РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РЕЛИГИОЗНОСТЬ
мировоззренч. ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религ. свойств сознания, поведения, отношений. Общим признаком, критерием религ. сознания является религ. вера, к-рая включает знание и принятие в качестве истинных религ. идей, представлений, понятий, мифов, и уверенность в объективном существовании сверхъестественного. Под степенью Р. понимается уровень интенсивности религ. свойств индивида и группы. Характер Р. можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт Р. индивида, группы, населения в целом. Типы Р. - это понятия, к-рые отражают определенный характер Р.. общий для нск-рого числа людей, и па этой основе выделяются соответствующие классификац. группы. Состояние Р. - это относительно устойчивая система рслиг. свойств индивида, группы. Р. изучается в ходе конкр. социологич. исслсдований-

Источник: Атеистический словарь

Религиозность
одна из осн. категорий социологии религии, отражающая состояние сознания верующих (как на уровне индивида, так и соц. группы). Характерной чертой Р. является вера в сверхъестественное, выступающее объектом поклонения. Конкретизируя содержание понятия «Р.», можно выделить такие его составляющие, как критерии Р., фиксирующие степень Р., т. е. влияние религии на отдельного человека, и уровень Р., т. е. отношение к религии той или иной соц. группы. Характер религиозности выявляет количественные различия Р. у представителей разных конфессий и соц. групп. Исследованию Р. посвящен ряд работ зап. социологов и религиоведов: М. Ингера, В. Руфа, Р. Уинтноу, JTe Бра, А. Эйстера, Г. Вернона и др. В отечественной религиоведческой лит-ре категория «Р.» нашла разработку в трудах Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова. При изучении Р. в совр. об-ве, как правило, используются конкретные социологические исследования, позволяющие анализировать реальные процессы и выявлять устойчивые тенденции. Значительное усиление роли религии в совр. российском об-ве повлекло за собой рост Р. населения в целом. Однако, наряду с возрастанием кол-ва убежденных и последовательных приверженцев религ. воззрений, в совр. российском об-ве имеют место и чисто внешняя, неглубокая Р., «размытая» Р., а также увлечение мистикой, теософией, оккультизмом, традиционно осуждаемыми офиц. церковью. Помимо этого в сознании довольно большой группы россиян происходит слияние традиционных религ. представлений с нетрадиционными, в т. ч. с оккультизмом, астрологией, хиромантией, мистикой и т. п. (см. Новые религиозные правые, Вневероисповедная религиозность, Квазирелигиозность).

Источник: Религии народов современной России

Религиозность
это исповедуемый и исполняемый группой людей свод принятых и разделяемых верований, ценностей, символов, а также связанных с ними поступков, которые проистекают из дифференциации эмпирической и потусторонней действительности, а также подчинения эмпирической действительности потусторонней. Религиозность характеризуется отношением человека к вере, религиозным знанием, религиозной идеологией, религиозными обрядами, наличием религиозной общности группы людей и религиозной нравственности. Датский философ С. Кьеркегор, один из основоположников экзистенциализма, различал два вида религиозности. Первый вид – это религиозность, которая означает жизнь в соответствии с принятыми нравственными нормами, исполнение обязанностей, установленных Богом, а также существование определенного рода систем, выполняющих посредническую роль между человеком и Богом (примером может быть церковь). Эта религиозность может быть реализована в любом месте и в любое время, поскольку она опирается на природу человека и согласуется с его существованием. Кьеркегор подчеркнул недостаток усилий человека и его пассивность по отношению к Богу. С иронией отметил, что этот вид религиозности формирует у человека стремление достичь вечности бытия, причем даже у тех, кто не является христианами. Собственно, С. Кьеркегор и не считал этот вид религиозности христианским. По его мнению, этот вид религиозности является лишь этапом к достижению религиозности другого типа, собственно христианской. Этот вид религиозности имеет специфически христианский, парадоксальный, по мнению С. Кьеркегора, характер. Его специфика состоит в наличии бесконечной пропасти между Богом и человеком. Человек не в состоянии понять сущность Бога, решающее значение имеет не разум, но вера. Предметом веры, по мнению С. Кьеркегора, еще ранее высказанному Тертуллианом, является то, что лежит за пределами разума, более того, абсурдно (верую, ибо абсурдно). Главное противоречие между человеком и Богом заключается в ограниченности (конечности) существования человека и бессмертием (бесконечностью) существования Бога. Это противоречие порождает у человека страх. Христианство не является религией радостной, оно лишает человека опоры в знании, в реальном мире, а пытается дать опору человеку в будущем, в потустороннем, ином мире. Названное противоречие между смертностью человека и бессмертием Бога принижает значение земной жизни человека. Христианство, по существу, требует от человека ухода от многих сторон земной жизни, полного подчинения церкви; оно подчеркивает, что человек есть ничто по сравнению со всемогущим Богом. Человек, согласно христианской религии, должен покориться судьбе, он не может быть недовольным собственной судьбой: все в его судьбе предустановлено Богом, а согласно доктрине христианского оптимизма, все это является благом. Дальнейшее развитие критического отношения к христианству привело к утверждению части представителей экзистенциализма о т. н. смерти Бога (например, Ж.-П. Сартр).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Традиционная религиозность в условиях модернизации общества

