ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ
еретик 3 в., антитринитарий, епископ в Антиохии. П. С. учил, что слово и дух святой находятся в боге так же, как разум и дух в человеке, отрицал божеств, сущность Христа. Аятиохийский собор 269 лишил его епископства, а учение признал ересью. Последователем П. С. был Лукиан, (220-311), учение к-рого послужило идейн. источником арианства я несторианства.

Источник: Атеистический словарь

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ
христианский богослов и церковный деятель 2-й пол. 2 в. Ок. 260 — епископ Аитиохии, ок. 268 низложен на Антиохийском соборе как еретик. Отрицая традиционное тринитарное учение, Павел Самосатский придерживался монархианства: Бог — единое лицо (ev ), Логос Бога не является отдельной ипостасью, он — лишь присущая Богу мудрость (). Поэтому Логос единосущен () Богу. Иисус Христос — это человек, на которого снизошел Логос (так же как он нисходил на пророков, но на Христа в большей степени). Бог и человек в Иисусе Христе являются «различными природами и различными лицами, один — Иисус Христос, и другой — Логос», и объединяет их только единство действия. При этом действия Иисуса-человека обусловлены не соединением с Богом (подобное соединение Павел Самосатский отрицал), а свободным действием его воли.

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ
?????? ? ??????????) - христианский богослов 3 в., сторонник сближения церкви с гос-вом, сочетал должность наместника (дуценария) Антиохии с постом антиохийского епископа (с 260). Выразитель сепаратистских устремлений сирийского населения. В 272, после завоевания Антиохии рим. войсками, был изгнан из города. П. С. придерживался монархианизма, т.е. представления о боге как о единой сущности и, следовательно, отрицал особое существование (ипостась) как бога-слова (Логос), так и св. духа. Логос, по П. С. - свойство бога, безличная сила, действующая через Моисея, пророков и особенно через Христа. Т.о., П. С. не отождествлял Христа с Логосом, считал его "равным нам", "земным" человеком, к-рый посредством своей любви и воли достиг вечного единения с богом. Он стал богом как благодаря благодати (вселению в него Логоса), так и благодаря собственным делам, ибо, будучи подверженным греху, как все люди, смог остаться вне греха. П. С. отвергал как тезис о тождестве Христа и бога-отца, так и мистич. единство божественного и человеческого в Христе. Он упразднил гимны, где упоминалась божеств. сущность Христа. Подчеркнуто светский образ жизни П. С. (епископ окружил себя телохранителями, жил в роскоши) соответствовал его тенденциям к секуляризации евангельского мифа. Три антиохийских поместных собора 264–68 были направлены против учения П. С. Он был обвинен в ереси и низложен. Его последователем в Антиохии был Лукиан, учение к-рого послужило одним из идейных корней арианства и несторианства. Лит.: Спасский ?., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1, Сергиев Посад, 1906, с. 161–71; Гарнак ?., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [б. г.], с. 298–301; Kelly J. N. D., Early Christian doctrines, 2 ed., L., 1960, p. 117–19; 158–59; Quasten J., Patrology, v. 2, Utrecht-Antwerpen, 1953, p. 140–42. А. Каждан. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Павел Самосатский
(Paul of Samosata).
С 260 по 272 г. занимал епископскую кафедру в Антиохии. Уже тогда, когда он начал проповедовать в сане епископа, его учение неоднократно осуждалось на церковных соборах. Антиохийский синод по инициативе пресвитера Малхиона в 268 г. лишил Павла епископства. В выдержках из синодального послания, крые приводит в своей "Церковной истории" Евсевий Кесарийский, говорится о серьезных дисциплинарных нарушениях, допущенных Павлом, однако другие источники свидетельствуют о том, что подлинной причиной низложения была его христология. Павел не подчинился решению собора и не покидал епископского дома вплоть до 272 г., когда был удален из него насильно по распоряжению императора Аврелиана.
Свидетельства источников, излагающих теологические взгляды Павла Самосатского, отрывочны и полемичны, однако его учение можно восстановить по крайней мере в основных чертах. Теология Павла Самосатского была монархианской, а его христология представляла собой одну из форм адопцианства. Согласно этому учению, Иисус был всего лишь человеком, родившимся от Св. Духа и Девы Марии, а Христом Он назывался в силу сошествия на Него Св. Духа. Логос (мудрость)  это безличное божественное качество, к-рое пребывало в человеке Иисусе, однако по своей сущности оставалось отдельным от Него. После того как Иисус Христос возвеличился, Логос возвратился к Богу. За свою безгрешность Иисус Христос удоетоился того, чтобы называться Искупителем и Спасителем, и обрел вечное единение своей человеческой воли с волей божественной. Учение Павла Самосатского о Св. Духе не поддается четкой интерпретации.
В центре внимания современных исследователей наряду с теологией Павла Самосатского оказались и взгляды некрых его оппонентов, близких к позднему аполлинарианству. Евсевий Кесарийский считал, что Павел в своих теологических построениях был преемником ереси Артемона (Артемаса). К-ром е того, прослеживается связь в теологических воззрениях последователей Павла Самосатского и поздних ариан.
G.T.Burke (пер. В. р.) Библиография: Eusebius, Ecclesiastical History V.28.12, VII.27.130.19,32.5 and 21; H.J. Lawlor, "The Sayings of Paul of Samosata", JTS 19:2045; H. Chadwiek, review of Les actes du proces de Paul de Samosate, JTS n.s. 4:9194; R.L. Sample, *The Christology of the Council of Antioch (268 c.e.) Reconsidered", CH 48:1826.
См. также: Монархианство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь