ПРОЕКТ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПРОЕКТ
[от лат. projectus букв. брошенный вперед] – 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-л. сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-л. документа; 3) замысел, план. В науке – форма реализации результатов исследования, собственно исследования.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ПРОЕКТ
1) комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленных затратах поставленных задач с чётко определёнными целями; 2) комплекс технической (проектносметной) документации для строительства, отвечающей установленным нормативными документам и требованиям.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Проект
(от греч. projektus – брошенный вперед) – образ желаемого результата любой деятельности.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 164; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб.2004. С. 196; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 88.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Проект
ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Это завершённый цикл продуктивной деятельности отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Проект
Настоящее желание, нацеленное на будущее, исполнение которого зависит от нас. Это еще не воля (волевое желание подразумевает действие), вернее, это всего лишь воля (в настоящем) к желанию (в дальнейшем). Но видеть в нем источник абсолютной свободы, как это делает Сартр, значит забывать, что проект в силу своего присутствия в настоящем так же реален, следовательно, так же необходим, как и все остальное.

Источник: Философский словарь.

ПРОЕКТ
лат. project — «выброшенный вперед») — 1) продукт деятельности проектирования; 2) организация кооперативных форм деятельности; 3) одно из понятий экзистенциалистской антропологии (напр., Ж. П. Сартра). В первом смысле понятие «проект» употребляется в кон. 19 — нач. 20 вв. при становлении машиностроительного и архитектурного проектирования. В проекте разрабатываются и репрезентируются строение проектируемого объекта, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде. Проект — это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, согласовывает разные планы и уровни разработки объекта и т. д. В аксиологичеком отношении проект несет в себе потенцию нового и ценности проектировщика. Идея проекта во 2-й noil. 20 в. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, направленной на создание различных изделий или систем. Проект — центральное понятие антропологии и философии истории Ж. П. Сартра. Посредством проекта человек преодолевает противоречие между потребностями и миром, отрицает внешне инертную материю, «относится к определенному будущему объекту», который стремится вызвать к жизни то, что «еще не было» (Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994, с. 113-114).
В. М. Розин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРОЕКТ
лат. projectus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта. Работа по созданию П. требует, во-первых, знания об объектах проектирования и знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты; во-вторых, знания методик и понятийных средств проектирования как специфической деятельности. Гипотетическое преобразование объекта связано не только с описанием данности, но учитывает также возможность практического приведения существующего объекта к тому виду, который задается в П. Основания, определяющие выбор направления преобразований (или идеалы), должны соотносится с широким контекстом системы, в которую входят изменяемые объекты. Желательное изображение объекта рассматривается в качестве П. в том случае, если оно реализуется в виде объекта или может быть реализовано. Оценивание П. не с точки зрения истинности - ложности, но реализуемости требует от объекта наличия свойств, поддающихся непосредственному воздействию преобразователя, что фиксируется в П. Задание объекта начинается с выделения процессов в этом объекте, прежде всего функции как осуществления вводимых преобразований. Процессы функционирования очерчивают границы объекта проектирования как системы. В соответствии с полученным способом функционирования выбирается обеспечивающий его материал. Специфический порядок выделения и организации объекта (обратный классическому естественно-научному) характеризует структуру проективного исследования. Понимание П. как одного из результатов методологической работы, которой охватываются познавательная, практическая и организационно-управленческая деятельности, распространяет принципы проектирования на научное исследование как таковое, что приводит к изменению типа объектов, которыми оперирует наука и изменению структуры научного познания.
С.А. Радионова.

