Нравственный

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Нравственный
относящийся к нормам поведения человека в обществе; соблюдающий нормы общественного поведения, соответствующий требованиям морали.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Нравственный
Слово нравственный употребляют, во-первых, для обозначения соответствия какого-нибудь поступка или всей жизни и целого душевного настроения нравственному закону и долгу. Во-вторых, употребляют это слово для обозначения человеческой природы, как способной, в отличие от животных, сознавать достоинство и повелительную силу нравственного закона и долга. Иногда еще называют нравственным философское или богословское учение о практической или нравственной и религиознонравственной жизни, в отличие от учения об умственной жизни или о познавательной душевной деятельности, втом предположении, что предмет ее составляет только сущее или бытие, но не практическая или нравственная деятельность с ее законами и правилами. Но это название неточно; оно удержалось, как остаток от прежнего бэконовского и вольфианского деления философии (у Бэкона вообще науки) — психологического, т. е. основанного на так называемых способностях души — разуме и воле, а не на степенях или уделах жизни, составляющих предмет научного исследования и знания, и не на самых приемах или методах исследования и систематического построения. Каждый отдел науки есть теория, а не практика, а потому правильнее было бы называть подобный отдел науки нравоучительным или философией нравственности. — Наконец, можно употреблять слово нравственный в самом обширном смысле, называя так всю внутреннюю жизнь, свойственную человеку; потому что, хотя она вплетена в безотчетно и слепотекущую причинную связь вещей и подчиняется ей, однако в то же время имеет позыв и до известной степени может употреблять ее для самоусовершенствования и для своих разумно сознанных целей. Отсюда объясняется теоретическое отношение человека к природе в науке, исследующей ее законы; практическое — в нравственной деятельности, пользующейся причинной связью вещей для рассудительных целей жизни; наконец, и смысл изящного искусства, потому что изящное искусство в том и состоит, что во всех своих видах, начиная от пластики в архитектуре или в балете до трагического драматизма в поэзии, постоянно выражает законченное до известной степени проявление целесообразной мощи разума над недвижной инерцией вещества, или над механическим его движением по толчку и слепым сплетением причинной связи вещей. Понимая в таком обширном смысле слово нравственный, можно назвать нравственными все те науки (sciences morales), отдельные от науки физико-математической, предмет которых составляет исследование многоразличных сознательных проявлений психической деятельности, и теоретических и практических, когда она вступает в различные отношения к данным ей материям и силам или к окружающей ее жизни. Это науки, которые входят в состав преимущественно историко-филологических факультетов. См. Наука.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Нравственный
Слово нравственный употребляют, во-первых, для обозначения соответствия какого-нибудь поступка или всей жизни и целого душевного настроения нравственному закону и долгу. Во-вторых, употребляют это слово для обозначения человеческой природы, как способной, в отличие от животных, сознавать достоинство и повелительную силу нравственного закона и долга. Иногда еще называют нравственным философское или богословское учение о практической или нравственной и религиозно-нравственной жизни, в отличие от учения об умственной жизни или о познавательной душевной деятельности, втом предположении, что предмет ее составляет только сущее или бытие, но не практическая или нравственная деятельность с ее законами и правилами. Но это название неточно; оно удержалось, как остаток от прежнего бэконовского и вольфианского деления философии (у Бэкона вообще науки) — психологического, т. е. основанного на так называемых способностях души — разуме и воле, а не на степенях или уделах жизни, составляющих предмет научного исследования и знания, и не на самых приемах или методах исследования и систематического построения. Каждый отдел науки есть теория, а не практика, а потому правильнее было бы называть подобный отдел науки нравоучительным или философией нравственности. — Наконец, можно употреблять слово нравственный в самом обширном смысле, называя так всю внутреннюю жизнь, свойственную человеку; потому что, хотя она вплетена в безотчетно и слепотекущую причинную связь вещей и подчиняется ей, однако в то же время имеет позыв и до известной степени может употреблять ее для самоусовершенствования и для своих разумно сознанных целей. Отсюда объясняется теоретическое отношение человека к природе в науке, исследующей ее законы; практическое — в нравственной деятельности, пользующейся причинной связью вещей для рассудительных целей жизни; наконец, и смысл изящного искусства, потому что изящное искусство в том и состоит, что во всех своих видах, начиная от пластики в архитектуре или в балете до трагического драматизма в поэзии, постоянно выражает законченное до известной степени проявление целесообразной мощи разума над недвижной инерцией вещества, или над механическим его движением по толчку и слепым сплетением причинной связи вещей. Понимая в таком обширном смысле слово нравственный, можно назвать нравственными все те науки (sciences morales), отдельные от науки физико-математической, предмет которых составляет исследование многоразличных сознательных проявлений психической деятельности, и теоретических и практических, когда она вступает в различные отношения к данным ей материям и силам или к окружающей ее жизни. Это науки, которые входят в состав преимущественно историко-филологических факультетов. См. Наука.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
109.32 кб

