ЛЮКСЕМБУРГ Роза

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛЮКСЕМБУРГ Роза
15 марта 1871, Замосць, Польша — 15 марта 1919, Берлин) — деятельница польского и германского рабочего движения, теоретик т. н. революционного марксизма. В 1897 закончила Цюрихский университет со степенью доктора государственного права. С 1898 жила в Германии, возглавляла вместе с К. Либкнехтом левое течение СДПГ. Одна из основателей КПГ. Убита после подавления восстания берлинских рабочих.
В своей теоретической деятельности исходила из единства марксистской философии, политэкономии и учения социализма. Выступила с критикой Э. Бернштейна, считая, что он вновь возвращает социализм из науки в утопию. В работе «Социальные реформы или революция» (Socialrefonnen oder Revolution, 1890, рус. пер. 1904) подчеркивает противоречивую сущность явлений капитализма, считает неприемлемой теорию эволюционного врастания капитализма в социализм путем реформ. Наибольшую известность получила ее работа «Накопление капитала» (Die Akkumulation des Kapitals, рус. пер. 1921). Основной акцент она делает на объективных моментах развития, уделяя большое внимание стихийности рабочего движения. Революцию она понимает как стихийный взрыв масс, сознательное руководство социал-демократической партии играет незначительную роль. Основные расхождения с Лениным были связаны с трактовкой организационных вопросов партийного строительства, а также с различным пониманием свободы и демократии (Die russische Revolution, 1920, рус. пер. в журнале «Коммунист», 1979, № 1).
M. А. Хевеши

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛЮКСЕМБУРГ (нем. Luxemburg, польский Luksemburg) Роза
1871— 1919) — деятель польского, нем. и международного рабочего движения, одна из основателей «Союза Спартака» и Компартии Германии (КПГ), теоретик и пропагандист марксизма, литературно-худож. критик, публицист. Через все эстетическое и литературно-критическое наследие Л. последовательно проходит идея неразрывного единства иск-ва, действительности и революции. Под этим углом зрения она и раскрывает одну из осн. тем своего литературно-критического творчества — место художника в революции, его социальную роль. Так, в одной из первых своих статей «Адам Мицкевич» (1898) Л. рассматривает все творчество поэта, его подъемы и спады в сопричастности с развитием польского революционного движения, с восстаниями 30-х гг. и их подавлением. Выступая против теории «мирного врастания» социализма в капитализм, она обосновывает плодотворность для иск-ва связи с передовой идеологией, с революционной борьбой трудящихся. В статье «Глеб Успенский» Л. характеризует писателя как вождя разночинной рус. интеллигенции, выразителя идеологии народничества. В отклике на книгу Меринга о Шиллере, написанную для рабочих. Л., солидаризируясь с автором, подчеркивает несостоятельность обывательского понимания революционности как любой формы протеста, отстаивает тезис о социальной направленности революционного действия и в этой связи поддерживает идею о необходимости освоения, глубокого проникновения в смысл драматургии Шиллера. Л. выступает за «тенденциозное иск-во» (Тенденциозность) как часть революционного процесса, против натурализма и декадентства. Рассматривая рус. лит-ру (статьи, посвященные В. Г. Короленко, Толстому, классической лит-ре XIX в. в целом), она высоко оценивает ее обличительный пафос, остроту социальной проблематики и высокие худож. достоинства. Хотя Л. не всегда последовательно проводила принципы марксистского анализа произв. иск-ва, подменяя порой при оценке их содержательной стороны социальные критерии моральными, она неизменно оставалась на позициях отстаивания прогрессивного реалистического иск-ва (Реализм), отражающего интересы народа.

Источник: Эстетика: Словарь

ЛЮКСЕМБУРГ Роза
5.3.1871, Замосць, Польша - 15.1.1919, Берлин), представительница революц. марксизма, деятельница нем., польск. и междунар. рабочего движения.