Николаев Эдуард Афанасьевич
В статье рассматривается проблема редукции традиционной религиозности в условиях модернизации обществ.
Читать PDF
0.00 байт

Ф. Достоевский и гностическая религиозность русской философии

Евлампиев И. И.
Представление о том, что русская религиозная философия XIX-ХХ веков выражает истины православия, является неверным.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность, идентификация и религиозная идентичность*

Федоренко М. И.
В статье рассматриваются вопросы подхода к определению дефиниций «религия», «секулярность», предлагаются существующие в современной науке различные варианты данных понятий.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу: Першин Ю. Ю. , Ахмадишина В. И. Архаическое сознание и религиозность человека: оч

Кребель И. А.
Читать PDF
0.00 байт

Игровая религиозность как репрезентант современных тенденций социального развития

Гаврилов Евгений Олегович
В статье показано, что игровая религиозность как реакция на происходящие социальные трансформации ведет не просто к адаптации индивидов к новым условиям, но также и к продуцированию оригинальных форм социальности.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность как социокультурное явление

Овдиенко Виктория Игоревна, Сидоренко Наталия Сергеевна
В данной статье религиозность рассматривается как особая сфера, которая связывает воедино внутренний духовный мир человека и его практическую деятельность в этом мире.
Читать PDF
0.00 байт

Массовая культура, игра и новая религиозность

Михельсон Ольга Константиновна
При анализе новых форм религиозности, основывающихся на «мифах» массовой культуры, и изучении причин их возникновения представляется весьма продуктивным использование концепций, разработанных в рамках игровой теории культуры.
Читать PDF
0.00 байт

«Вторая религиозность» в эпоху «Конца истории»

Рахметов Рашит Рашитович
На материале современной культуры обосновывается, что «вторая религиозность» («ресакрализация»), имея черты сходства с ранней мифологической эпохой, одновременно с этим и противоположна ей в различных аспектах.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности

Жуков Артем Вадимович
Предпринята попытка анализа проблем религиозности и личностного субъективизма на конфессиональном поле современности.
Читать PDF
0.00 байт

Дистинкция религиозной философии и теологии как предпосылка анализа русской религиозной философии

Астапов Сергей Николаевич
Русская религиозная философия, позиционируя себя в качестве религиозной, выступает философской рефлексией религиозного опыта. Однако в результате этого она не становится теологией.
Читать PDF
0.00 байт

К истории религиозно-философских обществ в России (Н. Г. Филиппенко. Киевское религиозно-философское

Читать PDF
0.00 байт

Коэкзистенциальное общение в свете религиозного персонализма (на основе религиозного экзистенциализм

Байбородов Алексей Юрьевич
Анализируется экзистенциальная концепция общения Г. Марселя, в которой Другой мыслится как зримое воплощение Бога. Основные свойства, приписываемые Богу, переносятся на Другого, который становится предметом безусловного интереса.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема соотношения религиозного догмата и религиозного

Павлюченков Николай Николаевич
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с историей отечественного и зарубежного религиоведения. Исследуются малоизученные аспекты в религиозно-философском и богословском наследии П. А.
Читать PDF
0.00 байт

О возможности научного понимания религиозного опыта

Усачев А. В.
В работе рассматриваются несколько проблем. Главная из них состоит в стремлении подлинно понять смысл и сущность науки.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозноfмифологическая матрица экологического сознания

