РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РЕЛИГИОЗНОСТЬ
мировоззренч. ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религ. свойств сознания, поведения, отношений. Общим признаком, критерием религ. сознания является религ. вера, к-рая включает знание и принятие в качестве истинных религ. идей, представлений, понятий, мифов, и уверенность в объективном существовании сверхъестественного. Под степенью Р. понимается уровень интенсивности религ. свойств индивида и группы. Характер Р. можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт Р. индивида, группы, населения в целом. Типы Р. - это понятия, к-рые отражают определенный характер Р.. общий для нск-рого числа людей, и па этой основе выделяются соответствующие классификац. группы. Состояние Р. - это относительно устойчивая система рслиг. свойств индивида, группы. Р. изучается в ходе конкр. социологич. исслсдований-

Источник: Атеистический словарь

Религиозность
одна из осн. категорий социологии религии, отражающая состояние сознания верующих (как на уровне индивида, так и соц. группы). Характерной чертой Р. является вера в сверхъестественное, выступающее объектом поклонения. Конкретизируя содержание понятия «Р.», можно выделить такие его составляющие, как критерии Р., фиксирующие степень Р., т. е. влияние религии на отдельного человека, и уровень Р., т. е. отношение к религии той или иной соц. группы. Характер религиозности выявляет количественные различия Р. у представителей разных конфессий и соц. групп. Исследованию Р. посвящен ряд работ зап. социологов и религиоведов: М. Ингера, В. Руфа, Р. Уинтноу, JTe Бра, А. Эйстера, Г. Вернона и др. В отечественной религиоведческой лит-ре категория «Р.» нашла разработку в трудах Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова. При изучении Р. в совр. об-ве, как правило, используются конкретные социологические исследования, позволяющие анализировать реальные процессы и выявлять устойчивые тенденции. Значительное усиление роли религии в совр. российском об-ве повлекло за собой рост Р. населения в целом. Однако, наряду с возрастанием кол-ва убежденных и последовательных приверженцев религ. воззрений, в совр. российском об-ве имеют место и чисто внешняя, неглубокая Р., «размытая» Р., а также увлечение мистикой, теософией, оккультизмом, традиционно осуждаемыми офиц. церковью. Помимо этого в сознании довольно большой группы россиян происходит слияние традиционных религ. представлений с нетрадиционными, в т. ч. с оккультизмом, астрологией, хиромантией, мистикой и т. п. (см. Новые религиозные правые, Вневероисповедная религиозность, Квазирелигиозность).

Источник: Религии народов современной России

Религиозность
это исповедуемый и исполняемый группой людей свод принятых и разделяемых верований, ценностей, символов, а также связанных с ними поступков, которые проистекают из дифференциации эмпирической и потусторонней действительности, а также подчинения эмпирической действительности потусторонней. Религиозность характеризуется отношением человека к вере, религиозным знанием, религиозной идеологией, религиозными обрядами, наличием религиозной общности группы людей и религиозной нравственности. Датский философ С. Кьеркегор, один из основоположников экзистенциализма, различал два вида религиозности. Первый вид – это религиозность, которая означает жизнь в соответствии с принятыми нравственными нормами, исполнение обязанностей, установленных Богом, а также существование определенного рода систем, выполняющих посредническую роль между человеком и Богом (примером может быть церковь). Эта религиозность может быть реализована в любом месте и в любое время, поскольку она опирается на природу человека и согласуется с его существованием. Кьеркегор подчеркнул недостаток усилий человека и его пассивность по отношению к Богу. С иронией отметил, что этот вид религиозности формирует у человека стремление достичь вечности бытия, причем даже у тех, кто не является христианами. Собственно, С. Кьеркегор и не считал этот вид религиозности христианским. По его мнению, этот вид религиозности является лишь этапом к достижению религиозности другого типа, собственно христианской. Этот вид религиозности имеет специфически христианский, парадоксальный, по мнению С. Кьеркегора, характер. Его специфика состоит в наличии бесконечной пропасти между Богом и человеком. Человек не в состоянии понять сущность Бога, решающее значение имеет не разум, но вера. Предметом веры, по мнению С. Кьеркегора, еще ранее высказанному Тертуллианом, является то, что лежит за пределами разума, более того, абсурдно (верую, ибо абсурдно). Главное противоречие между человеком и Богом заключается в ограниченности (конечности) существования человека и бессмертием (бесконечностью) существования Бога. Это противоречие порождает у человека страх. Христианство не является религией радостной, оно лишает человека опоры в знании, в реальном мире, а пытается дать опору человеку в будущем, в потустороннем, ином мире. Названное противоречие между смертностью человека и бессмертием Бога принижает значение земной жизни человека. Христианство, по существу, требует от человека ухода от многих сторон земной жизни, полного подчинения церкви; оно подчеркивает, что человек есть ничто по сравнению со всемогущим Богом. Человек, согласно христианской религии, должен покориться судьбе, он не может быть недовольным собственной судьбой: все в его судьбе предустановлено Богом, а согласно доктрине христианского оптимизма, все это является благом. Дальнейшее развитие критического отношения к христианству привело к утверждению части представителей экзистенциализма о т. н. смерти Бога (например, Ж.-П. Сартр).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.88 кб

