ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
Источник: Русская философия: словарь
Соч.: Избр. социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951, т. 2; Восстание декабристов: Материалы по истории восстания декабристов. М.—Л., 1927, т. IV, М.—Л., 1958, т. VII. Лит.: Никандров П. Ф. Мировоззрение П. И. Пестеля. Л., 1955; Лебедев Н. М. Пестель — идеолог и руководитель декабристов. М., 1972; Ланда С. С. Дух революционных преобразований. М., 1975; Семевский В, И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909.
И. Ф. Худушина
Источник: Новая философская энциклопедия
(24 июня 1793 – 13 июля 1826) – рус. революционер и мыслитель, один из руководителей декабристов. Род. в Москве. Первоначальное образование получил в Германии (1805–1809). В 1811 окончил Пажеский корпус. Участник Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813–14. Антикрепостнич. взгляды, сложившиеся у П. во время войны и в первые послевоен. годы, привели его на путь революц. деятельности. Вступив в 1816 в "Союз спасения", он сразу же занял в нем руководящее положение. В 1817 П. написал для этой организации устав, а затем проект конституции, к-рая провозглашала отмену крепостного права и ограничение самодержавия. Однако уже в 1820 П. выступил на собрании членов "Союза благоденствия" с докладом, в котором доказывал преимущества республиканской формы правления перед конституционно-монархической и обосновывал необходимость решительных революционных действий. В 1821, после роспуска "Союза благоденствия", П. организует Южное общество, пишет для него республиканско-демократическую программу под названием "Русская правда" и в период 1821–25 предпринимает попытки к созданию единой организации дворянских революционеров. 13 декабря 1825, в самый канун восстания на Сенатской площади, П. был арестован (в Тульчине). Вместе с др. руководителями декабристского движения казнен в Петербурге. По признанию современников, П. был человеком выдающихся способностей и отличался редкой образованностью (см. А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 8, 1958, с. 17; "Записки декабриста Н. И. Лорера", 1931, с. 74). Однако подавляющее большинство источников, на основании к-рых можно судить о воззрениях П.,: было уничтожено или самим П. перед арестом, или его ближайшими друзьями. Сохранились только "Русская правда" и показания во время следствия, в к-рых нашли отражение гл. обр. обществ.-политич. и отчасти социологич. взгляды П. В "Русской правде" П. подверг всесторонней критике самодержавно-крепостнич. порядки в России, теоретически обосновывая неизбежность их гибели, доказывал, что уничтожить их можно только революц. путем. Для утверждения нового общества, считал П., необходим переходный период сроком в 10–15 лет, период диктатуры врем. Верховного правления. Центр. место в "Русской правде" занимают агр. вопрос и проект будущего политич. строя России. Указывая на опыт историч. развития Зап. Европы, П. развивал ту идею, что перемена в ходе революции формы гос-ва не изменит положение народа. Только наделение крестьян землей при их освобождении даст им действит. свободу. Весь земельный фонд послереволюц. России П. предлагал разделить на две части – общественную и частную. Первая предназначается для бесплатной раздачи в пользование всем нуждающимся и служит средством для производства необходимого продукта; создать ее предполагалось за счет отторжения значит. части помещичьих владений. Введение обществ. собственности на землю, по замыслам П., должно обеспечить всех неимущих средствами к существованию, создать экономич. преграды господству капитализма, гарантировать гражданам полную независимость в политич. жизни. Земля частная могла служить предметом купли-продажи и предназначалась, как утверждал П., для производства изобилия. Т.о., в "Русской правде" сделана утопич. попытка примирить два несовместимых принципа – общественной и частной собственности. Перед П. как экономистом и политич. деятелем встал чрезвычайно сложный вопрос. С одной стороны, он видел всю гнилость феодально-крепостнич. строя, характеризовал его как "гнусный и неистовый распорядок вещей", подлежащий немедленному уничтожению; с другой стороны, сознавал, что господство буржуазии на Западе не принесло народу выгод ни в экономич., ни в политич. отношении. Каким путем должна пойти Россия? Этот вопрос волновал рус. революционеров на протяжении всего 19 столетия. Герцен, Чернышевский и народники ответили на него своей теорией крест. социализма. П. не был социалистом, но, признав в "Русской правде" необходимость обществ. собственности на землю наряду с частной, он сделал известный шаг в этом направлении. В политич. отношении программа П. отличалась демократизмом, к-рый выразился в безоговорочном провозглашении республика-низма и в отстаивании всеобщего, равного для всех (за исключением женщин) избират. права. В основе воззрений П. на общество лежала теория естественного права, из к-рой выводились природное равенство людей, их одинаковые гражд. права и обязанности. По существу, продолжая намеченную Радищевым линию, П. вкладывал в эту теорию революц. содержание. Доказывая, что общество возникло в результате добровольного соглашения людей, поступившихся частью естеств. прав в пользу одного или нескольких лиц, к-рым было предоставлено право распоряжаться общими делами, П. подчеркивал, что пр-во существует для блага народа. Лишение народа прав и переложение на его плечи одних только обязанностей неизбежно влечет за собой расторжение общественного договора и ниспровержение существующего строя. Понимая, что общество разделяется на бедных и богатых, П. сделал попытку вскрыть причину этого обществ. неравенства. "Бедный..., – писал он, – живет лишь от своего труда. Богатый – от его имущества, от своих капиталов". В условиях капитализма бедный не имеет ничего, кроме своих рабочих рук и "умирает с голоду, если у него нет работы". Пользуясь этим, капиталист всегда может "... понудить бедняка принять любые условия, какие ему вздумается поставить бедному с тем, чтобы последний отдал ему свой труд" ("Восстание декабристов", т. 7, 1958, с. 301). Имуществ. неравенство лежит и в основе классовой борьбы, к-рую П. считал одной из характерных черт истории. "Мне казалось, – говорил он во время следствия, – что главное стремление нынешнего века состоит в борьбе между массами народными и аристократиями всякого рода, как на богатстве, так и на правах наследственных основанными" (Избр. социально-по-литич. и филос. произв., т. 2, 1951, с. 166). Филос. взгляды П., за отсутствием источников, трудно определить точно. Отдельные отрывочные положения в "Русской правде", свидетельства современников и семейная переписка дают нек-pоe основание для того, чтобы говорить о тяготении П. к материализму. Лит.: Восстание декабристов. Материалы по истории восстания декабристов, т. 4, М.–Л., 1927, т. 7, М., 1958; Никандров П. Ф., Мировоззрение П. И. П., Л., 1955; Карташев Б. И. и Муравьев В. Б., Пестель, М., 1958; Движение декабристов. Указатель лит-ры. 1928–1959, М., 1960, с. 243–46. П. Никандров. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.