РЕВОЛЮЦИЯ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Революция
комплексное изменение всех или большинства сторон жизни.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Революция
(revolvo переворачиваю, revolutio) переворот, вследствие которого ниспровергается прежний порядок вещей и жизни.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Революция
лат. "revolutio", "поворот", "переворот", "совершение циклического движения") - резкое движение в развитии, скачок, "переворот".

Источник: Философия политики: глоссарий

Революция
(от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – резкое, скачкообразное, бурное преобразование какого-либо явления, в ходе которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные свойства.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

РЕВОЛЮЦИЯ
от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РЕВОЛЮЦИЯ
(от позднелат.— поворот, переворот) — резкий скачкообразный переход общества от одного качественного состояния к другому; внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя в противоположность эволюции, постепенному изменению.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Революция
от франц. revolution, от лат. revolutio — переворот, поворот) — коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии природы, познании, обществе; научная революция — изменение основ мировоззрения, появление новой парадигмы, появление нового уровня мышления. Противоположность — эволюция.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Революция
развитие, осуществляющееся путем скачкообразного перехода к новому качеству в обществе или познании. Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция – это качественные изменения большого масштаба, затрагивающие такие стороны жизни общества, как политика, экономика, наука, техника, культура. Следовательно, различают революции социальные, культурные. политические, научные и т.п.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Революция
социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Революция
скачкообразный переход от одного состояния к другому, в отличие от эволюции - непрерывного, постепенного количественного изменения. В теории катастроф революция, бифуркация и катастрофа - понятия практически тождественные. Переосмысление терминологии позволяет по-другому взглянуть на многие журналистские штампы: "демографическая революция", "информационная революция", "научно-техническая революция" и др. звучат как: "демографическая катастрофа", "информационная катастрофа", "научно-техническая катастрофа".
Ассоциативный блок.
Это не совсем так.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

РЕВОЛЮЦИЯ
франц.-коренной переворот): резкий скачкообразный переход общества от одного качественного состояния к другому. Может осуществляться мирным или насильственным способом, в зависимости от наличии (или отсутствия) у противоборствующих социальных групп понимания объективной необходимости этого перехода, видения мирных путей его осуществления и, наконец, политической воли для совершения его гуманными средствами с наименьшими жертвами. Нередко в истории человечества революции чередовались с периодами контрреволюции – временными отступлениями от общего хода преобразований общества, его прогрессивного развития

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Революция

/D/ Revolution /E/ Revolution /F/ Revolution /Esp/ Revolucion
Качественное изменение, переворот в социальной жизни в целом, обеспечивающий развитие или качественное изменение отдельных ее сторон, например, в технике, технологиях, науке, политике, искусстве и т.д.
Эти изменения сопровождаются трансформацией сложившихся принципов, концепций, исходных понятий, структур, появлением новых свойств с более широкой социальной или логической базой. Они обеспечивают включение большего числа субъектов в процесс изменений или явлений, подлежащих объяснению в теоретических построениях.

Источник: Философия, практическое руководство

РЕВОЛЮЦИЯ
(позднелат. revolutio — поворот, переворот) — качеств. изменение в развитии к.-л. явлений природы, об-ва или познания (напр., геол. Р., промышленная Р., науч.-техн. Р., культ. Р., Р. в физике и т.д.). Наиболее широко понятие Р. применяется для характеристики обществ. развития (соц. Р.). Понятие Р., означающее перерыв постепенности, качеств. скачок, явл. необходимой стороной диалектич. концепции развития. Р. отличается от эволюции — постепенного, количеств. развития к.-л. процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер к-рого определяется конкретно-истор. содержанием самой Р. и реформы. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

РЕВОЛЮЦИЯ
Переворот, но не любой, а лишь вооруженный и с целью захвата власти. Из политической области это слово было перенесено в другие сферы, например, говорят о революции в физике или спорте. Революция нередко не только морально оправданна, но и необходима, если она направлена против узурпатора, незаконно присвоившего власть, или против тирана, нарушающего принципы справедливости. Однако неверно было бы считать, что прогресс в обществе возможен только благодаря революциям. Это — предрассудок. В действительности революции почти всегда очень дорого обходятся, они сопровождаются страданиями и гибелью людей, так что следует по возможности избегать каких бы то ни было революций.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

РЕВОЛЮЦИЯ
от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокое качественное изменение в раз­витии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научно-техническая ре­волюция, культурная революция, Р. в физике, Р. в философии и т. д.). Наиболее широко понятие Р. при­меняется для характеристики обществ. развития (см. Революция социальная). Понятие Р. - неотъемлемая сторона диалектич. концепции развития. Оно раскры­вает внутр. механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Р. означает перерыв посте­пенности, качеств. скачок в развитии. Р. отличается от эволюции - постепенного развития к.-л. процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотно­шении, характер к-рого определяется конкретно-историч. содержанием самой Р. и реформы.

Источник: Советский философский словарь

Революция
Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. Архетипами революций считаются Французская революция 1789 года и социалистическая революция в России 1917 года. Оснований для той и другой было достаточно, ужасов в ходе той и другой было тоже достаточно. Но есть и весьма существенное отличие. Результаты первой так и не были, по большому счету, пересмотрены (Наполеон в такой же мере способствовал их закреплению, как и их отмене), тогда как вторая в конце концов завершилась установлением недоразвитого капитализма в гораздо более дикой и мафиозной форме по сравнению с нашим. Очевидно, дело в том, что изменить государственное устройство все‑таки проще, чем общественное (феодализм в основном успел благополучно скончаться еще до 1789 года), а написать новые законы легче, чем создать новую человеческую общность. Чиновники в конечном итоге всегда подчиняются власти, а вот экономика и люди – нет.

Источник: Философский словарь.

РЕВОЛЮЦИЯ
в противоположность бунту попытка свергнуть власть, препятствующую становлению либеральной цивилизации, оттеснить, уничтожить определенные формы, стороны традиционных форм жизни,социальных отношений Р.
в марксизме рассматривается как уничтожить капитализм для установления социализма, как категория науки, раскрывающая механизм перехода от старого строя к новому. В псевдосинкретизме представление о Р. является своеобразным гибридом,результатом соединения представлений, сложившихся в науке, и представлений о народном бунте, скрыто вере в инверсию, моментально переводящей общество из одного состояния в прямо противоположное, из состояния кривды и зла в состояние Правды социализма.При этом акт разрушения старого рассматривается как тождественный акту формирования нового, т. е. это одно и тоже действие.
Подобная точка зрения -чистейшее воплощение инверсии, отождествляющей разрушение и созидание. Эту мысль можно видеть и в выражении " надо начать, а там будет видно". Здесь содержится вера, что сам отход от зла автоматически или почти автоматически ведет к Правде Р. - чудо. Она безпроблемна, как и инверсия.
Идеологи трактовали Р. по аналогии с французской революцией 1789 года.Однако в России не было Р. в европейском смысле. Существовали лишь некоторые ее элементы, вкрапленные в массовые инверсионные бунты. Их можно обнаружить, анализируя движущие силы традиционно- либерального идеала.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

