ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Общественное сознание – отражение общественно-исторического бытия человечества в идеологической жизни общества. Формами общественного сознания (их всего девять) выступают: язык, обыденное сознание, мораль, право, политическая идеология, наука, искусство, философия, религия.
Литература: [71, 126].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
различные формы отражения в сознании людей объективного мира (природы и общественного бытия). Ф. о. с. включают в себя политическую идеологию, правовое сознание (право), мораль, религию, науку, искусство, философию. Каждая из этих форм отражает определенную сторону действительности. Так, в политической идеологии отражаются отношения между классами, нациями и государствами, в морали — отношения людей друг к другу, отношения человека к коллективу и т. п. Кроме того, каждая из них обладает своими специфическими формами или способами отражения. Искусство отражает окружающую действительность в художественных образах, наука — в понятиях и законах и т. д. Ф. о. с. порождаются общественным бытием — материальной жизнью общества. Напр., наука возникает из практических потребностей материального производства: для решения задач, связанных с ориентацией на суше и море, для измерения земельных участков, строительства сооружений необходимы были сведения по астрономии, геометрии, механике. Политические и правовые взгляды возникают лишь при появлении классов и государства для защиты привилегии правящих классов и т. д. Отдельные Ф. о. с. не только появляются в различное время, но и в различной степени связаны с материальной жизнью общества. Наиболее тесно и непосредственно связана с общественным бытием политическая идеология. Другие Ф. о. с. (мораль, искусство, религия, философия) связаны с экономическими основами общественной жизни не непосредственно, а через политические идеи, через деятельность государства, партий и т. д. Ф. о. с. не только отражают общественное бытие, но и оказывают активное воздействие на его развитие (Общественное бытие и общественное сознание). Забвение этого положения, механическое выведение всех сторон духовной жизни только из экономических отношении ведет к упрощенчеству, вульгаризации марксизма.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе к-рого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, Ф. о. с. выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или художественно-образным отражением действительности. Ф. о. с. различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и об-ва. Различные Ф. о. с. отражают различные области и стороны действительности (напр., политические идеи отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых в действиях классов и социальных групп; в науке познаются конкретные законы природы и об-ва; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих над ними природных, а затем и социальных сил и т. д.). Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой формой отражения (напр., научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). Но богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных Ф. о. с. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развития общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе с появлением классов и государства для обоснования и закрепления отношений господства и подчинения и т. д. В каждой общественно-экономической формации все Ф. о. с. связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. Влияние исторически определенного способа производства на развитие различных Ф. о. с. происходит не прямо, а прежде всего через политику и политическую идеологию. В условиях социализма Ф. о. с. не только обслуживают многообразные общественные потребности, но и формируют духовный облик личности, являются условием ее гармоничного развития, активной творческой деятельности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Формы общественного сознания
различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе к-рого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, искусства, философии. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и об-ва. Различные формы сознания отражают различные области и стороны действительности (напр., политические идеи отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ, реализуемых в действиях классов и социальных групп; в науке познаются конкретные законы природы и об-ва и т. д.). Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой формой отражения (напр., научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). Но богатство и сложность объективного мира создает лишь возможность появления различных Ф. о. с. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развития общественного производства; политические и правовые взгляды .и идеи возникали вместе с появлением классов и государства для обоснования и закрепления отношений господства и подчинения и т. д. В каждой общественно-экономической формации все формы сознания связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с, определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. Напр., коммунистическая формация возникает, существует и развивается на основе познания и сознательного применения объективных законов. Поэтому здесь, уже на низшей фазе — при социализме, начинает отмирать религия; на высшей фазе религиозные пережитки будут полностью преодолены. Вместе с тем произойдут существенные изменения в духовной жизни об-ва в целом. С победой коммунизма исчезнет надобность в политической и правовой идеологии, и они отомрут. Зато расцвета достигнут такие Ф. о. с, как мораль, наука, искусство и философия, к-рые не только будут обслуживать многообразные общественные потребности, но и, формируя духовный облик каждой личности, явятся условием ее всестороннего развития, активной творческой деятельности, развертывания всего богатства индивидуальных способностей, склонностей и привычек, полноценной жизни каждого человека. Сформулированная в Программе КПСС задача формирования нового человека включает в себя воспитание научного мировоззрения, нравственное, культурно-техническое и эстетическое воспитание, что свидетельствует об огромной роли соответствующих Ф. о. с. (Общественное бытие и общественное сознание).

Источник: Философский словарь. 1963

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
278.38 кб

Категориальные формы мышления как основа трансформационного потенциала общественного сознания

Задворнов А. Н.
В статье предпринимается попытка объединения подходов К. Маркса и М. Фуко к категориальным формам мышления.