ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Источник: Краткий критериологический словарь
- высокая и постоянно возрастающая степень чувства ответственности характерна для подлинной религиозной жизни, когда человек входит в присутствие Бога, заповедавшего: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф.5.48). "Безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря, прочных критериев и где живое благоговение должно было бы вечно питать заботу о трезвении и очищении, является грехом непростительным, грехом против Духа" (И.Ильин).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Источник: Философский словарь
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Источник: Философский энциклопедический словарь
— некто: субъект О. — носитель (личности, корпорации) является;
— за: нечто (поступки, последствия поступков, состояния, задачи и т.д.);
— по отношению к: некоторому адресату;
— перед: определенной (санкционирующей и выносящей суждения) инстанцией;
— в соответствии с: конкретным (прескриптивным, нормативным) критерием;
— в рамках данной области О. и поступков людей ответственным [1. С. 81— 82]. В сходном ключе рассуждает и Г. Рополь. Он считает элементами отношения О. акторов, которые несут О. перед инстанциями в соответствии с их ценностями [2. С. 155].
Относительно приведенных двух определений О. уместно, как нам представляется, одно существенное дополнение. Главной инстанцией О. является сам автор. Вспомним Канта (см.) — поступай так, чтобы ты действовал от имени человечества. По-настоящему ответственен тот, кто даже при одобрении его действий вопрошает: «Должен ли я в соответствии с последствиями поступков, моих и чужих, подвергнуть ревизии свои ценности?», «Прав ли я в одобрении и осуждении ценностей других людей?», «Справедливы ли предписания инстанции, которой я подотчетен?». О. человека определяется прежде всего его собственной этической зрелостью, а не нормами высших по отношению к нему инстанций. На наш взгляд, О. — это этическая установка, приобретенная в результате присвоения достижений современных прагматических наук и этики.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
В. И. Ленин рассматривал О. в неразрывной связи с дисциплиной и организованностью, указывая на необходимость «особенно большое внимание обратить на развитие и укрепление товарищеской дисциплины трудящихся и всестороннее повышение их самодеятельности и сознания ответственности» (ПСС, т. 38, с. 96).
В социалистич. обществе, где утверждается принцип «один за всех и все за одного», где свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех, отношения ответств. зависимости приобретают характер действительно взаимных отношений. Цельность ответств. личности складывается на основе ее практич. участия в коммунистич. строительстве, а ответств. поведение личности по отношению к обществу все в большей мере соответствует ее личным устремлениям. О. за определ. работу приобретает особое значение на совр. этапе коммунистич. строительства в условиях науч.-технич. революции, когда в значит. мере возрастают масштабы и сложность решаемых людьми проблем.
Источник: Советский философский словарь
Источник: Атеистический словарь
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С.152-153.
В истории философии идея О. развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание О. зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность О. отрицается (напр., в бихевиоризме Б. Скиннера). Свобода — одно из условий О., О. — одно из проявлений свободы, в частности как автономии: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на др. На это указывал еще Аристотель, подчеркивая, что произвольное (т.е. свободное) действие, но совершенное в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля.
Как выражение моральности и основа действий О. отлична от убежденности. Выделение «этики убеждения» и «этики О.» позволило М. Веберу разграничить два типа поведенческой ориентации. Этика О. — это этика практической, сориентированной на объективные результаты деятельности; она требует непременно учитывать возможные результаты предпринимаемых усилий и отвечать за них. Поэтому этика О. в особенности актуальна в рамках политической или хозяйственной деятельности.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв. М., 1990; РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Hart H.L.A. Punishment and Responsibility. Oxford, 1969; Zimmerman M. An Essay on Moral Responsibility. Totowa, 1988.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
Источник: Словарь по этике
может носить локальный характер, т. е. Охватывать семью, общину, малую группу, но может охватывать и большое общество. О. носит эмоциональный и интеллектуальный характер. Сфера О. субъекта - важнейшая характеристика культуры и социальной жизни общества. Замыкание значительной части населения в локальных мирах свидетельствует о слабости государственного сознания, сил интеграции общества.
Важнейшая проблема О. - несоразмерность О. как ценности субъекта и О. как социальной реальности. Субъект может стремиться к ответственности за землю, за собственность, но общество может не позволить реализовать эту возможность, оттесняя субъекта в его локальный мир. Возможно и обратное, т.
