санскр.-тиб., букв., «Учитель — великое знание»), или панчхен-римпочхе («Драгоценное великое знание») — согл. тиб. будд. традиции, титул наставников далай-ламы, считающихся воплощением будды Амитабхи. Формирование ин-та П.-л. связано с именем Лобзан Чой-чжи-джалцана (1570—1663), настоятеля монастыря Ташилхунпо, духовника далай-ламы IV и далай-ламы V. Мотивация отношения учитель — ученик обосновывается будд. доктриной: панчхен-лама является наставником далай-ламы, потому что он — воплощение будды Амитабхи, чьим духовным сыном является бодхисаттва Авалокитешвара, к-рый воплощается в далай-ламе. Местопребывание П.-л.— монастырь Ташилхунпо. Панчхен-лама III был талантливым дипломатом, политиком, писателем, автором эсхатологического трактата о войне страны Шамбала: панчхен-лама IV, Данби-ньма (1781—1854) известен как кодификатор тиб. монг. пантеона. С кон. 19 и до сер. 20 в. возрастает соперничество между далай-ламой и панч-хен-ламой за сферы влияния. Нынешний панчхен-лама Калзан Цхеден (1938—1990) — 10-й в традиции воплощений, был признан в качестве новой реинкарнации; в Тибете он появился в 1952 и был возведен в ранг настоятеля монастыря Ташилхунпо; с 1959 по 1964 считался главой Тибета; вновь появился на политич. арене в 1978. Он — вице-председатель исполнительного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Е. Д. Огнева