НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
проблема соотношения необходимого, закономерного и случайного в природе и обществе. См. Необходимость, Случайность.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Необходимость и случайность
соотносительные философские категории. Необходимым называют явление, однозначно определенное некоторой областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неизбежное в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в данную область извне, не определенное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Необходимость и случайность
соотносительные философские категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость - философская категория, отражающая то, что может быть, появляется, реализуется при достаточных условиях. Случайность - форма проявления необходимости, выражающая меру отклонения от нее.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

СЛУЧАЙНОСТЬ и необходимость
категории философии, имеющие длительную историю и подлежащие переосмыслению в связи с новыми научными данными. В различного рода философских системах, по большей частью метафизических, случайность понималась как то, что происходит вопреки законам: оно могло бы и не произойти. Необходимое же есть неизбежное, происходящее неотвратимо. Широкое развитие вероятностных представлений привело к понятию статистического закона. Оказалось, что все процессы и все законы имеют вероятностный характер. События различаются по степени вероятности их наступления. То, что раньше считалось необходимым, в действительности есть наиболее вероятное.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Необходимость и случайность
философские категории, выражающие объективные связи материального мира. Необходимость – это то, что соответствует законам развития, определяется внутренней структурой и закономерностями и что обязательно должно наступить. Случайность – тип связи, определяемый внешними связями данного явления, а также то, что может наступить, а может и не наступить. Взаимосвязь необходимости и случайности имеет диалектический характер: в мире не существует ни чистых необходимостей, ни чистых случайностей; то, что может быть необходимым в одних условиях, в одной связи, может быть случайным в других условиях и связях. Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей, случайности как бы «окрашивают» необходимость. Необходимые связи могут становиться со временем случайными и наоборот. Диалектическая связь необходимости и случайности выражается с помощью категории вероятность (см. Вероятность).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
философские категории, выражающие объективные связи реального мира; категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Ни необходимость, ни случайность не бывают в чистом виде. Взаимосвязь Н. и с., вопервых, связана с пониманием этих категорий как пáрных, которые отрицают одна другую, вовторых, случайность характеризует формы необходимости, которая всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей, о чем свидетельствуют параллельные научные открытия; втретьих, диалектика Н. и с. связана с пониманием случайности как дополнения необходимости. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Диалектическая взаимосвязь между Н. и с. коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ
философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализуется обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями какого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процессе случайность может и не произойти. Необходимость и случайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необходимости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. - роковой) преувеличивает или вообще абсолютизирует роль необходимости, воплощенной в законах природы и общества; волюнтаризм (от лат.- воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

Источник: Тематический философский словарь

Необходимость и случайность
соотносительные философские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость – отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определённом объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность – отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней. Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в структуре объективного мира, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). Случайность появляется в результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределённостью своего протекания.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
Необходимость - то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность же - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связен и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Случайность имеет место и тогда, когда событие вызывается огромной массой причин, связь между которыми очень отдалена и поэтому трудно определима. В этом плане случайность может рассматриваться как нечто субъективное, зависящее от познания, вернее, от незнания. Диалектика необходимости и случайности раскрывается в следующих моментах: 1) относительности их противоположности (одно и то же явление в одной системе отсчета оказывается необходимым, в другой системе отсчета то же самое явление оказывается случайным), 2) в их взаимопроникновении. в нераздельности в каждом конкретном случае (все динамические законы несут в себе случайности, настолько несущественные, что от них можно абстрагироваться; множество же случайных явлений скрывает за собой необходимость); 3) во взаимоотношении со случайностью необходимость выступает главной, ведущей стороной; 4) случайность играет в отношении к необходимости активную (позитивную или негативную) родь; 5) в процессе развития материальных систем возможно превращение случайного в необходимое, а необходимого - в случайное,

Источник: Краткий философский словарь 2004

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
категориальная оппозиция традиционной философии, в содержании которой процедуры протекания нелинейных вероятностных процессов фиксировались с позиций довероятностной парадигмы детерминизма. Радикальной критике и переосмыслению оппозиционность Н. и С. была подвергнута неклассической философией в рамках неокантианства (Баденская школа о Н. как феномене, лишенном онтологического статуса), неопозитивизма (признание в аналитической философии за Н. исключительно логического смысла), историцизма (постдильтеевская традиция философии истории, постулировавшая неповторимую уникальность исторического события как фундаментальное качество социальности, снимающее саму возможность постановки вопроса о законах истории как необходимых детерминационных связях), а также социологией (от "политической арифметики" 17 в. до методологически эксплицитного конструирования парадигмы вероятностного прогноза), общей теорией систем (от Н. Винера до И. Пригожина) и естествознанием (от классической статистической физики молекулярно-кинетического уровня до физики элементарных частиц; от концепции самоорганизующейся и саморегулирующейся биологической системы до генетики и др.). Зафиксированная в 20 в. принципиальная статистичность фундаментальных закономерностей природы и истории позволяет конституировать сферу применимости динамических законов как частный и экстремальный случай протекания вероятностных процессов. См. также: Синергетика, Случайность в историческом процессе.
