НЕОБХОДИМОСТЬ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕОБХОДИМОСТЬ
то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

НЕОБХОДИМОСТЬ
надобность, потребность. В философии — категория, выражающая изменение, при котором не происходит возврата в начальное состояние, а осуществляется переход в качественно новое состояние. Реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Необходимость
философская категория, имеющая следующие основные аспекты: а) синоним конкретно-всеобщего, т.е. в этом смысле необходимость означает существенные закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения действительности; б) главный вектор данного процесса, основная тенденция его развертывания; в) действительность в своем наивысшем развитии и полноте бытия; в) способ превращения в действительность единственной в данных условиях возможности, реализация которой и есть необходимость.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Необходимость

/D/ Notwendigkeit; /E/ Necessity; /F/ Necessi; /Esp./ Necesidad.
Философская категория, служащая для выражения внутреннего, устойчивого момента, аспекта закономерного типа связей и отношений, определяемых совокупностью существенных условий, их становления и развития.
Необходимо то, что в определенных условиях обязательно реализуется как результат действия основных причин, порождаемых собственной природой объекта и окружающих его условий. Необходимое прокладывает себе дорогу через случайное.

Источник: Философия, практическое руководство

Необходимость
означает 1) то, что в цепи фактов или явлений имеет свое место вследствие причинной связи вещей, а не случайно, то есть не то, чтобы могло бы быть и не быть; 2) то, что происходит не вследствие нашего свободного выбора, но вследствие не зависящего от нашей воли сцепления вещей. Различают еще физическую необходимость от нравственной: физическая необходимость есть такое следование явлений одного за другим, которая совершается по законам физической природы; нравственная необходимость зависит от сознания обязательной силы нравственного закона и нравственного долга.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

НЕОБХОДИМОСТЬ
тип модальной связи между объектами и высказываниями, описываемый словами «не может не быть», «должно иметь место», «всегда, когда» и т. и. В отношениях между объектами формой существования необходимости выступает объективный закон, репрезентируемый в структуре научного знания в виде соответствующего научного закона. В отношениях между высказываниями формой существования необходимого отношения между ними выступает возможность логического вывода (или конструирования) одного высказывания из другого в соответствии с некоторым правилом вывода (логическим законом). Моделирование отношений между объектами и высказываниями в форме необходимости позволяет эффективно управлять сложными системами объектов и высказываний, между которыми установлены такого рода отношения. (См. возможность, закон, научный закон).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Необходимость

- термин, обозначавший в древней философии то, что не зависит от человека и не может им изменено, предотвращено. В древнеиндийской философии представление о необходимости изложено в учении о карме, как вечном нравственном миропорядке, в древнекитайской философии в учении о ли, устанавливающего строгие правила отношений и субординации в обществе, не подлежащих изменению. В античной философии этот термин означает вечный миропорядок, логос. Персонифицированное проявление необходимости в жизни каждого человека трактуется как судьба. Демокрит связывает понятие причинности с необходимостью, а Эпикур и Аристотель анализируют необходимость во взаимосвязи со случайностью, признавая их объективный статус. Аристотель использует эту пару категорий для различения науки от искусства, а Эпикур для обоснования концепции свободы.

Источник: Философия, практическое руководство

НЕОБХОДИМОСТЬ
философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. Так, напр., сущее в себе еще не является необходимым (см. Ничто), но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) "живое", напр. организм, переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи (как правило, для многих др. вещей). Эта цепь начинается с мыслимого как наиболее всеобщего и оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. Необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие - к наличному бытию; см. Всеобщее, Индивидуация. Логически необходимой называют мысль, которая не может быть заменена никакой другой, в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками (см. Постулат). Реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Необходимость
то, что обязательно должно произойти в данных условиях и при соответствующих условиях наступает неизбежно. Необходимость имеет причину своего появления в самом себе и обусловлена внутренними причинами. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость и случайность объективно существуют, тесно связаны и неотделимы друг от друга, могут переходить друг в друга, меняться местами. Они проявляются в виде свойств и связей, отражают различные типы связей в объективном мире и его познании. Каждое явление возникает в силу необходимости, но разнообразны условия, в которых оно осуществляется, многочисленны влияния на него, и это отражается в случайностях, сопровождающих явление. Основная задача науки - познание необходимого. Познание закономерностей объективного мира позволяет устанавливать связи между явлениями или событиями и условиями, которые определяют их появление. Если можно указать комплекс условий, при каждой реализации которого событие (явление) наступает неизбежно, то такое событие (явление) называют достоверным. Если событие не может произойти при реализации данного комплекса условий, его называют невозможным. Однако предсказать с полной определенностью наступление того или иного явления удается не всегда. Это связано с тем, что часто указываемый комплекс условий не отражает всей совокупности причинно-следственных связей между явлениями (либо они не все известны). Такие события или явления и называют случайными.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

