мировоззренч. ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религ. свойств сознания, поведения, отношений. Общим признаком, критерием религ. сознания является религ. вера, к-рая включает знание и принятие в качестве истинных религ. идей, представлений, понятий, мифов, и уверенность в объективном существовании сверхъестественного. Под степенью Р. понимается уровень интенсивности религ. свойств индивида и группы. Характер Р. можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт Р. индивида, группы, населения в целом. Типы Р. - это понятия, к-рые отражают определенный характер Р.. общий для нск-рого числа людей, и па этой основе выделяются соответствующие классификац. группы. Состояние Р. - это относительно устойчивая система рслиг. свойств индивида, группы. Р. изучается в ходе конкр. социологич. исслсдований-
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Источник: Атеистический словарь
Религиозность
одна из осн. категорий социологии религии, отражающая состояние сознания верующих (как на уровне индивида, так и соц. группы). Характерной чертой Р. является вера в сверхъестественное, выступающее объектом поклонения. Конкретизируя содержание понятия «Р.», можно выделить такие его составляющие, как критерии Р., фиксирующие степень Р., т. е. влияние религии на отдельного человека, и уровень Р., т. е. отношение к религии той или иной соц. группы. Характер религиозности выявляет количественные различия Р. у представителей разных конфессий и соц. групп. Исследованию Р. посвящен ряд работ зап. социологов и религиоведов: М. Ингера, В. Руфа, Р. Уинтноу, JTe Бра, А. Эйстера, Г. Вернона и др. В отечественной религиоведческой лит-ре категория «Р.» нашла разработку в трудах Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова. При изучении Р. в совр. об-ве, как правило, используются конкретные социологические исследования, позволяющие анализировать реальные процессы и выявлять устойчивые тенденции. Значительное усиление роли религии в совр. российском об-ве повлекло за собой рост Р. населения в целом. Однако, наряду с возрастанием кол-ва убежденных и последовательных приверженцев религ. воззрений, в совр. российском об-ве имеют место и чисто внешняя, неглубокая Р., «размытая» Р., а также увлечение мистикой, теософией, оккультизмом, традиционно осуждаемыми офиц. церковью. Помимо этого в сознании довольно большой группы россиян происходит слияние традиционных религ. представлений с нетрадиционными, в т. ч. с оккультизмом, астрологией, хиромантией, мистикой и т. п. (см. Новые религиозные правые, Вневероисповедная религиозность, Квазирелигиозность).
Источник: Религии народов современной России
Религиозность
это исповедуемый и исполняемый группой людей свод принятых и разделяемых верований, ценностей, символов, а также связанных с ними поступков, которые проистекают из дифференциации эмпирической и потусторонней действительности, а также подчинения эмпирической действительности потусторонней. Религиозность характеризуется отношением человека к вере, религиозным знанием, религиозной идеологией, религиозными обрядами, наличием религиозной общности группы людей и религиозной нравственности. Датский философ С. Кьеркегор, один из основоположников экзистенциализма, различал два вида религиозности. Первый вид – это религиозность, которая означает жизнь в соответствии с принятыми нравственными нормами, исполнение обязанностей, установленных Богом, а также существование определенного рода систем, выполняющих посредническую роль между человеком и Богом (примером может быть церковь). Эта религиозность может быть реализована в любом месте и в любое время, поскольку она опирается на природу человека и согласуется с его существованием. Кьеркегор подчеркнул недостаток усилий человека и его пассивность по отношению к Богу. С иронией отметил, что этот вид религиозности формирует у человека стремление достичь вечности бытия, причем даже у тех, кто не является христианами. Собственно, С. Кьеркегор и не считал этот вид религиозности христианским. По его мнению, этот вид религиозности является лишь этапом к достижению религиозности другого типа, собственно христианской. Этот вид религиозности имеет специфически христианский, парадоксальный, по мнению С. Кьеркегора, характер. Его специфика состоит в наличии бесконечной пропасти между Богом и человеком. Человек не в состоянии понять сущность Бога, решающее значение имеет не разум, но вера. Предметом веры, по мнению С. Кьеркегора, еще ранее высказанному Тертуллианом, является то, что лежит за пределами разума, более того, абсурдно (верую, ибо абсурдно). Главное противоречие между человеком и Богом заключается в ограниченности (конечности) существования человека и бессмертием (бесконечностью) существования Бога. Это противоречие порождает у человека страх. Христианство не является религией радостной, оно лишает человека опоры в знании, в реальном мире, а пытается дать опору человеку в будущем, в потустороннем, ином мире. Названное противоречие между смертностью человека и бессмертием Бога принижает значение земной жизни человека. Христианство, по существу, требует от человека ухода от многих сторон земной жизни, полного подчинения церкви; оно подчеркивает, что человек есть ничто по сравнению со всемогущим Богом. Человек, согласно христианской религии, должен покориться судьбе, он не может быть недовольным собственной судьбой: все в его судьбе предустановлено Богом, а согласно доктрине христианского оптимизма, все это является благом. Дальнейшее развитие критического отношения к христианству привело к утверждению части представителей экзистенциализма о т. н. смерти Бога (например, Ж.-П. Сартр).