НЬЯЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЬЯЯ
Санскр.) Одна из шести Даршан или школ Философии в Индии;
система индусской логики, основанная Риши Готамою.

Источник: Теософский словарь

НЬЯЯ
одна из школ др.-инд. философии, возникновение к-рой связано с именем Готамы. Осн. принципы окончательно сформулированы ко 2 в. В учении Н. разрабатывались вопросы гносеологии, впервые в Индии была создана теория силлогизма. Школа Н. теснейшим образом связана с др.-инд. филос. системой вайшешика (осн. сутры оформились не позднее 1 в.). Примерно с 7 в. учение Н. принимает осн. принципы онтологич. учения и атомизм системы вайшешика, к-рая имела сильные материалистич. традиции.

Источник: Атеистический словарь

НЬЯЯ
одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковывает многие положения Вед, считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Создала учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя достичь освобождения.

Источник: Тематический философский словарь

НЬЯЯ
одна из ортодоксальных систем древнеинд. философии. В учении Н. особенно большую роль играли логика и гносеология. Возникновение Н. связано с именем древн. мифического мудреца Готамы. Ньяя-сутры были записаны во 2 в. По учению Н., существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание к-рых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, к-рые могут быть как в свободном состоянии, так и связанными с материальными атомами. Бог Ишвара, будучи высшим регулирующим духовным началом, не является создателем, творцом душ и атомов, но он создает сочетания атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. В Н. была впервые в Индии разработана теория силлогизма, отличавшаяся от древнегреч. тем, что он состоял из пяти членов — посылка, доказательство, иллюстрация, применение доказательства, заключение. Н. признает четыре способа познания: ощущения, вывод, аналогию и свидетельства др. людей и авторитетов. В Н. была также подробно разработана классификация осн. категорий знания (падартх) и классификация объектов, на к-рые направлено познание. Расцвет Н. относится к раннему средневековью.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НЬЯЯ
(санскр.: правило, рассуждение, логика) - одна из классических школ индийской философии, созданная мудрецом Гс темой, видимо, в начале н. э. Н; отрицает авторитета Вед, но строит свое учение на независимых основаниях. Философы этой школы, как и представители других систем индийской философии, считают главной целью человеческой жизни избавление «Я» от привязанности к телу, к чувствам и к объектам. Освобождение (мокша), означающее абсолютное прекращение страданий, по их мнению, становится возможным благодаря правильному познанию действительности, Поэтому особо: значение сторонники этой школы придают умозрению, опирающемуся на логику и ее законы. Ньяя признает четыре самостоятельных источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство (свидетельство). Познание, опирающееся на эти источники, признается достоверным. Познание, ориентирующееся на память, сомнение, ошибку, гипотетический аргумент, считается недостоверным. Ньяя детально классифицирует источники достоверного познания, разрабатывает учение о сверхчувственном восприятии и его видах и предлагает решение ряда других важнейших логических проблем, что придает этой системе исключительное значение в истории философии и науки.