НЕОБХОДИМОСТЬ (логическая)

- одна из модальных характеристик высказывания (наряду с "возможностью", "случайностью" и "независимостью"); необходимым является высказывание, отрицание которого логически невозможно.
Обычно говорят, что высказывание логически необходимо, если его истинность может быть установлена независимо от опыта или на чисто логических основаниях. Н. логическая является, таким образом, более сильным видом истины, чем случайная, или фактическая, истинность. Напр., высказывание "Снег бел" фактически истинно, но для подтверждения его истинности необходимо эмпирическое наблюдение. Высказывания же "Снег есть снег", "Белое - это белое" необходимо истинны: для установления их истинности не нужно обращаться к опыту, достаточно знать значения входящих в них слов.
Нечто необходимо, если оно не может быть иным, чем оно есть. В зависимости от того, на какое основание опирается утверждение о Н., можно выделить три ее вида: логическую Н., физическую Н., называемую также онтологической или каузальной, нормативную Н., именуемую также моральной или оценочной. Н. логическая связана с логическим законом: логически необходимо то, что вытекает из законов логики (отрицание чего несовместимо с законами логики). Физически необходимо то, отрицание чего нарушает законы природы. Нормативно необходимым (т. е. обязательным) является то, отрицание чего противоречит законам или нормам, установленным в обществе. Н. логическая уже физической Н.: все логически необходимое является также необходимым физически, но не наоборот. Иначе говоря: законы логики есть и законы природы, но не наоборот. Если, напр., планета вращается, то она вращается, - это следствие закона логики и вместе с тем необходимая истина физики. Но то, что у планет эллиптические орбиты, - закон физики, но не логики: логически возможно, чтобы орбиты планет были круговыми. Физическая Н. не сводится к логической, а нормативная - к физической. Нельзя, скажем, принципы механики свести к законам логики, а принципы этики - к законам биологии.
Н. логическая изучается модальной логикой в связи с понятиями возможности, случайности и др. В число законов, устанавливаемых этой ветвью логики, входят, в частности, утверждения: о из Н. высказывания вытекает его истинность (но не наоборот); о логические следствия необходимого также необходимы; - высказывание и его отрицание не могут быть вместе необходимыми, и т. п.
Н. логическая может быть определена через возможность логическую: высказывание необходимо, когда его отрицание невозможно. Напр.: "Необходимо, что снег идет или не идет" означает "Невозможно, что снег идет и не идет". В свою очередь возможность определима через Н.: высказывание возможно, когда его отрицание не является необходимым. Скажем, "Возможно, что кадмий металл" означает "Неверно, что необходимо, что кадмий не является металлом". Взаимная определимость Н. и возможности дает право каждое рассуждение о Н. перефразировать в рассуждение о возможности, и наоборот. При построении модальной логики в качестве исходного обычно принимается одно из понятий - "необходимо" или "возможно", второе определяется через него.
Логическая невозможность высказывания определяется как Н. логическая его отрицания. Логическая случайность высказывания означает, что ни оно само, ни его отрицание не являются логически необходимыми.