В 1897 окончила ун-т в Цюрихе со степенью дра гос. наук. В 1898 переехала в Германию, где вместе с К. Либкнехтом и др. возглавила левое течение в нем. социал-демократии. В 1904, в связи с расколом в РСДРП, Л., не поняв ленинских принципов строительства пролет. партии нового типа, выступила с критикой большевиков. В период революции 1905-07 в России Л. по мн. вопросам стратегии и тактики революц. борьбы сблизилась с большевизмом. С энтузиазмом приветствуя революцию в России, Л. правильно оценивала роль пролетариата как решающей силы революции, признавала необходимость вооруж. восстания и установления революц. диктатуры.
В период войны 1914-18 Л. с революц. позиций решительно осуждала шовинистич. политику руководства С.-д. партии Германии, политику «гражд. мира» и поддержки войны. В 1916 Л. издала (под псевд. Юниус) брошюру «Кризис социал-демократии» (рус. пер. 1923), в к-рой вскрывала империалистич. характер войны, клеймила предательство с.-д. лидеров. В. И. Ленин в ст. «О брошюре Юниуса» оценил брошюру в целом как прекрасную марксистскую работу (см. ПСС, т. 30, с. 1-16). Вместе с тем Ленин критиковал имевшиеся в ней отд. ошибки (отрицание возможности нац.-освободит, войн в эпоху империализма и др.). За антимилитаристскую агитацию Л. подвергалась преследованиям. В общей сложности провела в тюрьмах ок. 4 лет (гл. обр. в период 1-й мировой войны).
Л. была одним из организаторов группы «Спартак» (оформилась в янв. 1916; в нояб. 1918 преобразована в «Союз Спартака»), Будучи одним из основателей Коммунистич. партии Германии, на Учредит, съезде (30.12.1918-1.1.1919) Л. сделала доклад о программе партии. После подавления восстания берлинских рабочих в янв. 1919 контрреволюция организовала арест и убийство Л. и К. Либкнехта.
В своих осн. теоретич. трудах по политэкономии Л. выступала с критикой капитализма и его последней стадии - империализма. Однако в экономич. концепции Л. содержались ошибки. Так, Л. утверждала, что накопление капитала при капитализме возможно лишь за счет расширения сфер эксплуатации «некапиталистич. среды», т. е. х-в крестьян и ремесленников, отсюда ее определение империализма как политики борьбы каппталистич. гос-в за остатки «мировой некапиталистич. среды». Мастерски применяя во мн. своих трудах материалистич. диалектику, Л. в ряде случаев отступала от нее, допуская метафизич. ошибки. Это сказалось, в частности, в неправильной трактовке ею нац. вопроса (отрицание права наций на самоопределение). Л. недооценивала также революц. возможности крестьянства.
Убежденная марксистка, Л. рассматривала загнивание бурж. идеологии как выражение неизбежной гибели капитализма, вскрывала реакц. сущность неокантианства и этич. социализма; резко критиковала реформистские идеи Бернгатейна, считая его взгляды несовместимыми с пребыванием в партии. Определяя ревизионизм как разновидность мелкобурж. реформистской идеологии, Л. противопоставляла ему революц. марксизм. Стержнем этой полемики была проблема соотношения объективной историч. закономерности и революц. преобразований. Защищая выводы К. Маркса об углублении всех противоречий капитализма и неизбежности социалистич. революции, Л. показывала ошибочность утверждения Бернштейна об устойчивости мелкого произ-ва, подчеркивала классовый характер бурж. гос-ва, решительно выступала против реформистской идеи постепенной «социализации» общества. Подвергнув критике метафизич. противопоставление революц. «катастрофы» и эволюц. «развития», Л. писала, что «катастрофа» представляет собой закономерный момент развития.