Традиционная религиозность в условиях модернизации общества

Николаев Эдуард Афанасьевич
В статье рассматривается проблема редукции традиционной религиозности в условиях модернизации обществ.
Читать PDF
154.58 кб

Ф. Достоевский и гностическая религиозность русской философии

Евлампиев И. И.
Представление о том, что русская религиозная философия XIX-ХХ веков выражает истины православия, является неверным.
Читать PDF
146.32 кб

Религиозность, субъективизм и конструирование концепций религиозной личности

Жуков Артем Вадимович
Предпринята попытка анализа проблем религиозности и личностного субъективизма на конфессиональном поле современности.
Читать PDF
408.46 кб

Религиозность, идентификация и религиозная идентичность*

Федоренко М. И.
В статье рассматриваются вопросы подхода к определению дефиниций «религия», «секулярность», предлагаются существующие в современной науке различные варианты данных понятий.
Читать PDF
218.44 кб

Рецензия на книгу: Першин Ю. Ю. , Ахмадишина В. И. Архаическое сознание и религиозность человека: оч

Кребель И. А.
Читать PDF
276.93 кб

Игровая религиозность как репрезентант современных тенденций социального развития

Гаврилов Евгений Олегович
В статье показано, что игровая религиозность как реакция на происходящие социальные трансформации ведет не просто к адаптации индивидов к новым условиям, но также и к продуцированию оригинальных форм социальности.
Читать PDF
282.20 кб

Религиозность как социокультурное явление

Овдиенко Виктория Игоревна, Сидоренко Наталия Сергеевна
В данной статье религиозность рассматривается как особая сфера, которая связывает воедино внутренний духовный мир человека и его практическую деятельность в этом мире.
Читать PDF
111.59 кб

Массовая культура, игра и новая религиозность

Михельсон Ольга Константиновна
При анализе новых форм религиозности, основывающихся на «мифах» массовой культуры, и изучении причин их возникновения представляется весьма продуктивным использование концепций, разработанных в рамках игровой теории культуры.
Читать PDF
287.35 кб

«Вторая религиозность» в эпоху «Конца истории»

Рахметов Рашит Рашитович
На материале современной культуры обосновывается, что «вторая религиозность» («ресакрализация»), имея черты сходства с ранней мифологической эпохой, одновременно с этим и противоположна ей в различных аспектах.
Читать PDF
100.96 кб

Восточно-патристическая традиция в религиозно-философских концепциях Н. С. Арсеньева и В. И. Несмело

Дорошин Иван Александрович
Философские взгляды Н.С. Арсеньева и В.И. Несмелова, которые были незаслуженно забыты в России, относятся к лучшим образцам российской науки.
Читать PDF
111.51 кб

Всеединство и свобода воли: религиозно-философский аспект

Лагунов Алексей Александрович
В предлагаемой статье с религиозно-философской точки зрения анализируется проблема возможности согласования представлений о целостности мироздания и о наличии у человека как части целого свободной воли; рассматриваются некоторые п
Читать PDF
315.36 кб

Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений

Орлов Михаил Олегович
Одной из главных черт современных международных отношений является возвращение религии в общественную жизнь, включая политику.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-идеологические и нравственные основания осуществления правосудия в императорском Китае

Власова Г. Б.
Читать PDF
209.78 кб

Дискуссии о догматическом развитии на Религиозно-философских собраниях 1903 года

Евлампиев Игорь Иванович
Читать PDF
228.01 кб

Анализ понятия «Целомудрие» в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого

Шарановская Ю. В.
Статья посвящена нравственно-религиозной философии Л.Н. Толстого.

