ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ

Найдено 1 определение
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ
(«Contrat social ou Principes du droit politique») — сочинение Ж.Ж.Руссо (полное название: «Об общественном договоре, или Принципы политического права»), опубликовано в 1762 в Амстердаме издателем М.Реем. Первая публикация рус. пер. — В.Ютакова (1906). «Об о.д.» занимает центральное место в творчестве Руссо и посвящено в основном политическим вопросам; однако на втором плане раскрывается и этическая проблематика. Руссо продолжает обсуждать темы, затронутые в первых своих трактатах: «Способствовали ли развитие науки искусств очищению нравов» (1749) и «О причинах и основаниях неравенства между людьми» (1755). Противопоставляя природу цивилизации, он отличает данные человеку самой природой свойства, среди к-рых наряду с любовью к себе выделяется любовь к другим людям, от потребностей, сформированных цивилизацией. Поскольку естественные чувства исходны, постольку нравственные качества не зависят от культуры и образования. Там, где господствовали науки и искусства, увеличивалось число пороков и преступлений; и, напротив, чем люди проще, даже невежественнее, тем нравы их чище, а поступки добродетельнее. Добродетели обусловлены самой природой, вследствие этого нравственность объявляется главной и автономной сферой человеческой жизни. Это положение оказало большое воздействие на формирование учения о нравственности в нем. классической философии. Возникающая в связи с переходом от т.н. естественного состояния к общественному частная собственность имеет своими последствиями противостояние людей, угнетение одних другими, распространение лени, тщеславия, корыстолюбия и т.п. Лишь в одном-единственном случае частная собственность обусловливает доброжелательные отношения сотрудничества, взаимопомощи и доверия — когда она мелкая и равная. Подобный эгалитаризм Руссо определен тем, что, считая естественное состояние идеалом человеческого общества, Руссо хорошо понимает, что вернуться к нему нельзя; гражданское же состояние базируется на частной собственности, являющейся, по мысли Руссо, истинной порукой в обязательствах между людьми. Однако для того, чтобы она обеспечивала подлинное равенство людей, она должна быть равной, следовательно, мелкой. Выполнению этой задачи и способствует заключение общественного договора. Первоначально одни люди хитростью и силой подчинили себе других и захватили общественное богатство; поэтому следует заключить второй, истинный общественный договор, когда все станут равноправными членами Целого. Истинный общественный договор — это не союз высших с низшими или правителей с подчиненными, это соглашение равных с равными. Равенство всех граждан в качестве политических лиц, т.е. членов Суверена (к-рым является народ, принимающий законы), обеспечивает гражданские свободы, следствием к-рых становится установление отношений взаимопомощи, уважения, признания самоценности других лиц как суверенных индивидов и т.д. Формулируя определения «суверена», «общей воли», «неотчуждаемых прав личности» и др., Руссо одновременно отстаивает одинаковые для всех нравственные права и обязанности. Общественный договор выступает гарантией не только политических норм, но и нравственных ценностей: в правильно организованном гражданском обществе, т.е. в республике, политика и нравственность переплетаются, обусловливая друг друга и способствуя формированию нравственно развитой и политически дееспособной личности. Общественный договор становится своеобразным категорическим императивом — это касается таких устоев гражданского общества, как частная жизнь индивида, устройство семьи, и т.п. Господствующий здесь здравый смысл, т.е. способность каждого решать трудности собственной жизненной ситуации, исходя из собственного разумения, ориентирует людей на установление дружеских контактов, устранение конфликтов и достижение консенсуса, без чего невозможно ни нормальное функционирование государства, ни развитие гражданских и прочих добродетелей. Общественный договор, гарантирующий неприкосновенность частной жизни, выступает, т.о., как своеобразный категорический императив здравого смысла. Лит.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М: Наука, 1969. С. 151-303; Асмус В.Ф. Жан Жак Руссо. М.: Знание, 1962; Цлугач Т.Б. Подвиг здравого смысла. М.: Мысль, 1995. С. 123-204; МанфредА.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции: Жан Жак Руссо, Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо, Максимилиан Робеспьер. М.: Мысль, 1979; Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Наука, 1992. С. 31—80; Durkheim E. Montesquieu and Rousseau; Precurseurs de la sociologie. Paris: Piviere, 1953; Planner M. Rousseau's State of Nature. Illinois: Illinois U.P., 1979; RogerG. XVIIIе sicclc francais. Le grand siecle. Paris: Seghers, 1962. Т.Б.Длуган

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001