Источник: Новейший философский словарь

ПРОЕКТ
Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. На смену ему пришло современное понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Включение в определение отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но и подчеркивает единственность проекта, его неповторимость и признаки новизны.
Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п. Для удобства анализа проектов и систем управления проектами (см. управление проектами), множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Ниже приведена система классификаций:
Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
Класс проекта. В зависимости от масштаба (в порядке его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы целенаправленных изменений:
– работы (операции);
– пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);
– проекты;
– мультипроекты (мультипроект – проект, состоящий из нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);
– программы (программа – комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели);
– портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей).
Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы.
Необходимо оговорить отличие понятий проект и проектирование. Проектирование – это начальная фаза проекта.
Действительно, любая продуктивная деятельность, любой проект требуют своего целеполагания – проектирования. Результатом проектирования может быть техническое задание.
Перейдем к следующему понятию – «технология». Современное понимание: технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи. Естественно, любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.
Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия – постоянный анализ целей, задач процесса, результатов.
Таким образом, образуется триединство фаз проекта:
– ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ;
– ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА;
– РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА.
В каждой фазе выделяются свои стадии и этапы. Так, например, фазу проектирования делят на четыре стадии: концептуальная, моделирования, конструирования и технологической подготовки. В свою очередь, например, в стадии моделирования выделяют этапы: построение моделей, оптимизация, выбор.
Литература: [15, 69, 121].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

проект
ПРОЕКТ (от лат. projectus — выброшенный вперед). — В настоящее время это понятие имеет несколько основных значений: продукт и средство проектирования; организация кооперативных форм деятельности; одно из понятий экзистенциальной антропологии (напр., Ж.П. Сартра).         В значении продукта проектирования термин «П.» употребляется с конца 19 — начала 20 вв. при осуществлении традиционного проектирования (архитектурного и машиностроительного). При этом П. исполняет три функции: задает строение проектируемого объекта, описывает схемы его функционирования, характеризует основные этапы и способы изготовления этого объекта. По материалу П. представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные на бумаге или в электронном виде. Особенность проектировочных чертежей как сложных знаковых средств — возможность выражать в них одновременно две разные группы смыслов и содержаний: чисто объектные и операциональные. За счет этого П. может быть прочтен один раз как «знание и описание» (в коммуникации заказчик—проектировщик—потребитель), а другой раз — как сложное предписание (в деятельности изготовления; в этом случае отдельные единицы чертежа отсылают к определенным реальным объектам и действиям измерения и изготовления).         Но П. — это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, увязывает разные планы и уровни разработки объекта. В аксиологическом отношении П. несет в себе потенцию нового: замышляя будущий объект, проектировщик не только вносит в реальность новые качества, но и реализует относительно нее свои ценности и идеалы. В норме проектирование предполагает движение от требований к функциям, а также от функций к обеспечивающим их конструкциям (и, наоборот, от конструкций к функциям). При этом осуществляется расщепление одних функций на другие, вычленение в сложной конструкции более простых и, наоборот, составление из простых более сложных конструкций (этап проектировочного анализа и синтеза), переход от одних функций и конструкций к другим. В традиционном проектировании специалист уверен, что всегда найдет для функции соответствующую конструкцию, что можно относительно независимо, параллельно набрасывать «план» функционирования и «план» строения объекта (поскольку они постоянно связываются процессом проектирования), что требования, предъявляемые к проектируемому объекту, можно удовлетворить с помощью известных типов функционирования и конструирования. В общем случае такая уверенность опирается на знания, конкретно — на знания прототипов, т.е. уже опробированных П., а также отношений, связывающих функции и конструкции (функционирование и строение). Подобные знания обретаются или в практике проектирования, опытным путем (поэтому их можно назвать «опытными») или в инженерии и науке (научные или инженерные знания).         В нетрадиционном проектировании (социальном, градостоительном, дизайнерском и прочее) функции П. меняются: он уже не задает строение проектируемого объекта, а также этапы и способ его изготовления. Главные его функции другие: возможность проектного замысла (полагание нового объекта, новых его качеств и состояний), проектная конструктивизация (т.е. разработка в специфически проектном языке замысла объекта), установка на проектную реализацию (как чистая возможность создания нового объекта: чаще всего эта возможность или не осуществляется или протекает не так, как задумана по П.). Такое расширенное понимание П. предопределяет склонность разработчиков к своеобразному «проектному фетишизму»: все то, что задумано, описано или нарисовано (начерчено) на бумаге или на экране, напр., в виде картины действий, занятий, отношений между людьми и т.д., приобретает статус реальности, мыслится как существующее или могущее существовать. Проектировщикам кажется, что если объект представлен в сознании и подробно описан, то он уже может быть укоренен и в социальной жизни.         Во второй половине 20 в. идея П. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, ориентированной на создание различных изделий, систем и других мыслимых феноменов; например, стали говорить о П. образования, человека, культуры. В последнем случае идея проектирования сводится к простой установке на замысел нового явления как целого, практически без обсуждения условий возможности его существования, а тем более создания. Еще один случай — ретроспективный взгляд н а определенное явление как н а П. Уже имея понятие «П.», мы начинаем видеть их везде: напр., говорим о платоновском П. государства или П. модерна.         В.М. Розин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
177.56 кб

