Павел

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАВЕЛ (Paulus)
род. в Тарсе, Киликия - ум. 29 июня 66/67, Рим) - христ. апостол. Призывая к преодолению национальных и традиционных условностей, свойственных иудейскому христианству, стремился превратить христианство в мировую религию; подчеркивал наднациональный характер общества спасения, возникшего на основе веры в Христа. Внедрение в христианство спекулятивных моментов связано у Павла с использованием элементов стоицизма и иудейско-эллинистической философии. Павел ввел в употребление такие применяемые в христ. философии пары противоположных понятий, как тело и дух, закон и благодать, справедливость, добытая трудом, и богоданная справедливость, жизнь и смерть и т. д.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАВЕЛ
один из мифич. апостолов, к-рому православие приписывает роль основателя, совместно с ап. Петром, христ. церкви (католицизм эту роль приписывает одному Петру). В новозаветных книгах П. изображается первоначально фарисеем, гонителем христиан, а затем, после «откровения», крестившимся (именно при этом он будто бы был назван П., прежнее имя - Савл). П. именуется «апостолом язычников». Ему приписывается авторство 14 посланий, вошедших в Новый завет. Однако различия в стиле, языке и содержании этих посланий столь велики, что невозможно считать их принадлежащими одному автору. Часть их составлена несомненно во II в., в то время как церковники заявляют, будто П. был казнен при Нероне (ок. 64). В посланиях, приписываемых Павлу, выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом. По имени П. она в библ. критике названа паулинизмом.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПАВЕЛ
один из апостолов христианства. Согласно христ. легенде, он родился в малоазийском г. Тарсе в иуд. семье, имевшей римск. гражданство. Поэтому ему якобы было дано 2 имени - свр. Савл и римск. Павел (в новозаветных текстах упоминаются оба). Первоначально он был ярым гонителем христиан, но после того как однажды ему явился Христос, он стал столь же ревностным христианином, «апостолом язычников». Легенда о П. изложена в ..Деяниях апостолов», но о его смерти там сведений нет. Церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан, после пожара Рима в 64. В Новом завете содержится 14 посланий, авторство к-рых приписывается П. Однако ученые, большинство из к-рых признают историчность П., считают, что только нек-рые из посланий могли быть написаны им самим. К таковым обычно относят оба послания к коринфянам, послания к римлянам, к галатам, возможно, к филиппийцам, 1-е послание к фессалоникийцам и к Филимону. П. выступал за разрыв с иудаизмом, за распространение христианства среди всех народов, за примирение с существующим обществ, строем. Гл. идеей, проходящей через все его наставления, является духовное спасение.

Источник: Атеистический словарь

ПАВЕЛ
(Paulus) — христианский апостол язычников; р. в Тарсе (Киликия) — ум. 29.6.66 или 67 (обезглавлен) в Риме. Призывая к преодолению национальных и традиционных условностей, свойственных иудейскому христианству, стремился превратить христианство в мировую религию; подчеркивал наднациональный характер общества спасения, возникшего на основе веры в Христа. Введение в христианство спекулятивных моментов связано у Павла с использованием элементов стоицизма и иудейско-эллинистической философии. Павел ввел в употребление такие применяемые в христианской философии пары противоположных понятий, как плоть и дух, закон и благодать, справедливость, добытая делами, и богоданная справедливость, жизнь и смерть и т. д.
H. Weinel. Р., Der Mensch und sein Werk, 1904; А. Schweitzer. Gesch. der paulln. Forschung, 1911; K. Barth. Der Römerbrief, 1919; H. Leisegang. Der Apostel P. als Denker, 1923; A. Nygren. Der Römerbrief. Stockholm, 1944, dt. 1951; H. Daniel-Rops. Saint Paul — Conquérant du Christ. Paris, 1952, dt. 1955; E. Lohmeyer. Probleme paulln. Theologie, 1954; B. Rigaux. Saint Paul et ses letters. Paris, 1962, dt. 1964; G. Bomkamm. P, 1969; 1987; C. Burchard. Der dreizehnte Zeuge, 1970; R. Jewett. A Chronology of Ps Life. Philadelphia, 1979; H. Merklein. Studien zu Jesus und P, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Павел

христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. всемерно акцентировал идею о наднациональном статусе цивилизации, формирующейся на основе веры в Христа. Будучи в первые годы своей просветительской деятельности активным противником христианства, П. пережил душевный перелом по дороге в Дамаск и, в дальнейшем, стал "апостолом язычников" от Азии до Испании и Британии. П. - автор 14 посланий, содержащих первую попытку систематизиции христианского вероучения в чисто богословском контексте: были введены в широкий оборот на основе разработок стоиков и представителей иудейско-эллинистической философии такие термины, как закон и благодать; жизнь и смерть; дух и тело; справедливость, данная Богом и заслуженная своим трудом и т.п. Был казнен вместе с апостолом Петром в Риме по велению Нерона. В религиоведческой литературе используется понятие "паулинизм" для характеристики связанных с П. тенденций в раннем христианстве, определяемых отходом от радикального бунтарства первоначального христианства (см. Послание П. к Римлянам: "благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте" (12: 14), "побеждай зло добром" (12: 21) и т.п.). В вопросе соотношения с иудаизмом паулинизм противостоит так называемому петринизму (от имени апостола Петра), выражая позицию радикального разрыва. В философском романе В.Ф. Тендрякова "Покушение на миражи", моделирующем ситуацию компьютерной реконструкции земной истории в условиях изъятия из контекста ключевой фигуры - Иисуса Христа, роль последнего изоморфно воспроизводит П.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ПАВЕЛ
апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерскобогословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Тарсе (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22:2529), с чем связано его римское имя (евр. имя П. Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18:3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26:5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22:3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7:58; 8:1), в арестах христиан в Иерусалиме (8:3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9:12). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», 9:4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1:17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9:2425). Но понастоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17:16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к Богу, чудесно освобожден: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16:26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись Духа Святого» (13:9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13:612), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «Богу живому», 14:818) и даже воскрешает умершего (20:912). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарию к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28:36). В Риме, проповедуя, он живет два года (28:3031). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.
П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П., а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (срв. 2 Кор. 12:2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам».

Источник: София-Логос. Словарь

Павел
греч. как передача лат. Paulus, «малый»), «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Тарсе (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22:25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18:3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26:5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22:3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7:58; 8:1), в арестах христиан в Иерусалиме (8:3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9:1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», 9:4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1:17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9:24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17:16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к Богу, чудесно освобожден: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16:26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись Духа Святого» (13:9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13:6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «Богу живому», 14:8-18) и даже воскрешает умершего (20:9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарию к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28:3-6). В Риме, проповедуя, он живет два года (28:30-31). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит ее ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п. П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П., а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (срв. 2 Кор. 12:2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам». Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
210.24 кб

Философский символизм в русской мысли (О. Павел флоренский)

Ярославцева И. П.
Читать PDF
187.12 кб

Профессор СПбДА Н. Н. Глубоковский и О. Павел Флоренский

Богданова Татьяна Александровна, Клементьев Александр Константинович
Читать PDF
118.10 кб

Обзор международной конференции «Павел Флоренский и Европа»

Белов Владимир Николаевич
Читать PDF
278.23 кб

Апостол Павел и проблемы культурологии

Погоняйло Александр Григорьевич
Читать PDF
453.95 кб

Онтология и метафизика детства: павел Флоренский и виктор Пелевин (исследовательский этюд)

И. В. Голубович
Читать PDF
209.24 кб

Павел Флоренский об антиномиях языка

Егорова Светлана Борисовна
Статья посвящена одной из самых актуальных философских проблем ХХ века проблеме языка. В ней анализируются взгляды русского мыслителя XIX-XX вв. П. Флоренского сквозь призму общей концепции антиномизма философа.
Читать PDF
387.21 кб

Павел Флоренский и французская социологическая школа

Седых Оксана Михайловна
В статье показано сходство в подходе к изучению феномена традиционного (народного, «ночного», коллективного) сознания у русского философа П.А. Флоренского и исследователей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М.
Читать PDF
176.15 кб

Павел Евдокимов и его философия иконы

Галинская И. Л.
Читать PDF
2.39 мб

Св. Апостол Павел и Филон Александрийский

Н. Н. Глубоковский

Похожие термины:

  • ИОАНН ПАВЕЛ II Кароль; псевд.: А.Я. , Явень , Петр и др.)