Семья как нравственный дух и предпосылка моральности действий человека

Баскаков А. Т.
В статье исследуется семья как нравственный дух и одновременно предпосылка моральности действий человека. Автор проводит мысль, что духовная сторона семьи заключена в осознании единства природной и духовной жизни.
Читать PDF
146.00 кб

Нравственный аспект представлений П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и Н. И. Кареева о субъекте исто

Виноградов Андрей Иванович
В статье приводятся результаты анализа представлений о субъекте истории, сложившиеся у представителей «социологической школы» русской философии истории в лице П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и Н.И. Кареева.
Читать PDF
82.26 кб

Нравственный идеал как основание жизненного мира человека

Епифанова Наталия Николаевна
На основе концепта «жизненного мира» Э.
Читать PDF
190.73 кб

Нравственный смысл истории как методологический принцип

Мирошников Ю. И.
Читать PDF
151.99 кб

Нравственный смысл истории в русской мысли 30-50-х годов ХIХ века

Воробьева Светлана Александровна
Переходя к оценке всех социальных институтов с точки зрения нравственного прогресса, русские мыслители делают значительный шаг в философии истории.
Читать PDF
459.03 кб

Духовно-нравственный смысл правового поступка в философии Ф. М. Достоевского

Днепровская Инесса Викторовна
В статье дается анализ философско-правовым взглядам Ф.М. Достоевского. В центре его философско-правовой антропологии находится проблема духовных основ правомерного и неправомерного поведения.
Читать PDF
254.03 кб

2005. 01. 013. Разин А. В. Нравственный мир человека. - М. , 2003. - 426 с

Летов О. В.
Читать PDF
1.21 мб

Нравственный аспект человеческого бытия

Лукин Анатолий Николаевич
В статье раскрывается значение нравственных ценностей в жизни человека и общества, соотношение добра и зла как пределов нравственного аспекта человеческого бытия.
Читать PDF
389.23 кб

Духовно-нравственный смысл правового поступка в философии Ф. М. Достоевского

Днепровская Инесса Викторовна
В статье дается анализ философско-правовых взглядов Ф. М. Достоевского. В центре его философско-правовой антропологии находится проблема духовных основ правомерного и неправомерного поведения.
Читать PDF
153.12 кб

Нравственный субъект как мерило нравственности и долженствования в философии поступка М. М. Бахтина

Кривошеев Алексей Викторович
В статье анализируется философия поступка М.М. Бахтина. Показано, что единственным мерилом долженствования и нравственности поступка является нравственный субъект.
Читать PDF
152.26 кб

Адаб как нравственный компонент исламской культуры

Якупов М. Т., Шутова Н. С.
Современный ислам продолжает сохранять свою социокультурную потенцию, позволяя умме сберечь духовные традиции в условиях глобализации.
Читать PDF
19.10 мб

Экологическая культура как духовно-нравственный фактор и философия

Кочергин А. Н.
Кочергин А.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР И ФИЛОСОФИЯ. Дана оценка современной экологической ситуации в результате техногенного воздействия на среду обитания человека как критической.
Читать PDF
250.24 кб

Нравственный аспект научно-технического прогресса

Никитина Светлана Николаевна
Статья посвящена изучению влияния научно-технического прогресса на нравственную сторону жизни человека и решению вопроса о взаимодействии нравственности и развитии технологий.
Читать PDF
372.32 кб