Л. горячо приветствовала Окт.революцию 1917 в России как начало новой эры в истории человечества. Обосновывая закономерный характер революции, Л. отмечала выдающуюся роль партии большевиков как вдохновителя и вождя революции. Однако, находясь в тюрьме и будучи недостаточно информированной, она в тот момент неправильно оценила нек-рые вопросы тактики большевиков (решение ими агр. и нац. вопросов, роспуск Учредит, собрания и др.). Позднее, в условиях острой революц. борьбы, Л. исправила мн. свои ошибки, перейдя на позиции ленинизма. Усваивая опыт большевизма, Л. разоблачала каутскианскую теорию «чистой» демократии, правильно ставила вопрос о соотношении социалистич. демократии и диктатуры пролетариата.
С революц. деятельностью Л. были тесно связаны ее выступления по вопросам лит-ры и иск-ва. Статьи Л. о А. Мицкевиче, Г. И. Успенском, Ф. Шиллере, Л. Н. Толстом, В. Г. Короленко имели большое значение в борьбе против бурж.-реформистской идеологии, защищали иск-во, связанное с демократич. и революц. движением, показывали, что участие в социальных битвах не принижает, а возвышает иск-во.
Критикуя отд. ошибки и отступления Л. от последоват. марксизма, Ленин высоко ценил ее как борца за дело рабочего класса, как представителя нефальсифицированного, революц. марксизма, подчеркивал, что ее работы «...будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира» (там же, т. 44, с. 422).

Источник: Советский философский словарь

ЛЮКСЕМБУРГ Роза

(5 марта 1871 – 15 янв. 1919) – деятельница герм. и польского рабочего движения, представительница революц. марксизма конца 19 – нач. 20 вв. Род. в Польше в г. Замосьц (Замостье). Уже в гимназич. годы была связана с революц. кружками, познакомилась с марксизмом. Была в числе основателей (1893) с.-д. партии Королевства Польского, участвовала в деятельности с.-д. партии Королевства Польского и Литвы. Окончила ун-т в Цюрихе со степенью д-ра гос. наук. Переехав в 1897 в Германию, активно включилась в борьбу левых нем. с.-д-тов против оппортунизма и ревизионизма. Опираясь на опыт революции 1905–07 в России, Л. решительно выступала за массовую стачку как новую форму борьбы пролетариата. Во время первой мировой войны Л. с марксистских интернационалистских позиций беспощадно боролась с милитаризмом, разоблачала предательство правых и центристских лидеров герм. с.-д-тии. В период войны Л. за выступления против империализма трижды сидела в различных герм. тюрьмах (около 4 лет). Л. явилась одним из организаторов революционного "Союза Спартака" (1916), затем – созданной на его основе Коммунистич. партии Германии (1918). 15 янв. 1919 вместе с К. Либкнехтом была зверски убита контрреволюционерами. Убежденная марксистка, Л. правильно указывала на загнивание бурж. идеологии, выражающее неизбежность гибели капитализма, вскрывала реакц. сущность неокантианства и теорий этического социализма. В работе "Социальная реформа или революция?" ("Sozialreformen oder Revolution?", 1899, рус. пер. [1904–05 ], новое изд. 1959), в многочисл. статьях и выступлениях Л. с присущей ей революц. страстностью и остроумием подвергла резкой критике Бернштейна и др. ревизионистов. Стержнем этой полемики была проблема соотношения объективной историч. закономерности и революц. преобразований. Защищая выводы Маркса об углублении всех противоречий капитализма и неизбежности социалистич. революции, Л. показывала фальшь утверждения Бернштейна об устойчивости мелкого произ-ва, подчеркивала классовый характер бурж. гос-ва, решительно выступала против реформистской идеи постепенной "социализации" общества. Подвергнув критике метафизич. противопоставление революц. "катастрофы" и эволюц. "развития", Л. писала, что "катастрофа" представляет собой закономерный момент развития. Крупной заслугой Л. было выдвинутое ею, но не поддержанное ни руководителями партии, ни т.