СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
противоположные филос. категории, соотношение между к-рыми составляет одну из важнейших проблем концепции человека и истории. Известная в христ. теологии под названием проблемы свободы воли, она вызвала много споров в силу того, что идея всемогущества бога не согласуется со свободой воли человека. Если человек обладает свободой, то бог не всемогущ; если же свободы нет, то человек не ответствен за поступки, а зло в мире исходит от бога. Католицизм опирается на учение Августина о том, что человек не свободен в добре, поскольку на этом пути в нем действует благодать, но свободен во зле, к к-рому влечет его греховная природа. В протестантизме доминирует идея предопределения всех судеб волей бога, что превращает С. в иллюзию. Науч.-материалистич. понимание С. и н. опирается на принцип причинной обусловленности психич. явлений, как и физических, но выступает против механич. подхода, не оставляющего места С. и ведущего к фатализму. Человек обладает С. и в силу этого ответствен за свои действия. Но условия, в к-рых реализуется его С., подчинены законам внешней и его собственной природы. Достижение реальной С. в процессе историч. развития осуществляется путем осознания и практич. освоения как внешнего мира, так и внутреннего путем раскрепощения человека, освобождения от всех видов духовного гнета.

Источник: Атеистический словарь

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью люден и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н. как взаимоисключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснении С. допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр. Ясперс и др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н. Развернутая концепция диалектического единства-С. и н. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в природе и об-ве в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как “слепая” Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был не свободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность. Помимо природы ограничение человеческой С. обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
этико-филос. категории, посредством к-рых выясняется объективными или субъективными причинами обусловлены действия людей. Как в прошлом, так и теперь происходят ожесточ. споры о С. и н. Метафизически рассматривая их как полностью взаимоисключающие категории, одни утверждают, будто все в мире зависит только от внешних сил, к-рые целиком обусловливают все действия людей, все их помыслы и желания (фатализм); другие, напротив, полагают, что человек абсолютно свободен в своих поступках, что его воля никак не зависит от внешних обстоятельств (волюнтаризм). Решение вопроса о С. и н. имеет большое значение для религии и атеизма. Он занимает важное место в богословии, где обычно ставится в форме вопроса: насколько ответствен за свои поступки, за «грехи» сам человек и насколько его действия определяются богом, дьяволом и вообще «сверхъестеств. силами».
Фаталистич. установки в какой-то мере свойственны, напр., кальвинизму, а волюнтаристские наложили печать на пелагианство, они характерны для многочисл. представителей субъективного идеализма, непосредственно связанного с фидеизмом. По существу, однако, все богосл. системы проводят одновременно, хотя и в разной степени, и фаталистич. концепцию (утверждая, что все на земле происходит по воле всемогущего бога, и защищая т. о. несправедл. эксплуатат. строй в обществе), и волюнтаристскую концепцию (объявляя, что бог дал людям полную свободу воли для выбора между добром и злом в что люди поэтому сами ответственны за «грехи», за все зло на земле). Последовательно научная трактов ка С. и н. дапа в марксистской философии. Необходимость - объектив но существующая причинность, закономерность материального мира, определяющая неизбежное развитие природы и общества, в т. ч. сознания и воли человека. Свобода (свобода воли) -—это сознат. выбор человеком одного из ряда объективно возможных действий. Следовательно, С. и н., хотя они и полярно противоположны, находятся в тесной связи между собой. «Не в воображаемой независимости от законов природы, - писал Ф. Энгельс, - заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целой» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 116). Марксистское учение освобождает трактовку понятий С. и н. от религ. мистики и, выявляя несостоятельность фатализма и волюнтаризма, направляет внимание на раскрытие объективных законов природы и общества, на использование этих законов для удовлетворения материальных потребностей людей. Но безмятежно-покорное ожидание божеств, «благодати», а активная борьба за овладение стихийными силами природы, за освобождение от социального гнета и эксплуатации приносит человеку подлинную свободу и счастье. См. также: Детерминизм и индетерминизм, Квиетизм, Предопределение.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Свобода и необходимость
философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты рассматривают С. и н. как взаимоисключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями. Они утверждают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможным нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. эр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснении С. допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр, Ясперс и др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях предопределены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта . явно антидиалектическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и н. основано на признании их диалектической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой взаимосвязи принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н. Развернутая концепция диалектического единства С. и и. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Подлинно научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного в гносеологическом смысле, а воли и сознания человека как вторичного, производного. И. существует в природе и об-ве в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как «слепая» Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был несвободен. Чем глубже человек познавал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность. Вместе с тем ограничение человеческой С. обусловлено зависимостью людей не только от природы, но и от господствовавших над ними общественных сил. В об-ве, разделенном на антагонистические классы, общественные отношения враждебно противостоят людям и господствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает антагонизм классов и освобождает людей от социального гнета. С обобществлением средств производства свойственная капитализму анархия общественного производства сменяется плановой, сознательной организацией, а условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных сил, поступают под контроль человека. Происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (Энгельс). Исторический опыт строительства социализма свидетельствует о том, что социалистическое об-во дает людям возможность сознательно использовать объективные законы в своей практической деятельности, целесообразно и планомерно направлять развитие об-ва, создавать все необходимые материальные и духовные предпосылки для всестороннего развития всего об-ва и каждой отдельной личности, т. е. для осуществления подлинной С.

