по Максу Веберу, исследование положения религии в обществе. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений; религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь, секты, ордена), общественные функции этих объединений; объединение верующих в "общины".
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Источник: Философский энциклопедический словарь
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
отрасль религиоведения, изучающая религию как социальное явление. Сформировалась в конце 19 – начале 20 вв. Не раскрывает сущность религии, оставляя эту проблему философии религии, а исследует основные элементы религиозного комплекса (религиозное сознание, культ, религиозные отношения и организации), анализирует место и роль религии в жизни общества и человека, разрабатывает методику конкретных социологических исследований уровня и состояния религиозности различных общественных групп.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
(Religionssoziologie) — этим термином Макс Вебер обозначал исследование положения религии в обществе. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений к священникам, пророкам и т. д., религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь, секты, ордены), общественные функции этих личностей и объединений; объединение верующих в «общины». Важная задача социологии религии ныне — исследование причин религиозного отчуждения, которые в общем плане следует искать в ориентированных на материальное потребление формах жизни, характерных для современной технической эры, а также в отсутствии у церкви способности приспосабливаться, учитывать изменение психологических потребностей современных людей.
М. Weber. Gesammelte Schriften zur R., I—III, 1922,1988; J. Wach. R. (engl. 1944), dt. 1951; G. Mensching. Soziologie der Religion, 1947; F. Fürstenberg. R., 1964; H. U. Wintsch. Religiosität und Bildung, 1967; G. Stephenson (Hg.). Der Religionswandel unserer Zeit im Spiegel der Religionswiss., 1976; G. Küenzlen. Die R. M. Webers, 1981; N. Luhmann. Funktion der Religion, 1982; G. Kehrer. Eint, in die R., 1988.
М. Weber. Gesammelte Schriften zur R., I—III, 1922,1988; J. Wach. R. (engl. 1944), dt. 1951; G. Mensching. Soziologie der Religion, 1947; F. Fürstenberg. R., 1964; H. U. Wintsch. Religiosität und Bildung, 1967; G. Stephenson (Hg.). Der Religionswandel unserer Zeit im Spiegel der Religionswiss., 1976; G. Küenzlen. Die R. M. Webers, 1981; N. Luhmann. Funktion der Religion, 1982; G. Kehrer. Eint, in die R., 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
- область исследований религии как фактора, влияющего на общественную жизнь, формирование социальных институтов, мотивацию поведения и деятельности, на общепринятые верования, образы будущего, ценности, цели, идеи и нравственные нормы. Это также исследование религиозных общин как сообществ внутри обществ как целых, их положительных или отрицательных роли и значения. Социология религии обосновывает, что связь с Высшим и Откровение влияют на социальные идеалы, этику, культуру, политику и труд. Искушение социологического подхода в том, чтобы считать религию явлением только социальным, без трансцендентных источников. Это означает подчинение индивидуальной духовной жизни личности высшим для нее социальным силам, превращение социальности в идола. С точки зрения Э.Дюркгейма, "нет никаких вечных евангелий и нет оснований думать, что человечество неспособно изобрести новые евангелия". Пониманию религии как предмета социальной фабрикации следует противопоставить иное: ядро религии - свыше и она может становиться источником социального обновления, а не его продуктом. Есть редукционизм в сведении Дюркгеймом содержания "высших религий" к "элементарным формам", находимым у т.н. "примитивных народов".
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Социология религии
дисциплина в системе научного атеизма, исследующая социальные причины и закономерности возникновения, функционирования и отмирания религии. Кроме того, она изучает структуру и взаимодействие элементов религии, место, функции и роль ее в той или иной общественной системе и особенности воздействия данной общественной системы на религию. Методологической основой социологических исследований является исторический материализм. Основополагающие принципы С. р. сформулированы в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и развиты В. И. Лениным. Буржуазная С. р. в качестве отрасли знания сформировалась в конце 19 – начале 20 в., хотя нек-рые положения ее были уже разработаны в трудах основателей буржуазной социологии О. Конта (1798 – 1857) и Г. Спенсера (1820 – 1903). Философской базой для всех школ буржуазной С. р. служит идеализм в различных формах: неокантианство, позитивизм, философия жизни, прагматизм, феноменология и пр. Объективизм, под флагом к-рого выступают западные социологи, является лишь прикрытием классовых позиций буржуазных исследователей религии. Практической задачей нек-рых направлений буржуазной С. р., напр., конфессиональной, является поиск средств, способствующих оживлению религии в условиях ее растущего кризиса.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
одна из отраслей религиоведения. Марксистская С. р. является разделом науч. атеизма, изучает соц. детерминированность религии, закономерности ее возникновения, развития, функционирования и отмирания, ее элементы и структуру, место и роль религии в об-ве. Основополагающие принципы науч. С. р. были сформулированы в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты В. И. Лениным. Общей методологией познания соц. явлений, в т. ч. и религии, является истории, материализм. Кроме того, в С. р. используются спец. теоретич. и эмпирич. методы, методы конкр.-социологич. исследования. В состав социологич. теории религии входят: 1) фундамент. положения, раскрывающие сущность религии; 2) знания о различных феноменах религии - о релит. сознании, культе, отношениях, объединениях и т. д.; 3) совокупность операционально-интерпретационных понятий и эмпирич. обобщений; 4) методика конкр.-социологич. исследований в области религии и атеизма. Бурж. С. р. в качестве отрасли знания сформировалась в кон. 19 - нач. 20 в. Ее основателями считаются М. Beбер и Э. Дюркгейм, хотя нек-рые ее положения были уже разработаны в трудах бурж. социологов О. Конта и Г. Спенсера. В бурж. С. р. выделяются светские и конфес. направления, между к-рыми существует идейн. союз. Филос. базой светской С. р. служит идеализм в различных формах: неокантианство, позитивизм, философия жизни, прагматизм, феноменология и пр. Идеалистнч. философия нередко используется и конфес. социологией. В различных школах бурж. С. р. зачастую метафизически абсолютизируются частные методы исследования: эмпирические, статистические, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и пр. Задачей конфес. С. р. является поиск средств усиления влияния религии на сознание и поведение людей.