Похожие термины:

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

    - свойственная природе человека жажда установить единство с Тем, Кто не имеет нашей ограниченности и слабости, и с Кем реальность обретает полноту. Это также поиск осмысленности жизни, нравственно
  • Вневероисповедная религиозность

    вероучения, не связанные с привычными, традиционными религиями; одно из характерных явлений совр. духовной жизни мн. европейских стран, в т. ч. и России. Спектр этих мистических увлечений довольно
  • Восточная философия:Религиозно-философское возрожденчество

    Реформаторство на Востоке оказывается под огнем критики того идейного течения, которое условно называют возрожденчеством, или фундаментализмом. Его социальная база достаточно широка: многочисл
  • Религиозно-философские учения в ХХ веке

    Неотомизм (название которого происходит от латинизированного имени Фомы Аквинского с приставкой «нео» – новый) возник в конце 19 века. В двадцатом столетии эту доктрину развивали в первую очередь
  • РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ

    встречи представителей религ. бурж. интеллигенции с деятелями правосл. обновленчества, начавшиеся офиц. в ноябре 1901 в условиях глубоч. кризиса всей полит, и идеологич. системы царизма. Инициаторам
  • БЕССМЕРТИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    вечность души, покидающей тело после смерти; слияние Души с Богом или с «мировых духом» В буддизме и индуизме вера в бессмертие дополнена идеей перевоплощения души, а в иудаизме, христианстве и исл
  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

    - у И.Ильина: цельность веры, духовность, самодеятельность, сердечное созерцание, катарсис, искренность, смирение и трезвение в восприятии Духа самыми разными подвижниками веры, в первую очередь в
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии

    Поскольку жизнеощущение и мировосприятие нерелигиозного человека значительно отличаются от переживаний, образов, мыслей и чувств, составляющих содержание религиозного сознания, то, чтобы приот
  • Русские религиозные традиции и особенности религиозного сознания

    Русские коренное население России, на территории к-рой (согласно данным 1989) проживает 82 % русских (ок. 120 млн чел.). Много русских на территории Украины и Белоруссии, республик Прибалтики, в Казахста
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

    - психологические исследования религии, осуществленные У.Джемсом, который непредвзято проанализировал многочисленные факты личных встреч с Богом и общения с высшими силами. Будучи прагматистом,
  • ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

    - у И.Ильина: потеря главного его содержания - общения человека с Богом, утрата святыни. Его виды: суеверия; психоз страха; опошление и мертвящий эгоизм; подозрительность или "мраковидение" - "потребн
  • Религиозное чувство, благоговение, святыня, святость, богослужения

    Философский смысл термина: Совестливость, (древнее) благочестие, сомнение, (моральное) раздумье (Цицерон); точность (доказательств) (Цицерон), продуманность (словесных формулировок) (Апулей)
  • Национальное и религиозное

    В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общно
  • ИСКУССТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    В широком смысле слова искусство, художественными средствами утверждающее реальность сверхъестественного, воплощающее в художественных образах религиозные идеи и представления. К нему относят
  • ИЗУВЕРСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    совершение во время отправления культа действий, причиняющих вред здоровью человека. К таковым относятся моления истяза-тельного характера (напр., «радения» у хлыстов), доведение верующих до опас
  • ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    Исходный момент Л. р. связывается с датой мифич. сотворения мира или к.-л. иного исто-рич. или легендарного события. В Др. Египте, напр., Л. велось от первой династии фараонов; в Др. Риме - от основания Ри
  • НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

    религиозно-философское, богоискательское (см. Богоискательство) течение, возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции (Мережковский, Бердяев, Розанов, 3. Н. Гиппиус и др.) и стремившеес
  • ОБРАЩЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    постепенное или внезапное изменение экзистенциальной ориентации человека, в результате которой он становится адептом какой-либо религии или религиозного учения. Феномен обращения связан с тем,
  • ОБЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    согласно сов. законодательству о культах, объединение верующих граждан, достигших 18-летпего возраста, приверженцев к.-л. вероисповедания, в количестве не менее 20 лиц (отсюда - «двадцатка»), объедини
  • ОТЧУЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    одна из форм отчуждения человеч. сущности. Отчуждение - превращение человеч. деятельности как практической, так и теоретической, ее результатов, отношений и способностей человека в силы, господств