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

Необходимость и случайность
категории, отражающие различные виды обусловленности. Н. это обусловленность, при отсутствии которой отсутствует и определенное качество сущего. В определенном корреляте (соотношении) Н. является его внутренним элементом. Появление С. связано с процессом становления нового качества. В своем корреляте элемент, становящийся С. при взаимодействии с другим коррелятом, является необходимым, относится к его внутреннему. Но по отношению к тому сущему, с которым осуществляется новое взаимодействие, оно выступает как внешнее, или, как называл случайность Аристотель, «привходящее». Однако по отношению к тому новому качеству, которое возникает в процессе взаимодействия, он может стать необходимым. Таким образом, перед нами четыре соотношения: С1 со своими необходимыми условиями его качества; С2 вступающее во взаимодействие с С1, также со своими необходимыми компонентами; С3 – взаимодействие С1 и С2, в котором компоненты С2 оказываются случайными для С1 (не вытекающими из его внутренней природы); С4 - новое соотношение, возникшее в результате взаимодействия, где необходимое для С2 и случайное для С1 может стать необходимым для С4. Следовательно, любое сущее в разных соотношениях и необходимо и случайно. Поясним сказанное примером. Вирус есть необходимое условие, без котрого нет гриппа. Простуда таковым не является. Однако она может оказаться необходимой в другой ситуации, не связанной непосредственно с заболеванием гриппом. Но если попадание вируса в организм сочетается со случайной по отношению к гриппу простудой, то мы получаем новое соотношение – осложненное течение болезни, где простуда становится необходимой наряду с вирусом.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 295-302; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 94.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
философские категории, отражающие различные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость — это внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явления, предмета. Это то, что при наличии определенных условий обязательно должно произойти. Случайность же имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Она обусловлена побочными факторами, не связанными с сущностью этого явления. Это то, что в данных условиях может произойти, а может и не произойти, может совершиться так, а может и по другому. Если бы в мире существовала одна случайность, то он носил бы хаотический, неупорядоченный характер, вследствие чего было бы невозможно предвидеть ход событий. И наоборот, если бы все предметы и явления развивались лишь необходимым образом, то развитие приобрело бы мистический, предопределенный заранее характер и люди не могли бы использовать его в своих интересах (Фатализм). Каждый предмет, каждое явление формируется под влиянием не только существенных, необходимых, но и случайных, несущественных причин. Поэтому Н. и с. не существуют друг без друга, они представляют собой нераздельное диалектическое единство. Одно и то же явление, случайное в одном отношении, выступает как необходимое в другом. Буря, поломавшая деревья в лесу,— случайная причина их гибели, но она является необходимым следствием определенных метеорологических условий. Необходимость не существует в «чистом виде», она всегда проявляется через случайность. В свою очередь случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение; она придает явлению определенное своеобразие, специфику, неповторимые черты. Животные, принадлежащие к определенному виду, имеют общие (видовые) признаки, возникшие в процессе длительного исторического развития и передающиеся по наследству. Но эти необходимые признаки существуют всегда в индивидуальной форме, т. к. животные различаются между собой по окраске, формам, размеру и т. д. Некоторые из этих случайных для данного вида признаков закрепляются, передаются по наследству и делаются необходимыми, а те из необходимых признаков, к-рые оказываются нецелесообразными в иной обстановке, исчезают, появляясь в последующих поколениях лишь в виде рудимента, т. е. случайного признака. Так случайность превращается в необходимость и, наоборот, необходимость переходит в случайность. Все новые и новые факты, подтверждающие глубокую взаимосвязь Н. и с., дает современная наука. Физика, напр., изучает объекты (элементарные частицы, атомы, молекулы в жидкостях или газах), поведение к-рых носит случайный характер. Положение этих объектов в каждый данный момент можно определить лишь с некоторой долей вероятности. И в то же время здесь нет чистой случайности. В хаотическом движении, напр., молекул в сосуде с жидкостью, проявляется необходимость, закономерность. Ей подчиняются не отдельные молекулы, а их совокупность, к-рая ведет себя строго определенным образом. Понимание диалектики Н. и с. очень важно для познавательной и практической деятельности людей. Задача науки состоит в открытии необходимых, закономерных связей. Поскольку же случайность представляет собой форму проявления необходимости, познание должно идти по пути выделения необходимого из случайного, существенного из несущественного. Это дает возможность предвидеть дальнейший ход того или иного природного либо социального процесса и направлять его в желательную для интересов общества сторону.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
философские категории, которые носят «соотносительный» характер; в них выражены диаметрально противоположные представления о характере детерминации всего существующего: либо то или иное явление, событие, изменение в явлении возникает обязательно, его появление предсказуемо, вытекает из самой сущности исследуемого процесса, определяется внутренними взаимосвязями («Н.»), либо определенное явление может произойти, а может и не произойти; само его появление, его особенности нельзя предсказать («С.»). С. не вытекает из сущности исследуемого процесса, она, как правило, является результатом не прямых причин, но сложных причинно-следственных цепей либо комплекса причин. С. может быть связана с широким кругом условий – той среды, в которой осуществляются причинно-следственные взаимодействия. С. не может быть объяснена «из самой себя», в отличие от Н. Вместе с тем и Н., и С. не выпадают из причинно-следственных связей, они существуют объективно.