н. "середняками" требование решительного разрыва с оппортунистами, изгнания Бернштейна и его единомышленников из партии (см. письма Л. в ст. "Роза Люксембург против ревизионизма", в журн. "Новая и новейшая история", 1962, No 5, 6; 1963, No 1). Вместе с тем Л. не поняла всей опасности бернштейновского ревизионизма, его нападок на материализм и диалектику, допускала отд. отступления от диалектики к механистич. детерминизму. Основа этих отступлений – ошибочные воззрения Л. на ряд вопросов политич. экономии, к-рые нашли выражение в ее работах "Накопление капитала" ("Die Akkumulation des Kapitals", 1913; рус. пер. 1921, 5 изд. 1934) и "Введение в политич. экономию" ("Einf?hrung in die National?konomie", 1925; рус. пер. 1925, нов. изд. 1960). Популяризируя учение Маркса, показывая, что не техника, а отношения собственности определяют характер способа произ-ва, Л., однако, ошибочно писала, что регулятором товарного х-ва является не закон стоимости, а обмен, к-рый "регулирует... все хозяйство, ... управляет обществом" ("Введение...", М., 1960, с. 236). Накопление при капитализме возможно, по Л., лишь за счет расширения сферы эксплуатации "некапиталистической среды" (т.е. хозяйств крестьян и ремесленников), с исчезновением к-рой капитализм якобы автоматически рухнет. Отсюда и неправильное определение Л. империализма как политики борьбы капиталистич. гос-ва за остатки "мировой некапиталистич. среды". Защита механистич. детерминизма сочеталась, однако, у Л. с горячей убежденностью в неотвратимости пролетарской революции. Все же ошибки Л. в области политэкономии не могли не сказаться на ее деятельности, на понимании организац. принципов партии, аграрного и нац. вопросов. Полагаясь преимущественно на объективный ход развития, она недооценивала роль субъективного фактора в истории, что нашло выражение в недооценке роли партии в рабочем движении. В 1916 под псевд. "Юниус" вышла написанная Л. в тюрьме брошюра "Кризис социал-демократии" ("Die Krise der Sozialdemokratie", рус. пер. 1923). В ст. "О брошюре Юниуса" Ленин приветствовал появление этой работы, разоблачающей социал-шовинистские вымыслы о якобы освободит. характере происходившей войны (см. Соч., т. 22, с. 291–305). В то же время Ленин подверг критике ряд ошибок Л., в частности недооценку ею нац.-освободит. движений эпохи империализма. Ленин неоднократно указывал, что политич. ошибки герм. левых, в т. ч. и Л., тесно связаны с их метафизич. и механистич. ошибками в теории. В 1918 Л. написала работу "Рус. революция" ("Die russische Revolution", опубл. 1922), в к-рой, несмотря на ошибочные высказывания по ряду вопросов большевистской тактики, отмечала историч. заслугу партии большевиков как партии последовательно революционной, с презрением писала о правых руководителях герм. с.-д-тии. Под влиянием Октябрьской революции в России, опыта большевиков Л. начала, хотя и не сразу, исправлять свои ошибки. О переходе Л. на позиции ленинизма свидетельствуют статьи в "Rote Fahne" и особенно "Доклад о программе партии" ("Rede zum Programm...", 1919), с к-рым она выступила на Учредит. съезде КПГ (1918). Хотя и здесь еще недостаточно подчеркивалась роль партии, необходимость союза рабочего класса с крестьянством, однако, окончательно покончив с метафизически-эволюционистскими теориями оппортунистов, отметив историч. значение Октябрьской революции, программа выдвинула задачу борьбы за социалистич. преобразование общества. А. Мысливченко. Москва. С революц. деятельностью Л. были тесно связаны ее выступления, по вопросам лит-ры и иск-ва. Статьи Л. о Мицкевиче, Успенском и Шиллере, о Л. Толстом и Короленко имели большое значение в борьбе герм. левых против бурж.