Источник: Словарь по логике

Необходимость
Понятие, противоположное понятию случайности. Необходимо то, чего не может не быть, иначе говоря, то, отрицание чего невозможно. Например, сумма углов треугольника в евклидовом пространстве необходимо равна 180о, т. е. совершенно невозможно, что в этом пространстве она будет равна чему‑то другому. Является ли эта необходимость абсолютной? Отнюдь нет, поскольку возможны и мыслимы иные пространства (например, неевклидова геометрия). Однако для данного пространства эта необходимость абсолютна. Итак, всякая необходимость гипотетична, как говорил Ален, она подчинена условию, диктуемому принципом или реальностью. Если бы ничего не существовало, ничто не было бы необходимым. В этом смысле все, что мы называем необходимым, остается случайным, как в целом, так и в деталях. Например, необходимость моей смерти подчинена случайности моего рождения, так же как необходимость моего рождения (как только для него были созданы условия) подчинена случайности моего зачатия, или зачатия моих родителей, или зачатия моих дедов и бабок. Точно так же необходимость Вселенной (поскольку она существует) подчинена случайности ее собственного существования (потому что ее могло и не существовать). Здесь перед нами встает вопрос времени, я имею в виду проходящего или прошедшего времени. В качестве примера рассмотрим феномен погоды. Что такое погода – необходимость или случайность? Ответ на этот вопрос зависит от выбора хронологической шкалы. Погода, которая стоит здесь и сейчас, явно есть необходимость – то, что есть, не может не быть, как справедливо указывал еще Аристотель. Погода, которая установится через полгода, судя по всему, будет результатом случайности: мы не только не в состоянии фактически предсказать ее, мы не имеем права даже пытаться ее предсказывать, настолько сложен и изменчив комплекс метеорологических условий, от которых она зависит, и не только на макроскопическом, но и на микроскопическом (корпускулярном) уровне. Однако, когда эти полгода пройдут, установившаяся в тот день погода будет необходима – в точности как сегодняшняя. Из этого вытекает, что необходимость не есть предопределенность, потому что в противном случае нам пришлось бы признать, что состояние сегодняшней погоды было изначально «вписано» в прошлое Вселенной, как состояние погоды, которая установится через десять тысяч лет, вписано в ее сегодняшнее состояние. Истина заключается в том, что всякое настоящее необходимо (отрицание настоящего невозможно; если дождь идет здесь и сейчас, он не может не идти здесь и сейчас), а следовательно, и всякая истина необходима (потому что существует только вечная, т. е. настоящая истина), но необходимы только они и только в настоящем. Погода, стоящая сегодня на улице, есть необходимость, но полгода назад такой необходимости не было. Но было ли истиной полгода назад, что сегодня будет стоять данная погода? Конечно. Но сегодняшняя погода такова, какова она есть, не потому, что истина о ее состоянии была справедлива полгода назад; эта истина была справедлива полгода и сто тысяч лет назад потому, что сегодня установилась именно такая погода. Вечность истины зависит от необходимости реальности, а не наоборот, так же как линия, обозначающая на нынешних и будущих географических картах реку, зависит от реального русла реки и не способна его изменить. Следовательно, все, что происходит в настоящем, необходимо, поэтому все сущее есть (ведь существует только настоящее). Из этого не следует, что все, что есть, не могло бы не быть (в ирреальности прошлого как не бывшее), – подобное утверждение выглядело бы неправдоподобно. Из этого следует лишь, что то, что есть, не может не быть (в настоящем то, что есть, с необходимостью присутствует). Раз я живу, не может быть, чтобы меня не было в живых. Что вовсе не значит, что я бессмертен или предвечен.
Существует ли абсолютно необходимое существо? Им мог бы быть Бог. По этой причине ничто в мире не может быть Богом.

Источник: Философский словарь.