Соотношение Н. и С. в мире было предметом размышлений философов на протяжении всей истории человеческой мысли. В древности решение этой проблемы воплотилось в понятиях Хаоса и Космоса . К Демокриту восходит точка зрения, согласно которой С. не существует объективно. Оценка событий как произошедших случайно есть лишь результат нашего незнания. Эта идея была широко распространена в XVII–XVIII вв. в рамках механистического детерминизма. Эпикур , напротив, обосновал объективный, субстанциональный характер С. Он увидел основу всех случайных событий в том факте, что некоторые атомы, по его мнению, самопроизвольно отклоняются от обычной траектории, без участия какого-либо внешнего воздействия. И «линия Демокрита», и «линия Эпикура» исходят из понимания Н. как проявления внешней, «механической» причинности – воздействия одного тела на другое.
Вместе с тем, начиная с Гегеля, идеи которого были продолжены в марксизме , понимание С. и Н. изменилось на диаметрально противоположное: Н. – это не результат внешних воздействий, а, напротив, то, что вытекает из внутренних закономерностей предмета; С. же – это результат внешних воздействий. С. для Гегеля существует объективно, но не вытекает из сущности данного предмета. Г. Плеханов рассматривал С. как результат «пересечения» линий необходимого развития процессов. В этом случае Н. сближается с понятием свободного развития. С. – это проявление несвободы. Диалектика С. и Н. предполагает, что С. есть форма проявления Н.: Н. пробивает дорогу через массу С. Различие С. и Н. не абсолютно, носит относительный характер. Существует также понимание Н. как отношения логического следования. В этом смысле Н. существует только в области логических тавтологий, законов логики, которые истинны независимо от значений «переменных» (логический позитивизм).
В XIX–XX вв. умозрительные понятия Н. и С. конкретизировались в понятиях динамических и статистических закономерностей. Динамические закономерности определяют существование каждого единичного явления, а статистические управляют массовыми однородными, но существующими независимо друг от друга явлениями. Возникает понятие вероятности наступления того или иного события как «мера» его С. Конструктивная роль С. в мировом процессе оказывается в центре внимания современной философии. Особое значение для понимания соотношения С. и Н. приобретают исследования в области синергетики , трансформируясь в понятия «порядка» и «беспорядка». Возрастание внимания к случайным процессам в мире по-новому ставит проблему человеческой ответственности за принимаемые решения.