  • Аксельрод, Павел Борисович

    основоположник русского меньшевизма и один из руководителей русских меньшевиков. К революционному движению примкнул еще в начале 70-х годов, работал в народнических кружках Киева. Осенью 1874 г. Акс
  • Павел Александрович Флоренский

    1882-1943) - рус. религ. философ, священник и богослов, последователь Д. Соловьеве. Центр. вопрос его гл. работы «Столп и утверждение истины» - обоснование истинности правосл. догматики, особенно триединс
  • НЕКРАСОВ Павел Алексеевич

    1(13).02. 1853-20.12.1924, Москва) - математик, социолог и философ. Учился сначала в Рязанской духовной семинарии, затем окончил физико-математический ф-т Московского ун-та (1878). Ученик и последователь Бугаева.
  • АННЕНКОВ Павел Васильевич

    19.06(1.07). 1813; по др. данным 18(30).06.1812, Москва - 8(20).03.1887, Дрезден) - литературный критик, публицист. Учился (вольнослушателем) в Петербургском ун-те. В 40-х гг. был близок к кругу друзей Белинского и Герцена, в
  • ДАУГЕ Павел Георгиевич

    [10 (22) авг. 1869 – 2 сент. 1946] – сов. историк, публицист, д-р медицины. Один из основателей латв. социал-демократич. рабочей партии, большевик с 1903. В 1907–12 занимался лит.-издат. деятельностью, перевел на ру
  • ИОАНН ПАВЕЛ II

    - папа Римский, польский священник, краковский кардинал, ученый-богослов, проповедник, публицист, поэт, драматург. Учился в Ягеллонском ун-те на ф-те полонистики в Кракове, увлекался поэзией, приним
  • Муратов Павел Павлович

    март 1881, Бобров Воронежской губ. - 5. 02. 1950, Уотерфорд, Ирландия) - писатель, публицист, культуролог. Окончил петербургский Институт путей сообщения (1903). Переехав в Москву, служил а библиотеке Московск
  • БЛОНСКИЙ Павел Петрович

    (14 мая 1884 – февр. 1941) – рус. психолог, педагог. До революции – приват-доцент Моск. ун-та. Филос. взгляды Б. в этот период были близки к идеям религ. философии С. Трубецкого (дисс. Б. "Философия Плотина", 191
  • ЮДИН Павел Федорович

    [26.8(7.9).1899, с. Апраксино, ныне Горьковской обл. -10.4.1968, Москва], сов. философ и обществ. деятель, акад. АН СССР (1953; чл.-корр. 1939). Чл. КПСС с 1918. Окончил Ин-т красной профессуры (1931), в 1932-38 директор этого ин-та,
  • Филонов Павел Николаевич

    1883-1941) Один из крупнейших представителей русского авангарда в изобразительном искусстве. Родился в Москве в семье извозчика и прачки, с 1897г. жил в Петербурге; учился в малярно-живописной мастерско
  • КУРОЧКИН Павел Константинович

    (1925 - 1981) - сов. ученый в области научного атеизма. Специализировался по проблемам эволюции и модернизации рус. православия в социалистич. об-ве, а также по вопросам гуманистич. содержания научного а
  • КОЖИН Павел Михайлович

    18.9.1934. Историк. В 1959 окончил историч. ф-т МГУ. Канд. (1967), д-р (1991) ист. наук. Ст. науч. сотр. (1986) ИДВ РАН. Осн. напр, исследований - религиоведение (Китая и сравнительное), политология (политич. традиции, пол
  • ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

    1793 - 1826), - один из виднейших участников декабрьского мятежа 1825 года (см. прим. 105), организатор и директор "Южного Общества". Сын сибирского генерал-губернатора, воспитывавшийся в Германии, Пестель бы
  • ПАВЕЛ VI

    (Джованни Батиста Монтини) - папа римский. Род. в 1897 в семье деятеля католич. партии Пополари. По окончании академии, готовящей для Ватикана дипломатов, с 1924 был на дипломатич. службе, гл. о. в статс-се
  • Павел Новгородцев

    Особую роль в развитии на российской почве философии права, социальной философии в более широком смысле, а также философского учения о личности сыграл замечательный философ, ученый, педагог Павел
  • Рубенс, Петр-Павел

    1577 - 1640) - знаменитый фламандский художник. Один из знаменитейших художников XVII в. Родоначальник так называемой реалистической школы. Картин Рубенса насчитывается свыше 2.000.
  • Постышев, Павел Петрович

    1887-1939) - Постышев поднялся вверх до своего поста секретаря ЦК благодаря своему ярому участию в кампании против троцкизма. С 1933 года, будучи наместником Сталина на Украине, он "очистил" партийный и го
  • ПОПОВ Павел Степанович

    1842 - 1913. Рус. китаевед, чл.-кор. С.- Петербургской АН (1890). В 1859 окончил Курское духовное училище, в 1865 - Курскую духовную семинарию. В том же году направлен в С.- Петербургскую духовную академию, но через
  • ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

    еретик 3 в., антитринитарий, епископ в Антиохии. П. С. учил, что слово и дух святой находятся в боге так же, как разум и дух в человеке, отрицал божеств, сущность Христа. Аятиохийский собор 269 лишил его е