НЕОБХОДИМОСТЬ
категория, используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением в дедуктивных умозаключениях. В онтологическом смысле Н. отображает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличии которого одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или определяет др. событие. Обычно такая Н. противопоставляется логической Н., которая считается априорной, поскольку вытекает из законов логики, а не из объективной реальности. Онтологическая Н. считается априорной: она устанавливается с помощью эмпирического исследования. В этом отношении она сходна с номической (греч. nomos — закон) Н., устанавливаемой на основе законов природы и общества, выражающих регулярность или повторяемость реальных событий или процессов, исследуемых естественными и общественными науками. Однако повторяемость, свойственная номической Н., может иметь разный характер. В законах универсального типа она приводит к достоверным предсказаниям, в статистических законах — лишь к вероятным, или правдоподобным. В этом факте находит свое выражение связь между Н. и случайностью, существующая в реальном мире. Без обращения к объективному миру нельзя найти и правильный ответ на фундаментальный вопрос: в чем состоит источник Н.? Некоторые философы видели его в существовании особого мира идей, который обладает необходимым характером. Так, допущение существования универсалий, или форм, по мнению Платона, может объяснить всеобщий и необходимый характер математических и логических истин. В христианской философии источником Н. выступает Божественная воля, которая может изменить существующий порядок вещей и сотворить чудо. В философии Нового времени происхождение Н. объясняется ссылками на рационально-объективный характер мышления. Так, для Г.В.Ф. Гегеля необходимость чувственно воспринимаемого мира есть результат саморазвития абсолютной идеи. Др. позиция состоит в том, что Н. вносится в природу самим субъектом. В этом отношении типична т.зр. И. Канта, который считал, что субъект обладает априорными категориями, которые вносит в свои восприятия, и поэтому он в состоянии познать созданную им самим Н. Такие категории, как “пространство” и “время”, “причинность” и “Н.”, являются априорными и в синтезе с эмпирическими данными придают положениям естествознания необходимый характер. Сторонники эмпиризма пытались вывести необходимый характер принципов и законов науки с помощью индуктивных умозаключений из опыта. Однако критика Д. Юма, показавшего, что индуктивные выводы не обладают характером логической Н., серьезно подорвала их позицию. Под влиянием этой критики не-которые философы стали придерживаться скептической позиции, а другие вместе с Юмом считают, что вера в Н. основывается на привычке, приобретаемой в ходе неоднократного повторения опыта. Наиболее радикальным является отрицание существования к.-л. Н. в мире, однако такую позицию можно защищать теоретически, но ей трудно следовать практически. По сути дела, многовековая практика человечества свидетельствует о том, что люди всегда руководствовались убеждением, что в мире существует определенная Н. В противном случае они были бы не в состоянии вести целесообразную рациональную деятельность.
От реальной Н., обсуждаемой в философии и научном познании, следует отличать логическую Н., которая опирается на законы логики и связанные с ними правила дедуктивных умозаключений. Напр., истинное значение конъюнкции высказываний “Снег бел” и “Снег не бел” зависит не от реального состояния вещей, а исключительно от закона противоречия классической логики, согласно которому такая конъюнкция должна считаться необходимо ложным высказыванием. Напротив, дизъюнкция указанных высказываний в силу закона исключенного третьего рассматривается как необходимо истинная. Все подобного рода логические положения, называемые тавтологиями логики, можно рассматривать как логически необходимые утверждения в узком смысле слова. В более широком смысле логически необходимыми считаются утверждения, действительные в каждом из возможных миров, под которыми подразумеваются любые воображаемые миры.
О Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Plantinga A. The Nature of Necessity. Oxford, 1974; Kripke S.A. Naming and Necessity. Oxford, 1980.
Г.И. Рузаеин

