НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека. В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности. Содержание нравственного идеала изменчиво и отражает потребности, устремления людей, живущих в разные исторические эпохи.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности. Каждый из них существует как полюс дуальной оппозиции: либеральный идеал - традиционный, соборный - авторитарный идеал и т. д.
Особое место занимают гибридные идеалы. в частности, псевдо синкретизм.
Полюса оппозиции находятся между собой в состоянии амбивалентности. Один из идеалов на определенном этапе может быть господствующим, тогда как другой - оттесненным на второй план, возможно даже - формой катакомбной культуры.
Полярности могут переходить друг в друга по законам инверсии, т. е. через логически моментальную смену одного полюса другим. На инверсию оказывает давление существующая на заднем плане медиация, требующая амбивалентного перехода, взаимопроникновения полюсов. В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего Н. и., однородные Н. и.
соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего Н. и. характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего Н. и. обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и т. д. Эта волна утверждения Н. и. доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.
результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего Н. и.
приводит к господству нового Н. и. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного Н. и.
Гоголь гротескно изобразил палитру Н. и. большого общества в "Мертвых душах". Вечевой идеал воплощен в образе разгульного и безалаберного Ноздрева, тупое человеконенавистничество авторитаризма - в образе Собакевича, архаичная форма утилитаризма, еще не дошедшего до осмысления денежной формы отношений, - Плюшкин, более развитого - у Коробочки, прекраснодушный, но беспомощный либерализм - в образе Манилова. Над всем царит паразитический, но в сущности самоубийственный утилитаризм, эксплуатирующий денежные формы отношений - Чичиков. Гоголь рисует картину живущего своей жизнью народа, согласного терпеть побои, склонного поддакивать начальству, но меньше всего стремящегося выполнять его распоряжения.
Основные Н. и. страны, т. е. вечевой и вышедший из него соборный и авторитарный, а также идеал всеобщего согласия, возникают в абстрактной форме как элементы массовой инверсии, несущей иллюзию, что все назревшие проблемы общества будут автоматически разрешены при ликвидации господства существующего Н.
и. и утверждении противоположного. Эта утопия ведет общество в инверсионную ловушку, что выявляется с очевидностью после начала модернизации.
Движение инверсионной волны требует от всех групп общества и в первую очередь от первого лица, от правящей элиты постоянного труда по интерпретации нового Н. и., что выражается в соответствующих сдвигах в гибридном идеале, в идеологии, в конкретной политике, которая есть непосредственный результат этой интерпретаций, в повседневном решении медиационной задачи. Конфликт этой - интерпретации с массовым сознанием может привести к катастрофическим последствиям.
При изучении каждого Н. и., разнообразия его версий большое значение имеет выявление в нем некоторого, социокультурного ядра, дающего импульс идеалу. Таким ядром может быть, например, локальное древнее сообщество: патриархальная семья, род и т. д., идеальный образ которого может быть экстраполирован на все общество, в той или иной степени отождествлен с идеалом машинной цивилизации и стать основой идеала общины - общества - машины. Этот идеал господствовал в той или иной форме на первых этапах второго глобального периода. В одних случаях в идеале преобладает некоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делается попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т. е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Н. и. в целом, и т. д. Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить "жидкий элемент" и наладить производство и т. д.
К важнейшим Н. и. принадлежит также утилитаризм. Большое внимание следует уделять разновидностям либеральных идеалов: либерально-авторитарному и либерально-почвенному.
Н. и., на основе которого общество оказалось бы в силах преодолеть раскол, может быть сформулирован на основе медиации, в результате оттеснения инверсии на второй план, на основе развития творческой квалифицированной, ответственной личности, способной к высшим уровням развития.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
499.02 кб

Нравственные идеалы Пушкина

Ходжаева М. Дж
Читать PDF
189.89 кб

Нравственный идеал как предмет воспитания

Андриянов Евгений Валентинович, Деникин Анатолий Васильевич
Читать PDF
488.21 кб

Нравственные идеалы в лирике Керима Отарова

Хульчаева Марьям Хажидаутовна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с так называемой «поэзией скорби», в которой нашли место не только беды и страдания балкарцев в годы депортации, но все их чаяния и надежды.
Читать PDF
148.86 кб