Источник: Краткий философский словарь 2004

НЬЯЯ
сс. Логика. Учение о логике в брахманизме. Одна из шести религиозно-философских систем (шаддаршана), признающих веды священным писанием, откровением. На раннем этапе ньяя была близка к мимансе, затем стала тесно сотрудничать с вайшешикой, в связи с чем возникло словосочетание «ньяя-вайшешика». В ньяе рассматриваются вопросы методологии мышления, ложного и правильного знания, ведения диспутов. Опираясь на философию вайшешики, ньяя разработала логику, позволяющую определить достоверность знания. Она оказала большое влияние на развитие формальной логики в Индии. Согласно ньяе, восприятие может быть определенным, однозначным (нирвикальпа) или неопределенным (савикальпа). Познание происходит при взаимодействии ума (манас) с душой (джива). При этом субъект проникает в реальный объект (прамея) и получает о нем достоверное, истинное знание (прамити). Душа в ньяе выступает как бессознательный и бесчувственный (джада) субстрат, носитель со знания, связанного с атманом, самостью, «я». При освобождении (мокша) атман отчуждается от сознания. Текстами ньяи служат сутры, афоризмы Готамы, правила ведения диспутов, учебник логики. В XIII в. была основана школа навья-ньяя (новая ньяя, новая логика), которая и в наше время работает на санскрите.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Ньяя
Основателем этой ортодоксальной школы считается мудрец Готама, создавший главный текст этого учения – «Ньяясутра» (к которому за долгое время накопилось огромное количество всевозможных комментариев). Наиболее известными авторами этих комментариев были мудрецы Ватсяяна (V в. н. э.), Уддьйотакара (VI в.) и Джаянта (Х в.). В истории развития Ньяи можно выделить два этапа: древняя Ньяя и новая Ньяя, причем становление этого учения проходило в острой полемической борьбе с буддийскими школами.
Главной задачей жизни человека Ньяя считает избавление духа («Я») от привязанности к телу, к его чувствам и объектам восприятия. А это возможно лишь при правильном познании действительности. Поэтому огромное внимание Ньяя уделяет технике мышления, основанной на законах логики. Всего Ньяя выделяет четыре независимых источника познания, позволяющие получить достоверное знание: восприятие, вывод, сравнение и доказательство (свидетельство). Опора в познании на такие качества сознания, как память, сомнение, предположение, считаются недостоверными. В теории развития логики как отдельной науки Ньяя признает пять основных этапов: посылка, доказательство, иллюстрация, наглядное доказательство (его применение), вывод (заключение).
Согласно Ньяе, существует материальная вселенная, в которой различные сочетания атомов образуют все многообразие природного физического мира. При этом вселенная населена бесчисленным количеством живых существ, которые могут находиться как в воплощенном состоянии, так и в свободном, бестелесном. Высшее божество И́швара, не являясь творцом душ и физических атомов, тем не менее отвечает за взаимосвязь душ с атомами, т. е. за акты воплощения, а также за их разъединение. Словом, оно управляет процессами рождения, жизни и смерти.

Источник: Философия. Краткая история.

НЬЯЯ
санскр., букв.- правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др.-инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во мн. отношениях Н. близка еайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система. Основы Н. заложены «Ньяясутрой» Готамы, видимо, в нач. н. э. Идеи Н. развивались в «Ньяябхашье» Ватсьяяны, в соч. Уддьйотакары, Вачаспати, Удаяны, Джаянты и др.
Н. стремилась к критич. истолкованию традиц. для Др. Индии метафизич. проблем. Исходя из освобождения (мокша) как из конечной цели человеч. жизни, Н. подчеркивает важность умозрения для познания реальности. Но условия и методы истинного познания могут быть определены, согласно Н., с помощью логики и ее законов. Исключит. значение Н. в истории философии и науки определяется разработкой логич. проблем познания, абстрагированных от практики конкретных споров и дискуссий. Н. признает четыре самостоят. источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство (свидетельство). Восприятие (пратьякша) связано с органами чувств и может быть внешним (зрение, слух) или внутренним (ум манас). Вывод (заключение анумана) предполагает сознат. выделение признака данного объекта и содержит три термина (меньший, больший и средний, к-рый их соединяет). Сравнение (упамана) основано на связи между вещью и ее названием. Свидетельство, или доказательство (шабда), относится к познанию невоспринимаемых объектов, исходящему от авторитетных лиц. Познание, основанное на этих источниках, является достоверным; наряду . ним существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетич. аргумент. Н. дала детальную классификацию источников достоверного познания, разработала учение о сверхчувств. восприятии и его трех видах, о типах обычного восприятия («савикальпака» - определенное и «нирвикальпака»- неопределенное), о логич. структуре предложения в связи с выводом, и особенно логич. теорию вывода (структура его частей, пятичленный силлогизм, основания вывода, классификация выводов, логич. ошибки и т. д.). Н. разработала также оригинальную теорию физич. мира, основанную на выделении объектов познания. Среди них - «Я» (атман), отличное от ума (манас) и тела. Связь «Я» с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть и т. п., т. е. то, что заставляет «Я» действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греха. Правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицат. факторов (страдания), а не как состояние счастья. Освободившееся «Я» выступает как чистая субстанция, уже не связанная с сознанием. Н. создала учение о боге как бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир (согласно Н., мир создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акашиэфира); мудрость и всеблагость бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно, возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого себя и мира достичь освобождения. Поздним продолжением Н. является логич. школа наеъянъяя.
 