Источник: Краткий философский словарь.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, к-рая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий ее проявления. Т. обр., конкретная форма осуществления Н. может быть различной; по отношению же к основанию процесса она выступает как С. При метафизическом, рассудочно-эмпирическом подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимым противоречием. С одной стороны, все явления, события и т. п. возникают под действием какой-то причины, следовательно, они не могли не возникнуть. С др. стороны, их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при к-рых данная причина действует, непредугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при к-ром любое событие оказывается изначально предопределенным, либо к релятивизму и индетерминизму (Детерминизм и индетерминизм), при к-ром события превращаются в конечном счете в хаос случайностей. И в том и в др. случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной. Постигнуть Н. и с. в их внутренней взаимосвязи можно лишь на пути диалектического понимания процесса развития как становления в неповторимых формах единичных событий на основе определенного способа разрешения исходного противоречия. Любой процесс есть разрешение в пространстве и во времени нек-рого ранее назревшего противоречия. Противоречие, поскольку оно назрело, должно быть с Н. разрешено, но форма этого процесса может быть различной и в своей неповторимости случайной, т. к. в данный момент и при данных условиях в нем принимают участие события и явления, рожденные на более широком или др. основании. Т. обр., Н., т. е. способ неизбежного разрешения противоречия, прокладывает себе дорогу сквозь С., а С. оказываются “дополнением и формой проявления” Н. (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 39. С. 175). Задача целесообразной человеческой деятельности заключается в этом случае в том, чтобы соотнести разнообразные единичные, случайные события, обстоятельства с их общей основой и, выделяя способы разрешения противоречий, изменять эти обстоятельства. Марксистская философия исходит из того, что в любом событии можно выделить существенные (необходимые) и несущественные (случайные) свойства. Н. и с.— диалектические противоположности, не существующие друг без друга. За С. всегда скрывается Н., необходимая основа явлений, к-рая определяет ход развития в природе и об-ве. “...Где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы” (там же. Т. 21. С. 306). Задача науки состоит в том, чтобы вскрывать в случайных связях явлений их необходимую основу. Наука, говорит Маркс, прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества С. ни зависело его развитие, оно в конце концов управляется объективными законами, Н. Диалектический материализм помогает понять не только связь, но и взаимопереходы Н. и с. Так, Маркс раскрыл эту сторону диалектики Н. и с., показав развитие форм стоимости в “Капитале”. Совр. наука обогащает диалектико-материалистические выводы о сущности Н. и с. новыми данными (Вероятностей теория. Статистическая и динамическая закономерность) .

Источник: Философский энциклопедический словарь

Необходимость и случайность
философские категории, отражающие два вида объективных связей материального мира. Н. вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок, структуру. Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях. Напротив, С. имеет свое основание не в сущности явления, а в другом, в воздействии на данное явление др. явлений, и есть то, что может быть и может не быть, может произойти так и иначе. Диалектико-материалистическое понимание взаимоотношения Н. и с. противостоит двум концепциям, одна из к-рых отрицает Н. и сводит все к С, к случайному стечению обстоятельств, а вторая, напротив, пытается покончить со случайностью тем, что вообще ее отрицает, сводит к Н. Первая концепция нашла свое выражение в многочисленных субъективно-идеалистических теориях (напр., в рус. народничестве). Второй концепции придерживался как лапласовский детерминизм, так и религиозный фатализм. Однако фаталистическое учение, считая каждое случайное отклонение от нормы так же изначально необходимым, как и фундаментальные законы природы, на самом деле не С. поднимало до уровня Н., а, напротив, Н. снижало до уровня С. Впервые обе метафизические крайности с идеалистических позиций были преодолены Гегелем, однако только диалектический материализм дал научное понимание сущности и взаимоотношения Н. и с. В силу всеобщих взаимосвязей и взаимопереходов всех явлений каждое явление можно рассматривать как находящееся в существенном или несущественном отношении к любому др. явлению, и поэтому в каждом явлении или комплексе явлений, в каждом процессе всегда можно выделить существенные (необходимые) и несущественные (случайные) свойства. Н. и с. — диалектические противоположности, взаимно связанные и не существующие друг без друга. В силу материального единства мира всякое событие имеет причину, включено во всемирную причинную связь. Н. есть выражение этой связи, вследствие чего «Н. неотделима от всеобщего», является «всеобщим в бытии», представляет собой абсолютную всемирную связь. Каждое явление возникает в силу внутренней Н., но возникновение этого явления связано с множеством внешних условий, к-рые в силу своего конкретного своеобразия и бесконечного разнообразия служат источником С, случайных черт и сторон данного явления. Любое явление немыслимо как без своей внутренней Н., так и без своих внешних «случайных» предпосылок. Поэтому внутренняя Н. с неизбежностью дополняется внешней С. Последняя имеет своим основанием Н., есть форма ее проявления. За случайностями всегда скрывается Н., к-рая определяет ход развития в природе и об-ве: «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 21, стр. 306). Диалектико-мате-риалистическое понимание взаимоотношения Н. и с. позволяет прослеживать причинную, закономерную цепь явлений. Тем самым это понимание соответствует задаче науки, призванной вскрывать за случайными связями явлений их необходимый характер. Наука, в т. ч. и диалектический материализм, — враг принципиальной непознаваемости и неконтролируемости. Наука, говорит Маркс, прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Каким бы сложным ни было данное явление (напр., развитие об-ва), от какого бы множества кажущихся С. оно ни зависело, оно в конце концов управляется объективными законами, объективной Н. Диалектический материализм помогает видеть не только связь, но и взаимопереходы Н. и с. Учение Дарвина об эволюции органического мира основано на учете таких взаимопереходов. Маркс раскрыл эту важную сторону диалектики Н. и с. в своем учении о развитии форм стоимости. Совр. естествознание обогащает диалектико-материалистические выводы о сущности Н. и с. и их связях новыми данными (статистическая и динамическая закономерности и т.д.).

