французский теологи философ (Монтиро, Эр и Луар, 1636 — Сен-Дени, 1711). Бенедиктинец из Сен-Мора, преподавал в своем ордене, пропагандируя там философию Декарта. Им написаны: «Неверующий, приведенный к религии с помощью Разума» (1710), «.О познании и божественной любви» (1712).
ЛАМА
ЛАМИ (Франсуа)
Источник: Философский словарь
Лама
(тибет. — высший, небесный) — буддийский монах в Монголии, Бурятии, Туве, Тибете. У калмыков титул Л. присваивается лишь главе духовенства. В ламаизме Л. считается представителем Будды на земле. В классовом об-ве Л. всегда стояли на защите интересов эксплуататорских классов, препятствовали социальному и культурному прогрессу народов. В наст. вр. число Л. значительно сократилось.
ЛАМИ (Бернар)
французский философ (Ле-Ман, 1640 -Руан, 1715). Оратор, профессор философии в Анжере, позднее генеральный викарий в Гренобле, преподаватель семинарии Сен-Маглуар в Париже (1686). Его произведения: «Новые размышления о поэтическом искусстве» (1668), «Трактат о величии вообще» (1680), «Беседы о науке» (1683), «Евангельская гармония» (1689), враждебно встреченная архиепископом Парижа.
Источник: Философский словарь
ЛАМА
тиб., дословно «высший») — учитель-наставник в ламаизме (тиб., монг., бур., калм., тув.). 1) Л.—собирательный термин, охватывающий разные категории ламства, от низших его званий, прошедших первые ступени монашеского обучения и посвящения (гецул, гэлюнг) до столь высоких его представителей, как далай-лама, панчен-лама, богдо-гэгэн и др. 2) Л,— титул главы духовного управления и монаш. общины в калм. ламаизме. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ЛАМА
тибет., букв. - высочайший) - будд. монах в Тибете, Монголии, у ламаистов СССР. У калмыков этот титул присваивается только главе духовенства. Рассматривается верующими как лицо, наделенное сверхъестеств. свойствами и способностью общаться с божеств, миром. Высш. ламство составляло при феодализме часть класса феодалов, «князей церкви». До революции глава лам-ства Вост. Сибири имел титул пан-Wi-хамболама. Теперь этот титул носит председатель Центр, духовного управления буддистов СССР.
Источник: Атеистический словарь
ЛАМА
(тиб. bla-ma, высший) — собирательное название учителя в тибетомонгольском, в том числе российском, буддизме. По-видимому, равнозначно индийскому гуру. 1) Личный учитель в Ваджраяне. 2) Буддист, прошедший подготовку, обряды посвящения, и в некоторых школах — выполнивший обязательное длительное затворничество. 3) В Гималаях и Тибете Л. — сельский священник, выполняющий ритуалы, связанные с повседневной жизнью; зачастую имеющий жену. 4) В Монголии и Бурятии Л. называют любого монаха. Но в европейской и русской буддологии закрепилось понятие «ламство» применительно именно к монашеству школы гелук. Насчитывается несколько разрядов ламства: от гецула, принявшего 36 обетов, и гэлонга (253 обета) до настоятелей (ширетуй), которые нередко являются уже «воплощенцами» (тулку), и далай-ламы в качестве духовно совершенного существа, из сострадания постоянно рождающегося в человеческом облике. В школе сакья Л. может стать монах, который провёл три года в уединении, занимаясь медитацией, что должен подтвердить признанный учитель. В школах же тибетского буддизма кагью и ньингма ламами по-прежнему становятся миряне, прошедшие соответствующую теоретическую и медитационную подготовку, сведущие в ритуалах и получившие от собственного наставника благословение на обучение других.
