Рабство

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Рабство
открытая форма эксплуатации человека человеком, основанная на силе. Наиболее широкие размеры и экономическое значение рабство приобрело в XVII - начале IXX вв. В США рабство отменено во второй половине IXX в., в некоторых странах Африки - Эфиопии, Нигерии и др. в середине XX в. Как правовая категория в современном мире не существует, но кое-где неофициально сохраняется в неявном или даже явном виде (в виде традиции, так называемого "пережитка прошлого").
Очевидно, что рабство возможно при соблюдении определенных условий, например:
- существенном различии в способности оказывать воздействие на противоположную сторону (можно говорить о силовом превосходстве эксплуататоров над эксплуатируемыми, обусловленном в древности численностью, позднее силой оружия, организованностью или идеологией);
- морально-психологических (в том числе и интеллектуальных) различиях между эксплуататорами и людьми с "рабской психологией" (для того, чтобы быть эксплуататором, сознавая это, необходимо обладать определенными душевными и интеллектуальными качествами);
- отсутствии существенно более выгодных способов эксплуатации (классика).
Ассоциативный блок.
Диатропика учит, что наряду с более выгодными способами всегда существуют и менее выгодные, если они хотя бы в принципе возможны (другое дело в каких масштабах и формах).
Рабство можно представить как в явной, так и неявной формах?

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Рабство
Фактическое подчинение чужой власти, безграничное и недобровольное. С одной стороны, рабство противостоит свободе, независимости, самостоятельности, с другой – гражданственности (гражданство подразумевает юридическое подчинение законной власти, частью которой является сам гражданин) и даже простому подчинению авторитету, который мы выбираем добровольно и уважаем в рамках своего достоинства и своей ответственности.
Боэций (209), рассуждая о политике, говорил о добровольном рабстве. При этом он имел в виду не то, что кто‑либо добровольно соглашается стать рабом, а то, что ни один тиран не может властвовать без поддержки или хотя бы согласия большинства. Добровольность в данном случае связана не столько со свободой выбора, сколько с системой верований и заблуждений. Вот что об этом говорит Спиноза: «Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключаются в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким имененм религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие… В свободной республике, напротив, ничего такого не может быть мыслимо и попытки такого рода могут меньше всего иметь успех, потому что предрассудками или иным образом подавлять свободное суждение всякого человека совершенно противоречит общей свободе» («Богословско‑политический трактат», Предисловие).
В рамках философии морали рабством называют подчинение индивидуума своим страстям. Быть порабощенным страстями значит подчиняться призывам тела или аффектов вместо того, чтобы управлять ими или пытаться от них освободиться (вначале поняв). Не случайно Спиноза дал четвертой части своей «Этики» заглавие «О человеческом рабстве или о силах аффектов». «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов, – пишет он, – я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему». Как известно, пятая часть трактата озаглавлена «О могуществе разума или о человеческой свободе». Итак, идет ли речь о политике или морали, избавиться от рабства можно только с помощью разума, который не подчиняется никому.

Источник: Философский словарь.