е. формирование организационных форм, требующих от работника О., за производство в масштабе предприятия, региона, страны, тогда как его личностная культура не располагает такими возможностями. Это создает ситуацию отчуждения. К аналогичным результатам приводит абстрактная О., т.
е. не имеющая адекватных организационных форм и освоенной функциональной культурной программы. Это приводит к нарушению социокультурного закона.
Традиционное общество может быть основано на локальной ответственности людей, проживающих в локальных мирах, объединенных согласием на деспотическую власть синкретического государства. которая объединяет эти локальные миры, т. е. О. За интеграцию целого передается внечеловеческим сакральным силам. Рабочий, крестьянин "винит во всех грехах управленческую пирамиду: впиталась в плоть и кровь "привычка сваливать на "барина" (Васильев П.
Правда. 1969. 1 окт.). Подобные представления являются культурной предпосылкой возникновения государственности, а также авторитаризма, деспотизма и т. д. Для О. в масштабе локального мира характерно эмоциональное синкретическое слияние субъекта с культурой, социальными отношениями, организацией и т. д. Эта граница между локальной и общей О. не постоянна. Например, в периоды внешней опасности она может резко расширяться, что позволяет локальным мирам объединяться в борьбе за общее существование. Отсюда возможная в таком обществе обостряющаяся необходимость гипертрофии представления о внешних врагах как фактор интеграции общества.
Для либеральной цивилизации характерно постоянное расширение, углубление О. до масштабов человечества, способность критического отношения к объекту, стремление углубить О. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, слабость О. создает предпосылки для гипертрофирования государственности и бюрократии как институтов, компенсирующих недостаток О.
в обществе. Этот перекос несет в себе опасность превращения государственности в фактор дискомфортного состояния, в фактор, вызывающий вечевой бунт. Инверсионные колебания переводят общество от одного этапа к последующему, приводят к пульсации сферы О. От замыкания в локальных мирах до всего общества, от сжатия О. До последней баррикады физиологического существования в условиях крайнего авторитаризма, до титанизма, охватывающего вселенную.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
Нести ответственность значит иметь возможность и желание отвечать за свои поступки. Это значит действовать в рамках своих полномочий, быть готовым к возможным ошибкам и признавать необходимость отвечать за их последствия. Полностью освобождены от ответственности только маленькие дети и умственно неполноценные люди. Может быть, на их примере и видна лучше всего суть ответственности, которую можно определить как цену свободы.
Источник: Философский словарь.
Деконструкция - один из шагов в поиске Я, реализации свободы и ответственности, "безосновной основы бытия". Проблема решается не теоретически и даже не религиозно, а в реальной жизни и в реальных поступках. Человек существо не теоретическое, а поступающее. Поэтому ответственность так или иначе, но находит его "явочным порядком", даже если он отказывается от знания о причинах и следствиях. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. «Для человека в отдельности и для культуры в целом отправной, самой ранней точкой становления служит авторефлексия, духовное открытие нашей вины. Инцестуозность здесь вторична, чтобы ни утверждал по этому поводу Фрейд». [2a] Единица измерения его ума, души, свободы и нравственности - ответственность. И тем человек свободней и нравственней, чем шире и глубже та сфера ответственности, которую он познал с помощью разума. И человек тем этичнее (свободнее-ответственнее), чем шире сфера его идентичности. Традиционные общества ограничивали ее своим этносом, позже ее ограничивали расой, нацией, классом. А. Швейцер распространял этическое поведение на все живое. В наши дни этическое самоопределение в смысле очерчивания предела свободы и ответственности распространяется уже практически на весь мир. Для общества и для личности в нынешних условиях научно-технического прогресса они совпадают, включая среду обитания не только одного человека, но и природу в целом. У человека как существа, наделенного разумом, нет алиби в бытии. Он ответствен в силу самого факта своего существования. Глубина же и содержание этой ответственности, т.е. мера свободы выявляются только в результате интеллектуального усилия самоопределения.