РЕВОЛЮЦИЯ
(Revolution; лат.) — переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды и т. д., внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя — в противоположность эволюции, развитию, постепенному изменению. Согласно современным теориям революции, это утопическое желание искусственно, радикальным образом ускорить всемирно-исторический процесс; прежде всего следует упомянуть о ранней марксистской практике начать революцию с полного разрушения существующего порядка, чтобы из хаоса «сам собой» утвердился мир высшей справедливости. Ныне хаотические революционные устремления большей частью вызываются закулисными действиями руководителей, которые стремятся осуществить преобразование с помощью диктатуры.
А. Liebert. Vom Geist der R.en, 1919; P. Sorokin. The Sociology of R., Philadelphia, 1925, dt. 1928; E. Rosenstock-Huessy. Die europäischen R.en, 1951; A. Camus. L’homme révolté. Paris, 1952, dt. 1953; A. Berle. The Twentieth Century Capitalist R. New York, 1954, dt. 1958; K. Griewank. Der neuzeitl. R. sbegriff, 1955; H. Arendt. On R. London, 1963, dt. 1965; T. Ebert. Gewaltfreier Aufstand, 1968; A. Künzli. Tradition und R., 1975; F. Linares. Beiträge zur negativen R. stheorie, 1975; G. Siebers. Psychologie der R., 1976; S. Breuer. Die Krise der R. stheorie, 1977; F. Linares. Die R. bei Tocqueville und Marx, 1977; P. Calvert. R.s and International Politics. London, 1984; M. Kriele. Die demokratische Weltr., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

РЕВОЛЮЦИЯ
(франц. - revolution) - в широком смысле переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений. Революция отличается от эволюции бурным характером проявления перехода к новому качеству, быстрой перестройкой основных структур системы. Различают социальную революцию и научно-техническую революцию. В литературе особо выделяется понятие «социальная революция», объясняющее закономерности перехода общества к более высоким ступеням развития. Революция - высшая форма борьбы классов. При этом под революцией понимаются глубинные коренные изменения, затрагивающие экономику, политику, духовную сферу. В этом смысле от нее отличаются различного рода дворцовые заговоры. Искажениями понятия революции являются различного рода «подделки» и даже попятные контрреволюционные повороты в развитии (например, фашистский переворот в Германии в 1933 г. немецкой пропагандой официально именовался «национал-социалистической» революцией). Основным вопросом революции является вопрос о власти. Революционный переход власти из рук одних социальных групп в руки других может быть с достоверностью обозначен лишь тогда, когда будет четко обозначен характер новой власти, когда станет ясным, кому она служит, чьи интересы выражает. Отсюда второй вопрос революции - вопрос об отношении к народным массам, о движущих силах, об удовлетворенности народа результатами совершенного поворота в общественном развитии. Анализ социальных революций прошлого теоретическая мысль осуществляла на основе исторического опыта, при котором каждая из известных революций проходила в конкретных условиях и сопровождалась нередко разрушительными и жестоким к проявлениями. Поэтому в зависимости от определенного социального интереса складывались неоднозначные оценки революций, например Французской революции 1789 - 1792 гг., Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г. Однако, какие бы негативные оценки той или иной революции не возникали, существует объективный критерий: насколько она удовлетворяла насущные нужды и чаяния народных масс, насколько раскрывала простор для развития общественного производства, для подъема культуры и благосостояния народов. Научно-техническая революция - совокупность коренных качественных изменений в технике, технология и организации производства, совершающихся под воздействием крупных научных достижений и открытий и оказывающих определенное влияние на социально-экономические условия общественной жизни.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Революция
(от лат. revolutio – поворот, переворот) – В самом общем смысле Р. это смена качества (см.:Развитие). Р. имеют место в природе (геологические Р.), в обществе (экономические, политические, научные, промышленные и т.д.), в жизни отдельного человека (смена мировоззрения). Наиболее актуальна проблема социальной Р. (качественное изменение устройства общества в целом) и «Р. духа» (радикальная переоценка базовых ценностей).
В понятии революции в обществе, помимо, качественного изменения, имеет место ещё один признак: преодоление сопротивления социальных групп, незаинтересованных в Р. И с этим связано, так или иначе, применение насилия. Если считать, что Р. есть объективно неизбежное следствие развития общественно-экономических формаций, и этот закономерный процесс не может не идти через борьбу противоположностей, то становится понятной позиция К.Маркса, согласно которой «Революции есть локомотивы истории». Да, смена качеств рано или поздно происходит, но означает ли это, что вот именно эта Р. должна произойти, и это хорошо, ибо неизбежно и прогрессивно?
Дело в том, что любая Р. в обществе имеет объективное и субъективное основание. Таковыми являются изменения в объективной реальности в жизни общества и программы субъекта, заинтересованного в Р. Ни то, ни другое не делает Р. объективно неизбежной, но только более или менее возможной и желательной. Беря на себя ответственность за курс на Р., необходимо четко ответить на такие вопросы: 1) Действительно ли Р. здесь и сейчас является наилучшим выходом и какова его цена? 2) Не окажется ли новое качество худшим, чем то, ради смены которого происходит Р.? (Прогрессивность нового не гарантирована!).
 В проблемной ситуации современности социальная революция является объективно оправданной, ибо устройство общества не гарантирует решение глобальных проблем современности и не способно преодолеть системный кризис. Но она сможет быть успешной лишь в том случае, если её субъективным основанием станет «революция духа» - отказ от ориентации на максимум власти, прибыли и потребления в безжалостной эксплуатации природы и конкуренции друг с другом в пользу ценностей антропокосмистского мировоззрения.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 238-240; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 225; его же. Простой разговор о «революции духа» // http://vasagatovskij.narod.ru
 

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Революция
лат. revolutio — переворот) — качественное преобразование общественной жизни, способ прогрессивного социального развития, переходный этап1 от одного уровня развития к другому. P. — основное понятие в историческом материализме, посредством которого исследуются причины, механизм и движущие силы перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Тип социальной Р. определяется характером противоречий, сложившихся в экономической, политической, идеологической сферах общества, спецификой классовой борьбы. Экономической основой Р. является противоречие способа производства материальных благ между производительными силами и производственными отношениями. В процессе Р. разрушаются господствующие производственные отношения, тормозящие развитие общества, и создаются новые производственные отношения, соответствующие характеру утверждающихся производительных сил, возникают новые классы и классовые отношения. Тип социальной Р. определяется характером устанавливающихся производственных отношений. Таким образом, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая социальные Р. В процессе Р. (кроме социалистической) изменялся характер частной собственности, в социалистической Р. частная собственность упраздняется, устанавливается общественная собственность, на основе которой существенно перестраиваются социальная структура общества и общественные отношения, уничтожаются классовый антагонизм и его основа — классовая эксплуатация. Социалистической Р. завершается этап антагонистического развития общества, коммунистическая формация создается в сознательной планомерной деятельности людей. В социальных Р. разрешаются не только экономические противоречия, но и противоречия во всех областях общественной жизни как внутри государства, так и между государствами, Чем более развиты общественные отношения, тем более широкие социальные слои принимают участие в революционных движениях. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными классами (носителями новых, прогрессивных отношений) и реакционными социально-политическими силами. Р. осуществляются как мирными, так и насильственными способами (вооруженное восстание, гражданская война). Основным признаком любой Р. является вопрос о государственной власти, которая становится основным инструментом социальных преобразований. В ходе пролетарской Р. устанавливается государство диктатуры пролетариата, его целью является построение коммунистического бесклассового общества, в котором социальные эволюции перестанут быть, по словам Маркса, политическими Р. Социальное содержание, тип, историческое значение социальной Р. определяются разрешаемыми экономическими противоречиями, классовой природой ее движущих сил, формами их организации (наличие политической партии, программы преобразований), характером установленной власти.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