Источник: Философский словарь. 1963

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней. Обычно необходимость играет главную, а случайность — второстепенную роль.
От необходимости как конкретного объекта отличают необходимость как мировой принцип. Он был осознан уже в религиозных мифах — учениях о карме, дао, судьбе и т. д. С возникновением науки необходимость по существу слилась с ее предметом: наука — это познание необходимости.
«Необходимость» и «случайность» — относительные понятия. Они имеют смысл, если указана область их определения — фрагмент действительности, по отношению к которому исследуемый объект идентифицируется как необходимые или случайные. В повседневном и научном мышлении такой фрагмент обычно конечен и в пространстве, и во времени. Это порождает трудность, зафиксированную И. Кантом: однозначная детерминация сама по себе не делает явление необходимым: породившее его явление само может оказался случайным и т. д. Есть два способа преодолеть эту трудность. Первый — постулировать в начале причинного ряда безусловно необходимую первопричину. Второй — осуществить предельный переход, т. е. расширить область определения необходимости и случайности до бесконечного в пространстве и времени мира в целом. Все события в таком мире мыслятся как однозначно детерминированные (разрывы в каузальных цепях исключаются). Лаплас описывал такой мир на базе механицизма, но в принципе он представим и на любой другой основе. Т. Липпс, напр., защищал его в рамках идеализма. Отождествление области определения необходимости и случайности с миром в целом ведет к радикальному изменению этих понятий. Трактовка случайности как привходящего здесь теряет смысл, ибо ему неоткуда привходить. Поскольку любое явление в лапласовском мире однозначно предопределено всей его бесконечной предшествующей историей, оно не может быть иным и, значит, необходимо. Всеобщность при. этом перестает быть признаком необходимости: однозначно детерминировано и, следовательно, неустранимо любое явление, в том числе и уникальное. Исчезает и третий атрибут необходимости — предсказуемость, если в роли предсказателя рассматривать человека: учесть все бесконечное количество факторов, делающих любое явление необходимым, он не в состоянии. И поскольку необходимость — это прежде всего предсказуемость, а случайность — непредсказуемость, практически различить их становится невозможно.
Но предсказуемость восстанавливается вновь, если в роли предсказателя выступает всеведущее существо (его называют демоном Лапласа). Для него необходимо, т. е. однозначно детерминировано, неустранимо и предсказуемо, любое явление. Демон Лапласа — не голая фикция, а идеализация, аналогичная идеализации движения без трения. Чем шире область определения необходимого и случайного, тем больше детерминирующих факторов учитывается и тем больше объектов идентифицируется как необходимые и меньше — как случайные.
Дискуссионным остается вопрос, действуют ли динамические законы и, следовательно, существует ли необходимость в лапласовском смысле на квантово-механическом уровне. Напр., А Эйнштейн утверждает, что «Бог не играет в кости», т. е. что первичны динамические, а не статистические законы. Из принципов лапласовского детерминизма следует, что случайность — это понятие, отражающее не объективное положение вещей, а неполноту нашего знания о нем. Опровергнуть такой взгляд можно лишь одним способом: постулировав разрывы в каузальных цепях, т. е. перейдя от последовательного детерминизма к индетерминизму. Так возникает представление о спонтанном, ничем не детерминированном начале причинного ряда, причине, не являющейся ничьим следствием. Кант называл такие причины свободными. Не каждая из них случайна — Бога считают свободной, но не случайной причиной. Но только среди свободных причин можно найти не субъективную, а объективную случайность, непредсказуемую не в силу исторической ограниченности наших знаний, а по своей природе.
Новые надежды на обнаружение объективной случайности породила синергетика. Она придала принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке перехода объекта в новое качество (в точке бифуркации) чаще всего существует не одна, а множество возможностей. Для превращения одной из них в действительность необходимо внешнее воздействие, подчас ничтожное по сравнению с событием, которое оно порождает (лавину в горах может вызвать даже громкий звук). Случайность выполняет при этом две функции: во-первых, «выбирает» одну из имеющихся возможностей и, во-вторых, запускает.процесс ее превращения в действительность. Несопоставимость масштабов «пусковой» причины с масштабами следствия порождает надежду, что именно здесь, в точке бифуркации, сцепление причин и следствий разрывается и возникает объективная, подлинная случайность. Но ничто не дает нам оснований утверждать это, за исключением того факта, что мы не можем предсказать бифуркацию. Синергетика лишь конкретизирует задачу опровержения лапласовского детерминизма, но не решает ее.