В российском духовном опыте тема о. – одна из ведущих. Ф.Достоевским в «Братьях Карамазовых» была глубоко осмыслена трилемма: тезис – «виноватых нет, т.к. человек – не хозяин своей жизни, а Бога и черта нет, и значит – все позволено (Иван); антитезис – всяк за всех в ответе (Зосима); снятие – виноватых нет, но мне лично необходимо возмездие (Алеша). Согласно Н.Бердяеву, «все достоинство человека основано на чувстве свободной ответственности, на осознании виновности в собственной судьбе». Потребность в справедливом суде, совесть, «третий», к которому апеллируют участники любого диалога – основа теодицеи (П.Флоренский, В.Соловьев). М.Бахтиным разработана философия поступка, настаивающая на изначальной первичности о., принципиальном личностном человеческом «не-алиби-в-бытии». С Франком была развита этика спасения (святости), как о. за зло, царящее в мире. С этих позиций о. первична по отношению к рациональности. Обратная зависимость о. за рациональную идею и ее воплощение чревата самозванством и насилием – итогом амбиций рационалистического утопизма и активизма, отбрасывает совесть, стыд, покаяние, грех, о. как категории иррационального. Разум – средство осознания меры и глубины о. – укорененности человека в бытии. Поэтому о. может служить основой инорациональности, представлений о целостности единого мира и неповторимого, уникального пути в нем. С этой точки зрения идея о. оказывается синтезом идей античного «космоса» как гармоничной целостности мира и восточного «дао» как истины-пути.
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
2а. Смирнов И. Человек человеку философ. СПб, 1999, с.354.
3. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.
4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.
5. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.
Г.Л.Тульчинский
Источник: Проективный философский словарь
В истории философии идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (напр., в бихевиоризме Б. Скиннера). Свобода— одно из условий ответственности, ответственность — одно из проявлений свободы, в частности как автономии (см. Автономия и гетерономия): человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. На это указывал уже Аристотель, подчеркивая, что произвольное (т. е. свободное) действие, но совершенное в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля (EN III, 2). Аристотель не использует специальное понятие «ответственность», но, описывая отдельные аспекты произвольности и виновности, он достаточно полно раскрывает феноменологию ответственности. Человек, по Аристотелю, властен совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит, поступки какого характера он совершает, и в соответствии с этим ему оказывают почести или его наказывают по суду. Ответственность, т. о., предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются: некто N ответствен за действие или событие х, если совершено намеренно и со знанием возможных последствий. Но и неведение, на что также указывал Аристотель, в отдельных случаях может быть вменено судом в вину человеку, и тогда он будет нести двойное наказание. В соотнесении с ответственностью наказание за нарушение требований не является возмездием (или возмездием только), но санкцией, обеспечивающей установленный баланс прав и обязанностей (Дж. Ролз).
Мера свободы человека удостоверяется мерой его ответственности. По мере расширения круга тех, перед которыми и за которых человек считает себя ответственным в своей свободе, он преодолевает тесные пределы условности, или частичности своего существования. Потенциально ответственность человека безмерна. В христианстве — образом Иисуса — был задан ее универсальный масштаб. В экзистенциализме она «распространяется на все человечество» (Ж.-П. Сартр): поступая определенным образом, человек тем самым как бы выбирает в себе человека, стремящегося до конца исполнить свой долг, или проявить себя в качестве совершенно свободного человека. В неопротестантской теологии делается акцент на эсхатологическом аспекте ответственности, который заключается в том, что человек ответствен не только за себя, за окружающих и перед всем человечеством, но и перед Богом — его эсхатологической волей; человек утверждает ответственный образ жизни, уповая на милосердие Бога и ожидая прихода Царства Бога (В. Хубер).
Таково метафизическое, или экзистенциальное понимание ответственности, радикально противостоящее жестко-детерминистскому ее отрицанию. Иная концепция формулируется в рамках практически ориентированного понимания этого феномена, рассматриваемого в контексте определенных социальных, групповых и межличностных отношений человека и в соотнесении с вырабатываемыми в рамках этих отношений стандартами поведения, критериями оценки (одобрения и осуждения) и санкции (награды и наказания). Ответственность здесь не ожидается от личности, но вменяется ей, независимо от того, считает ли она себя свободной или нет.