РЕВОЛЮЦИЯ
от лат. revolutio) — 1) медленное вращение, кружение, незаметный сдвиг;
2) восстание против существующего порядка вещей с целью радикального изменения либо уничтожения статус-кво. При кажущейся противоположности оба эти процесса составляют парадоксальную двойственную суть Р.
Восстание не может быть перманентным. Р. или подавляют, или она побеждает, так или иначе, она завершается очень быстро — в одном случае реакцией, в другом своей противоположностью — диктатурой той политической силы, которая возглавляла восстание.
Роман основателя французского «нового романа» Алена Роб-Грийе «Проект революции в Нью-Йорке» (1970) представляет собой блестящее художественное исследование Р. в обоих смыслах.
«С помощью трех метафорических деяний — изнасилования, убийства и поджога — негры, нищие, пролетарии и трудящиеся интеллектуалы будут освобождены от цепей рабства, а буржуазия избавится от своих сексуальных комплексов.
— Буржуазия тоже будет освобождена?
— Естественно. Причем без массовых жертвоприношений...» (пер. с франц. Е. Мурашкинцевой).
Любопытно, что сходная риторика присутствует и в манифесте леттристов (1953) — радикального французского движения, которое позже переросло в знаменитый «Си- туационистский Интернационал», сыгравший ключевую роль в событиях 1968 года: «Растление несовершеннолетних и наркомания — это лишь часть наших усилий, направленных на преображение пустоты бытия ».
Все повествование Роб-Грийе построено на подробном повторяющемся описании нескольких сцен, нескольких эпизодов, среди которых — и моменты жесточайшегонасилия. Однако ракурс авторского, а значит, и читательского взгляда на эти ситуации постоянно и чуть заметно, на йоту, смещается. Сюжет буквально тонет в этих описаниях, ритмично выстроенных, как следствие, читательское внимание постоянно напряжено, благодаря чему создается своеобразный эффект постоянной бдительности, словно в ночь перед решающим выступлением. Одна из важнейших идей, которая хорошо вчитывается в роман и подтверждена всем ходом 1960-х годов, замыкаемых текстом Роб-Грийе: Р. — это постоянное движение, смещение существующего порядка вещей, еще более медленное, чем воспетая буржуазными прогрессистами эволюция; однако именно это тихое, малозаметное вращение-возвращение чревато одномоментными, спонтанными, абсолютно непредсказуемыми и безумными — сюрреалистическими — разрывами, надломами реальности. Мотив бунта, ниспровержения, альтернативного порядка постоянно «револирует», изменяясь и накапливаясь в умах по крупицам, возвращается через долгие периоды с несколько измененной терминологией, структурой, с опорой на иные движущие силы. Р. превращается в многоактный спектакль, проходящий без видимых, социальных, экономических либо политических причин, вне целесообразности,захвата собственности и «массовых жертвоприношений». Здесь достаточно лишь быть реалистом, требуя невозможного, а власть отдавать не пролетариату либо буржуазии, но эфемерной, почитаемой лишь поэтами субстанции — воображению.
Очевидно, Р. пребудет вечно — ибо вечно возвращается, тихо и взрывоопасно, по энциклопедическому кругу и по раскаленному отрезку, постоянно продуцирующая смыслы — и абсолютно бессмысленная.
[Д. Десятерик]
СМ.: Автономизм, Анархизм, Антиглобализм, Насилие, НБП, Психоделия, Социальный центр, Терроризм.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

РЕВОЛЮЦИЯ
социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономиче­ской формации к более прогрессивной, коренной качеств. переворот во всей социально-экономич. структу­ре общества. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладель­ческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При пере­ходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенац. процесса, в к-ром все большую роль играет сознат. деятельность политич. партий и организаций (см. Буржуазная революция). В эпоху перехода от капи­тализма к социализму развертывается мировой рево­люц. процесс, в к-ром сознательная политич. деятель­ность передового класса становится необходимым усло­вием развития и победы Р. Наиболее полное свое вы­ражение Р. находит в социалистич. революции, к-рая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладет начало становлению коммунистич. формации, где, по словам К. Маркса, «... социаль­ные эволюции перестанут быть политиче­скими революциями» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 4, с. 185).
Экономич. основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производит. сил общества и устаревшей, консервативной системой производств. отношений, К-рый проявляется в обострении социальных антаго­низмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существую­щего строя, и угнетенными классами.
Классы и социальные слои, к-рые по своему объектив­ному положению в системе производств. Отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Р. никогда не является плодом заговора одино­чек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в ре­зультате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуа­цию. Первым актом социальной Р. является Р. поли­тическая, т. е. завоевание гос. власти революц. классом. Вопрос о власти - главный вопрос всякой Р. «Пере­ход государственной власти из рук одного в руки друго­го класса - отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции как в строгонаучном, так и в практическиполитическом зна­чении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133).
Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба, к-рая может принимать самые разнообразные формы. Она развивается в противоборстве с контррево­люцией. Объективные потребности обществ. прогресса в конечном счете предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства не од­нозначен и зависит от реального соотношения классо­вых сил, от зрелости субъективного фактора Р., от спо­собности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих перед ними задач.
В тех случаях, когда массовые революц. силы недо­статочно организованы и не готовы к решению объектив­но назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер [напр., турецкая (1908) и пор­тугальская (1910) бурж. Р.]. Верхушечная Р. не по­следовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.
Основоположники марксизма-ленинизма решитель­но выступали против доктринерских представлений, согласно к-рым Р. является автоматич. результатом роста производит. сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопро­центный успех без упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. Активная и самоотвер­женная деятельность массовых сил Р. - решающий фактор ее успешного развития и победы.
Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является пред­метом острой идеологич. борьбы. Представители бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна и бесплод­на, связана с колоссальными «издержками», во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч. процессе отрицают или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобурж. левацкого экстремизма отрицают объек­тивные закономерности революц. процесса и считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в лю­бых условиях может осуществить Р.
Обобщая историч. опыт, марксистско-ленинская тео­рия доказывает, что Р. являются могучим двигателем обществ. и политич. прогресса. К. Маркс называл Р. «локомотивами истории» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 86). Великая историч. роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды с пути обществ. про­гресса. Р. означает гигантский скачок в обществ. раз­витии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни.
Особенно велика в истории человечества роль Р. рабочего класса, начало к-рой положила Великая Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человеч. общества от капитализма к социализму.