Источник: Советский философский словарь

НЬЯЯ

        1) Способ, подход, метод.
        2) Формализованная аргументация, сопоставимая с европейской силлогистикой.
        3) Одна из ортодоксальных даршан.
        В истории ее различаются 2 осн. этапа — древняя Н. и навъя-ньяя. Исходный текст древней школы — "Ньяя-сутра" Акшапады Готамы. Предшествующий ему этап прямо не известен, частично восстанавливается по перечням методических и диалектических приемов в медицинских и политических трактатах, эпизодах "Махабхараты" и пр. "Ньяя-сутра" прокомментирована Пакшиласвамином, он же Ватсьяяна (400 г. н. э.), этот комментарий вместе с осн. текстом пространно разъяснены с введением богатого нового содержания Уддьотакарой (VII в. н. э.). Далее хронологически следуют еще 4 уровня комментариев к осн. тексту и всем предшествующим комментариям; они отделены друг от друга примерно двумя столетиями. Их общий объем достигает нескольких тысяч страниц против 20 страниц исходного текста. Н. развивалась, начиная с уровня второго комментария, преимущественно в спорах с буддийской философией, ранее и в меньшей мере — также с мимансой и санкхъей. В области онтологии, изначально находившейся на периферии интересов школы, Н. принимает в основном точку зрения вайшешики, поделив с нею сферы: Н. интересуется прежде всего не теорией сущего, а методологией мышления, разумного действования и совместного осуществления мышления и сообщения его результатов, т. е. диспутом. Впоследствии методология развивалась в логику, а полемика с буддистами приводила к все более последовательному принятию реалистической т. зр., подобной воззрениям ср.-век. реалистов-платоников в Европе. В Н. признаются 4 типа простых актов познания нового: восприятие, основывающийся на нем вывод, уподобление ( = установление связи слова, сообщенного и определенного ранее кем-то знающим, с впервые увиденным предметом, к-рый этим словом обозначается) и словесное свидетельство (принятие к сведению правдивого высказывания, в т. ч. предписаний духовной традиции и откровения). Инструменты осуществления этих актов называются "прамана" (мерило). В сфере сообщения словами актов познания, т. е. убеждения или объяснения, этим познавательным актам и всем им как целому соответствуют части канонического выражения аргументации ("ньяя" в исходном специальном значении):
        1) словесному свидетельству-заверению соответствует тезис: "на той горе огонь";
        2) выводу — основание (или обоснование): "потому что там дым";
        3) восприятию — пример, т. е. очевидное адресату: "где дым, там и огонь, как (это ведь и тебе известно) в очаге";
        4) уподоблению — подведение: "и здесь такой же случай";
        5) подытоживание — синтез всех моментов: "стало быть, это так и есть".
        Впоследствии эта форма аргументации была переинтерпретирована как силлогизм, при этом 2) составило аналог меньшей, а 3) — большей посылки, по первой фигуре, в аристотелевских терминах. Акты познания суть мгновенные, преходящие свойства самости (Атмана). Т. обр. (в противоположность санккье), не признается длительно существующий специальный орган познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой. Первичная цель Н. — устранение ложного знания, благодаря чему затем последовательно устраняются изъяны, деятельность, следующие рождения и, наконец, страдания и достигается избавление от сансары. Это близко напоминает буддизм и, наверное, является заимствованием из него при изменении терминологии, как часто в Н. Спор с буддистами приводил к взаимному техническому совершенствованию в сходном направлении и одновременно к поляризации метафизич. основоположений, что завело Н. в нек-рые крайности реализма: так, самостоятельной реальностью считают после Уддьотакары общее и также отсутствие, к-рое тоже воспринимается, т. е. знание того, что "на этой странице нет иероглифов" есть, по ньяе, не вывод, а восприятие. Несмотря на причуды крайнего реализма, Н. породила весьма ценные результаты в логике и отличается строгой последовательностью. В послебуддийский период все больше сближается с вайшешикой, образуя синкретическую школу. В системе традиционного образования Н. является одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой, и без ее освоения понимать индийские философские тексты невозможно.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

