МОНАХ
Монах
давший обет безбрачия, целомудрия и уединенной, аскетической молитвенной жизни.
МОНАХ
(греч. - одинокий, уединенно живущий), инок (в женском монастыре - монахиня, инокиня) - член религ. общины, живущей в монастыре в соответствии с требованиями устава и добровольно принятыми на себя «ради спасения души» обетами. Высшие иерархи церкви - епископы обязательно монахи.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
МОНАХ
условный перевод с языков буддийских стран нескольких терминов, используемых для обозначения лица, соблюдающего обеты Устава (Пратимокша), изучающего Закон (Дхарма), занимающегося созерцательными упражнениями (медитацией), знающего ритуалы и т.д. См. Бхикшу, Бхикшуни, Лама, Гецул, Гэлонг, Упасака и др.
МОНАХ
греч. monachos - одинокий) - член особого релит, объединения, принадлежность к к-рому рассматривается церк. традицией как идеальная форма служения богу. Собирающийся стать монахом проходит обряд пострижения, символизирующий полное отречение от «мира греха» и абсолютное повиновение церкви. В буддизме М. становятся только мужчины; в христианстве монашество могут принимать и женщины.
Источник: Атеистический словарь
МОНАХ
символ отказа от ценностей материального мира, религиозного подвижничества и служения божеству. Члены различных религиозных конгрегаций обычно изображались получающими устав ордена из рук его основателя — например, Блаженного Августина и Бенедикта — или окружающими его гроб. Но с другой стороны, сцена искушения Христа в пустыне в искусстве итальянского Возрождения изображала Сатану в образе старца в монашеской рясе, из-под которой видно расщепленное копыто. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
МОНАХ
(греч. monochos - одинокий) - член религ. корпорации (монастыря, монаш. ордена), правила к-рой провозглашают якобы особо «богоугодный», «благочестивый» и «спасительный» аскетич. образ жизни: отречение от «мирской суеты», от «греховного» мира, «умерщвление плоти», безбрачие, пост, «бедность», послушание и т. и. По визант. правосл. вероучению, монахи - «непогребенные мертвецы», «чины ангельские на земле». Становясь М., в христианстве человек подвергается обряду пострижения, что символизирует принятие «рабства перед богом» (обычай заимствован из Др. Греции и Рима, где рабам остригали волосы, чтобы отличить их от свободного населения). При своем зарождении в буддизме (VI—V вв. до н. э.), в христианстве (III—IV вв.), в исламе (VIII—IX вв.) монашество как вид «отшельничества» являлось своеобр. формой пассивного сопротивления господствовавшему гнету и произволу в общество, следствием утраты угнетенными массами в те периоды веры в успех своей борьбы за улучшение условий жизни. Рост монашества приводил к объединению М. в общины - монастыри и позже ордена - на основе принятия типизированных уставов и обетов. Своим показным «благочестием» монашество энергично способствовало распространению религ. настроений и фанатизма в массах. Поэтому христ. церковь, первоначально относившаяся к М. настороженно, вскоре стала оказывать им покровительство и прославлять их как «столпы и светильники» религии. Монашество в этих условиях постепенно превратилось в христианстве в привилегир. группу внутри церкви, в специфич. церк. армию, направленную на завоевание масс. В монашество стали постригаться выходцы из господств. классов, занявшие руководящее место в управлении монастырями. Из этой части М. в ср. века начали поставляться высшие церк. иерархи - епископы. Основная же масса М. поднялась гл. о. из крестьян, уходивших в монастыри от тяжелой жизни. С превращением монашества в церк. ин-т монаш. обеты стали чистой условностью, пустой формой. Жизнь М. христианских, буддийских, мусульманских и пр., как правило, далека от проповедуемого ими аскетизма, в монастырях веками процветали и процветают ханжество, тунеядство и разврат. На протяжении всей своей истории монашества играло реакц. роль, насаждая религ. мракобесие. См. также Ар хат, Дервиш, Монастырь, Монаш. ордена.