Рабство
(Slavery). Состояние вынужденной и полной зависимости от коголибо. Рабство было общепринятым в Древнем мире; оно играло значительную роль в экономической и социальной жизни. Обычно рабами становились те, кто потерпел военное поражение. Часто в рабство попадало, вместе с воинами, все население побежденной страны. Работорговля стала краеугольным камнем в грекоримском мире, достигнув своего пика во II в. до н.э. В 100 г. до н.э. главный рынок рабов находился в Делосе, куда ежедневно свозили и там же продавали десятки тысяч рабов. После палеетинского похода император Тит продал в рабство девяносто тысяч евреев.
Рабы различались между собой по своему статусу. Одни составляли "бригады", работавшие на полях и в шахтах; другие были ремесленниками и даже управителями. Нередко рабы были гораздо зажиточнее свободных работников. Римские законы защищали рабов и обеспечивали им определенные права, даже обладание частной собственностью, так что порой раб мог выкупить себя и свою семью (Деян 22:2728). К I в. число рабов в Римской империи увеличилось настолько, что это стало создавать проблемы. Нередко вспыхивали восстания, рабовладельцев все чаще охватывали страхи и подозрительность. Если раб нападал на хозяина, казнили всех рабов в доме. Начиная со 136 г. около 70 тыс. восставших рабов Сицилии четыре года противостояли Риму. Воеставших рабов, вплоть до эпохи христианских императоров, распинали. Однако ктото должен был исполнять гражданские обязанности, включая военную службу, и потому между 81 и 49 гг. до н.э. были отпущены на волю 500 тыс. рабов, хотя все население столицы составляло в то время 800 тыс. человек. Среди вольноотпущенников в Риме было много иудеев, принявших римские имена; это видно из надписей в катакомбах.
В ВЗ. В ВЗ рабство рассматривалось как законный общественный институт; но в Израиле оно было гуманнее, чем в других странах Ближнего Востока. Поскольку в Израиле использование труда наемных работников оказалось экономически выгоднее, рабство не получило здесь широкого распространения. Рабы обычно исполняли обязанности по хозяйству и работали вместе с членами семьи на полях. Приобретали их разными способами: просто покупали, брали как плату за долги, получали по наследству, наконец, брали как военнопленных. В ВЗ есть примеры того, как отец продает дочь(Исх21:7; Неем5:5), вдова продает детей (ЗЦар 4:1), люди продают себя (Лев 25:39; Втор 15:1217). Человека можно освободить, купив его (Лев 25:4855), отпустить на волю, согласно закону субботнего года (Исх 21:111; Втор 15:1218), юбилейного года (Лев 25:855), в случае смерти хозяина (Быт 15:2). Рабы считались членами семьи; если они были евреями, они обладали правом на субботний отдых и участие в религиозных праздниках. У них могла быть собственность, даже собственные рабы. Часто жена и наложницарабыня пользовались совершенно одинаковыми привилегиями. Раб был защищен от жестокого обращения, особенно против действий, угрожавших его жизни (Исх 21:20). Человек, укравший раба, подвергался суровому наказанию (Исх 21:16). Израильский народ пережил египетское рабство, и опыт Исхода играет существенную роль как в ВЗ, так и в НЗ. Столь же значительное место он занимает в теологиях освобождения.
В НЗ. В ранней Церкви отсутствовала критика рабства как общественного института. Однако отношения раба и хозяина видели поновому (Флп), поскольку в глазах Божьих " нет раба, ни свободного" (Гал 3:28), и оба несут ответственность перед Богом (Еф 6:59). Межличностные отношения были пересмотрены в категориях духа Христова и Его Царства. Полноценный результат этого процесса проявился только в эпоху Реформации, когда стала утверждаться библейская истина о личном достоинстве человека.
В церковной истории. В первые христианские века рабство было общераспространенным явлением, о чем сохранились многочисленные свидетельства. Существовал запрет на крещение рабов, если хозяин не был христианином. Раб не мог быть рукоположен, если хозяин (непременно христианин) не давал ему вольную. Раб не мог жениться или уйти в монастырь без разрешения хозяина. Рабов нередко освобождали на Пасху, когда люди праздновали Воскресение Христово. Несмотря на попытки Юстиниана (52765) запретить рабство, число рабов снова выросло; после падения империи они были закрепощены. Крестовые походы укрепили рабство обеих противоборствующих сторон Рим служил центром работорговли, а Венеция продавала мусульманам даже рабовхристиан. В XV в. возникла торговля рабами, гл. обр. во владениях Португалии. Открытие Америки потребовало труда чернокожих, что привело к расцвету работорговли.
Около пятнадцати миллионов рабов привезли в Америку, в основном в ВестИндию и Юж. Америку. Однако, хотя и редко, христиане протестовали против рабства. Квакеры (1671), Моравские братья, методисты, евангелики в Англии и Америке отстаивали моральные нормы, не совместимые с таким злом. Трактат против рабства написал Дж. Уэсли. К сожалению, консервативные голоса в церквях высказывались против аболиционизма; свет открывался им слишком медленно. Эти силы часто сочетались с политическими и экономическими интересами, связанными с сохранением института рабства; возможные последствия подобной политики в полной мере не сознавались. Благодаря усилиям таких евангелических лидеров, как Г.Шарп, У. Уилберфорс и Т.Кларксон, в 1807 г. в Британии, а в 1827 г. в Британской империи рабство было отменено. В янв. 1808 г. Американский конгресс также запретил работорговлю, хотя торговля рабами между отдельными штатами и рабовладение процветали попрежнему. В США Католическая и Протестантская епископальная церкви не заняли определенной позиции в вопросе о рабстве; большинство других церквей разделилось во мнениях, примкнув к позициям Севера и Юга.
W.N.Kerr (пер. Ю.Т.) Библиография: G. W. Barnes, The AntiSlavery Impulse; D. В. Davis, The Problem of Slavery in Westem Culture and The Problembf Slavery in the Age of Revolution; M.I. Finley, ed., Slavery in Classical Antiquity; J. Mendelsohn, Slavery in the Ancient Near East; W. L. Westermann, The Slave Systems of Greek and Roman Antiquity; T. Wiedemann, Greek and Roman Slavery.
См. также: Аболиционизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