НЬЯЯ
санскр., букв.– правило рассуждения, логич. заключение, логика вообще) – одна из шести классич. школ индийской философии. Первое систематич. изложение ее учения – "Ньяя-сутра". Среди комментариев в "Ньяе-сутре" и источников последующего периода наибольший интерес представляют "Ньяя-бхашья" Ватсьяяны (4–5 вв.), "Ньяя-варттика" Удьйотакары (7 в.), "Ньяя-варттикататпарья-тика" Вачаспати Мишры (9 в.), "Ньяя-манджари" Джаянта Бхатты (10 в.), "Киранавали","Татпарья-паришуддхи", "Кусуман-джамли" Удаяны (10 в.). Все эти работы относятся к т.н. "старой" Н. С 12 в. в истории Н. начинается новый этап – навья-Н., представленный работами Гангеша Упадхьяи и его последователей: Васудева Сарвабхаумы, Рагхунатха Широмани, Гaдадхары, Джагадишы и др. Преимуществ. внимание в Н. уделяется проблемам логики и теории познания, разработка к-рых представляет собой во многих отношениях вершину индийской логики. Логика Н. возникла, по мнению рус. индолога Ф. И. Щербатского (1866–1942), в процессе обобщения приемов и методов публичных филос. диспутов, широко практиковавшихся в Индии еще с глубокой древности. Исходный принцип гносеологии Н. заключается в том, что знание соотносится с объективной действительностью, к-рая признается независимой от познающего субъекта. Н. различает четыре источника или средства достоверного познания (прамана): 1) чувств. восприятие (пратьякша), или непосредств. знание об объекте; 2) логич. вывод, или умозаключение (анумана), – познание объекта через вычленение неизменно сопутствующего ему признака (вьяпти); 3) сравнение, или аналогия (упамана), – узнавание нового объекта на основе его предварит. описания и его сходства с уже известным объектом и, наконец, 4) словесное свидетельство авторитета (шабда) – знание, сообщаемое заслуживающим доверия лицом, – учителем (лаукика шабда, т.е. мирское свидетельство) либо же священным писанием – Ведами (вайдика шабда). Осн. место в Н. занимает анализ логич. вывода, или умозаключения. Н. различает три вида умозаключения: 1) от причины к следствию (пурвават), напр. о предстоящем дожде по собравшимся на небе дождевым тучам; 2) от следствия к причине (шешават), напр. о прошедшем дожде по поднятию уровня воды в реке; 3) о неизменном сопутствовании одного явления другому, к-рое непосредственно не воспринимается и не связано с первым очевидной причинно-следств. связью (саманьятодришта), напр. о движении небесных светил по изменению их положения. Н. утверждает, что наиболее правильной формой логич. умозаключения может быть пятичленный силлогизм, к-рый, однако, несмотря на известное своеобразие своей формы, легко переводится в трехчленный силлогизм Аристотеля. Выдвинутый Н. принцип опытной проверки знания явился аргументом против учений мадхъямика и веданты, к-рые, ссылаясь на факты ложных восприятий (миражи, галлюцинации и т.п.), отрицали вообще достоверность человеч. опыта. Объектами познания (прамея) выступают в Н. как материальные, так и духовные явления. Среди последних Н. выделяет такие, как душу (атман), чувства (индрии), ум (манас), активность (правритти), дефекты разума (доша), перерождение (претьябхава), эмоции удовольствия и боли (пхала), страдания (дукха) и избавление от всех страданий (апаварга). Н. признает доктрины души, кармы (деяния), мокши (спасения) и др., хотя эти религ. концепции играют роль лишь в сфере этич. построений Н. и не оказывают сколь-нибудь существ. влияния на трактовку ею собственно филос. проблем. Правда, Н. часто привлекает понятие души для объяснения целого ряда явлений психики. В трактовке физич. картины мира, категорий материальной действительности Н. принимает (особенно начиная с 7 в.) осн. принципы онтологич. учения и атомизм системы вайшешика, образуя вместе с ней парную систему Н.-вайшешика, хотя в интерпретации ряда вопросов (напр., причинности) они расходятся между собой. Ранние источники Н. не упоминают бога, утверждая вечность и несотворенность души и материи. Однако позднее (начиная с 10 в., с Удаяны) это учение приобретает теистич. окраску. В навья-Н. большинство проблем онтологии и гносеологии "старой" Н. утрачивают свое значение, а на передний план выдвигаются проблемы преимущественно логико-семантич. порядка, разработка к-рых принимает во многом схоластич. характер. Лит.: Гостеева Е. И., Философия Вайшешика, Таш., 1963; Кеith А. В., Indian logic and atomism, Охf., 1921; Vidyabhusana S. С ., A history of Indian logic, Calc, 1921; Ruben W., Zur indischen Erkenntnistheorie. Die Lehre von der Wahrnehmung nach den Ny?yas?tras, Lpz., 1926; Randle H. N., Indian logic in the early schools, Oxf., 1930; Stcherbatsky Th. Ph. D., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932; Mishra U., Conception of matter according to Ny?ya-Vai?esika, Allahabad, 1936; Сhatterjee S. C, Ny?ya theory of knowledge, N. Y., 1939; Inga11s D. H. H., Materials for the study of Navya-Ny?ya logic, Camb., 1951. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НЬЯЯ
