Elementa Philosophiae»), филос. трилогия Гоббса. 1-я часть-«Отеле» - впервые вышла в Лондоне в 1655. В ней с позиции механистич. материализма строится картина телесного мира, рассматриваются законы движения и осн. свойства тел, анализируется проблема чувств. качеств. Работу «О теле» Гоббс считал основой своей филос. системы, т. к. в ней формулируется понимание философии как учения о телах (естественных и искусственных). 2-я часть трилогии - «О человеке» - вышла последней, в 1658. В ней содержится анализ процесса чувств. восприятия (прежде всего - зрительного), рассматриваются психологич. представления об аффектах, нравах и способностях людей. 3-я часть - «О гражданине» - была опубликована на лат. яз. в Париже в 1642. В ней в наиболее полной и систематизиров. форме изложены взгляды Гоббса на естеств. и гражд. состояние людей. Развивая учение о естеств. нраве и естеств. законах, Гоббс показывает причины образования гос-ва (отвергая при этом религ. объяснения), оценивает различные виды правления, формулирует идею сильной абс. власти правителя. В работе «О гражданине» Гоббс также подчеркивает необходимость полного подчинения церк. власти светской.
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Источник: Советский философский словарь
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
главное произведение Т. Гоббса, состоящее из трех частей («О теле», «О человеке», «О гражданине») и написанное на латинском языке (Elementorum philosophiae sectio prima de Corpore. L., 1655; Elementorum philosophiae sectio secunda de Homine. L., 1658; Elementorum philosophiae sectio tertia. R, 1642). Последнее издание на языке оригинала: Hobbes Т. Malmesburiensis opera philosophica, quae latine scripsit omnia. Studio et labore G. Mollesworth, v. 1. L., 1839. Последнее полное издание на русском языке в издании: Соч., т. 1. М. 1989.
В первой части выражаются натуралистические и материалистические установки Гоббса, его понимание естественных и искусственных тел. Здесь же наиболее полно сформулированы его определение философии, представлены номиналистическая методология и учение о знаках. Характерно название первого раздела — «Исчисление, или Логика», где критически изложена аристотелевско-схоластическая логика. Онтология (первая философия) и ее проблемы — пространство и время, тело и акциденция, причина и действие, действительность и возможность — сформулированы как следствие методологии. Большое внимание уделено вопросам механики и физики (натурфилософии).
Вторая часть трактует человека как своеобразное физическое существо. Здесь с позиций механицизма трактуются физиология и психология — вопросы зрения, трактовка аффектов и т. п. В особой главе рассматривается проблема речи как специфического свойства познающего человека, а также зависимость науки от речи. Включена также глава о религии — как «естественной», так и «суеверной».
Третья часть (опубликованная первой), исходя из особенностей человека, рассматривает его какдообщественного индивида, создающего государство как «искусственное тело». Здесь определяются понятия естественного права и естественных законов общественного договора, вопросы частной жизни в связи с государственностью и христианской религией. В философии 17 в. наибольшее влияние имели социальные идеи последней части сочинения.
В. В. Соколов
В первой части выражаются натуралистические и материалистические установки Гоббса, его понимание естественных и искусственных тел. Здесь же наиболее полно сформулированы его определение философии, представлены номиналистическая методология и учение о знаках. Характерно название первого раздела — «Исчисление, или Логика», где критически изложена аристотелевско-схоластическая логика. Онтология (первая философия) и ее проблемы — пространство и время, тело и акциденция, причина и действие, действительность и возможность — сформулированы как следствие методологии. Большое внимание уделено вопросам механики и физики (натурфилософии).
Вторая часть трактует человека как своеобразное физическое существо. Здесь с позиций механицизма трактуются физиология и психология — вопросы зрения, трактовка аффектов и т. п. В особой главе рассматривается проблема речи как специфического свойства познающего человека, а также зависимость науки от речи. Включена также глава о религии — как «естественной», так и «суеверной».
Третья часть (опубликованная первой), исходя из особенностей человека, рассматривает его какдообщественного индивида, создающего государство как «искусственное тело». Здесь определяются понятия естественного права и естественных законов общественного договора, вопросы частной жизни в связи с государственностью и христианской религией. В философии 17 в. наибольшее влияние имели социальные идеи последней части сочинения.
В. В. Соколов
Источник: Новая философская энциклопедия