в ней черты, препятствующие любовным домогательствам: гордость, злословие, скромность и страх. В эпоху декаданса (конец XIX в.) роза стала символизировать поругание любви, похоть и порок. Роза и крест — символы Христа и масонства. Алый цвет розы признан цветом крови Спасителя. Ангелы с гирляндами из роз парят над великомученицей Доротеей в момент ее казни за отказ отречься от своей веры. Розы выросли там, где на землю упали капли крови Франциска Ассизского. Если красная роза означает милость, духовность, очищение и освобождение от грехов, мученичество, то белая — чистоту, добродетель, девственность и любовь к Богу. Согласно легенде, королева цветов росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание о нем, тогда как запах и красота цветов продолжают ассоциироваться с раем. Как знак духовной любви роза символизирует триаду Любви, Терпения и Мученичества Богоматери. Не случайно Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку в ней не было греха — «розой без шипов». Роза также означает небесное вознаграждение за святость. Венки из роз на головах ангелов, святых или умерших символизируют небесную радость. Роза — символ тайны и молчания. Согласно греко-римской мифологии, бог молчания Гарпократ склонил Венеру к любовной связи. Чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон, вручил ему белую розу. Поэтому в Германии розу рисовали или изображали барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, подчеркивая, что все сказанное «под розой», является конфиденциальным. В католических храмах роза часто изображается как символ Христа. Розу с семью лепестками отождествляют с принципом семиричности: семь дней недели, семь планет, семь соответствующих им металлов или семь степеней совершенства. Роза с восемью лепестками символизирует возрождение. Средневековая геральдическая роза, имевшая пять или десять лепестков, выражает духовное таинство человека через пифагорейскую пентаду и декаду. В суфизме роза — символ совершенной любви к Богу, у розенкрейцеров «розу вечности» можно получить через отречение от креста времени. Роза обозначает мистические условия, при которых происходит преображение любви, красоты, добра и радости, и видимая множественность явлений уступает вечному и нетленному единству. При этом роза с крестом символизирует единство противоположностей, а роза в центре креста — первоначальное единство, из которого развился мир. Крест в сочетании с пятью лепестками розы стал символом Воскресения и радости. Если в верхней части креста были три розы, а в нижней четыре, то это означало синтез духовного мира с земным. У алхимиков роза означает трансмутацию материи в дух и отсутствие желаний. В Каббале роза выступает неким мистическим центром, сердцем творения всего сущего. В мистике ислама она — символ космической силы. Сердцевина цветка ассоциируется с солнцем, а лепестки — с лунами. В романтизме У. Блейка роза символизирует невинность, отравленную опытом, добро, искаженное злом, бесконечность, заслоненную временем. «Роза Мира» Даниила Андреева задумана как универсальная религия будущего, корни которой находятся на небе, а лепестки расцениваются как мировые религии, исходящие из единого центра. Роза обладает психологическим и космологическим символизмом: например, у К. Г. Юнга она символизирует целостность личности, баланс между сознанием и подсознанием. Роза, помимо прочего, также служит источником вдохновения. Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения. С розой тесно связаны понятия времени, смерти и воскрешения. В Риме увядшая роза была символом краткости жизни и эмблемой царства теней. Омар Хайям утверждал, что роза лучше всего цветет на пролитой крови царя, а У. Шекспир считал, что лучший аромат имеет умирающая роза. У Данте роза означала завершение духовного пути, постижение духовной любви и осуществленную вечность. Так, в заключительной главе «Рая» блаженные духи образуют на небе огромную Розу с Девой Марией в центре. Но уже в XVII в. роза превратилась в символ тщеславия, веселья и легкомыслия. Ярко-пунцовая роза является неофициальной эмблемой Болгарии. Желтая, чайная, роза служит официальной эмблемой Пекина. В гербе Финляндии — девять белых роз. Гель, саворская роза, стала национальным символом Туркмении, по которому туркменские ковры отличают от других ковров Ближнего и Среднего Востока. Роза с красными лепестками и белыми тычинками — традиционная полуофициальная эмблема Великобритании. Она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей. После войны Алой и Белой Розы, названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за корону, алая роза Ланкастеров и белая роза Йорков были объединены в форме, которая носит название «Розы Тюдоров». В недавние времена красная роза была одобрена европейскими политическими партиями в качестве эмблемы социализма. В 1986 ее в этом качестве утвердила британская лейбористская партия. Розу как символ любви раньше широко применяли в любовных заклинаниях и гаданиях. Цветок, носимый на себе, — знак зачатия. Увидеть розу, особенно красную, во сне считалось предсказанием успеха в любви, тогда как белая роза являлась плохой приметой. Когда девушка желала узнать о своем суженом, она срывала в Иванов день розовый бутон, который заворачивала в белую бумагу и прятала до Рождества. Если бутон сохранялся свежим, то девушка брала его с собой в церковь, где тот, кому было суждено стать ее мужем, подходил и брал у нее цветок. Бытовало поверье, что загулявшего возлюбленного можно вернуть с помощью сложного ритуала собирания трех роз в ночь на Ивана Купалу. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
94.23 кб

«Оправдание добра» В. Соловьёва и «Роза Мира» Д. Андреева: аналитика метафизических оснований должно

Дашевская Ольга Анатольевна
В сопоставлении деонтологии В. Соловьёва и Д. Андреева выявляется влияние кантовской идеи надличностной нравственности. Выделяются аспекты метафизики должного В.

Похожие термины:

  • Карснер, Роза

    Karsner, Rose) (1890-1968) - иммигрировала из Румынии, вступила в Соцпартию в 1908 году, участвовала в основании Компартии и руководстве Международной Рабочей Защиты. Пожизненная супруга Кэннона, вместе с ним в
  • ЛЮКСЕМБУРГ Роза

    15 марта 1871, Замосць, Польша — 15 марта 1919, Берлин) — деятельница польского и германского рабочего движения, теоретик т. н. революционного марксизма. В 1897 закончила Цюрихский университет со степенью
  • РОЗА МИРА

    трактат Д.Л.Андреева, написанный в 1950—1958 в тюрьме (где он провел, невинно осужденный, десять лет) и содержащий его эзотерическое учение, к-рое представляет собой философско-историческую утопию, экл