санскр. пуауа — метод) — философская система Индии, специализировавшаяся преимущественно в контровертивной диалектике, логике и теории познания и оказавшая во многих отношениях определяющее влияние на становление обвдеиндийских парадигм теоретической рациональности.
Исторические истоки ньяи как систематизации контровертивного дискурса восходят к поздневедийскому периоду, тесно связанному с торжественным ритуалом прений эрудитов-жрецов. В послешраманскую эпоху, когда Индия уже знала профессионалов, умевших доказывать и опровергать любой тезис (см. Локаятаки), брахманисты стали выдвигать собственных подготовленных диспутантов, способных к дискуссии с «диссидентами». Сутры Панини (4 в. до н. э.) уже упоминают типичные для ньяи термины, напр., «причина поражения в диспуте» (см. Ниграхастхана), а комментарий Патанджали (2 в. до н. э.) — целые концепции ньяи, такие, как первичность восприятия по отношению к умозаключению или несводимость целого к частям.
В настоящее время считается признанным, что формирование базового текста ньяи заняло не одно столетие. I и V разделы ее сутр, посвященные 16 основным категориальным топикам (см. Падартха), в которых детально классифицировались псевдоответы (джати) и причины поражения в диспуте, относились к наиболее раннему слою, составляя нечто вроде учебника дискуссии, находящего типологические параллели в «Чарака-самхите», тогда как позднее к ним был присоединен материал разделов II—Г/, посвященный конкретным проблемам теории познания, онтологии индивида и т. д. Исходя из этого можно предположить, что формирование текста завершилось не ранее 3—4 вв. (см. «Ньяя-сутры»), Указанная датировка правильна, но целесообразнее считать, что составитель сутр создал свое произведение единократно, хотя и пользовался разнородными материалами. Хотя в истории ньяи трудно выделить отдельный период конкурирующих друг с другом школ, составителю сутр все же пришлось унифицировать доктрину, отвергнув, в частности, попытку некоторых авторитетов добавить 5 новых членов в традиционный пятичленный силлогизм (аваява) в виде «познавательной установки», сомнения, «постижения потенциальности», цели и устранения сомнения.
Философской системой-даршаной ньяя, как и другие индийские школы, становится уже после создания нормативного комментария к сутрам. Им стало толкование Ватсьяяны (4— 5 вв.), предложившего различать в рамках 16 категориальных голиков два основных — источники знания (промина) и предметы знания (прамея) и 14 дополнительных, которые могут быть включены во второй (см. *Ньяя-бхашья»}. Комментарий Уддиотакары (7 в.) к Ватьсяяне означал окончательное вступление ньяи в эпоху схоластического философствования. Увдиотакара был вынужден отвечать основным соперникам ньяи —Дигшге и последующим буддийским логикам (Дхармакирти и др.). В качестве своего рода комментария к «Ньяясутрам» можно рассматривать и трактат Джаянта Бхатты (9 в.) «Ньяя-манджари», в котором рассматриваются 16 категориальных топиков, источники знания в целом, а также отдельно восприятие, умозаключение, сравнение, словесное свидетельство, а затем предметы знания. Джаянта ведет полемику не только с буддийскими логиками, но и с мимансаками, отстаивая теистическую концепцию (ишвара-вада). Его современник Трилочана исследует проблему нетривиальных перцепций, в частности возможность непосредственного восприятия универсалий. Учеником Трилочаны был философэнциклопедист Еачаспати Митра, чей комментарий к Упдиотакаре «Ньялварттикататпарьятика», содержащий детальную критику буддийских доктрин, фактически завершает многоярусную пирамиду комментаторской экзегезы ньяи.
В «Ньяясаре» (Квинтэссенция ньяи) и автокомментарии к ней «Ньяябхушана» (Украшение ньяи) Бхасарваджни (10 в.) 4 источника знания классической ньяи сокращаются до 3 (за счет сравнения) и предлагается новая интерпретация дополнительных, введенных мимансаками; его последователи в определенном смысле создают новую школу ньяи. Его младшему современнику Удаяне принадлежали две работы: «Атмататтвавивека», содержащая разрушительную критику буддизма, и «Ньяякусуманджали» (Букет ньяи) — исследование рациональной теологии, в котором приводятся доказательства бытия Бога (в первую очередь космологическое) через выявление логических лакун в аргументации антитеистов (прежде всего буддистов и санкхьяиков).