ЛАМА
(тибетск. - высший, небесный) - первоначально высшие иерархи ламаитской церкви в Тибете, позднее все будд. монахи в Тибете, Монголии и России (за исключением Калмыкии, где титул Л. имели лишь руководители духовенства). По строгости монаш. обетов Л. подразделялись на три ступени: высшая - гэлун, затем - гэцул и низшая - баньди. Ламаизм провозгласил лам безгрешными и непогрешимыми и призывал верующих во всем следовать наставлениям лам как «представителей Будды» на земле. В социальном отношении Л. подразделялись на высших (хубилганы, хутухты, гэгэны, хамбо-ламы и др.) и рядовых. Высшие Л. по своему положению и, как правило, но происхождению принадлежали к классу феодалов. Они владели обширными хоз-вами и крепостными крестьянами, кроме того, были фактич. собственниками монастырских поместий и хоз-в. Рядовая масса ламства происходила обычно из крестьян, но по своему положению была паразитич. сословием и жила за счет трудящихся. После установления Сов. власти в России и нар. революции в Монголии рядовые Л. стали уходить из монастырей и приобщаться к производит, труду (ныне в немногих сохранившихся монастырях на территории СССР и МНР имеется весьма незначит. количество Л.). Этот же процесс происходит и в Тибете, начавшись со времени воссоединения Тибета с Китайской Нар. Республикой. А. Т. Якимов
ЛАМА
Тибет.) Пишется "Clama". Это звание, правильно примененное,
относится только к жрецам высших степеней, к тем, кто могут
служить как гуру в монастырях. К несчастью, каждый обыкновенный
член гедуна (духовенства) называет себя или позволяет именовать
себя "ламой". Настоящий лама есть посвященный и трижды
посвященный гелонг. Со времени реформы, осуществленной
Цонг-капой, в теократию этой страны опять вкрались многие
злоупотребления. Существуют "ламы-астрологи", чакханы, или
цикхани (от tsigan, "циган"), ламы-предсказатели, и даже такие,
которым позволено жениться и которые вообще не принадлежат
к духовенству. Однако, их очень мало в Восточном Тибете, они
живут, главным образом, в Западном Тибете и в сектах, которые не
имеют ничего общего с го-лук-па (желтыми шапками). К сожалению,
востоковеды, почти ничего не зная об истинном положении дел в
Тибете, смешивают Чойчонгов из ламасерия Гурмакхайи (Лхасса) -
Посвященных Эзотериков - с шарлатанами и дуг-па (колдунами) сект
Б&он. Неудивительно, что - как Шлагинтвейт говорит в своем
"Буддизм в Тибете" - "хотя изображения Царя Чойчонга ("бога
астрологии") встречаются в большинстве монастырей Западного
Тибета и Гималаев, мои братья никогда не видели ламу Чойчонга".
Это вполне естественно. Ни Чойчонги, ни Хубилханы (см.) не
наводняют эту страну. Что касается "Бога" или "Царя Чойчонга", то
он не более "бог астрологии", чем любой другой "Планетарный"
Дхиан Коган.
относится только к жрецам высших степеней, к тем, кто могут
служить как гуру в монастырях. К несчастью, каждый обыкновенный
член гедуна (духовенства) называет себя или позволяет именовать
себя "ламой". Настоящий лама есть посвященный и трижды
посвященный гелонг. Со времени реформы, осуществленной
Цонг-капой, в теократию этой страны опять вкрались многие
злоупотребления. Существуют "ламы-астрологи", чакханы, или
цикхани (от tsigan, "циган"), ламы-предсказатели, и даже такие,
которым позволено жениться и которые вообще не принадлежат
к духовенству. Однако, их очень мало в Восточном Тибете, они
живут, главным образом, в Западном Тибете и в сектах, которые не
имеют ничего общего с го-лук-па (желтыми шапками). К сожалению,
востоковеды, почти ничего не зная об истинном положении дел в
Тибете, смешивают Чойчонгов из ламасерия Гурмакхайи (Лхасса) -
Посвященных Эзотериков - с шарлатанами и дуг-па (колдунами) сект
Б&он. Неудивительно, что - как Шлагинтвейт говорит в своем
"Буддизм в Тибете" - "хотя изображения Царя Чойчонга ("бога
астрологии") встречаются в большинстве монастырей Западного
Тибета и Гималаев, мои братья никогда не видели ламу Чойчонга".
Это вполне естественно. Ни Чойчонги, ни Хубилханы (см.) не
наводняют эту страну. Что касается "Бога" или "Царя Чойчонга", то
он не более "бог астрологии", чем любой другой "Планетарный"
Дхиан Коган.
Источник: Теософский словарь