Источник: Советский философский словарь

РЕВОЛЮЦИЯ
от позднелат. revolutio — поворот, переворот) — резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция — ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т. д.), означающее «скачок», прерыв постепенности в изменениях, Преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия.
Сам термин «революция» появился в 14 в. и означал тогда вращательное движение, хождение по кругу. Знаменитая работа Н. Коперника озаглавлена «Об обращении небесных тел» (De revolutionibus orbium coelestium, 1543; рус. пер. М.—Л., 1947). В политической философии 17 в. под революцией подразумевалась циклическая смена правителей или всей государственной элиты. Эвристическое значение революции как круговращения проясняется в контексте Становления научной картины мира Нового времени. «Революция» как сохранение (консервация, инерция) количества движения выводит существование тел из-под непрестанной опеки Бога, позволяет человеку предвидеть его последующие местоположения без Провидения. Бытие природных тел, за исключением творения и первотолчка, обретает автономию и постоянство в движении. С событий конца 18 в. во Франции складывается современное понимание революции как описания резких прорывов, радикальных переворотов, глубоко отделяющих предшествующее как старое, отжившее от текущего и будущего как нового, расцветающего настоящего. «Революция» сопрягается с идеями Прогресса, развития, включающего моменты отрицания, противоречий, скачков, отрицания отрицания, «снятия», возврата якобы к старому в восхождении по спирали. В сложном, разнообразном взаимодействии с этими идеями понятие «революция» меняет свое основное значение на «сверхинерционность»: сохранение, вернее, константность движения отныне мыслится не в консервации, а в наращивании его количества путем смены ряда форм, в котором выделяется точка разрыва, поворот, равный радикальному перевороту. В общем это соответствует закону сохранения и превращения энергии во Вселенной.
Философия марксизма с особой силой подчеркнула творческий характер революций как активности масс в развитии общества и государства: обновление человеческой жизни в пролетарской революции совпадает с ее самопорождением, что бесповоротно исключает из мира естественного бытия Богатворца.
В марксистской концепции исторического процесса революции — этоярчайшие и глубочайшие явления продуктивной активности людей, воплощающиеся гл. о. в коллективном действии в кризисные моменты предыстории. Революционные процессы рассматриваются в единстве двух направлений. В общем взгляде на причины и ход истории человечества революция есть способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, качественный скачок и обновление сущности в системной целостности общества, восходящего на более высокий уровень (виток) развития (см. Формации общественные). Предпосылки и «механика» такого преобразования, охватывающего «базис», «надстройку» и «дух» человеческой жизни, классически описаны К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вся история жизни общественной формации между революциями от ее рождения до ее смерти делится надвое: на восходящую, прогрессивную стадию и стадию нисходящую, консервативную.
Кроме того, в марксистской теории революции особо подчеркивается фактическая и событийная сторона истории, прежде всего новой и новейшей. При анализе и оценке конкретных событий с точки зрения классовой борьбы возрастает значение собственно деятельностной стороны, поскольку учет и умение использовать быстроменяющийся баланс живых общественных сил позволяет ускорить или замедлить наступление объективно необходимых результатов, продлить или сократить и облегчить муки родов нового общественного строя. Складывание объективных и субъективных предпосылок революции, превращение общего кризиса в революционную ситуацию и перевод ее в развертывание собственно революции предстает как историческая задача, решение которой обусловлено возведением теории и практики революции в ранг искусства, в высший вид созидательное ти — коллективное творчество людьми самих себя и своих форм общежития.
В социологии социальных изменений выделяются четыре основные концепции революции: поведенческая, психологическая, структурная и политическая. Первая, предложенная П. А. Сорокиным, определяет революцию как форму отклоняющегося поведения людей, вызванную репрессией врожденных (базовых) рефлексов. Неожиданно вырывающееся беснование орды сумасшедших мгновенно разрушает дисциплину, порядок и т. д. приобретенной цивилизованности. Но хаос революции лишь затрудняет удовлетворение их базовых потребностей, а взрывной расход ускоряет истощение энергетического запаса организма. Вновь возникающая тяга к порядку и истощенность жизненных ресурсов превращает массу в удобный материал для социальной «формовки» новым репрессором. В соответствии с этой концепцией всякую революцию завершают деспотия и тирания.
Психологические теории революции концентрируют внимание на проблеме комплексных мотивационных ориентации. Самая влиятельная и наиболее разработанная из них — теория «относительной депривации» Дж. Девиса и Т. Герра. Суть дела не в самих по себе фактах нищеты и социальных лишений, а в осознании их несправедливости, которую невозможно более терпеть, несовместимости угнетения с естественным порядком и достоинством людей. Различаются три пути обострения чувства расхождения между ожиданием справедливого» по мнению людей, должного и сущим, которое может обернуться революцией; 1)нереализованность «пробудившихся надежд», 2) падение реальных стандартов жизни при прежних ожиданиях, «революция отобранных выгод», 3) период процветания, совместный рост улучшения жизни и надежд на будущее неожиданно разделяется, причем светлые ожидания продолжают расти, а реальные возможности успеха блокируются или поворачивают вспять, вызывая «революцию прогресса».
Альтернативные психологические теории исследуют революцию на макроструктурном уровне. Согласно им, причины революций следует искать в структурных ограничениях и напряженностях контекста групповых, классовых и национальных (интернациональных) отношений, а не в менталитете индивидов или их межличностных связях, в т. ч. не во взглядах и интересах завзятых революционеров. Успех революционных преобразований, направляемых массовыми выступлениями «снизу», достигается и закрепляется сменой старой политической элиты новой, складывающейся в конфликтных условиях борьбы классов, наций и государств и действующей во имя революционных символов. Тем самым акцентируется значение политики, внутригосударственной и международной, в революции. (Теда Скокпол отводит центральную роль государству в социальных революциях прошлого и будущего.)
Более односторонней и узкой является трактовка революции исключительно как политического феномена, как нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Экстраординарность революций тем самым снижается до модели соревновательности, до крайней формы соперничества за политический контроль, мобилизующей ресурсы коллективного действия.
Трудности и слабости каждой из школ в социологических теориях революции приводят к выводу ,о необходимости построения синтетической, многомерной концепции, в чем немалую роль может сыграть марксистская концепция революции, очищенная от идеологического догматизма. Центральными в такой теории революции представляются проблемы ее взаимосвязи с идеей прогресса, соотношения ее цены и смысла, возможности ее избежать вообще. Отождествление же любой, в т. ч. и успешной, массовой активности социальных низов с революцией кажется проблематичным.
В. П. Перевалов