Источник: Философия: энциклопедический словарь

НЕОБХОДИМОСТЬ
тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутр. основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития. Категория Н. соотносительна с категорией случайности. Для понимания Н. важны также категории закона, сущности (см. Сущность и явление), причинности. Категория Н. разрабатывалась уже в глубокой древности. В др.-инд. философии широкое распространение получила идея о существовании вечного нравств. миропорядка, развитая в концепцию кармы; по законам кармы, Н. природы подчиняется моральной, духовной Н. В материалистич. философии чарвака Н. рассматривается как отражение связей самой природы, ее естеств. развития. В др.-кит. философии Лао-цзы для обозначения Н. ввел понятие дао. В др.-греч. философии Н. начинает рассматриваться в отношении к случайности. Демокрит считал Н. св-вом самой природы и полагал, что "...все существует согласно необходимости" ("Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 68). При этом он отождествлял Н. с причинностью и не оставлял места случайности. У Аристотеля находят свое место и Н., и случайность, но обе эти категории рассматриваются как подчиненные категории цели. Впоследствии телеологич. взгляд на Н. наиболее резко был представлен в концепциях предустановленной гармонии. В естествознании и философии нового времени господствовало метафизич. понимание отношения Н. и случайности, когда случайность либо вовсе отрицалась (механистич. детерминизм), либо абсолютно противопоставлялась Н. и исключалась из сферы науки (напр., у Кювье). В линии агностицизма Н. рассматривалась как порождение человеч. сознания (см., напр., Д. Юм, Исследование о человеч. разуме, СПБ, [1904 ], с. 32–34), как априорная форма чистого разума (Кант). Вместе с тем, исследуя антиномичность разума, Кант отметил противоречивость отношения Н. и случайности и указал на то, что ни одна вещь сама по себе не может мыслиться как необходимая (см. "Критика чистого разума", СПБ, 1907, с. 355). Развернутую диалектич. концепцию Н. и ее связи со случайностью построил Гегель. Ему же принадлежит и рассмотрение диалектики соотношения Н. и возможности (см. Возможность и действительность). По Гегелю, развитие понятия начинается со случайности, к-рая есть внешняя сторона действительности, "голое бытие". На ступени формальной действительности эта последняя выступает как нечто только возможное, а Н. представляется формальной, т.к. здесь все одинаково возможно и необходимо. На ступени реальной действительности Н. получает реальное содержание, а случайность оказывается подчиненной Н. На ступени абс. действительности Н. выступает как абс. Н. – как форма абс. духа. Диалектич. материализм исходит из признания объективной природы Н. и ее неразрывной связи со случайностью. Н. есть единство возможности и действительности, закономерный переход первой во вторую. Несмотря на противоречивые отношения в действительности, порождающие различные возможности и дающие основания для действия разных Н., несмотря на наличие случайностей, всегда можно обнаружить вполне определенные Н., выражающие осн. тенденцию развития. Более того, сами случайности каждый раз оказываются определяемыми реально существующей Н.: данная Н. делает возможным лишь определ. тип случайностей, а при смене одной Н. другой соответственно меняется и тип случайностей. Напр., случайности, связанные с увольнением по безработице, разорением одних и обогащением других предпринимателей, характерные для капитализма, отсутствуют при социализме, где господствуют другие Н. и имеют место иные случайности. Единство Н. и случайности в конкретном явлении находится в связи с единством всеобщего и единичного (см. В. И. Ленин, Соч., т. 38, с. 359). Н. имеет историч. характер, т.е. изменяется с изменением историч. условий. При этом необходимые связи могут превращаться в случайные, и наоборот (напр., превращение случайной формы стоимости во всеобщую, необходимую с развитием товарообмена и, наоборот, утрата натуральным х-вом характера Н.). Классификация необходимых связей возможна по различным основаниям. Напр., таким основанием является отношение Н. к различным сторонам действительности или ступеням ее развития (такова, в частности, индивидуальная и обществ. Н. продажи товара, рассматриваемая Марксом в связи с анализом развития товарного произ-ва). Возможна классификация Н. в зависимости от ее отношения к общему; такая классификация в значит. мере совпадает с различением общих и частных (специфич.) законов. Новые аспекты проблемы Н. возникли в связи с широким исследованием в совр. науке массовых процессов и явлений, в частности с различением статистических и динамических закономерностей. Если действие динамич. законов обнаруживается в к а ж д о м явлении и потому выражаемая ими Н. носит абс. характер, то статистич. Н. является атрибутом лишь массы явлений, она обнаруживается только при наличии определ. минимума случайных событий, каждое из к-рых в отдельности не может отразить Н. Статистич. законы есть законы распределения массовых событий или явлений и именно это распределение выступает в них как Н. Поэтому статистич. законы выражают Н. в виде количеств. отношений и всегда связаны с определ. вероятностью наступления единичного события. Мера вероятности наступления отд. события в статистич. процессах и есть мера Н.; для отд. события она выступает как вероятность, а для массы событий всегда является Н., выраженной количественно (напр., лишь в массе случаев выражается соотношение: на 100 девочек рождается 105 мальчиков). Т.о., динамич. и статистич. законы различаются не тем, что одни исключают случайность, а другие – нет (как представляют нек-рые неопозитивисты), а различным характером связи Н. и случайности, тем, что в статистич. процессах отд. событие не может быть непосредств. проявлением Н. С т. зр. специфики познания Н., важно учитывать, что в тех или иных конкретных случаях Н. может носить относит. характер: то, что необходимо в данном отношении, может оказаться случайным в др. отношении, при исследовании того же объекта с иной стороны, и наоборот. Другое гносеологически важное обстоятельство состоит в том, что Н., как правило, не существует в чистом виде, она обнаруживается научным исследованием лишь через массу случайных проявлений. В совр. бурж. философии понимание Н. опирается гл. обр. на домарксистскую филос. традицию. Напр., Риккерт и Виндельбанд отстаивают кантовский априоризм, отрицая существование Н. в жизни общества (см., напр., Г. Риккерт, Науки о природе и науки о культуре, СПБ, 1911, с. 90–91). Махизм пытался развивать линию Юма (критику махизма по этому вопросу см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 145–46). В неопозитивизме Н. понимается как вероятность ожидания определ. событий. Свойственный этому направлению эмпиризм ведет к одностороннему выпячиванию отдельного, случайного, "факта", а за Н. оставляется лишь логич. смысл. Напр., Витгенштейн утверждает, что в реальной действительности имеются только единичные факты и потому в ней господствует случайность, а Н. носит лишь логич. характер, т.е. привносится мышлением (см. "Логико-философский трактат", М., 1958, с. 94). Особую филос. проблему составляет Н. в соотношении с категорией свободы. В таком соотношении под Н. понимается внешняя или внутр. обусловленность человеч. деятельности (см. также Свобода воли). Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 532–36; его же, Людвиг Фейербах, там же, т. 21, с. 300–17; его же, [Письмо ] И. Блоху, 21–22 сент. 1890 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; его же, [Письмо ] В. Боргиусу, 25 янв. 1894 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 39; Маркс К., [Письмо ] Л. Кугельману, 17 апр. 1871 г., там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 141–50; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, Избр. филос. соч., т. 2, М., 1956; Яхот О. О., Н. и случайность, М., 1956; Руткевич М. Н., Соотношение категорий Н. и случайности, Свердл., 1958; Гулыга А. В., Н. и случайность, в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1960; Широканов Д. И., Диалектика Н. и случайности, Минск, 1960; Пилипенко H. В., ?. и случайность, М., 1965. Д. Широканов. Минск, О. Яхот. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Корзина искусства: необходимость и прием (этическое измерение эстетического опыта)