Николай Страхов: концепция нравственного идеала

Снетова Н.В.
Статья посвящена рассмотрению учения о нравственном идеале, предложенного петербургским философом второй половины XIX в. Николаем Страховым. Русский философ ставит задачу точного определения основных этических понятий.
Читать PDF
299.88 кб

Вл.СОЛОВЬЕВ И И.КАНТ: ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА

Ф. В. Цанн-Кай-Си
Читать PDF
112.98 кб

Духовно-нравственные основы профессионального идеала

Фролова Светлана Леонидовна
Дан анализ понятия «идеал», произведена его экстраполяция в сферу профессиональной деятельности. Введено понятие «профессиональный идеал».
Читать PDF
97.14 кб

Проблема нравственного идеала в русской историософии

Кузнецов Никита Всеволодович
В статье рассматривается проблема нравственного идеала в русской историософии. На примере концепций выдающихся русских мыслителей П. Я. Чаадаева, В. С. Соловьева, Н. А.
Читать PDF
82.26 кб

Нравственный идеал как основание жизненного мира человека

Епифанова Наталия Николаевна
На основе концепта «жизненного мира» Э.
Читать PDF
62.73 кб

Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность

Орлова Вера Вениаминовна
Рассматривается проблема объединяющих ценностей, идейных ориентиров современной молодежи, нравственного выбора в условиях поиска новой идентичности.
Читать PDF
203.02 кб

Этический идеал как критерий духовно-нравственного воспитания

Гарифуллина Р. С.
В статье раскрыты культурно-антропологические основы духовно-нравственного воспитания, показана специфика онтологии воспитания в отечественной социально-гуманитарной мысли, прослежены традиции нравственного воспитания в отечествен
Читать PDF
294.09 кб

Дж. Элиот и Л. Толстой: религиозные искания и нравственный идеал

Селитрина Тамара Львовна
В статье рассматриваются религиозные искания английской писательницы Джордж Элиот, современницы Л.Н.Толстого. Для обоих авторов первостепенное значение имела мысль о моральном возрождении человека.
Читать PDF
2.87 мб

Развитие представлений об идеальном нравственном «я» у студентов

Гогицаева Ольга Урузбековна
В статье рассматриваются результаты исследования проблемы представлений современных студентов о нравственном человеке, нравственных качествах личности, нравственном «Я».
Читать PDF
233.94 кб

Нравоучения Древней Руси как форма выражения нравственного идеала

Кокарева Юлия Владимировна
Статья посвящена рассмотрению духовных основ нравственного идеала Древней Руси.
Читать PDF
233.55 кб

Антиномии идеала нравственного совершенства в произведениях Сенеки

Салимгареев М.В.
В статье рассмотрены некоторые аспекты этических положений Сенеки как наиболее яркого представителя позднеримского стоицизма. Краеугольным камнем нравственно-религиозного учения Сенеки являются представления о мудреце.
Читать PDF
399.01 кб

Формирование нравственного идеала на основе философии персонализма

Скосырева Анна Сергеевна
В статье рассматривается проблема формирования нравственного идеала в философии персонализма. Представлена взаимосвязь религиозных и социальных воззрений на нравственное развитие.

Похожие термины:

  • ИДЕАЛИЗМ НРАВСТВЕННЫЙ

    философское учение, согласно которому в основе нравственности лежат идеальные, изначально духовные побуждения и принципы, а источником нравственного миропорядка выступает, в конечном счете, тра
  • ВЕЧЕВОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    синкретический нравственный идеал традиционной цивилизации, лежащий в основе жизни славян до появления большого общества и государства и одновременно исходная культурная точка их развития. В.н.
  • СОБОРНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    совместно с альтернативным авторитарным нравственным идеалом составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Оба они есть результат расчленения синкретиче
  • ЛИБЕРАЛЬНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    противоположность традиционалистскому вечевому идеалу, составляющему с ним дуальную оппозицию, полюса который находятся друг с другом в соотношении амбивалентности. Основные черты Л. н. и. - рефл
  • ВСЕОБЩЕГО СОГЛАСИЯ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    один из основных нравственных идеалов, лежащих в, основе сменяющих друг друга этапов изменения общества, государственности, специфических форм решения медиационной задачи. Он носит промежуточны