12—13 вв. отмечены попытками создания единой даршаны ньяя-вачшешика: найяики этого времени объединяют в своих трактатах эпистемологическо-диалектические категориальные топики ньяи с 6 категориями вайшешики, которые включаются в топик «предметы знания». Один из текстов этого направления — «Таркабхаша» Кешава Мишры (13 в.) — стал предметом 20 комментариев.
С 13 в. начинается и деятельность бенгальской школы логиков «новой ньяи». В трактате Гангеши Упадхьяи «Таттвачинтамани», четыре раздела которого соответствуют четырем источникам знания, рассматривается природа механизма логического вывода — вьяпти (подвергаются критике все предшествующие определения) и природа отрицательных высказываний: небытие трактуется как одно из свойств объекта (краснота — одно свойство, отсутствие красноты — второе), четыре вида небытия (абхава) сводятся к двум (нереальное — отсутствие рогов у зайца и реальное — отсутствие у кувшина синего цвета). Его последователь Матхурунатха ( 17 в.) рассматривал, в частности, отношения особой корреспондентности, существующие, напр., между числом «З» и классом, состоящим из трех предметов.
Специфика философского дискурса ньяи раскрывается в самой системе 16 категориальных топиков и ее интерпретации, особом метафизическом «платонизме» и последовательно реалистической трактовке мира и мировоззренческих проблем. 16 категориальных топиков — источники и предметы знания, сомнение (саншая), «намерение» (прайоджана), пример (дриштанта), доктрины (сиддханта), члены силлогизма (аваява), «рефлексия» (тарка), «изыскание» (нирная), диспут (вада), софистический спор (джалпа), эристический спор (витанда), псевдоаргументы (хетвабхаса), словесные ухищрения (чхала), псевдоответы и причины поражения в дискуссии — составляли с практической точки зрения «куррикулум» подготовки профессионального диспутанта. 7 последних необходимо было изучать для того, чтобы избежать поражения и одержать победу в споре, 9 первых — с целью профессионального овладения методом и предметом философского дискурса. С теоретической точки зрения, которая была сформулирована только начиная с комментаторского периода, они занимают место в особой иерархии онтологических реальностей. У Ватсьяяны 16 топиков идентифицируются как «сущее» (sat), которое, в свою очередь, находится в субординации по отношению к четырем аспектам познавательного процесса — субъекту, средству, объекту и результату познания, соответствующим, т. о., реальности высшей, чем «сущее». В итоге при различении двух уровней и «категориальности», и реальности очерчиваются измерения своеобразной гносеологической онтологии, не имеющей равнозначных параллелей в других индийских философских системах.
«Платонизм» ньяи выражается в признании не только независимого существования универсалий, сущих до вещей, в вещах и после них, но и их непосредственной воспринимаемости «умо-зрением», притом не только их, но и самой их присущности вещам. Найяики, заселившие мироздание онтологически гипостазированными общими понятиями и ингеренциями, последовательно стали рассматривать их как особые вещи, способные, как отдельные вещи, вступать в определенные отношения с др. (в случае с классическим силлогистическим примером «огненность» может находиться в отношении отсутствия с озером и присутствия с очагом). Те же «способности» приписывались самим абстрагированным отношениям (напр., отношению противоположности). С этой точки зрения образ мыслей найяиков — радикальная противоположность буддийскому номинализму.
Реализм ньяи можно охарактеризовать как доверие источникам знания: каждый из них имеет свою «компетенцию» и потому нет основания подвергать сомнению наши инструменты познания: восприятие свидетельствует о реальности внешнего мира, внутреннее чувство — о едином субъекте познания, воления и желания (ньяя наиболее близка из всех индийских систем к персоналистической антропологии), система логических выводов — о Боге как инструментальной причине и архитекторе мира. Поэтому, признавая различные уровни и классы реальности («платонизм» с неизбежностью препятствует представлению об одномерности бытия), ньяя, в отличие от виджнянавадинов и ведантистов, признавая все «права» и за небытием (которое может быть классифицировано), не считает, что эмпирический мир является относительно иллюзорным и абсолютно реальным только по отношению к фантомным проекциям нашего сознания.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.69 мб