Лехциер Виталий Леонидович
В статье определяется имманентный этический опыт искусства, заключающийся в требовании самоограничения эстетического перед лицом реального.
Читать PDF
0.00 байт

Онтологические категории «необходимость» и «случайность» в древнерусских представлениях о природе зл

Щеглов Андрей Петрович
Данная статья исследует философские категории необходимость и случайность в понимании древнерусской философии.
Читать PDF
0.00 байт

Формально-аксиологический закон контрапозиции бинарной операции «Необходимость» в двузначной алгебре

Лобовиков Владимир Олегович
Изучаются логические следствия гипотезы о том, что, в сущности, метафизика есть формальная аксиология, в частности формальная этика.
Читать PDF
0.00 байт

Коллективная ответственность «Человека технического»: необходимость или путь к безответственности?

Платонова Анастасия Валерьевна
Анализируется идея коллективной ответственности, актуализация которой связана с научно-техническим развитием.
Читать PDF
0.00 байт

Современное обществознание: необходимость методологического синтеза

Крапивенский Соломон Элиазарович, Косицына Фаина Павловна
Читать PDF
0.00 байт

«Бесполезность» и необходимость философского знания

Куликова Т. В.
Статья посвящена проблеме специфики и места философского знания в системе образования в соотношении с гуманитарным и естественно-научным знанием. Философское знание рассмотрено в новом аспекте: как знание границы.
Читать PDF
0.00 байт

Необходимость другого

Голенков С. И.
В статье анализируется феномен Другого как необходимое условие индивидуального и уникального существования меня самого.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода как онтологическая необходимость у Спинозы и Сартра

Коваль Оксана Анатольевна
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа воззрений Спинозы и Сартра по вопросу о свободе.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурный плюрализм - необходимость существования современной культуры

Серёгина Т. В., Назарова Г. Ф.
Статья посвящена разработке теории «целостной личности», которая актуальна в условиях кризиса современного общества и крушения традиционных представлений о человеке.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии

Алоян Н. Л.
В данной статье рассмотрена проблема свободы в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, представленная как проблема свободы и судьбы от политической деспотии.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода личности и необходимость общественной организации

