МОНАШЕСТВО
Монашество
Первоначально значило букв. «уединенное, одинокое житье». Это название применяется к жизни не только отдельных лиц, но еще более обществ, обрекающих себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимым лишь путем самоотречения и удаления от мира. Население монастырей распадается на 2 класса: на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют свое светское звание и составляют особое сословие, и на послушников и послушниц (бельцы, белицы), большей частью молодых, которые только готовятся к принятию иночества, составляют главную рабочую силу монастырей и в случае изменения своего намерения свободно могут покинуть монастырь.
Источник: Православный церковный словарь.
МОНАШЕСТВО
религ. объединение, сложившееся в христ-ве в кон. 3 - нач. 4 в. на основе массового протеста против социального гнета, стремления создать справедливые формы обществ. устройства. Однако религ. идея, руководившая М., превратила его в особый церк. институт, пропагандировавший отказ от реальных жизненных ценностей, необходимость изоляции от мира, аскетизма во имя спасения души. На Руси М. появляется в кон. 10 - нач. 11 в. Монах (инок - т. е. иной, не такой, как все) принимает обеты нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти, полного отказа от собственной воли). М. одного монастыря называется братией. Существуют три степени М.: рясофор, малосхимник и великосхимник. Одежды правосл. М. черные - символ отказа от мира и скорби. В М. много показного, рассчитанного на внешний эффект, что умело используется для создания впечатления высокой духовности и религиозности. На практике для М. характерен разрыв между строгостью обетов и образом жизни братии, где лишь единицы соблюдают уставные требования. Поэтому М, стало символом лицемерия и ханжества. Принятие в М. происходит в обряде (чине) пострижения. Из М. формируется высшее руководство церкви - епископат.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
МОНАШЕСТВО
- всецелое посвящение человеком своей жизни служению Высшему - в молитве, аскезе, духовных упражнениях и труде, с обетами бедности, целомудрия и послушания. Основание христианского монашества связано с именем св. Антония Великого (IV в.). У ряда философов монашество несправедливо критикуют. Н.Бердяев связывал появление монашества со становлением христианской монархии и неадекватной реакцией на это со стороны части древних христиан, которые ушли из обмирщенного христианства империи и от социальной ответственности ради индивидуалистического спасения души. С падением монархии, думал Бердяев, времена монашества ушли. Однако, монашество - особое церковное призвание: всецело отказавшись от мирского, отдать себя в духе подлинной любви на служение Богу и ближнему и осуществить жизнь по Евангелию в строгой аскезе, молитве и труде, в подвиге жизни в иноческой общине, где дары каждого служат всем. Свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст понимали монашество как жизнь согласно "истинной философии", как евангельское свидетельство миру. Папа Иоанн Павел II назвал монашество "душой Восточных Церквей" и знаком эсхатологического ожидания, свидетельством того, что Господь грядет: "Монастырь - это пророческое место, где само творение превращается в хвалу Богу" ("Свет с Востока", 9).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Монашество
религиозный институт, существует во всех мировых религиях. В христианстве стать монахом означает «уйти от мира» для приближения «царства божия». Первыми монахами являлись отшельники. Они покидали семьи, отказывались от своего прежнего социального положения и уходили в безлюдные места - горы, леса, пустыни и т. д. Отшельник пытался воспроизвести земной подвиг Христа - он умерщвлял свое тело во имя торжества духа. Отшельники и монахи утверждали новый идеал человека, отличный от идеала античного общества. Если в античном обществе господствовала идея гармонии души и тела, то в монашестве утверждалась идея господства и величия духа и ничтожества телесного и природного. Первым известным отшельником был Антоний Великий (умер в 356 г.). Он признан родоначальником монашества. Первый монастырь (объединение монахов в общину с определенным уставом) возник в Египте в 320 г. Широкое распространение монашества было связано с проникновением церкви во все сферы общественной жизни после официального признания Константином 1 христианства. От монахов требовалось дать обет послушания, терпения, смирения, бедности и безбрачия. Монашество сыграло большую роль в становлении и развитии культуры. Обучение, создание школ, хранение и изготовление книг и т. д., долгое время были функциями монастыря и монахов.
Источник: Человек и общество. Культурология
Монашество
(от греч. monachos — живущий уединенно)— религ. корпорация, члены к-рой принципом жизни и деятельности объявляют обособление от мира.