-реформистской идеологии. Эти статьи защищали иск-во, связанное с демократич. и революц. движением, показывали, что участие в социальных битвах не принижает, а возвышает иск-во. В трех статьях о Толстом, опубликованных в тот же период, что и посвященные Толстому статьи Ленина, Л. отвергла традиц. противопоставление Толстого-художника Толстому-мыслителю. "Без величия личности и величия мировоззрения, – писала она, – нет великого искусства" ("О литературе", М., 1961, с. 121). Однако Л. не смогла преодолеть до конца теорию "двойственности" Толстого. Статья Л. "Душа рус. литературы" (1918, рус. пер. 1922) представляла собой первый марксистский очерк рус. поэзии и прозы от 1812 до 1914. Правда, и здесь сказались ошибки Л.: героич. характер рус. лит-ры она как бы выводит из "чувства социальной ответственности" и недостаточно объясняет конкретно-историч. особенностями развития России. В целом же наследие Л., лит. критика, показывает, как марксистская эстетич. мысль того времени, очищаясь от реформистских и догматич. искажений, вступала в ленинское русло развития. М. Кораллов. Москва. Критикуя отд. ошибки и отступления Л. от последоват. марксизма, Ленин высоко ценил ее как пламенного борца за дело рабочего класса, против ревизионизма; он называл Л. орлом, великой коммунисткой (см. Соч., т. 31, с. 315; т. 33, с. 184). Отдавая должное революц. заслугам Л., нем. коммунисты под руководством Э. Тельмана повели борьбу за преодоление ее ошибок (см. E.Th?lmann, Der revolution?re Ausweg und die KPD, M., [1932 ], S. 71). Ревизионисты пытались и пытаются использовать ошибки Л. для противопоставления ее взглядов Марксу и Ленину, для борьбы против марксизма-ленинизма (см., напр., В. Kautsky, Rosa Luxemburg. Eine biographische Skizze, в кн.: R. Luxemburg, Briefe an Freunde, 1950). Нем. коммунисты дают отповедь подобному искажению взглядов Л. Революц. заветы Л. последовательно проводятся в жизнь в ГДР. Соч.: Briefe aus dem Gef?ngnis, [4 Aufl. ], В., 1953; Ausgew?hlte Reden und Schriften. Mit einem Vorwort von W. Pieck, [2 Aufl. ], Bd 1–2, В., 1955; Rosa Luxemburg im Kampf gegen den deutschen Militarismus, В., 1960; в рус. пер. – Карл Маркс. Критич. очерк его учения, К., 1906; Всеобщая забастовка и нем. социал-демократия, П., 1919; Письма из тюрьмы, X., 1923; Избр. соч., т. 1, ч. 1–2, М.–Л., [1928 ]–1930. Лит.: Ленин В. И., Заметки публициста, Соч., 4 изд., т. 33; Цеткин К., Р. Л. и рус. революция, М.–П., 1924; Альтер И. М., Р. Л. в борьбе с реформизмом, Л., [1927 ]; Шафф ?., Филос. взгляды Р. Л., в сб.: Против бурж. и правосоциалистич. фальсификаторов марксизма, М., 1952; Эльснер Ф., Р. Люксембург. Критико-биографич. очерк, М., 1952 (Приложение к бюллетеню "Новые книги за рубежом"); Против совр. ревизионизма. Сб. переводов, М., 1958, с. 325–38; Бутенко А. П., Вокруг работы Р. Л. "Рус. революция", "История СССР", 1958, No 2; Бартель В., Левые в герм. социал-демократии в борьбе против милитаризма и войны, пер. с нем., М., 1959; История философии, т. 5, М., с. 517–19; Чагин Б. ?., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм. социал-демократии. 1895–1914, М.–Л., 1961; Кривогуз И. М., "Спартак" и образование Коммунистич. партии Германии, М., 1962; Warski ?., Rosa Luxemburgs Stellung zu den taktischen Problemen der Revolution, Hamb., 1922; Desanti D., Visages de femmes, P., 1955; Bauer R., Die besten Deutschen verteidigten die Oktoberrevolution und lernten von ihr, "Beitr. zur Geschichte deutschen Arbeiterbewegung", 1962, H. 4. А. Мысливченко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.