Необходимыми в научном и обиходном познании называют не только объекты, однозначно детерминированные фиксированными условиями, но и сами эти условия. Необходимость — это то, что является предпосылкой для получения искомого результата, то, без чего этот результат невозможен. Такое понимание необходимости имеет строгий смысл в логике и математике, где выступает в паре с достаточностью. См. Случайность.
Г, Д. Левин

Источник: Новая философская энциклопедия

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ
категории диалектики, выражающие своей полярностью существенно разные степени зависимости относительного от абсолютного, освещающие характер связи возможного и действительного, обоснованного и основания, обозначающие меру обусловленности явления его сущностью или законом.
(1) В обыденном смысле под Н. понимают то, что никак не обойти, что неизбежно, чему нельзя помешать или без содействия чего невозможно жить и создавать блага. Логическая противоположность Н. - "обходимое", т. е. то, чего можно избежать, что преодолимо и без чего можно обойтись. С., согласно В. И. Далю, есть нечаянное, приключившееся само собой без умысла; случай - безотчетное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провидение; случать - соединять в одно место или вообще сближать. Так что случай - пересечение разных фрагментов действительности. В обычном смысле в С. вряд ли следует видеть истинную противоположность объективной Н., поскольку люди чаще применяют понятие С. в субъективно-оценочном значении "неожиданности события, неясности его причины". Когда говорят, что "наука - враг случайностей", то подразумевают именно этот смысл С.; в других же смыслах (например, в описываемых ниже смыслах 2 и 3) наука признает объективно-реальную природу С., изучает С. и использует знание о них в практических целях.
(2) В пантеистической философии Н. прежде всего понимается в смысле апофатического (отрицательного) намека на вездесущность Абсолюта: безусловное невозможно обойти, все существующее есть множество эманации субстанции, первой сущности. Согласно этой т. зр., Н. действует вовне из сферы невидимой и внутренней сущности, внешне она проявляется как акциденция (случайное бытие) или модус ("внешнее абсолютного", по Гегелю). Спиноза учил, что каждый атрибут необходимо выражает целокупность субстанции; атрибут постигается из самого себя, внешне же он ограничивает себя до масштаба "непосредственно данного", выявляется через модус.
Чем более нечто наделено субстанциальными признаками (чем оно "ближе" к Абсолюту), тем оно более Н.; напротив, чем слабее сопряжение косвенных производных Абсолюта с их предельным основанием, тем более случайным характером эти несовершенства обладают, относясь к внешней сфере акцидентального. Т. о., Н. и С. предстают соотносящимися противоположностями, и их взаимосвязь раскрывается по той же логике, что и связи субстанциального (атрибутивного) и акцидентального (модуса), внутреннего и внешнего, сущности и явления. "Совершающийся вслепую переход необходимости (в случайность), - пишет Гегель, - это скорее собственное развертывание абсолютного, его внутреннее движение, так что абсолютное, становясь внешним, скорее обнаруживает само себя" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 202).
Если Абсолют проявляет себя через многоуровневую цепь эманации и если сущность многопорядкова, то всякий раз следует особо указывать онтологический уровень (систему отсчета), в отношении которого нечто квалифицируют либо как Н., либо, наоборот, как С. То, что в одной системе отсчета Н., оборачивается С. в отношении действия сущности более глубокого порядка. И наоборот, если явления (качества) со временем диалектически снимаются, овнутриваются в составе нового качества и возвращаются в виртуальное лоно сущности, то бывшее С. способно интериоризоваться в Н , пополняя тем самым сущностные силы.
Случайное необходимо, а необходимое случайно; Н. не следует сводить к одной из ее разновидностей - к неизбежности - и впадать в фатализм. В указанном смысле С. столь же объективнореальна, как и Н. Можно определить в целом С. как пространственно-временную форму ограничения и проявления Н. В снятой (виртуальной) форме С. дополняет сферу Н. Н. всегда внутренняя и лишь отсвечивает вовне через С. Проявляясь всякий раз через какую-либо С., Н. тем самым ограничивает и отрицает себя именно как Н., переходя в свою случайную противоположность. Вместе с тем С. сохраняет ряд черт Н., тем самым по существу оставаясь Н., но также присовокупляет к этим чертам признаки своей уникальности, единичности, феноменальности. Описанный подход может быть также назван "эссенциализмом": категории И. и С. конкретизируют взаимосвязь сущности и явления, раскрывают их соотношение под специфическим углом зрения.