Международный научно-практический семинар «Проект вечного мира Канта и современный мир»

Дыханов В. Я.
Читать PDF
307.96 кб

Международный исследовательский семинар «Кантовский проект вечного мира в контексте современной поли

Зильбер Андрей Сергеевич
Читать PDF
384.22 кб

Проект модернизации Европейский соблазн

Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е.
Историко-философский контекст модернизации, представленный в статье, позволяет рассматривать ее как не ограничивающийся технологическими достижениями культурноисторический процесс.
Читать PDF
265.22 кб

Социальная мысль Бенгальского возрождения: проект гражданского общества

Скороходова Татьяна Григорьевна
Реконструируется проект гражданского общества, созданный интеллектуальной элитой Бенгальского Возрождения (XIX начала XX вв.) в рамках социокультурного проекта возрождения Индии.
Читать PDF
396.62 кб

Феноменология как проект: к 150-летию со дня рождения Эдмунда Гуссерля

Малкина Светлана Михайловна, Мокин Борис Иванович
Читать PDF
223.84 кб

Коген г. Теория опыта Канта / пер. С нем. В. Н. Белова. М. : Академический проект, 2012. 618 с

Сокулер З. А.
Читать PDF
177.56 кб

Международный научно-практический семинар «Проект вечного мира Канта и современный мир»

Дыханов В. Я.
Читать PDF
256.43 кб

Духовный проект Н. Бердяева (опыт системного подхода к наследию)

Аванесова Г. А., Вахренева П. Е.
Читать PDF
132.97 кб

Русская философия на другом языке: новый проект Рурского университета по истории феноменологии в Рос

Демин М. Р.
Читать PDF
332.74 кб

Понятие docta у Николая Кузанского и картезианский проект новой науки

Малышкин Евгений Витальевич
Проводится параллель между доктриной Николая Кузанского и научным проектом Р. Декарта.
Читать PDF
387.98 кб

Проект «Новой философии» К. Ясперса: философско-антропологический анализ

Малкова Яна Феликсовна
Данная статья посвящена рассмотрению становления экзистенциалистской философии К. Ясперса, в процессе перехода его от деятельности в сфере психиатрии к деятельности в сфере философии.
Читать PDF
150.10 кб

Конфуций и проект «Глобальная этика»

Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна
В статье рассматривается взаимосвязь между философией Конфуция и «глобальной этикой». Подчеркивается, что фундаментальные конфуцианские принципы совпадают с главными морально-нравственными установками «мирового этоса».
Читать PDF
307.96 кб

Международный исследовательский семинар «Кантовский проект вечного мира в контексте современной поли

Зильбер А. С.
Читать PDF
171.50 кб

Наука и власть: науковедческий проект и проблема обоснования кумулятивистской концепции научного про