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕВОЛЮЦИЯ
(позднелат. revolution — переворот.) — скачок в развитии общества и отдельных его структурных единиц, переход от одного качественного состояния к другому. Р. предшествует этап эволюционного развития, в ходе которого постепенно накапливаются элементы нового качества. Противоречия между новым и старым неизбежно возрастают и, достигнув предельной точки, с необходимостью порождают открытое столкновение классов и социальных групп, интересы которых прямо противоположны. Эволюционный процесс сменяется революционным, в ходе которого осуществляется ликвидация устаревших структур и создаются условия для утверждения новых общественных форм.
Различают несколько типов Р., каждый из которых подразделяется на соответствующие виды. К первому типу относятся те из них, которые направлены на изменение всех основных сфер общества. Их принято называть социальными Р. (далее — СР). С учетом того, что главным вопросом СР является вопрос о власти, для обозначения этого типа Р. иногда используют термин социальнополитическая Р. По содержанию эти понятия идентичны. Второй тип представлен различными формами революционных сдвигов, происходящих в отдельных сферах общества. Итогом СР является переход от устаревших экономических отношений, тормозящих дальнейшее развитие общества, к новым, исторически более прогрессивным, прежде всего к новым формам собственности. Гигантский переворот не ограничивается только экономикой, но захватывает буквально все основные сферы жизнедеятельности общества: политическую, идеологическую, управленческую, нравственную, распространяется на область культуры и образования. Это означает, что в ходе СР осуществляется переход от одной общественноэкономической формации к другой.
Р. данного типа возникают не случайно и не по злому умыслу или невежеству их руководителей. Глубинной объективной основой СР К. Маркс считал конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Полностью разделяя позицию Маркса, Ленин включал в число объективных условий Р. еще и наличие революционной ситуации, возникающей на волне обострения выше обычного нужды и бедствий широких масс населения, вследствие чего складывается такое состояние общества, когда «верхи не могут управлять постарому, а низы не хотят жить постарому». Конкретизируя это положение, П. Сорокин — известный американский социолог, эмигрировавший из России после революции, ввел понятие базовых инстинктов, невозможность удовлетворения и прямое подавление которых приводит к революционному взрыву. Помимо объективных существуют и субъективные причины Р., в том числе и ее успешного осуществления. Это — готовность масс к отказу от привычного уклада жизни, к борьбе и мужественному перенесению утрат, лишений, невзгод — неизбежных спутников революционных классовых столкновений. В число субъективных условий СР входит также наличие партии, вносящей в стихийное движение масс сознательность и организованность.
В зависимости от социальных сил, участвующих в Р., и возглавляющего ее класса СР могут быть подразделены на буржуазные, буржуазнодемократические и социалистические. В XX в. весьма распространенной формой СР стали антиколониальные, или национальноосвободительные, движения, направленные на освобождение стран и народов от колониальной зависимости, создание условий для развития национальной экономики и культуры, подготовки национальных кадров, построение демократического государства, независимого от прежней колониальной администрации. Любая СР обязательно связана с насилием. Однако степень этого насилия может быть различной: от гражданских войн, длившихся иногда десятками лет (Английская Р., Р. в Нидерландах), до относительно мирного перехода на путь капитализма стран Восточной Европы, бывших до того социалистическими.
CР не следует смешивать с заговорами и верхушечными переворотами, в результате которых меняется лишь группа людей, стоящих у власти, но не осуществляются коренные изменения в характере экономики и государственной власти. Такого рода перевороты весьма характерны для эпохи феодализма, в наше время их предостаточно в отсталых азиатских и африканских странах. Таковыми можно с некоторыми уточнениями считать и имевшие место в последнее время, так называемые «цветные Р.». Ни руководители, ни участники этих Р. не выступали за коренные преобразования экономических отношений или форм государственного правления. Напротив, все их требования выражались одной фразой: «Больше капитализма и буржуазного либерализма». Фактически речь шла о смене лиц, осуществляющих государственную и законотворческую деятельность. При этом втайне от масс, искренне убежденных в том, что они выступают за процветание своего отечества, руководители этих Р. преследовали свои корыстные интересы, для наиболее успешной реализации которых им были необходимы рычаги государственной власти.
Ко второму типу Р. относятся те, которые в отличие от СР происходят в отдельных сферах общества. Так же как и Р. первого типа, они разделяются на относительно самостоятельные виды. Основными из них можно считать следующие: технические, промышленные, научные, научнотехнические. Два первых вида P. близки по содержанию, поскольку их результатом является коренное изменение техники и технологии. Однако есть и существенное различие, не позволяющее отнести их к одному, общему виду. Технические Р. происходили и происходят на всем протяжении человеческой истории, хотя временные отрезки между эволюционным развитием и следующим за ним революционным скачком имеют устойчивую тенденцию к постоянному сокращению В 1949 г. английский археолог Г. Чайлд ввел термин «неолитическая Р». Происшедший в позднепервобытном обществе переворот в способах изготовления орудий труда и используемых для этого материалов позволил перейти к оседлому образу жизни и от присваивающей экономики к производящей. Качественные изменения такого масштаба с полным правом позволяют считать неолитическую Р. одной из первых технических Р. Но было бы ошибочным называть ее промышленной, ибо промышленности как таковой в то время еще не существовало. Промышленные Р. появились тогда, когда на смену ремесленным орудиям и ручному труду пришли машинное производство и качественно новые технологии.
Первую промышленную Р. историки связывают обычно с изобретением механического ткацкого станка. Машинное производство и формировавшаяся на его основе фабричнозаводская организация труда создали материальную базу для становления капиталистических отношений в странах Европы, а затем и в мировом масштабе.
Научные Р. возникают тогда, когда вновь полученные научные данные не могут быть интерпретированы в рамках действующей теории. Речь при этом идет об открытиях высокого уровня, которые ведут к пересмотру традиционных методов и стиля научного мышления, отказу от старой картины мира и замены ее принципиально новой научной картиной мира, крушению старых и рождению новых парадигм. Научнотехническая Р. произошла тогда, когда полностью завершился процесс превращения науки в непосредственную производительную силу и она стала подлинным локомотивом технического прогресса. Знаменательным следствием этого вида Р. явилось прогрессирующее сокращение сроков между научным открытием и внедрением его в производство.
В особый вид целесообразно выделить информационные Р., что определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Вопервых, зародившись на самых ранних этапах становления человеческого общества, они сопутствуют всей его истории. Вовторых, их значимость для становления и развития человека как общественного существа, обладающего сознанием и познавательными способностями, созидающего «вторую природу» в процессе практической деятельности, очень велика. Основные этапы информационной Р. таковы: появление языка и распространение членораздельной речи; создание письменности; изобретение книгопечатания; распространение электронной аппаратуры (радио, телефон, телеграф, телевидение); создание гигантских баз данных и трансконтинентальных информационных сетей. К этому перечню можно добавить и использование мобильных телефонов. Внедрение в повседневную жизнь людей новейших средств массовой коммуникации ставит перед философами, социологами и психологами весьма сложные исследовательские проблемы, связанные с изучением способов и методов их воздействия на сознание, мировоззрение и нравственные устои человека и возможностей манипулирования его сознанием. Постоянное общение с компьютером породило у некоторых пользователей устойчивое и весьма опасное представление об особом мире и желание уйти от реальности с ее проблемами и трагедиями в этот иллюзорный мир. Нуждается в теоретическом осмыслении и изменившиеся положение и роль человека в системах человек — компьютер, человек — робототехника и т.д. К перечисленным выше видам Р. второго типа добавим также еще культурную Р. — совокупность качественных изменений в области образования (ликвидация неграмотности в России, воспитание новых мировоззренческих принципов), появление существенно новых явлений в тех или иных областях культуры (модернистские течения в живописи и литературе, постмодерн в философии). В последнее время термин Р. употребляется довольно широко. Говорят и пишут о демографической, сексуальной Р., о P. растущих потребностей, о так называемой зеленой Р.
Способом перехода общества от одного качественного состояния к другому помимо Р. являются еще и реформы. Как и Р., реформы могут быть направлены на преобразование важнейших сторон общественного организма, и их осуществление ведет к постепенному изменению экономики, политической сферы, государственного устройства, действующей конституции. Но возможны и очень частные реформы, проводимые в узко специализированной области (финансовая, военная, университетская, таможенная и т.п.). Реформы отличаются от Р. тем, что их инициирует власть, а после утверждения предложенных ею проектов законодательными органами она осуществляет контроль за их проведением в жизнь. Поскольку реформы идут «сверху», постольку масштабы насилия в обществе несоизмеримы с революционным насилием, хотя принуждение, конечно, имеет место, но только в рамках существующего законодательства, то для общества и его граждан путь реформ предпочтительнее Р. Однако вопрос о том, по какому пути пойдет то или иное государство, зависит от сложного сплетения как объективных, так и субъективных условий.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