Институт М. имеется в буддизме, ламаизме, христианстве (католицизме и православии), исламе. Для идейных принципов М. характерно представление о двух образцах святости (один образец — обязательный для всех, другой — добровольный, доступный лишь особо «одаренным» в религ. отношении лицам), а также резкое противопоставление «миру». Поведение монаха регулируется уставом. Устав включает специфически интерпретируемые нормы религ. морали (среди них особое значение имеют самоотречение, самосозерцание, молитва, умерщвление плоти, безбрачие, отречение от благ мира и т. д.) и определяет принципы организации монашеской общины. Важнейшими в М. являются три обета — нестяжание, целомудрие и повиновение. Различные монашеские общины добавляли к этим трем целый ряд других. Монахи поселяются общинами в монастырях. Существуют мужские и женские монастыри. В условиях антагонистического об-ва руководящие должности в монастыре занимают, как правило, выходцы из господствующих классов, эксплуатирующие рядовых монахов, ряды к-рых пополняются за счет выходцев из слоев трудящихся. Существуют союзы монашеских общин. В католицизме они образуют конгрегации, представляющие собой объединение большого количества общин вокруг старшей обители, подчиняющиеся одному уставу. В русской православной церкви до Великой Октябрьской революции также имелись объединения монастырей.
Институт М. имеется в буддизме, ламаизме, христианстве (католицизме и православии), исламе. Для идейных принципов М. характерно представление о двух образцах святости (один образец — обязательный для всех, другой — добровольный, доступный лишь особо «одаренным» в религ. отношении лицам), а также резкое противопоставление «миру». Поведение монаха регулируется уставом. Устав включает специфически интерпретируемые нормы религ. морали (среди них особое значение имеют самоотречение, самосозерцание, молитва, умерщвление плоти, безбрачие, отречение от благ мира и т. д.) и определяет принципы организации монашеской общины. Важнейшими в М. являются три обета — нестяжание, целомудрие и повиновение. Различные монашеские общины добавляли к этим трем целый ряд других. Монахи поселяются общинами в монастырях. Существуют мужские и женские монастыри. В условиях антагонистического об-ва руководящие должности в монастыре занимают, как правило, выходцы из господствующих классов, эксплуатирующие рядовых монахов, ряды к-рых пополняются за счет выходцев из слоев трудящихся. Существуют союзы монашеских общин. В католицизме они образуют конгрегации, представляющие собой объединение большого количества общин вокруг старшей обители, подчиняющиеся одному уставу. В русской православной церкви до Великой Октябрьской революции также имелись объединения монастырей.
МОНАШЕСТВО
первонач. уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и т. п. М. зародилось как форма пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни в рабовлад. и феод. обществах, как жест отчаяния и выражение неверия в возможность изменить эти условия. Впоследствии преобразовалось в религ.-церк. институт, объединяющий лиц, к-рые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения богу, ведут обособленный образ жизни, регламентированный церк. предписаниями и ориентированный на культивирование фанатизма религ. и абсолютное послушание церк. властям. В М. много нарочитого, показного, рассчитанного на чисто внешний эффект и предназначенного для возбуждения у верующих религ. экзальтации; для него характерен повсеместный разрыв между строгими обетами и довольно привольной реальной жизнью монашествующих, что давно уже сделало М. синонимом ханжества и лицемерия. Осн. часть монашествующих сосредоточена в монастырях, но многие из них несут послушание за пределами монаш. обителей. В рамках церкви монашествующие составляют привилег. группу, из к-рой рекрутируются руководящие церк. кадры. В буддизме М. зародилось в 6-5 вв. до н. э. и сохраняет свое значение до наст. вр. В христианстве первые монаш. общины образовались в 3 в. На Западе в начале крестовых походов М. соединялось с рыцарством — возникли военно-монаш. ордены; появились нищенств. монаш. ордены. На Руси М. появилось в 11 в.: в 1051 был основан Киево-Печерский монастырь, а затем и множество других. В наст. вр. М. повсеместно переживает и духовный и организац. кризис, о чем свидетельствуют и сокращение числа желающих принять монаш. обеты, и все учащающиеся случаи ухода из монастырей.
Источник: Атеистический словарь