трактат Д.Л.Андреева, написанный в 1950—1958 в тюрьме (где он провел, невинно осужденный, десять лет) и содержащий его эзотерическое учение, к-рое представляет собой философско-историческую утопию, эклектически соединяющую разнообразные этические, религиозные и социальные мотивы. Первое полное издание - 1991. Мироощущение Андреева противоречиво, но одновременно очень жизненно, симптоматично. Оно колеблется между крайним пессимизмом (апокалипсическими и эсхатологическими кошмарами) и таким же крайним оптимизмом (верой в то, что разум восторжествует и вот-вот настанет светлая эра «Розы Мира»). Внешним проявлением надвигающейся катастрофы Андреев считает стремление к «всемирному» объединению и господству, внутреннюю пружину процесса он видит в действиях Сатаны, Антихриста, Великого Мучителя. Крайнему пессимизму Андреев противопоставляет веру в скорую победу особого братства и всемирной этической организации — «Розы Мира». Андреев считал, что мир может быть изменен не только на основе самосовершенствования личности или неоформленного эзотерического движения, но и на основе общественной этической всемирной организации — Лиги. Задачи Лиги необычайно широки: объединение земного шара в Федерацию государств с этической контролирующей организацией над ней; распространение материального достатка и высокого культурного уровня на все народы мира; воспитание поколений облагороженного образа; воссоединение христианской церкви (православных, католиков, протестантов) и свободная уния со всеми религиями светлой направленности; превращение нашей планеты в Сад, а государств - в братство; одухотворение природы; просветление (духовное развитие и совершенствование) Шаданакара (т.е. нашей планеты со всеми ее духовными существами). Однако эти задачи могут быть решены лишь при условии встречных усилий самого человека по самосовершенствованию. Провиденциальные (божественные) силы, согласно Андрееву, «всегда на страже» и готовы прийти на помощь каждому, кто стремится к самосовершенствованию. Это стремление обнаруживается в каждом благом выборе, правом поступке, светлом движении души, осуществление к-рых Андреев связывает с методикой «духовного делания», «самосовершенствования», «просветления».
В этой методике соединены как идеи йоги, так и исихастского учения. Согласно Андрееву, мировой метаисторический процесс определяется борьбой темных сил со светлыми, Христа с Антихристом, Бога с Люцифером. Любовь, радость, свет — только от Бога; зло и мучение от Бога и не от Бога: от Бога, как предоставляющего свободу воли и, следовательно, свободу идти против Бога; не от Бога, поскольку Он не хотел такого развития событий и стремился к добру, свету, любви. Чтобы связать в одно целое эти представления, Андреев воспользовался лейбницевской идеей монады, соединив ее с буддистской идеей воплощения, а также с эзотерическим представлением о «телах». Бог, по Андрееву, не всемогущ, но ограничен собственной природой, к-рая выступает именно как Природа, т.е. имеет неизменные, вечные законы, описывая к-рые, Андреев объективирует и эзотерически представляет все реальности культуры: борьбу светлых и темных сил, светлые и темные иерархии, природу и отношение к ней человека, материальную культуру, идеальную культуру, историю культуры, ее идеалы, ее будущее и т.д. Каждая такая реальность культуры превращается в учении Андреева в самостоятельный мир, слой, а в целом возникает картина многослойной действительности (множества миров). Величественное здание «Розы Мира», утверждает Андреев, рухнет всего от двух человеческих чувств и страстей - скуки и желания плотской страстной любви. Падение человечества началось с рождения Антихриста. Далее, в полном соответствии с Апокалипсисом наступили «последние времена»: безжалостные войны, крайняя степень духовного падения, всеобщий хаос и кровавая вакханалия. Но близится час второго пришествия Христа на Землю. Этим, по убеждению Андреева, заканчивается всемирная земная история нашей Планеты. Лит.: Андреев Д. Роза Мира. М.: Прометей, 1991. В. М. Разин