синкретическая школа, соединившая традиции ньяи и вайшешика. Хотя авторы обеих школ — в вайшешике начиная с Прашастапады (6 в.), а в ньяе — с Уддиотакары (7 в.) — широко используют доктрины друг друга, тем не менее и та и другая сохраняют самостоятельные комментаторские традиции. Наряду с ними появляются тексты, в которых принципы обеих школ синтезированы уже более глубоко, так что, напр., 7 категорий вайшешики (падартха) рассматриваются в одном ряду с 16 категориями нъяи. К числу таких текстов можно отнести трактаты «Ньяясара» (Сущность ньяи) Бхасарваджни (10 в.), «Таркикаракша» (Защита логики) Варадараджи (12 в.), «Ньяялилавати» (Очарование ньяи) Валлабхи (12 в.), «Таркабхаса» (Язык рассуждения) Кешавы Мишры (13 в.), «Таркасанграха» (Компендиум рассуждения) Аннамбхатты (17 в.) и др. Для синкретической ньяи-вайшешики характерен реализм в отношении как вещей, так и универсалий, плюрализм первоначал и теизм.
Лит.: Аннамбхатта, Тарка-санграха («Свод умозрений») и Тарка-дипика («Разъяснение к Своду умозрений»), пер. с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е. П. Островской. М., 1989.
В. Г. Лысенко