Расцвет аргументов ньяи в пользу бытия Бога (по «Ньяя-кусуманджали» Удаяны)

Аникеева Елена Николаевна
Удаяна (Удаяначарья) (2-я половина X в.) один из последних выдающихся представителей классической ньяи, индуистской даршаны, защищающей ишвара-ваду, или доктрину высшего личного Бога (Ишвары).
Читать PDF
422.14 кб

«Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика»

Лысенко Виктория Георгиевна
Читать PDF
1.21 мб

К истории понятия определенности в индийской мысли (вьякарана и классическая ньяя)

Мютель Мария Владимировна
Читать PDF
359.68 кб

Существование и свойства субъекта как предмет полемики между буддистами и ньяя-вайшешиками в «Таттва

Титлин Л.И.
В настоящей статье рассматривается философская полемика между буддизмом и индийской школой ньяя-вайшешика по вопросу о существовании и свойствах субъекта, как она дана в главе «Атмапарикша» (букв.

Похожие термины:

  • НЬЯЯ-БХАШЬЯ

    санскр. Nyaya-bhagya) — первый и нормативный комментарий к «Ньяя-сутрам», составленный в 4—5 вв. Пакшиласвамином Ватсьяяной, вероятно, выходцем из Южной Индии. В комментарии тематизируется материал «Нья
  • НАВЬЯ-НЬЯЯ

            (новый метод, новая логика) — философская школа, являющаяся прямой преемницей ньяи и основанная в XIII в. великим логиком Гангешей в его труде "Таттвачинтамани", т. е. "Самоцвет категориальног
  • НЬЯЯ-СУТРА

    филос. трактат школы ньяя, дающий первое систематич. изложение ее осн. принципов. "Н.-с." приписывается легендарному мудрецу Готаме (Гаутаме), или Акшападе, и обычно относится европ. индологами к 2–4 в
  • НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА

    синкретическая школа, соединившая традиции ньяи и вайшешика. Хотя авторы обеих школ — в вайшешике начиная с Прашастапады (6 в.), а в ньяе — с Уддиотакары (7 в.) — широко используют доктрины друг друга