Как выражение моральности и основа действий ответственность отлична от убежденности. Выделение «этики убеждения» и «этики ответственности» позволило М. Веберу разграничить два типа поведенческой ориентации. При том, что названные нормативно-поведенческие ориентации не противостоят, но взаимодополняют друг друга, между ними есть принципиальные различия. Этика убеждения — это абсолютная этика беззаветной устремленности к совершенству; такова любая религиозная этика в ее наиболее строгих определениях. Приверженец этой этики озабочен возвышенностью целей — и не берется отвечать за характер результатов своих усилий. В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому ее приверженец уделяет особенное внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за последствия своих действий, которые должен был бы предвидеть (см. Цель и средства). Практический характер, ориентация на объективные результаты обусловливают особенную актуальность этики ответственности в рамках политической или хозяйственной деятельности.
Вышесказашюе относится к т. н. проблеме «личной ответственности». В современной социальной теории и философии права ставится вопрос и о «корпоративной ответственности», т. е. ответственности за действия, которые в их конкретности были совершены индивидами, но предопределены принадлежностью этих индивидов к институтам, организациям, государству и т. п. На этот счет существует точка зрения, опирающаяся на концепцию «первой причины» (first causes) и заключающаяся в представлении, что любые действия совершаются людьми и они лично должны быть ответственны за их последствия. В случае, когда отрицательные последствия имеют действия (проекты) коллективных деятелей (институтов, корпораций, организаций), ответственность за них должны нести конкретные исполнители и руководители. Согласно другой точке зрения, корпоративный деятель ответствен в своих действиях как юридически признанное лицо, т. е. как такой субъект и агент, у которого есть намерения, мотивы и интересы, а также оговоренные в уставе, обусловленные заключенными договорами или взятыми обязательствами цели, права и обязанности.
Лит.: Сартр Ж.-П. Экзистснцнплизм — это гуманизм.— В кн.: Сумерки богов. М., 1989, с. 324; Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избр. произв. М., 1990, с. 690—706; РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Jonas H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik fur die technologische Zivilisation. Fr./M., 1979; Huber W. Sozialethik als Verantwortungsethik.— Ethos des Alltags. Z.—Koln, 1983; Zimmennan M. J. An Essay on Moral Responsibility, Totowa. N. J, 1988.
P. Г. Апресян
Источник: Новая философская энциклопедия
В праве объектом О. является закон. О. может быть обусловлена: а) ненамеренно обретенным статусом (напр., О. родителей), б) сознательно принятым социальном статусом (напр., О. должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., О. перед контрагентом, О. наемного работника). Различают естественную и контрактор ну ю О. (Г.Йонас). О., обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением — как обязанность. О. может быть двоякой: а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, и это, скорее, подотчетность; б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга; но и в этом случае сохраняется то измерение О., к-рое фиксируется в модальности «О. перед», в отличие от модальности «О. за».
В истории философии идея О. развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины.
В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание О. зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность обоснование О. значительно затрудняется, а в радикальных вариантах О. даже отрицается (напр., в бихевиоризме Б.Скиннера). Свобода - одно из условий О., О. — одно из проявлений свободы, в частности, как автономии (см. Автономия и гетерономия): человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. На это указывал уже Аристотель, подчеркивая, что произвольное (т.е. свободное) действие, но совершенное в неведении (он отличает действия по неведению, за к-рые человек не может нести ответственности, от действий в неведении), свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля (EN, 111,2). Аристотель не использует специальное понятие «О.», но, описывая отдельные аспекты произвольности и виновности, он достаточно полно раскрывает феноменологию О. Человек властен (EN, 111ЗЬ 7) совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит (1113b 12, 1114а 2), поступки какого характера он совершает, по своей воле человек правосуден или неправосуден (1114а 13), и в соответствии с совершенными поступками ему оказывают почести или его наказывают по суду. Людям ставят в в и н у и нерадение о собственном здоровье, и распутный образ жизни (1114а 25,28). О., т.о., предполагает информированность человека об условиях действий и требований, к-рые к нему предъявляются: некто N ответствен за действие или событие х, если х совершено намеренно и со знанием возможных последствий. Но и неведение, на что также указывал Аристотель, в отдельных случаях может быть вменено судом в вину человеку, и тогда он будет нести двойное наказание.
В соотнесении с О. наказание за нарушение требований, подчеркивает Дж.Ролз, не является возмездием (или возмездием только), но санкцией, обеспечивающей установленный баланс прав и обязанностей. Степень свободы человека удостоверяется степенью его О. По мере расширения круга тех других, перед к-рыми и за к-рых человек считает себя ответственным в своей свободе, он преодолевает тесные пределы условности, или частичности своего существования. Потенциально О. человека безмерна.
