группа людей, объединенных внешними договорными связями, в которых каждый преследует свои индивидуальные интересы и надеется достичь их как с помощью других, так и с помощью совместной организации; группа людей, выражающая мнение того или иного сообщества.
Понятия "общественность" и "коммуникативное действие" Юргена Хабермаса как инструмент анализа социал
Соловьева Е. В.
Рассматриваются проблемы поиска и рационализации механизмов построения социально-партнерских отношений в их идеальном представлении, приносящих реальную пользу.
Рыцарский идеал Н. А. Бердяева в книге "новое религиозное сознание и общественность"
Бойко Владимир Анатольевич
В публикациях Н.А. Бердяева 1904-1907 гг. намечены две линии идеализации рыцарства: как воплощение глубины средневекового мистического христианства и как благородный человеческий тип.
О ПОНЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Александров В. Б.
В статье решается задача переосмысления известной формулы «общественное сознание отражает общественное бытие», для чего предлагается пересмотр всех трех категорий, составляющих данное высказывание.
От теории «общественного договора» к «философии истории» ХIХ-ХХ веков (предпосылки формирования пост
Соколов Андрей Сергеевич
В статье рассматриваются различные когнитивные, социокультурные, антропологические факторы, обусловившие возникновение социальной философии и теоретическое своеобразие основных этапов ее развития.
Социально-регулятивные возможности общественного сознания в современном обществе
Задворнов А. Н.
В работе отражена сущность регулятивных возможностей экономического, морального, политического, правового, эстетического, религиозного, философского и научного сознания.
Трансформация социальных норм в период общественного кризиса (опыт России)
Резниченко В. А.
Изменения структуры отечественного социума в последние десятилетия сопровождаются трансформациями социальных норм, разбалансированием привычных способов обмена результатами деятельности, что не позволяет укрепиться моделям демокра
Проблема цивилизационной идентификации субъекта общественного развития
Зараев Александр Сергеевич
Исследуются характеристики и механизмы цивилизационной идентификации субъекта общественного развития. Особое внимание уделяется анализу созидательной деятельности субъекта.
Антропологический фактор становления потребительской направленности общественного сознания современн
Храпов Сергей Александрович
Статья посвящена проблеме антропологического влияния на формирование в общественном сознании идентификационных образов, ценностей потребления и потребительских адаптационных стратегий.
термины русской социальной философии, означающие соответственно внутреннее и внешнее начала в обществе как социальном целом. Соборность, по А. С. Хомякову (1804 – 1860) – это внутренняя духовная связь
две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет об
оценка групповым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. формируется в условиях, когда в стране или в определенной соц.
жизнеобеспечение общества в конкретно-исторических условиях, развитие его производительных сил, общей культуры, укрепление гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовы
модель, где единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер,А.Тойнби). О. Шпенглер выделял в истории человечества
модель, выявляющая возможности общих закономерностей единого исторического процесса, анализирующая сущность и пути взаимодействия различных национальных образований. А.Тойнби, предложил принц
Du contract social ou principes du droit politique», Amst., 1762), осн. социально-политич. трактат Руссо, где представлен радикальнодемократич. вариант широко распространенной в философии нового времени договорной концепции
теория, восходящая к нововременным политологам Дж. Гоббсу, Дж. Локку, Ж.-Ж. Руссо, И. Канту (см.). Все они подчеркивали, что общество в отсутствие договора между его членами не в состоянии сохранять сво
идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. С т. зр. сторонников этой теории, об-ву и государству предшествует полная а
система обществ. произ-ва, обществ. х-ва), целостная система производств. отношений определ. типа, образующая обществ. форму произ-ва. Социально-экономич. строй того или иного общества может вклюжат
главное произведение Д. И. Новгородцем. Работа публиковалась частями в журнале «Вопросы философии и психологии» с 1911 по 1917. Первое отдельное издание, задуманное как первый выпуск труда, вышло в 1917
Общественное сознание – отражение общественно-исторического бытия человечества в идеологической жизни общества. Формами общественного сознания (их всего девять) выступают: язык, обыденное созн
формация - исторически конкретный тип общества, детерминированный способом производства. В марксизме структура общественно-экономической формации понимается как совокупность сущностных сторон
Уже в первых своих работах Хабермас сделал заявку на новый философско-теоретический синтез. Одной из составляющих этого синтеза была история философии и социологии. Хабермас глубоко и в то же вре
Демократизация различных сторон общественной жизни в стране, начатая «перестройкой», рост национального самосознания народов и связанный с этим процесс религ. возрождения в регионах традиционн
незаконченный труд Плеханова, над к-рым он работал в последние годы жизни. К тому времени им были опубликованы работы о Белинском. Чернышевском, статьи о Чаадаеве и об общественном движении во 2-й п
предсказание динамики развития общественной системы при выполнении в процессе критериологического синтеза определенных правил: Учет систем этики, функционирующих в обществе. Противостояние и б