Источник: Атеистический словарь
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
дисциплина, изучающая отношение религии и общества, структуру и закономерности существования религии как обществ. явления. С. р. связана со сравнит. религиеведением, психологией религии, историей религии и церкви и т.д. С. р. изучает: теоретич. выражения религии (миф, вероучение, догматика, теология) в их идеологич. значении, т.е. как форму самосознания общества, выражающую его потребности, нормы, цели, утверждающую его ценности и освящающую его институты; практич. сторону религии (культ, ритуал, праздники) как орудие создания и укрепления религ. общины; структуру и функционирование спец. религ. орг-ций (община верующих, церкви, секты и т.п.). Возникновение С. р. на рубеже 19–20 вв. было подготовлено развитием филос. анализа религии, формированием наук об обществе и накоплением огромного историч. и этнологич. материала. Существенную роль в становлении С. р. сыграли работы Трельча, М. Вебера. Позднее получили известность соч. Й. Ваха (1898–1955), Г. Меншинга (р. 1901) и др., посвященные типологич. анализу религии. Одностороннему историзму и формальной категоризации религ. феноменов противостоит эмпирич. С. р., изучающая явления религ. жизни внутри определенной социальной структуры. Наиболее значительный ее представитель – Г. Ле Бра (р. 1891); его исследования признаков религ. поведения нашли многочисл. последователей, особенно в США и Голландии. В наст. время в капиталистич. странах проводится множество частных исследований отд. сторон культа. Марксистская С. р. исходит из понимания религии как части надстройки общества, как формы обществ. сознания. Проблемы С. р. решаются в марксистских работах в общих рамках историч. материализма. Работы по С. р. в большинстве социалистич. стран развиваются прежде всего как эмпирич. исследования. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии.[Сб.], М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. Сб., М., 1966; Левада Ю. ?., Осн. направления в бурж. С. р., в сб.: Филос. проблемы атеизма, М., 1963; его же, Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Филос. проблемы критики религии, 2 изд., М., 1965; Конкретные исследования совр. религ. верований. Сб. ст., М., 1967; Weber М., Gesammelte Aufs?tze zur Religionssoziologie, Bd 1–3, T?bingen, 1920–21; Boulard F., Premiers itineraries en sociologie religieuse, P., 1954; Malinowski В., Magic, science and religion, L., 1955; Wach J., Sociology of religion, Chi., 1958; Durkheim ?., Les formes ?l?mentaires de la vie religieuse, 4 ?d., P., 1960; Herberg W., Protestant – Catholic – Jew. An essay to American religious sociology, N. Y., 1960; Acquaviva S., L´eclissi del sacro nella civilt? industriale, Mil., 1961; Hasenfuss J., Religionssoziologie, Bd 1–2, ?., 1964; Religion und Atheismus heute. Ergebnisse una Aufgaben marxistischer Religionssoziologie. Hrsg. von O. Klohr, В., 1966. Э. Кадлецова. Прага.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Социология религии
одна из отраслей знания, изучающая религию и имеющая междисциплинарный статус. С одной стороны, она является проблемной областью социологии, в рамках к-рой выступает в кач-ве прикладной, с другой представляет собой раздел религиоведения, наряду с философией, психологией, феноменологией, историей религии. Как научная дисциплина С. р. начинает формироваться с сер. 19 в., хотя знания о соц. сторонах религии накапливались в течение веков. В кач-ве источников С. р. послужили идеи англ. деистов 17–18 вв., франц. энциклопедистов 18 в., но в особенности анализ религии в сочинениях И. Канта, Г. Гегеля, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Л. Фейербаха, Ф. Энгельса, Д. Юма. Основателями С. р. являются нем. социолог, историк, философ М. Вебер, франц. социолог, философ Э. Дюркгейм, нем. философ, социолог Г. Зиммель, нем. теолог и философ Э. Трельч.
Различают конфес. и светскую С. р., к-рые исходят из разных мировоззренческих предпосылок. Конфес. С. р. «смотрит» на религию как бы «изнутри» данного религ. направления или конфессии; светская дистанцирует себя от какой бы то ни было религии.