Рубанова Елена Витальевна
Проблемы экологического сознания чрезвычайно важны в настоящее время. Существует множество противоречивых тенденций, характеризующих связь Природы и Общества, определяющих место Человека в мире.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

    - свойственная природе человека жажда установить единство с Тем, Кто не имеет нашей ограниченности и слабости, и с Кем реальность обретает полноту. Это также поиск осмысленности жизни, нравственно
  • Вневероисповедная религиозность

    вероучения, не связанные с привычными, традиционными религиями; одно из характерных явлений совр. духовной жизни мн. европейских стран, в т. ч. и России. Спектр этих мистических увлечений довольно
  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

    - у И.Ильина: цельность веры, духовность, самодеятельность, сердечное созерцание, катарсис, искренность, смирение и трезвение в восприятии Духа самыми разными подвижниками веры, в первую очередь в
  • КОНКРЕТНО СОЦИОЛОГЙЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И АТЕИСТЙЧНОСТИ

    один из видов социологич. исследований. Различают методологию, методику, технику и процедуру исследования. Методология — это система осн. принципов, задаваемых диалектич. и историч. материализмом
  • Религиозное чувство, благоговение, святыня, святость, богослужения

    Философский смысл термина: Совестливость, (древнее) благочестие, сомнение, (моральное) раздумье (Цицерон); точность (доказательств) (Цицерон), продуманность (словесных формулировок) (Апулей)
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ

    специфич. направленность деятельности личности в связи и в соответствии с определенным вероучением. Будучи опосредованными религ. сознанием, Ц. о. р. л. оказываются существ, образом искаженными. Ед
  • Поворот к человеку: классическое и неклассическое в религиозной философии

    Проблема человека играла заметную роль в классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии неизменно включали в свои философские системы разд
  • Элементарные формы религиозной жизни

    «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ» («Les formes elementaires de la vie religious») — работа Э. Дюркгейма, вышедшая в свет в 1912 в Париже. В ней Дюркгейм выступает не только как социолог, но и как один из основателей
  • Ориентации и переориентации религиозной философии

    По каким линиям осуществлялась переориентация религиозной философской мысли, получившая название аджорнаменто? Ограничимся при дальнейшем рассмотрении этого вопроса важнейшими аспектами - пон
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии

    Поскольку жизнеощущение и мировосприятие нерелигиозного человека значительно отличаются от переживаний, образов, мыслей и чувств, составляющих содержание религиозного сознания, то, чтобы приот
  • Предмет религиозной философии

    Схоластическая философия, или схоластика, является системой религиозной философии. Ее часто называют христианской философией средневековья. Уже сами словосочетания: религиозная философия, хрис
  • Восточная философия:Религиозно-философское возрожденчество

    Реформаторство на Востоке оказывается под огнем критики того идейного течения, которое условно называют возрожденчеством, или фундаментализмом. Его социальная база достаточно широка: многочисл
  • Национальное и религиозное

    В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общно
  • Русские религиозные традиции и особенности религиозного сознания

    Русские коренное население России, на территории к-рой (согласно данным 1989) проживает 82 % русских (ок. 120 млн чел.). Много русских на территории Украины и Белоруссии, республик Прибалтики, в Казахста
  • ИСКУССТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    В широком смысле слова искусство, художественными средствами утверждающее реальность сверхъестественного, воплощающее в художественных образах религиозные идеи и представления. К нему относят
  • РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ

    лекции МухаммадаЯкимв, впервые опубликованные в 1934 в Оксфорде (позже переведенные на многие языки и регулярно переиздававшиеся), самая значительная философская переинтерпретация мусульманского
  • ИЗУВЕРСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    совершение во время отправления культа действий, причиняющих вред здоровью человека. К таковым относятся моления истяза-тельного характера (напр., «радения» у хлыстов), доведение верующих до опас
  • ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    Исходный момент Л. р. связывается с датой мифич. сотворения мира или к.-л. иного исто-рич. или легендарного события. В Др. Египте, напр., Л. велось от первой династии фараонов; в Др. Риме - от основания Ри
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

    - психологические исследования религии, осуществленные У.Джемсом, который непредвзято проанализировал многочисленные факты личных встреч с Богом и общения с высшими силами. Будучи прагматистом,
  • НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

    религиозно-философское, богоискательское (см. Богоискательство) течение, возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции (Мережковский, Бердяев, Розанов, 3. Н. Гиппиус и др.) и стремившеес