Александров Илья Юрьевич
Науковедение как строгая и всеохватывающая наука о науке не состоялось, прежде всего, потому, что упрощенный кумулятивистский образ науки не соответствует реальной истории науки.
Читать PDF
1.22 мб

Проект развития философии в Университете Париж 8

Пулен Жак

Похожие термины:

  • Размежевание с Декартом и Кантом и проект русскойонтологической гносеологии

    Вл. Соловьев и его последователи, русские мыслители серебряного века, со всей серьезностью отнеслись к "метафизическим размышлениям" Р. Декарта. Соловьев поддержал мысль великого французского фил
  • проект продвижения пропаганды

    Новости — это волны и рябь, порожденные глубинными подводными течениями в глубоком море бессознательных договоров, возвращающихся мифов и условных рефлексов. Как и полагается мифам, в историях с
  • ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

    заключительная, выпускная квалификационная работа учебно- и научно-исследовательского характера, содержащая результаты проектирования и разработки конкретной продукции, изделий и т.п., выполняе
  • ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ

    совокупность констpуктоpских документов, которые должны включать в себя принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве и принципе работы изделия, а также данные,
  • ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно-технической задачи, в результате выполнения которых создается наукоемкая продукция, реализуемая как на внутреннем
  • ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

    система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полез
  • НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ

    [от лат. projectus букв. брошенный вперед] – 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-л. сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-л. документа; 3) замысел, план
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ

    1) долгосрочный проект, план; 2) многообещающий проект.
  • Проект Геном

    Крупная научная программа с целью закартировать все гены человеческих хромосом. Первая попытка биологии прорваться в то, что называют «богатой» наукой, — проект 15-летних исследований стоимостью
  • Проект Духовные обманщики

    лидирующее христианское служение по вопросам новых религий в 1970-е-нач. 1980-хгг. Движение основали Александр Брукс и Давид Фетчо. В 1975 г. группа выиграла главное дело в суде против представителей тра
  • ПРОЕКТ ИСТИНА

    совокупность контрпропагандистских мероприятий (см. Контрпропаганда), осуществляемых американской внешнеполитической пропагандой для противодействия советской пропаганде. Санкционирован 17.VIII
  • Проект СЭТИ

    (англ. SETI — Search for Extraterrestrial Intelligence). Поиски внеземных цивилизаций. Некоторые астрономы давно считают, что планет во Вселенной так много, что даже если малая их часть пригодна для жизни, то тысячи или
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    проект, в котором зафиксированы научно-технические решения, технический образ нового продукта, объекта; совокупность констpуктоpских документов, которые должны содержать окончательные техническ
  • ТИПОВОЙ ПРОЕКТ

    проект, который может быть применен для обширного числа объектов, использован для реализации многими исполнителями в разных условиях.
  • АНАЛИЗ ПРОЕКТА

    документированная, всесторонняя и систематическая проверка научного либо образовательного проекта с целью возможности его реализации и выполнения требования по качеству, обеспеченности ресурс
  • ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ (АДМИНИСТРАТОР ПРОЕКТА)

    в менеджменте науки и образования: руководитель научно-технической программы, проекта, отвечающий за их разработку и реализацию, распорядитель финансовых ресурсов программы.
  • СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА

    [англ. рroject strategy] – описание результатов и процессов, которые должны быть выполнены для достижения всей совокупности стоящих перед проектом целей.
  • ЗАКАЗЧИК ПРОЕКТА

    составляет перечень требований, условий, целей, задач в письменном виде к заданию на проектирование.
  • УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

    (УП) – раздел современной теории управления, исследующий управление изменениями (см. проект). В соответствии с определением «Свода знаний по управлению проектами» (Project Management Body of Knowledge) – область д
  • РАЗРАБОТКА ПЛАНА (ПРОЕКТА ПРОГРАММ)

    в менеджменте науки и образования: выработка стратегического замысла, формулировка целей, анализ ресурсных возможностей, путей и способов достижения целей, обоснование избранного варианта дейст