(3) С позиций вероятностного детерминизма Н. и С. понимаются как две разные формы действительности, два вида событий. Их противопоставляют и определяют путем различения двух типов возможностей, которые соответственно превращаются в необходимую действительность и в случайную действительность. Возможности подразделяют по степеням их силы, степени вероятности по шкале от нуля (невозможное) до единицы (овеществленная возможность, т. е. действительность). А. П. Шептулин предложил определять Н. и С. через понятия реальной и формальной возможностей. "Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования и развития объекта; формальными - возможности, которые обусловлены случайными связями и отношениями" (Шептулин А. П. Категории диалектики. М., 1971, с. 219).
Формальные (абстрактные) возможности измеряются малыми степенями вероятности, для их осуществления недостает необходимых условий, тем не менее они, случается, превращаются в действительность (например, когда несколько наиболее сильных конкурирующих между собой возможностей обоюдно нейтрализуют друг друга и тем самым позволяют осуществиться какому-нибудь весьма несовершенному "проекту будущего"). Реальные (конкретные) возможности обладают максимальной жизнеспособностью, высокими степенями вероятности, близкими к единице; для своей реализации они обеспечены всеми необходимыми условиями. В описываемой модели мерой связи Н. и С. с возможностью и действительностью выступает "вероятность". Вероятное - мера необходимого в возможном (В. И. Корюкин, М. Н. Руткевич), а также мера случайного в действительном.
Н. - действительность, осуществившаяся из какой-либо одной из множества реальных возможностей, а С. - действительность, в которую превратилась одна из формальных возможностей. В ходе своего роста в сфере сущности абстрактные возможности способны усиливаться ДО конкретных, а реальные возможности, напротив, подчас ослабевают до степеней формальных возможностей. В этом смысле границы между Н. и С. размыты. Н. и С. поэтому способны переходить Друг в друга в своем скрытом возможностном базисе, хотя продукты опредмечивания принципиально разных возможного внешне "выглядят" как однотипные материальные явления.
(4) Сторонники субъективного идеализма не признают объективного существования Н. и С. Так, Юм выводил их из особенностей нашего мышления и привычек, Кант считал Н. и С. априорными способами мыслительной деятельности, внутренне присущими человеческому рассудку. Э. Мах, Г Якоби, Витгенштейн сводили Н. к сугубо логической связи понятий, к логической Н. Риккерт, Виндельбанд и ряд других неокашианцев, признавая Н. в природе, отвергали ее в общественной жизни. Многие философы-эмпирики склонны понимать действительность как сумму единичных фактов, чувственных данных и не находить в ней действия Н.; для них в мире господствует С.
Как видим, в ходе истории философии выработаны разные по своему идейному основанию модели Н. и С., которые и ныне остаются взаимодополняющими теоретическими альтернативами. Пока никому не удавалось непротиворечивое и общезначимое обобщение этих альтернатив; среди них остается лишь только выбирать ту, которая созвучна нашему мироотношению. Эти модели (в особенности 2 и 3) применяют для описания динамических и статистических процессов объективного характера в природе и обществе, а также процессов целеполагания и душевной жизни.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ,
соотносительные филос. категории, к-рые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определ. условиях необходимость (Н.) - вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в определ. объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность (С.) - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется неск. Различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.
Н. вызывается главными, регулярными причинами процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Но Н. не сводится к неизбежности. Последняя - только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. С. столь же причинно обусловлена, как и Н., но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется и результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.
В зависимости от степени детерминированности, причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки Н. макет быть подразделена на такие осн. виды: Н., выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества; Н., выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений; внутр. Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира; внеш. Н., порождаемая привходящими обстоятельствами; Н. более общего, фундаментального порядка, действие к-рой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности; Н. менее общего порядка, действие к-рой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная Н., определяющая поведение совокупности объектов, к-рая выражается статистич. закономерностями; простая Н., определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, к-рая выражается динамич. закономерностями; Н., управляющая явлениями действительности, к-рая может одновременно выражаться как статистич., так и динамич. закономерностями (см. Статистические и динамические закономерности).
С. также подразделяется на ряд видов: внутр. С., органически связанная с данной Н.; внеш. С., выступающая как нечто постороннее по отношению к данной Н. и вызываемая преим. побочными факторами; объективная С., к-рая вызывается влиянием различных объективных условии; субъективная С., порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом, нарушением объективно действующих законов; благоприятные или неблагоприятные С., соответственно ускоряющие или тормозящие развитие тех или иных сторон действительности.