Источник: Философский словарь. 1963

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
вопрос о соотношении свободной и активной деятельности людей с внешними ее условиями, в первую очередь с действием объективных, не зависящих от сознания и воли людей закономерностей природы и общества. Впервые более или менее четко проблема С. и н. в философии была сформулирована Спинозой, к-рый показал, что свобода действий человека определяется степенью их разумности. Значительный шаг вперед представляла точка зрения Гегеля, учившего, что свобода есть познанная необходимость. Однако, будучи идеалистом, он сводил вопрос о достижении свободы к познанию необходимости. Марксистская философия рассматривает познание необходимости как одно из решающих, но не единственное условие достижения свободы. Свобода есть сознательная, целенаправленная деятельность в соответствии с познанной необходимостью, опирающаяся на знание объективных законов природы и общества и использующая это знание. Степень свободы, следовательно, определяется мерой не только теоретического, но и практического овладения законами природы, т. е. развитием не только познания, но и практики. Само познание необходимости есть в известном смысле показатель успешности практической деятельности. Свобода общества в отношении природной необходимости, овладение законами природы возрастают вместе с ростом средств производства, с прогрессом техники, с развитием науки, с освоением природной среды (Природа и общество). Однако наука, техника, производство не существуют сами по себе, вне специфических социальных условий. И поэтому овладение естественными законами связано со вторым аспектом свободы — с познанием закономерностей общественного развития и овладением ими. В антагонистическом обществе овладение законами природы подчинено в значительной мере не целям общественного прогресса, а частным интересам господствующего класса. Развитие науки и техники — сознательно или бессознательно — используется в ущерб интересам прогрессивного развития человечества. В результате господство над природой сочетается с подчинением человека условиям его существования. Это противоречие получило выражение в бур жуаэных учениях о науке и технике как чуждых человеку стихиях: сами условия и средства достижения свободы (наука и техника) объявляются силами, порабощающими человека. На самом деле причина такого положения—эксплуататорское общество, к-рое не способно обеспечить планомерное использование общественных законов. Люди могут познать и практически использовать общественные законы, взяв под контроль развитие производительных сил, в соответствии с познанной необходимостью регулируя все стороны общественной жизни. Полностью это достижимо в условиях коммунистической формации. Социализм, как первая фаза коммунизма, есть решающий шаг к достижению общественной свободы, поскольку здесь впервые в истории создаются возможности сознательного и планомерного использования законов природы и общества в интересах социального прогресса. И уже при социализме начинается достижение реальной свободы, т. к. налицо основные ее условия: общественная собственность на средства производства, отсутствие классовых антагонизмов, планомерность социального прогресса, возрастающая активность народных масс, все более полное использование научной теории как основы общественных преобразований. С. и н. тесно связаны между собой. Как свобода недостижима без признания и научного познания необходимости, без учета объективных законов, так и необходимость невозможно понять и освоить без свободной, целенаправленной деятельности человека, имеющего собственные цели. В истории философии, в немарксистских философских учениях нашего времени проблема С. и н. искажается односторонним подходом, преувеличением либо свободы в деятельности человека, либо подчинения его действию внешней необходимости. Крайние формы подобной абсолютизации— волюнтаризм, отрицающий какую-либо зависимость деятельности человека от внешних условий, от объективных законов, и фатализм, доходящий до отрицания свободного выбора человеком целей, средств и форм своей деятельности и проповедующий полную зависимость человека от господствующей над ним необходимости (Свобода воли). Марксизм дает убедительные доказательства несостоятельности концепций и волюнтаризма и фатализма, практические выводы из к-рых неминуемо ведут к заблуждениям и ошибкам. Научное решение проблемы С. и н. и умелое применение его в качестве методологической основы практики — одно из условий достижения успешных результатов в развитии производства, в преобразовании общественных отношений, в научном познании.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970