РАБСТВО
совокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах; политическом, духовном и экономическом.
В ходе истории менялись специфические черты этого отчуждения, вместе с ними преобразовывался и характер рабской зависимости. В древних индоевропейских обществах существовало противопоставление раба и свободного гражданина. Понятия рабского принуждения и свободы казались слишком очевидными для того, чтобы кто-либо усомнился в их истинности. Более того, само разграничение данных понятий служило демонстрацией осуществления идеи справедливости, основанной на том, что социальное неравенство возникает в строгом соответствии с неравенством природных законов. Именно поэтому рабство (также как, впрочем, и освобождение от него) не являлось в древности практической проблемой я обсуждалось теоретически только во имя обоснования торжества закона природы на все время и во всем — прежде всего, в истории общества, чье иерархическое строение уподоблялось иерархии «высших», «промежуточных» и «низших» качеств человеческой натуры.
Древнегреческий язык и латынь обозначали человека, обладающего свободой, как лицо, принадлежащее роду, имеющее общее происхождение со своими соплеменниками, разделял ющее уклад их жизни и наделенное сходным с ними образом мысли — в обладании именно этими качествами было отказано рабу. В германских языках термин «рабы» относился к группе людей, исключенной из крайне замкнутой и строго оберегаемой среды равного, дружеского общения. И в том, и в другом случае раб представал чужаком, обделенным правом оставаться самим собой, — будучи исключенным из числа «своих», он оказывался лишенным самости.
В Древней Греции Еврипид и Алкидамант отрицательно относились к тому, чтобы представлять обращение человека в рабство оправдывающим себя с точки зрения обоснования понятия свободы как такового. Однако ими не устанавливалась и не исключалась сама возможность появления рабской зависимости, поскольку они воспринимали свободу полностью независимо от того, каким образом в обществе происходит различение ее степеней, характеризующее то или иное политическое устройство.
Платон в «Государстве» полагал, что раб не должен быть в подчинении во вред себе — его существование исполнено благом только в том случае, когда он находится йод властью божественного начала: лучшие качества души должны быть взращены в нем «изнутри» или быть привиты ему «извне». В другой платоновскойработе — в диалоге «1Ъэтет» — можно найти обратную сторону этой мысли: взращивая семена коварства, лжи и взаимных обид, рабское воспитание отравляет разум и освобождает дорогу самонадеянному преувеличению недостающей мудрости.
Аристотель противопоставлял продуктивную деятельность (poietika) и активную деятельность (praktikon) опираясь на то, что для первой орудиями служат предметы, преобразующие изначальное состояние обрабатываемого ими материала, а для второй подобными орудиями становятся предметы, готовые к тому, чтобы после такой обработки, их применяли в обиходе. Жизнь обозначалась Аристотелем как praxis. Этот философ определял рабов в качестве ее орудия, т. е. в качестве орудия активной деятельности, понятие которого, в свою очередь, безоговорочно отождествлялось им с понятием собственности. Раб рассматривался им как часть своего господина, причем эта принадлежность признавалась основанной на том, что люди не сходны друг с другом от рождения: одним из них полезно господствовать, другим — подчиняться; одни из них образуют «душу общества» и усмиряют страсти, другие же составляют его «тело» и сеют раздор. Испорченность «социальная» (рука об руку с испорченностью моральной) дает о себе знать тогда, когда «тело» пытается править «душой».
Правда; Аристотель полностью не отказывал рабам в наличии добродетели, однако, она была для него добродетелью «неразумного начала», предназначенной лишь для того, чтобы с готовностью подчиняться властвующим и в точности исполнять их приказания.
В Древнем Риме Катон Старший создал своего рода формулу рабского существования: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.
С появлением христианства произошло рождение понятия «свобода воли», которое означало преодоление господства биологической природы человека над его духовной природой, победу души над телом. С этого момента начинается отсчет движения к преодолению рабства, поскольку «свобода воли» уже не была законным поводом для его утверждения. Хотя официальный запрет на продажу христиан в рабство язычникам был принят лишь в 583, после Маконского собора, христианское вероучение (наряду с митраизмом, иудейством, манихейством и т. д.) изначально подразумевало религиозное равенство людей. Политическая рабская зависимость в духовной сфере становилась прегрешением против человеческого права определять содержание своей деятельности и направлять ее на разрешение многотрудных задач, связанных с обретением самосознания. Если в Средневековье такое право было своеобразным божественным даром, то в Новое время оно становится даром индивидуальной самореализации. Умение сохранить оба эти дара опирается на устранение следов скрытого рабства в самом свободном состоянии..
Г. В. Ф. Гегель и некоторые его позднейшие последователи сопрягали проблему бесповоротного преодоления рабства с проблемой окончания исторического развития (см. Конец, истории). В пределах последней рабство имеет «субстанционалистское» истолкование, независимо от смены эпох представая воплощением несправедливости, свойственной «естественному состоянию», полное избавление от остаточных форм данного состояния возможно, с точки зрения Гегеля, после того, как место древнего понятия «судьба» занимает понятие «политика». В результате этого, с одной стороны, возникает перспектива освобождения индивидуального духа (намеченная в христианстве), а с другой — перспектива осуществления свободы индивидов в государстве. Совмещение обеих перспектив предполагает приближение конца исторического процесса, знаменующего собой уничтожение «моментов» рабской зависимости в любых обществах с наступлением эпохи современности.
К. Маркс понимал под рабством модель производственных отношений, соответствующую «античному способу производства» и отличающуюся тем, что при ней собственностью становятся не только средства производства, но и сами производители. Он выдвигал «историцистскую» интерпретацию этого явления, отождествляя его с особым — рабовладельческим — общественным строем и представляя использование труда рабов исключительно как старейшую разновидность эксплуатации. Квинтэссенция марксовского исследования рабства заключается, т. о., в обнаружении его экономической природы.
Во времена античности возможность развития феномена рабской зависимости скрывалась в сохранении дуалистической оппозиции между областью «внутреннего» (относящегося к способу существования, присущего определенному этносу) и областью «внешнего» (причисляемого к способам существования чужеродных и поэтому вредоносных этносов). В Средневековье и Новое время не исчезла эта оппозиция, но изменилось содержание: «внутренним» оказалось психологическое или духовное бытие человека, «внешним» — его социальное или мирское бытие. Однако в любую историческую эпоху теоретическое и, прежде всего, практическое решение проблемы рабства происходило при выделении такой практики (или практик), для которой отсутствует необходимость разделения ее эндогенных и экзогенных источников или, иными словами, необходимость того, чтобы представить ее либо проявлением «естественных» глубинных мотиваций, либо продуктом губительных окружающих условий.
А. Ю. Ашкеров