Одним из определений предмета С. р. может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на др. элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию.
В С. р. используются теоретические и эмпирические методы исследования религии: абстрагирование, обобщение, моделирование, экстраполяция, сравнительно-исторический анализ архивных материалов, различных документов, опросы (интервью, анкетирование и т. д.), наблюдение, группировка, ранжирование, типологизация, контент-анализ и пр.
В России под влиянием социологии, развивающейся на Западе, в кон. 19 — нач. 20 в. обнаружился интерес к ряду проблем С. р. Неконфес. решение этих проблем представлено в работах II. А. Лаврова, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, Н.К. Михайловского, Г.В. Плеханова и др. В конфес. ключе вопросы о «задачах социологии в отношении религии» одним из первых поставил профессор Московской Духовной академии А.Н. Введенский. Взаимоотношение религии и об-ва стало активно обсуждаться в рамках экклезиологии через призму проблем: с одной стороны, «общество церковь личность», с другой «церковь государство». О переживаниях и поведении религ. личности, трансформации религ. сознания, о путях совершенствования церк. структуры и ряд др. идей высказывали В.С. Соловьев, М.М. Тареев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др. Приходы, епархии, Синод вели скрупулезный учет правосл. общин, священнослужителей, прихожан, а также собирали сведения о старообрядчестве и сектантстве.
В 1905–1918 Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел издавал «Статистический ежегодник России», включавший и таблицу распределения населения по вероисповеданиям. В 2030-е гг. был проведен ряд опросов различных категорий граждан об их отношении к религии, осуществлялся документальный и статистический анализ состояния религиозности по регионам страны. После двадцатилетней паузы в 60-х гг. возобновилась практика социологических исследований; в 60 — 70-е гг. эти исследования интенсивно проводились коллективами Института философии АН СССР, Московского, Ленинградского, Свердловского ун-тов, Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС и его филиалов в Киеве, Ташкенте и Вильнюсе, опорными пунктами в Воронежской, Пензенской, Орловской, Пермской обл., в Татарстане, Чувашии и др. регионах. В 80 — 90-е гг. отношение к религии выявляли методом опроса Всероссийский центр по изучению общественного мнения, Социологический центр Российского научного фонда, Институт социально-политических исследований РАН, Российский независимый институт социальных и национальных проблем. Проводятся и локальные исследования в Москве, Санкт-Петербурге, в Пермской и др. обл.
Различают конфес. и светскую С. р., к-рые исходят из разных мировоззренческих предпосылок. Конфес. С. р. «смотрит» на религию как бы «изнутри» данного религ. направления или конфессии; светская дистанцирует себя от какой бы то ни было религии.
Одним из определений предмета С. р. может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на др. элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию.
В С. р. используются теоретические и эмпирические методы исследования религии: абстрагирование, обобщение, моделирование, экстраполяция, сравнительно-исторический анализ архивных материалов, различных документов, опросы (интервью, анкетирование и т. д.), наблюдение, группировка, ранжирование, типологизация, контент-анализ и пр.
В России под влиянием социологии, развивающейся на Западе, в кон. 19 — нач. 20 в. обнаружился интерес к ряду проблем С. р. Неконфес. решение этих проблем представлено в работах II. А. Лаврова, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, Н.К. Михайловского, Г.В. Плеханова и др. В конфес. ключе вопросы о «задачах социологии в отношении религии» одним из первых поставил профессор Московской Духовной академии А.Н. Введенский. Взаимоотношение религии и об-ва стало активно обсуждаться в рамках экклезиологии через призму проблем: с одной стороны, «общество церковь личность», с другой «церковь государство». О переживаниях и поведении религ. личности, трансформации религ. сознания, о путях совершенствования церк. структуры и ряд др. идей высказывали В.С. Соловьев, М.М. Тареев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др. Приходы, епархии, Синод вели скрупулезный учет правосл. общин, священнослужителей, прихожан, а также собирали сведения о старообрядчестве и сектантстве.
В 1905–1918 Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел издавал «Статистический ежегодник России», включавший и таблицу распределения населения по вероисповеданиям. В 2030-е гг. был проведен ряд опросов различных категорий граждан об их отношении к религии, осуществлялся документальный и статистический анализ состояния религиозности по регионам страны. После двадцатилетней паузы в 60-х гг. возобновилась практика социологических исследований; в 60 — 70-е гг. эти исследования интенсивно проводились коллективами Института философии АН СССР, Московского, Ленинградского, Свердловского ун-тов, Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС и его филиалов в Киеве, Ташкенте и Вильнюсе, опорными пунктами в Воронежской, Пензенской, Орловской, Пермской обл., в Татарстане, Чувашии и др. регионах. В 80 — 90-е гг. отношение к религии выявляли методом опроса Всероссийский центр по изучению общественного мнения, Социологический центр Российского научного фонда, Институт социально-политических исследований РАН, Российский независимый институт социальных и национальных проблем. Проводятся и локальные исследования в Москве, Санкт-Петербурге, в Пермской и др. обл.
Источник: Религии народов современной России