Мисюров Н. Н.
Проблема свободы личности настоящее испытание для философии. В философском рационализме отразилась «греховная раздробленность духа».
Читать PDF
0.00 байт

Свобода личности и необходимость общественной организации

Мисюров Н. Н.
Рассматривается проблема свободы личности и необходимости «всеобщего» духовно осмысленной общественной организации.
Читать PDF
0.00 байт

Необходимость альтруизма

Гидлевский А. В., Здриковская Т. А., Зотов Р. А.
Статья посвящена изложению отдельных аспектов проблематики альтруизма. Рассматривается роль альтруизма в развитии цивилизации.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 01. 016. Батенс Д. Необходимость адаптивной логики в эпистемологии. Batens D. The need for ada

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Интеллектуал в политике и необходимость политической философии

Сморгунов Леонид Владимирович
В статье рассматривается проблема включения интеллектуалов в политику ХХ в. как результат развития индустриальной цивилизации, основанной на технике, знании и научной истине.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    Различаются два понимания необходимости: как неизбежности (дарура, идтирар) и как обязательности (ву-джуб). В первом смысле необходимость противопоставляется «выбору» (ихгийар): «неизбежными» мог
  • Принуждение, насилие, страдание, мучение, кровная близость, родство, неизбежность, необходимость, рок

    Философский смысл термина: Слепая необходимость (Гомер); предопределение, судьба (Эврипид, Платон); закон, закономерность (Ксенофонт, Плутарх); искусный довод, сила доказательства (Анакреонт).
  • Должное, необходимость

    Философский смысл термина: То, что предречено и неизбежно должно случиться (Геродот, Эврипид, Плутарх); роковой итог, кончина (Платон, Плутарх); должное, то, что следует (Эсхил, Софокл, Пиндар, Геродот,
  • НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

    проблема соотношения необходимого, закономерного и случайного в природе и обществе. См. Необходимость, Случайность.
  • СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ

    противоположные филос. категории, соотношение между к-рыми составляет одну из важнейших проблем концепции человека и истории. Известная в христ. теологии под названием проблемы свободы воли, она
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

    закон, диктующий ход, направление значимого исторического процесса. И. н. формируется не вне истории, ее источник в человеке, в человеческой деятельности. Человек испытывает тяжесть И. н. следуя ине
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

    характеристика вполне определенного, закономерного и по существу упорядоченного состояния и развития общества, зависящая от совокупности природных и социальных условий; проявление в жизни обще
  • Рок, судьба, необходимость

    Философский смысл термина: Вещее слово, прорицание (Цицерон); слово (воля) богов (Вергилий); рок, судьба (Цицерон, Авл Геллий); смерть, гибель (Вергилий, Овидий, Тацит, Цицерон).
  • Необходимости аргументации правило

    тезис, в истинности которого у оппонентов есть сомнения, должен обосновываться с помощью положений, имеющих право считаться аргументами.
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести

    Цитата из  философского эссе-размышления ученика Абая Шакарима Кудайбердиева «Записки забытого» (За семьдесят два года). Шакарим подчеркивает: « С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ

    последняя и наиболее значительная философская работа И. В. Киреевского. Опубликована в журнале «Русская беседа», 1856, II, Отд. «Науки»; последнее издание: Киреевский И. В. Критика и эстетика. M., 1979. Труд
  • необходимое и случайное

    НЕОБХОДИМОЕ И СЛУЧАЙНОЕ — категории философии и науки, имеющие определяющее значение для учения о детерминизме.         1. В эмпирических науках необходимым называют реальное явление, однозначн
  • Необходимое

    условие, при отсутствии которого поставленная цель не может быть достигнута ни при каких обстоятельствах.
  • Необходимое умозаключение

    умозаключение, в котором истинность посылок гарантирует истинность выводов.
  • НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

    В является таким условием для А, если истинно условное высказывание “Если А, то В”. Напр., поскольку условное высказывание “Если ниобий — металл, то он электропроводен” истинно, то электропровод
  • Необходимое зло

    вынужденное действие, либо институт, с которыми приходится мириться, так как другими способами задача не решается. Опасностью необходимого зла является возведение его в ранг добродетели. Наличие
  • НЕОБХОДИМОСТИ СУЖД-НИЕ

    см. Аподиктическое суждение.