РЕВОЛЮЦИЯ
франц. r?volution, от позднелат. revolutio – переворот) – качеств. изменение, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное, прогрессивное развитие. Следует различать Р. как общественно-политич. переворот, охватывающий весь социальный организм, и Р. как качеств. изменение отд. сфер социальной жизни. Р. является проявлением скачка в обществ. развитии (см, также ст. Переход количественных изменений в качественные). Общественно-политич. переворот, будучи социальной Р., необходимым образом связан с господством частной собственности на средства произ-ва и классовыми антагонизмами. Вызревая на основе экономич. противоречий и выступая как наивысшее проявление борьбы классов, социальная Р. обеспечивает поступат. преобразование социально-экономич. структуры общества. В этом плане социальная Р. противоположна контрреволюции, представляющей собой регрессивное, попятное движение в социальном развитии, временно реставрирующее, укрепляющее отжившие обществ. порядки. Как радикальное, качеств. изменение существующих условий и структуры социальной жизни, Р. отличается от эволюции, т.е. постепенного изменения тех или др. сторон обществ. жизни. Р. отличается и от реформы, находясь с ней в сложном отношении, определяемом классовой сущностью самой Р. и реформы. Р. как качеств. изменение отд. сторон социальной жизни вызревают в результате постепенного накопления и обострения противоречий обществ. развития, в результате крупнейших открытий и изобретений. Подобные Р. (в технике, естествознании, философии и т.д.) означают существенную коренную ломку сложившихся принципов, представлений, концепций и проявляются в перестройке соответствующих сфер социальной жизни. Напр., совр. общество – и социалистическое и капиталистическое – переживает научно-техническую революцию, поскольку происходит качеств. перестройка научно-технич. базиса произ-ва, вызванная новейшими достижениями науки и техники. Развитие культуры и науки тоже знает свои Р.: культурные революции в социалистич. странах; в естествознании, вызываемые фундаментальными открытиями; в сфере обществ. знаний, напр. революц. переворот, совершенный в обществ. науках Марксом и Энгельсом. Такого рода Р. не всегда связаны необходимым образом с обществ. антагонизмами; они имели место до сих пор, сохранятся они и в будущем, поскольку в бесклассовом обществе также будут коренные изменения в научно-технич. основе общества, его культуре, науч. знаниях. Науч. раскрытие сущности социальной Р. впервые дал марксизм. Маркс, Энгельс и Ленин показали, что со времени возникновения частной собственности и раскола общества на антагонистич. классы вплоть до перехода к социализму человечество поднимается от одной общественно-экономич. формации к другой, проходя сквозь горнило социальных Р. Каждый тип социальной Р. имеет специфич. черты, обусловленные уровнем экономич., политич. и идеологич. развития общества, объективным содержанием революц. процесса, характером борющихся классов, их орг-ций и их сознательностью. Переход от первобытнообщинного строя к рабовла-дельческому (или феодальному) является социальным переворотом, но, поскольку это был переход от бесклассового общества к классовому, он не имел мн. черт социально-политич. Р. (классы только зарождались, и поэтому не стоял вопрос о смене классового господства и др.). Специфич. взаимосвязь внутр. и внешних факторов, обусловивших гибель рабовладельч. строя, наложила свою печать и на этот первый тип социально-политич. переворота (см. Рабовладельческая формация). В развитом виде Р. выступает при низвержении феодализма, а также при крушении капитализма. При этом существуют глубочайшие качеств. различия буржуазной революции и социалистической революции. По своему происхождению социально-политич. Р. – естеств. результат развития общества, основанного на частной собственности и классовых антагонизмах. Развертывание Р. обусловлено состоянием всего общества, совокупностью внутр. и внешних причин, взаимодействием объективных и субъективных факторов и становится возможным лишь при наличии революционной ситуации. Совершая Р., передовые силы открывают обществу путь в будущее, а сама Р. выступает как "локомотив истории". Социальная Р. – сложный процесс, охватывающий все сферы обществ. жизни; важнейшими взаимосвязанными сторонами этого процесса являются экономич. основа Р., ее движущие силы, вопрос о гос. власти, характер осуществляемых социально-экономич. преобразований. Экономич. основу социальной Р. составляют противоречия способа произ-ва материальных благ. "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7). При переходе от одной общественно-экономич. формации к другой историч. роль социальной Р. в том и состоит, чтобы разрушить господствующие производств. отношения как устаревшие, тормозящие обществ. развитие, и утвердить новые, соответствующие характеру производит. сил, обеспечивающие их быстрое развитие. Поскольку в ходе истории классового общества развитие производит. сил на определ. этапе вступало в противоречие с рабовладельческой, затем феодальной, наконец, буржуазной частной собственностью на средства произ-ва, осн. типы социальных Р. соответствуют этим переходам от формации к формации, причем особое место среди них занимает социалистич. Р., призванная упразднить частную собственность, перестроить все стороны обществ. жизни на новых, социалистич. началах. Однако даже при учете только экономич. основ переворота все многообразие социально-политич. Р. не может быть сведено к этим трем осн. типам. Во-первых, известны Р., имевшие своей экономич. основой противоречие между развитием производит. сил и определ. сторонами господствующих производств. отношений. Подобные Р. не выводят за рамки данной общественно-экономич. формации, хотя и вносят существ. изменения в систему производств. отношений, ведут к перераспределению существующей собственности. Примером могут служить франц. бурж. Р. 19 в., развертывавшиеся в границах капиталистич. формации. Во-вторых, в 20 в. протекают Р., имеющие своей основой не одно, а два разнородных, хотя и взаимосвязанных, противоречия: с одной стороны, противоречие между развитием производит. сил и отжившими феод. или полуфеод. Производств. отношениями, с другой – противоречие между интересами нац. экономич. развития и гнетом иностр. монополистич. капитала. Таковы народно-демократические революции в Европе и Азии; нац.-демократич., антиимпериалистич., антифеод. революции в ряде стран Азии и Африки и др. В-третьих, в совр. обстановке, в условиях распада колониальной системы империализма развертываются Р., в основе к-рых лежит специфич. противоречие между развитием нац. производит. сил и засильем иностр. империализма. Именно такими являются национально-освободительные революции в странах Азии, Африки и Лат. Америки. Сложное переплетение различных обществ.-экономич. укладов в жизни той или иной страны, особенности ее междунар. положения предопределяют большое разнообразие экономич. основ социальных Р., тех обществ. противоречий, к-рые приводят в движение самые разнородные классовые силы. Движущие силы Р. – это классы, социальные группы и слои, осуществляющие социальный переворот. Состав движущих сил Р. обусловлен ее экономич. основой. В разрешении возникшего конфликта в данном способе произ-ва, в устранении старых производств. отношений и замене их новыми заинтересованы передовые классы общества, громадное большинство его, ибо углубление и обострение этого противоречия ведет к ухудшению экономич. положения нар. масс. Хотя состав и степень участия движущих сил Р. определяется ее экономич. основой, он зависит и от др. факторов (сознательности угнетенных классов, их организованности) и потому имеет по отношению к экономич. основе известную самостоятельность. Во-первых, не в каждой социальной Р. все классы, объективно заинтересованные в ее победе, выступают в качестве ее движущих сил. Так, во франц. революции 1871, имевшей социалистич. направленность, создавшей Парижскую Коммуну как форму диктатуры пролетариата, трудящееся крестьянство практически не приняло участия, хотя объективно его интересы могли быть удовлетворены именно на путях