ПРОЕКТ
ПРОЕКТ
[от лат. projectus букв. брошенный вперед] – 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-л. сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-л. документа; 3) замысел, план. В науке – форма реализации результатов исследования, собственно исследования.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ПРОЕКТ
1) комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленных затратах поставленных задач с чётко определёнными целями; 2) комплекс технической (проектносметной) документации для строительства, отвечающей установленным нормативными документам и требованиям.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Проект
(от греч. projektus – брошенный вперед) – образ желаемого результата любой деятельности.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 164; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб.2004. С. 196; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 88.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 164; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб.2004. С. 196; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 88.
Проект
ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Это завершённый цикл продуктивной деятельности отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Проект
Настоящее желание, нацеленное на будущее, исполнение которого зависит от нас. Это еще не воля (волевое желание подразумевает действие), вернее, это всего лишь воля (в настоящем) к желанию (в дальнейшем). Но видеть в нем источник абсолютной свободы, как это делает Сартр, значит забывать, что проект в силу своего присутствия в настоящем так же реален, следовательно, так же необходим, как и все остальное.
Источник: Философский словарь.
ПРОЕКТ
лат. project — «выброшенный вперед») — 1) продукт деятельности проектирования; 2) организация кооперативных форм деятельности; 3) одно из понятий экзистенциалистской антропологии (напр., Ж. П. Сартра). В первом смысле понятие «проект» употребляется в кон. 19 — нач. 20 вв. при становлении машиностроительного и архитектурного проектирования. В проекте разрабатываются и репрезентируются строение проектируемого объекта, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде. Проект — это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, согласовывает разные планы и уровни разработки объекта и т. д. В аксиологичеком отношении проект несет в себе потенцию нового и ценности проектировщика. Идея проекта во 2-й noil. 20 в. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, направленной на создание различных изделий или систем. Проект — центральное понятие антропологии и философии истории Ж. П. Сартра. Посредством проекта человек преодолевает противоречие между потребностями и миром, отрицает внешне инертную материю, «относится к определенному будущему объекту», который стремится вызвать к жизни то, что «еще не было» (Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994, с. 113-114).
В. М. Розин
В. М. Розин
Источник: Новая философская энциклопедия
ПРОЕКТ
лат. projectus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта. Работа по созданию П. требует, во-первых, знания об объектах проектирования и знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты; во-вторых, знания методик и понятийных средств проектирования как специфической деятельности. Гипотетическое преобразование объекта связано не только с описанием данности, но учитывает также возможность практического приведения существующего объекта к тому виду, который задается в П. Основания, определяющие выбор направления преобразований (или идеалы), должны соотносится с широким контекстом системы, в которую входят изменяемые объекты. Желательное изображение объекта рассматривается в качестве П. в том случае, если оно реализуется в виде объекта или может быть реализовано. Оценивание П. не с точки зрения истинности - ложности, но реализуемости требует от объекта наличия свойств, поддающихся непосредственному воздействию преобразователя, что фиксируется в П. Задание объекта начинается с выделения процессов в этом объекте, прежде всего функции как осуществления вводимых преобразований. Процессы функционирования очерчивают границы объекта проектирования как системы. В соответствии с полученным способом функционирования выбирается обеспечивающий его материал. Специфический порядок выделения и организации объекта (обратный классическому естественно-научному) характеризует структуру проективного исследования. Понимание П. как одного из результатов методологической работы, которой охватываются познавательная, практическая и организационно-управленческая деятельности, распространяет принципы проектирования на научное исследование как таковое, что приводит к изменению типа объектов, которыми оперирует наука и изменению структуры научного познания.
С.А. Радионова.
С.А. Радионова.
Источник: Новейший философский словарь
ПРОЕКТ
Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Включение в определение отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но и подчеркивает единственность проекта, его неповторимость и признаки новизны.
Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п. Для удобства анализа проектов и систем управления проектами (см. управление проектами), множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Ниже приведена система классификаций:
Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
Класс проекта. В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:
– работы (операции);
– пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);
– проекты;
– мультипроекты (мультипроект – проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);
– программы (программа – комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели);
– портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей).
Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы.
Необходимо оговорить отличие понятий проект и проектирование. Проектирование – это начальная фаза проекта.
Действительно, любая продуктивная деятельность, любой проект требуют своего целеполагания – проектирования. Результатом проектирования может быть техническое задание.
Перейдем к следующему понятию – «технология». Современное понимание: технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи. Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.
Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач процесса, результатов.
Таким образом, образуется триединство фаз проекта:
– ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ;
– ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА;
– РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА.
В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы. Так, например, фазу проектирования делят на четыре стадии: концептуальная, моделирования, конструирования и технологической подготовки. В свою очередь, например, в стадии моделирования выделяют этапы: построение моделей, оптимизация, выбор.
Литература: [15, 69, 121].
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Включение в определение отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но и подчеркивает единственность проекта, его неповторимость и признаки новизны.
Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п. Для удобства анализа проектов и систем управления проектами (см. управление проектами), множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Ниже приведена система классификаций:
Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
Класс проекта. В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:
– работы (операции);
– пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);
– проекты;
– мультипроекты (мультипроект – проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);
– программы (программа – комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели);
– портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей).
Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы.
Необходимо оговорить отличие понятий проект и проектирование. Проектирование – это начальная фаза проекта.
Действительно, любая продуктивная деятельность, любой проект требуют своего целеполагания – проектирования. Результатом проектирования может быть техническое задание.
Перейдем к следующему понятию – «технология». Современное понимание: технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи. Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.
Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач процесса, результатов.
Таким образом, образуется триединство фаз проекта:
– ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ;
– ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА;
– РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА.
В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы. Так, например, фазу проектирования делят на четыре стадии: концептуальная, моделирования, конструирования и технологической подготовки. В свою очередь, например, в стадии моделирования выделяют этапы: построение моделей, оптимизация, выбор.
Литература: [15, 69, 121].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
проект
ПРОЕКТ (от лат. projectus — выброшенный вперед). — В настоящее время это понятие имеет несколько основных значений: продукт и средство проектирования; организация кооперативных форм деятельности; одно из понятий экзистенциальной антропологии (напр., Ж.П. Сартра). В значении продукта проектирования термин «П.» употребляется с конца 19 — начала 20 вв. при осуществлении традиционного проектирования (архитектурного и машиностроительного). При этом П. исполняет три функции: задает строение проектируемого объекта, описывает схемы его функционирования, характеризует основные этапы и способы изготовления этого объекта. По материалу П. представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные на бумаге или в электронном виде. Особенность проектировочных чертежей как сложных знаковых средств — возможность выражать в них одновременно две разные группы смыслов и содержаний: чисто объектные и операциональные. За счет этого П. может быть прочтен один раз как «знание и описание» (в коммуникации заказчик—проектировщик—потребитель), а другой раз — как сложное предписание (в деятельности изготовления; в этом случае отдельные единицы чертежа отсылают к определенным реальным объектам и действиям измерения и изготовления). Но П. — это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, увязывает разные планы и уровни разработки объекта. В аксиологическом отношении П. несет в себе потенцию нового: замышляя будущий объект, проектировщик не только вносит в реальность новые качества, но и реализует относительно нее свои ценности и идеалы. В норме проектирование предполагает движение от требований к функциям, а также от функций к обеспечивающим их конструкциям (и, наоборот, от конструкций к функциям). При этом осуществляется расщепление одних функций на другие, вычленение в сложной конструкции более простых и, наоборот, составление из простых более сложных конструкций (этап проектировочного анализа и синтеза), переход от одних функций и конструкций к другим. В традиционном проектировании специалист уверен, что всегда найдет для функции соответствующую конструкцию, что можно относительно независимо, параллельно набрасывать «план» функционирования и «план» строения объекта (поскольку они постоянно связываются процессом проектирования), что требования, предъявляемые к проектируемому объекту, можно удовлетворить с помощью известных типов функционирования и конструирования. В общем случае такая уверенность опирается на знания, конкретно — на знания прототипов, т.е. уже опробированных П., а также отношений, связывающих функции и конструкции (функционирование и строение). Подобные знания обретаются или в практике проектирования, опытным путем (поэтому их можно назвать «опытными») или в инженерии и науке (научные или инженерные знания). В нетрадиционном проектировании (социальном, градостоительном, дизайнерском и прочее) функции П. меняются: он уже не задает строение проектируемого объекта, а также этапы и способ его изготовления. Главные его функции другие: возможность проектного замысла (полагание нового объекта, новых его качеств и состояний), проектная конструктивизация (т.е. разработка в специфически проектном языке замысла объекта), установка на проектную реализацию (как чистая возможность создания нового объекта: чаще всего эта возможность или не осуществляется или протекает не так, как задумана по П.). Такое расширенное понимание П. предопределяет склонность разработчиков к своеобразному «проектному фетишизму»: все то, что задумано, описано или нарисовано (начерчено) на бумаге или на экране, напр., в виде картины действий, занятий, отношений между людьми и т.д., приобретает статус реальности, мыслится как существующее или могущее существовать. Проектировщикам кажется, что если объект представлен в сознании и подробно описан, то он уже может быть укоренен и в социальной жизни. Во второй половине 20 в. идея П. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, ориентированной на создание различных изделий, систем и других мыслимых феноменов; например, стали говорить о П. образования, человека, культуры. В последнем случае идея проектирования сводится к простой установке на замысел нового явления как целого, практически без обсуждения условий возможности его существования, а тем более создания. Еще один случай — ретроспективный взгляд н а определенное явление как н а П. Уже имея понятие «П.», мы начинаем видеть их везде: напр., говорим о платоновском П. государства или П. модерна. В.М. Розин