В христианстве - образом Иисуса - был задан универсальный масштаб О.
В экзистенциализме О. человека «распространяется на все человечество»: поступая определенным образом, человек тем самым как бы выбирает в себе человека, стремящегося до конца исполнить свой долг, или проявить себя в качестве совершенно свободного человека; более того, чувство полной и глубокой О., по Ж.П.Сартру, является результатом осознания человеком того, что, осуществляя выбор, он «вместе с собой выбирает и все человечество» (см. Всеобщность).
В неопротестантской теологии делается акцент на эсхатологическом аспекте О., к-рый заключается в том, что человек ответствен не только за себя, за окружающих и перед всем человечеством, но и перед Богом - его эсхатологической волей: человек утверждает ответственный образ жизни, уповая на милосердие Бога и ожидая прихода Царства Бога (В.Хубер). Таково метафизическое, или экзистенциальное, понимание О. - оно радикально противостоит жестко детерминистскому отрицанию О. Иная концепция О. формулируется в рамках практически-ориентированного понимания этого феномена, рассматриваемого в контексте определенных социальных, групповых и межличностных отношений человека и в соотнесении с вырабатываемыми в рамках этих отношений стандартов поведения, критериев оценки (одобрения и осуждения) и санкции (награды и наказания). О. здесь не ожидается от личности, но вменяется ей, независимо от того, считает ли она себя свободной или нет. Как выражение моральности и основа действий О. отлична от убежденности. Выделение «этики убеждения» и «этики О.» позволило М.Веберу разграничить два типа поведенческой ориентации. При том, что названные нормативно-поведенческие ориентации не противостоят безусловно друг другу, но взаимодополняются, между ними есть принципиальные различия. Этика убеждения - это абсолютная этика беззаветной устремленности к совершенству; такова любая религиозная этика в ее наиболее строгих определениях. Приверженец этой этики озабочен возвышенностью целей и не берется отвечать за характер результатов своих усилий.
В этике О. мир принимается со всеми его недостатками, и потому приверженец этики О. уделяет особенное внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за те последствия своих действий, к-рые должен был бы предвидеть (см. «Цель оправдывает средства»). Этика О. — это этика практической, ориентированной на объективные результаты деятельности; она требует непременно учитывать возможные результаты предпринимаемых усилий и отвечать за них. Поэтому этика О. в особенности актуальна в рамках политической или хозяйственной деятельности. Вышесказанное относится к проблеме т.н. личной О.
В современной социальной теории и философии права ставится вопрос и о «корпоративной О.», т.е. О. за действия, к-рые в их конкретности были совершены индивидами, но предопределены принадлежностью этих индивидов к ин-там, организациям, государству и т.п. На этот счет существует т.з., опирающаяся на концепцию «первой причины» (first causes) и заключающаяся в представлении, что любые действия совершаются людьми, и они лично должны нести О. за их последствия.
В случае, когда отрицательные последствия имеют действия (проекты) коллективных деятелей (ин-тов, корпораций, организаций), О. за них должны нести конкретные исполнители и руководители. Согласно другой т.з., корпоративный деятель ответствен в своих действиях как юридически признанное лицо, т.е. как такой субъект и агент, у к-рого есть намерения, мотивы и интересы, а также оговоренные в уставе, обусловленные заключенными договорами или взятыми обязательствами цели, права и обязанности. Лит.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр.произв. М.: Прогресс, 1990. С. 690-706; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995; Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 324; Berofsky B. Freedom from Necessity: The Metaphysical Basis of Responsibility. New York: Columbia U.P., 1987; Hart ILL.A. Punishment and Responsibility. Oxford: The Clarendon Press, 1969; Huber W. Sozialethik als Verantwortungsethik // Ethos des Alltags. Zurich: Einsiedeln, Koln: Benziger \ferlag 1983; Jonas II. Das Prinzip Verantwortung. \fcrsuch einer Ethik Mir die tcchnologische Zivilisation. Frankfurt am Main: Insel Verlag, 1979; [The Imperative of Responsibility: In Search of an Ethics for the Technological Age. Chicago; London: University of Chicago Press, 1984]; Zimmerman M.J. An Essay on Moral Responsibility. Totowa,NJ: Rowman and Littlcfield, 1988. Р.Г.Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001