социалистич. переустройства общества. Во-вторых, классы, осуществляющие Р., могут выступать с большей или меньшей активностью, более или менее самостоятельно. В том случае, если широкие массы народа не являются активными участниками борьбы, переворот приобретает характер "верхушечной" Р. (напр., турецкая революция 1908, иракская революция 1958), если же глубочайшие обществ. "низы" активно участвуют в событиях и накладывают на ход борьбы отпечаток своих собств. требований, Р. обретает вид народной революции (напр., рус. революция 1905–07, кубинская революция 1959). Чем глубже назревшее социальное преобразование, тем шире непосредств. участие в нем масс населения. От одного типа социальной Р. к другому неуклонно возрастала сложность революц. задач и одновременно умножалось число творцов социального переворота. В Р., совершаемой различными социальными группами, один из классов, составляющих движущие силы, выступает руководителем, гегемоном. Это – наиболее сознательный и организованный класс, руководимый партией политической и сплачивающий вокруг себя подавляющую часть революц. сил. Обычно класс-гегемон по своему объективному положению является носителем того социального идеала, тех обществ. отношений, к-рые призвана утвердить данная Р. Но возможно и иное положение: поскольку гегемония завоевывается наиболее последоват. и решит. революц. действиями, гегемоном Р. может стать класс, чей социальный идеал еще не осуществляется в данной Р. Так, гегемоном обеих бурж.-демократич. Р. 1905–1907 и Февральской 1917 в России был пролетариат, а не буржуазия, больше боявшаяся решит. победы Р., чем ее поражения. Активные сознат. выступления классов, составляющих движущие силы Р., против существующего строя, – важнейшая черта развивающейся Р., ибо без этого ни обострение экономич. противоречий, ни наличие объективных предпосылок революц. переворота, выражающееся в революц. ситуации, еще не означают Р. Именно активная сознат. деятельность вооруженных революц. теорией масс обусловливает то, что стихийный процесс развития уступает место сознательному, обществ. эволюция – социальной Р. Для победы Р. недостаточно воли и желания большинства народа, тех или иных активных действий масс. На защите старой формы собственности, своих прав и привилегий стоит господствующий класс, к-рый поддерживают его союзники, а также вооруж. сила гос-ва. Чтобы сломить сопротивление этих реакц. обществ. сил, необходимо свергнуть защищающую их гос. власть и утвердить власть революц. классов. Вопрос о гос. власти – осн. вопрос Р. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого к л а с с а есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" (Ленин В. И., Соч., т. 24, с. 24–25). Борьба за социальный переворот неизбежно приобретает форму классовой борьбы за гос. власть, к-рая является орудием сохранения или преобразования существующих обществ. отношений. Поэтому Р. всегда выступает как результат классовой борьбы, протекающей в самых разнообразных формах. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными и реакц. силами, когда обществ. антагонизмы разрешаются путем свержения отжившего и утверждения нового строя. Развитие социальной Р., в зависимости от соотношения борющихся сил, может осуществляться либо немирным путем (посредством вооруж. восстания и гражд. войны), либо мирным путем, когда победа революц. сил достигается без кровопролития. Как показывает историч. опыт, Р. могут происходить в условиях войны, но Р. и война не связаны необходимым образом. Обстановка мирного сосуществования гос-в с различным обществ. строем, борьба за мир способствуют сплочению революц. и демократич. сил. Те классы, к-рые являются движущими силами Р. и создают новую надстройку, причем, как правило, именно класс – носитель исторически новой для данной страны формы производств. отношений и приходит к власти в результате победы Р. Это и определяет в конечном счете ее социальное содержание. Но и здесь нет автоматизма: подобно тому, как классовый состав движущих сил имеет относит. самостоятельность по отношению к экономич. основе Р., так и классовая сущность устанавливаемой власти относительно самостоятельна по отношению к движущим силам Р. Во-первых, у революц. классов может оказаться недостаточно сил, чтобы добиться решит. победы, тогда и новая гос. власть, отражая эту непоследовательность, половинчатость переворота, попадает в руки социальных групп, стремящихся к компромиссу с реакц. силами (так было, напр., во время Р. 1848 в Германии). Во-вторых, в результате решит. борьбы революц. масс к власти могут прийти социальные группы, стремящиеся к наиболее радикальным преобразованиям, для осуществления к-рых еще не сложились необходимые объективные и субъективные условия. Раньше или позже подобные социальные группы, если им не удается опереться на новый подъем Р., уступают место правым силам, что знаменует начало "нисходящей" линии развития социальной Р. (напр., Р. 1789–1794 во Франции). В-третьих, в тех странах, где не разрешены классовые противоречия различных ступеней историч. развития, возникает возможность последоват. социальных преобразований, в ходе Р. к власти может прийти класс, чей социальный идеал должен осуществиться не в данной, а в последующей Р. Если налицо необходимые предпосылки, то революц. преобразования приобретают вид "перманентной" революции: радикальное завершение задач ближайшей Р. перерастает в новую социальную Р. (по этому пути большевики стремились развивать бурж.-демократич. революции в России, так развертывались народно-демократич. революции в ряде стран Европы и Азии). Социально-экономич. преобра-з о в а н и я – решающий итог победоносной Р. Установление новой власти отнюдь не представляет собой самоцели революц. борьбы, это, – лишь гл. условие, важнейшее средство революц. преобразования обществ. жизни. Именно при помощи гос. власти новый класс (классы) получает возможность окончательно сломить сопротивление отживших обществ. групп, отменить законы, охранявшие старый строй, расчистить дорогу для развития обществ. отношений. Экономич. преобразования, осуществляемые Р., наряду с классовой природой ее движущих сил, их гегемона и характером установленной власти определяют в своей совокупности социальное содержание Р., ее тип, ее историч. место в развитии общества. Развертывающиеся в совр. эпоху перехода от капитализма к социализму революц. преобразования, начало к-рым положила Октябрьская социалистич. революция, имеют своим ядром социалистич. Р., а своим гл. опорным пунктом – мировую социалистич. систему, к-рая превращается в решающий фактор обществ. развития. Под определяющим воздействием успехов мирового социализма, в результате нац.-освободит. Р., завершается разрушение колониальной системы империализма. Развитие революц. процессов в освободившихся странах обогащает историч. материализм опытом осуществления нац.-освободит. антиимпериалистич. Р.; нац.-демократич. антифеод. антиимпериалистич. Р.; опытом некапиталистич. развития, представляющего собой революц. преобразования, ведущие к социализму, минуя капитализм и даже феодализм. Все революц. силы современности: мировая социалистич. система, революц. рабочее движение капиталистич. стран, нац.-освободит. движение – расшатывают устои империализма, устои эксплуататорского общества и составляют в своем развитии единый мировой революц. процесс, ведущий прямо или опосредованно к повсеместной замене эксплуататорского общества социализмом. Победа социализма и коммунизма во всемирном масштабе будет означать начало качественно нового этапа истории: ликвидация частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации человека человеком навсегда устранит из жизни общества социальные антагонизмы. Как отмечал Маркс, с этого времени откроется новая полоса развития общества, в к-рой социальные эволюции перестанут быть политич. Р. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 185). См. также ст. Буржуазная революция, Народно-демократическая революция, Национально-освободительная революция, Социалистическая революция и лит. при этих статьях. А. Бутенко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
238.12 кб