Источник: Новая философская энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
459.60 кб

Понятия "господство" и "рабство" в анализе культурно-исторического процесса

Похилько А. Д.
Читать PDF
123.85 кб

Свобода и рабство: искусство владения вещами: Платон и И. А. Ильин

Медведева Ольга Аркадьевна
Статья посвящена теме свободы как искусства владения вещами в творчестве И.А. Ильина и диалоге Платона «Государство».
Читать PDF
119.25 кб

Рабство как форма человеческого бытия (видение античных авторов в свете идей русских философов)

Александров Владимир Борисович
В статье рассматриваются взгляды античных авторов на человеческий аспект феномена рабства.
Читать PDF
697.67 кб

Место Лютера в дискуссии о свободе/ рабстве воли

Бандуровский К. В.
Читать PDF
1.23 мб

Учение М. Лютера о рабстве воли и мистическая концепция отрешённости

Еремеева Наталья Владимировна
Традиционно наблюдают схожесть идей исихазма и Майстера Экхарта. Однако представляется, что в основе этих концепций лежат разные базовые установки, поэтому в дальнейшем они получают развитие в двух разных направлениях.

Похожие термины:

  • О РАБСТВЕ ВОЛИ

    («De servo arbitrio») — произведение Мартина Лютера, являющееся полемическим ответом на «Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли» Эразма Роттердамского. Написано и опубликовано в 1525, в пер. на нем. - в 1526.