ПАВЕЛ (Paulus)
род. в Тарсе, Киликия - ум. 29 июня 66/67, Рим) - христ. апостол. Призывая к преодолению национальных и традиционных условностей, свойственных иудейскому христианству, стремился превратить христианство в мировую религию; подчеркивал наднациональный характер общества спасения, возникшего на основе веры в Христа. Внедрение в христианство спекулятивных моментов связано у Павла с использованием элементов стоицизма и иудейско-эллинистической философии. Павел ввел в употребление такие применяемые в христ. философии пары противоположных понятий, как тело и дух, закон и благодать, справедливость, добытая трудом, и богоданная справедливость, жизнь и смерть и т. д.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПАВЕЛ
один из мифич. апостолов, к-рому православие приписывает роль основателя, совместно с ап. Петром, христ. церкви (католицизм эту роль приписывает одному Петру). В новозаветных книгах П. изображается первоначально фарисеем, гонителем христиан, а затем, после «откровения», крестившимся (именно при этом он будто бы был назван П., прежнее имя - Савл). П. именуется «апостолом язычников». Ему приписывается авторство 14 посланий, вошедших в Новый завет. Однако различия в стиле, языке и содержании этих посланий столь велики, что невозможно считать их принадлежащими одному автору. Часть их составлена несомненно во II в., в то время как церковники заявляют, будто П. был казнен при Нероне (ок. 64). В посланиях, приписываемых Павлу, выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом. По имени П. она в библ. критике названа паулинизмом.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
ПАВЕЛ
один из апостолов христианства. Согласно христ. легенде, он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье, имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано 2 имени - свр. Савл и римск. Павел (в новозаветных текстах упоминаются оба). Первоначально он был ярым гонителем христиан, но после того как однажды ему явился Христос, он стал столь же ревностным христианином, «апостолом язычников». Легенда о П. изложена в ..Деяниях апостолов», но о его смерти там сведений нет. Церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан, после пожара Рима в 64. В Новом завете содержится 14 посланий, авторство к-рых приписывается П. Однако ученые, большинство из к-рых признают историчность П., считают, что только нек-рые из посланий могли быть написаны им самим. К таковым обычно относят оба послания к коринфянам, послания к римлянам, к галатам, возможно, к филиппийцам, 1-е послание к фессалоникийцам и к Филимону. П. выступал за разрыв с иудаизмом, за распространение христианства среди всех народов, за примирение с существующим обществ, строем. Гл. идеей, проходящей через все его наставления, является духовное спасение.
Источник: Атеистический словарь
ПАВЕЛ
(Paulus) — христианский апостол язычников; р. в Тарсе (Киликия) — ум. 29.6.66 или 67 (обезглавлен) в Риме. Призывая к преодолению национальных и традиционных условностей, свойственных иудейскому христианству, стремился превратить христианство в мировую религию; подчеркивал наднациональный характер общества спасения, возникшего на основе веры в Христа. Введение в христианство спекулятивных моментов связано у Павла с использованием элементов стоицизма и иудейско-эллинистической философии. Павел ввел в употребление такие применяемые в христианской философии пары противоположных понятий, как плоть и дух, закон и благодать, справедливость, добытая делами, и богоданная справедливость, жизнь и смерть и т. д.
H. Weinel. Р., Der Mensch und sein Werk, 1904; А. Schweitzer. Gesch. der paulln. Forschung, 1911; K. Barth. Der Römerbrief, 1919; H. Leisegang. Der Apostel P. als Denker, 1923; A. Nygren. Der Römerbrief. Stockholm, 1944, dt. 1951; H. Daniel-Rops. Saint Paul — Conquérant du Christ. Paris, 1952, dt. 1955; E. Lohmeyer. Probleme paulln. Theologie, 1954; B. Rigaux. Saint Paul et ses letters. Paris, 1962, dt. 1964; G. Bomkamm. P, 1969; 1987; C. Burchard. Der dreizehnte Zeuge, 1970; R. Jewett. A Chronology of Ps Life. Philadelphia, 1979; H. Merklein. Studien zu Jesus und P, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Павел
христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. всемерно акцентировал идею о наднациональном статусе цивилизации, формирующейся на основе веры в Христа. Будучи в первые годы своей просветительской деятельности активным противником христианства, П. пережил душевный перелом по дороге в Дамаск и, в дальнейшем, стал "апостолом язычников" от Азии до Испании и Британии. П. - автор 14 посланий, содержащих первую попытку систематизиции христианского вероучения в чисто богословском контексте: были введены в широкий оборот на основе разработок стоиков и представителей иудейско-эллинистической философии такие термины, как закон и благодать; жизнь и смерть; дух и тело; справедливость, данная Богом и заслуженная своим трудом и т.п. Был казнен вместе с апостолом Петром в Риме по велению Нерона. В религиоведческой литературе используется понятие "паулинизм" для характеристики связанных с П. тенденций в раннем христианстве, определяемых отходом от радикального бунтарства первоначального христианства (см. Послание П. к Римлянам: "благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте" (12: 14), "побеждай зло добром" (12: 21) и т.п.). В вопросе соотношения с иудаизмом паулинизм противостоит так называемому петринизму (от имени апостола Петра), выражая позицию радикального разрыва. В философском романе В.Ф. Тендрякова "Покушение на миражи", моделирующем ситуацию компьютерной реконструкции земной истории в условиях изъятия из контекста ключевой фигуры - Иисуса Христа, роль последнего изоморфно воспроизводит П.
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
Павел
греч. как передача лат. Paulus, «малый»), «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Тарсе (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22:25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18:3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26:5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22:3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7:58; 8:1), в арестах христиан в Иерусалиме (8:3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9:1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», 9:4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1:17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9:24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17:16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к Богу, чудесно освобожден: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16:26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись Духа Святого» (13:9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13:6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «Богу живому», 14:8-18) и даже воскрешает умершего (20:9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарию к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28:3-6). В Риме, проповедуя, он живет два года (28:30-31). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п. П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П., а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (срв. 2 Кор. 12:2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам». Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
Источник: Большой толковый словарь по культурологии