Новая научно-техническая революция и современный мир

Ань Цинянь
Читать PDF
448.63 кб

Самосознание. Террор. Революция

Борисов С. Н., О .С. Борисова
В статье рассматривается проблема соотношения самосознания, революции и террора. Сквозь призму понятийного аппарата Ж.-Л. Нанси указанные феномены определяются в пространстве понятий сообщество, единичность, множество.
Читать PDF
393.52 кб

Традиция и революция

Диденко Павел Ильич
В статье оригинально представлены концепции социальной революции А.И. Герцена и социальной реформы П.А. Столыпина, обсуждается связь этих идей с традициями крестьянской общины и российской государственности.
Читать PDF
222.27 кб

Физика и «Маржиналистская революция»

Майровски Ф.
Математик изобретатель, а не открыватель. Витгенштейн [78, С. 52] Перевод А.А. Оганесян, научный редактор перевода В.М. Ефимов
Читать PDF
91.43 кб

Научная революция XVI–XVII веков

Лисович Инна Ивановна
В статье рассматривается период научной революции XVI–XVII веков.
Читать PDF
98.62 кб

«Революция машин» и «Машины революции»: о перспективах конвергентных технологий

Внутских А. Ю.
В статье обсуждается процесс «неоиндустриализации», которая связана развитием конвергентных (NBIC) технологий. Вне контекста технологического детерминизма автор высказывает мнение о начале новой технологической революции.
Читать PDF
161.00 кб

Право и революция: победа формы над содержанием?

Ветютнев Ю. Ю.
Автор утверждает, что для понимания социальных событий, в особенности столь значимых как революция, форма происходящего является не менее, а даже может быть более значимой, чем содержание.
Читать PDF
247.58 кб

Университетская революция и метафизическое возрождение

Красиков Владимир Иванович
Автор рассматривает особенности становления нового типа университета в Германии и расцвет академической философии. Кант открыл трансцендентальную сферу как новый объект философского постижения и методологию его исследования.
Читать PDF
374.20 кб

Социальная революция как форма отчуждения

Шетулова Елена Дмитриевна
Статья посвящена проблеме отчуждения и конкретным формам его проявления. Одной из таких форм, по мнению автора, выступает социальная революция. Заявленная проблема анализируется в конкретно-историческом и методологическом планах.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в 60-е гг

    - молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась
  • АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    1. Переход от общества охотников-собирателей к оседлым земледельческим и скотоводческим общинам, произошедший на Ближнем Востоке и, видимо, в Центральной Азии, около 15-10 тысяч лет тому назад посред
  • БИОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    концепция качественных преобразований в сельском хозяйстве, его технологическом базисе, в мировоззрении и способах деятельности работников аграрно-промышленного бизнеса. Создана составителем
  • БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    см. в ст. Буржуазная революция.
  • БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    тип социальной революции, в результате к-рой разрешаются противоречия между развивающимся капиталистическим способом производства и феодальным общественным строем. Б. р. также может иметь своей
  • Генетическая революция

    качественные изменения в генетическом аппарате живых систем (изменение генетического кода), благодаря которым становится возможной биологическая эволюция и разнообразие видов.
  • РЕВОЛЮЦИЯ ГУТТЕНБЕРГА

    изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатного станка в сер. XY в. в городе Майнце.
  • РЕВОЛЮЦИЯ И ЦЕРКОВЬ

    журнал 1919—1924, изд. Нар. Комиссариатом Юстиции. Освещал вопросы, связанные с проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, печатал офиц. документы Сов. правительс
  • НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,

    антиимпериалистич., антифеод., демократич. революция, развернувшаяся в обстановке 2-й мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии и явившаяся прологом социалистич. преобразований в этих ст
  • Эволюция и революция

    Э. - медленное постепенное нарастание количественных изменений; Р. - быстрое коренное качественное изменение, перерыв постепенности.
  • Великая Французская Революция

    Революция, совершенная парижскими ремесленниками и буржуазией в 1789 г., привела к уничтожению дворянской монархии и установлению демократической республики и диктатуры якобинцев (партии мелкой б
  • РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ. Гегель и становление социальной теории

    Reason and Revolution. Hegel and the rise of social theory", 1941) - работа Маркузе. По мысли автора, "возникновение фашизма заставляет по-новому осмыслить философию Гегеля". Целью автора выступает стремление показать "несовме
  • ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции

    произведение В. И. Ленина, написанное в августе — сентябре 1917, издано в мае 1918. В условиях подготовки социалистической революции в России вопросы об отношении пролетариата к государству приобрели
  • ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ

    Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в рев о люд и и», произв. В.И. Ленина о гос-ве, о диктатуре пролетариата, о социалистич. революции, социализме и коммунизме. Книга создана в период
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ. НТР

    знаменует собой качественно новый этап в многовековой борьбе между наукой и религией. НТР - это гигантский прогресс в науч. познании мира, углубление знаний о природе, об-ве и человеке, расширение в
  • Информационная революция

    как и всякая революция является катастрофой (предметом изучения "теории катастроф"), что требует внимательного и настороженного отношения к ней. В первом приближении суть информационной революци
  • интеллектуальная революция

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. intellectus — ум, рассудок) — понятие, характеризующее коренные изменения глубинных структур мышления и их воздействие на интеллектуальную и социально-практическу
  • КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    одна из главных составляющих научно-технической революции 2-й пол. 20 в., оказывающая глубокое воздействие на все стороны жизни общества. Понятие К. р. характеризует беспрецедентный масштаб и силу в
  • КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    идейно-политическое направление, сочетающее в себе элементы консервативного (традиционалистского) и революционного учений. Наиболее последовательная идеологическая антитеза либерализму.
  • КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    совокупность культурных преобразований в процессе перехода от одного общественного строя к другому, перестройка системы производства, распространения и использования культурных ценностей; изм