Проблема Н. и с. разрабатывалась в философии начиная с древности. В рамках материалистич. направления в философии всегда признавался объективный характер Н. и с.: они выводились из материального мира. В идеалистич. философии эти категории выводились из духовного фактора: либо из некой объективированной духовной сущности (объективный идеализм - Платон, Гегель, неогегельянцы), либо из человеч. разума, сознания (субъективный идеализм - Юм, Мах, неопозитивизм). Кант считал Н. и с. априорными, т. е. доопытными способами мыслит. деятельности, внутренне присущими человеч. рассудку. Неокантианцы (Риккерт). признавая Н. в природе, отвергали ее в обществ. жизни. Метафизич. материалисты (Спиноза, Гольбах и др.) и нек-рые естествоиспытатели (К.Вольф, Ж. Ламарк) не видели связи между Н. и с. » доводили их относит. различие до абс. противоположности. Гегель показал несостоятельность разрыва Н. и с., разработав на идеалистич. основе диалектич. концепцию их взаимосвязи.
Ф. Энгельс с диалектико-материалистич. позиций подверг критике метафизич. материалистов, к-рые Н. и с. рассматривали как определения, раз и навсегда исключающие друг друга. Он также показал несостоятельность механического детерминизма, вообще отрицавшего С. и объявлявшего абсолютно все явления необходимыми, в результате чего Н. низводилась до уровня С. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 532-36).
Классики марксистской философии показали, что в объективной действительности Н. ц с. не бывают в чистом виде, что «...случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 174), что при определ. условиях эти категории тождественны, т. е. случайное необходимо, а необходимое случайно, что в природе и обществе, где на поверхности происходит игра случая, сама С. всегда оказывается подчиненной внутр., скрытым законам. В реальной действительности всякое явление в одно и то же время, но в разных отношениях, или в одном и том же отношении, но в разное время и случайно, и необходимо, «содержит» необходимые и случайные моменты h их взаимопроникновении. Случайным явление бывает только по отношению к другому явлению, необходимому. Так, возникновение отд. мутации - это Н., результат определ. физико-химич. и биологич. процессов. В то же время по отношению к клетке, организму u популяции она выступает как случайное явление. Для отд. живых существ является случайным, где они родились, какую среду застали вокруг себя для жизни. Но в то же время их рождение необходимо, т. к. без этого процесса прекратилось бы существование данного вида организмов. Появление выдающейся личности в определ. время в данной стране является случайностью. Однако если эта личность становится во главе движения и своей деятельностью выражает его интересы, она необходима.
Диалектич. взаимосвязь между Н. и с. по-разному проявляется на различных структурных уровнях материи, в природе и обществе. В природе действуют лишь слепые, беесознат. силы, во взаимодействии к-рых и проявляются ее законы, Н. В неживой природе при переходе от макроуровня к микроуровню роль случайных факторов возрастает, что находит свое выражение в возрастании статистич. методов выражения законов движения микрочастиц. При переходе от минеральных систем к живым значение С. в паре «необходимость - случайность» также увеличивается. В то же время совершенствование организмов в ходе развития органич. систем свидетельствует о все более возрастающем торжестве Н. над С.: по мере повышения уровня организации материальных систем изменение соотношения между Н. и с. подчиняется, по-видимому, диалектич. закону отрицания отрицания и зависит от сложности систем, их внутр. строения, взаимосвязи систем с ее элементами и окружающей средой.
В обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определ. целям и т. п. Вместе с тем взаимосвязь Н. и с. изменяет свой характер по мере развития общества: она неодинакова в различных обществ.-экономич. формациях. В классово антагонистич. обществе результаты деятельности людей зачастую оказываются противоположными их желаниям и целям, что связано с существованием частной собственности на средства произ-ва и антагонизмом интересов, анархией обществ. развития. Н. действует здесь гл. обр. в виде стихийной силы, прокладывающей себе путь через бесконечное множество С., и обнаруживает себя лишь как конечный результат ирактич. действий людей.
При социализме, где господствует обществ. собственность на средства произ-ва и власть принадлежит рабочему классу, трудящимся во главе с марксистско-ленинскими партиями, Н. также не выступает в «чистом» виде, она всегда связана со случайностью. Однако роль и степень воздействия последней на различные стороны обществ. жизни ограничена. С., возникающие из-за нарушения объективных законов, действия природных сил, еще не полностью подвластных людям, не являются формой проявления Н., они только дополняют ее. Н. при социализме отражается в постановке и решении социальных задач.
Н. и с. имеют важное значение в науч. познании. Движение познания от явления к сущности соответствует аналогичному движению от наблюдения, изучении случайного к познанию необходимого, к-рое скрывается за случайным так же, как сущность за явлением. Одна из важнейших задач науки - предвидение хода различных событий и управление ими. Основой решения этой задачи является познание причин и законов как необходимых, так и случайных процессов.

Источник: Советский философский словарь