Легкомыслие как нравственный выбор (в контексте русской философии XIX-XX вв. )

Иерей Стефан (домусчи)
Исследуется феномен легкомыслия, ухода от глубины и сложности жизни в обыденность. Основываясь на произведениях таких русских философов, как И. Ильин, Л. Шестов, Н. Бердяев, Н.
Читать PDF
0.00 байт

Духовно-нравственный фактор как условие «Ментальной безопасности» социокультурной среды

Сухоруких Алексей Викторович
В статье рассматривается перспектива глобальных цивилизационных изменений в контексте трансформаций важнейших социокультурных доминант.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НРАВСТВЕННЫЙ ФЕТИШИЗМ

    важная форма фетишизма, заключающаяся в сведении всех социальных процессов, социальных отношений, идей, прогнозов и т. д. их нравственной оценке, определяющая роль этой оценки для решения судьбы с
  • ЛИБЕРАЛЬНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    противоположность традиционалистскому вечевому идеалу, составляющему с ним дуальную оппозицию, полюса который находятся друг с другом в соотношении амбивалентности. Основные черты Л. н. и. - рефл
  • ИДЕАЛИЗМ НРАВСТВЕННЫЙ

    философское учение, согласно которому в основе нравственности лежат идеальные, изначально духовные побуждения и принципы, а источником нравственного миропорядка выступает, в конечном счете, тра
  • НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направ
  • СОБОРНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    совместно с альтернативным авторитарным нравственным идеалом составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Оба они есть результат расчленения синкретиче
  • ВСЕОБЩЕГО СОГЛАСИЯ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    один из основных нравственных идеалов, лежащих в, основе сменяющих друг друга этапов изменения общества, государственности, специфических форм решения медиационной задачи. Он носит промежуточны
  • ВЕЧЕВОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    синкретический нравственный идеал традиционной цивилизации, лежащий в основе жизни славян до появления большого общества и государства и одновременно исходная культурная точка их развития. В.н.
  • ИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ

    Одним из первых и лучше всего его сформулировал Конфуций: «Делай другим то, чего ты желаешь себе». Затем, примерно в одинаковых выражениях мы встречаем закон в Священных книгах основных мировых ре
  • НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС

    свод нравственных правил, норм, который стремится охватить все возможные жизненные ситуации и стать для них единым законом. Примером могут быть библейские заповеди, в которых сформулированы прос
  • НРАВСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС ЛИЧНОСТИ

    направление развития, совершенствования духовного мира человека, выражающееся в становлении свободной, независимой личности, которая в то же время руководствуется внутренним чувством долга и от
  • НРАВСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

    термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящее дела людей выше их возвышенных мыслей.
  • ПРОГРЕСС НРАВСТВЕННЫЙ

    лат. progressus - движение вперед, выше) - восходящее развитие морали от менее совершенных исторических состояний (этапов) к более совершенным (противоположное значение имеет понятие регресса морали). Х
  • РАЗУМ НРАВСТВЕННЫЙ

    развитая способность общественного человека осмысливать социальную действительность и самого себя в нравственных и вообш ценностных характеристиках. Действительность для Р. н. - не предуготован
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН

    предписание делать добро и не делать зла. Согласно Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически (см. Категорический), не счит
  • НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

    форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состоян
  • НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    одна из осн. сторон морали; обществ. деятельность человека, поскольку она подчинена осуществлению нравств. целей. Понятие Н. д. в этике представляет собой определ. абстракцию, с помощью к-рой из всег
  • ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия

    произведение Вл. Соловьева, изданное в 1897 (последнее издание: Соч., т. 1. М., 1988) и призванное, по замыслу автора, стать первой частью системы «положительной» философии «всеединства», которую он подраз
  • БЕЗУМИЕ НРАВСТВЕННОЕ

    см. Moral insanity.
  • НРАВСТВЕННОЕ И ПРЕКРАСНОЕ

    см. Этическое и эстетическое.
  • НРАВСТВЕННОСТЬ

    см. мораль.