МИ ШКОЛА
Школа ми
(кит. ми цзун). «Тайная школа». Другие названия: «Школа истинных слов», т.е. мантр (кит. чжэньянь цзун), «Тайное учение» (кит. ми цзяо). Китайская версия ваджраяны, индийской школы тантрического буддизма. Основана после V в. При гонениях на тантризм (XII—XIII вв.) практически прекратила существование. В Японии сс. аналог (яп. сингон, сингон сю) существует в настоящее время. В практике школы большое значение придается мантрам (кит. чжэньянь), дхарани (кит. толони), мандалам (кит. маньчало, маньтало) и др. В учении о бессмертии (кит. сянь сюэ) абсолют персонифицируется как будда Вайрочана (кит. Дажи), аналог Адибудды Человек (кит. жэнь) в аспекте сознания является его подобием. Объектами медитации служат пять дхьяни-будд, татхагат (кит. жулай). В практику адепта входит трансформация сексуальной энергии в творческую энергию. Школа признает модель восьмиединого сознания (сс. астаявиджняна, кит. ба ши) индийской школы виджнянавада, дополнив её девятым видом чистого сознания (кит. «цзин синь, у синь).
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
МИ ШКОЛА
Тайная школа". Известна также как Ми цзяо ("Тайное учение"), Чжэньянь цзун ("школа Истинных слов [мантр]"). Дальневост. вариант буд. тантризма - ваджраяны (кит. цзиньган чэн). Тантризм проник в Китай в 8 в., его первыми проповедниками были Субха-кара (Шан Увэй), Амогхаваджра (Букун) и Ваджрабодха (Цзиньганчжи). Первоначально встреченный благосклонно имп. двором дин. Тан (618 - 907), тантризм вскоре начинает подвергаться гонениям и после 12-13 вв. почти полностью исчезает в Китае. Вместе с тем элементы тантрич. практики, напр, использование мандал (кит. маньчало, маньтало) - изображений вселенского круговорота, а также мантр (чжэнь янь)- молитв, формул и дхарани (толони)- отд. литургич. звукосочетаний, сохранились в различных школах кит. буддизма. Непопулярность М.ш. объясняется тем, что во многом аналогич. формы религ. практики уже использовались даосизмом, составляя суть методов "обретения бессмертия" (сянь сюэ), а также отрицательным отношением офиц. идеологии к тантрич. секс, символике. Кроме того, назв. школы делало ее подозрительной в глазах правительств, кругов, принимавших М.ш за тайную секту мятежников. М.ш. предлагает развитую систему психофизич. упражнений йоги для достижения "просветления" (см. Саньмэй). Последователи М.ш. утверждают, что их учение представляет собой кратчайший путь к "достижению состояния будды". Центр, место в религ. практике М.ш. занимает созерцание мандал и произнесение мантр и дхарани, к-рые могут воздействовать на психосоматич. состояние верующего; созерцание санскр. букв, окрашенных в имеющие символич. значение цвета и т.п. Религ. практика М.ш. включает также созерцание и мысленное воспроизведение (визуализацию) изображений божеств, каждая деталь облика к-рых имеет символич. смысл. М.ш. использует и секс, символику; изображения сочетающихся божеств означают единение буд. принципов: праджни (божо, баньжо, см. Божо сюэ)- "мудрости" (женское начало) и упайи (фанбянь) - "искусных средств", "сострадания" (мужское начало). Созерцание, по М.ш., предполагает "взаимодействие тела, речи и ума": определенные позы (санскр. асана, кит. цзо фа); особые жесты (мудра, чжи фа); произнесение мантр; размышление о сущности тантрич. учения и его символах. Для адептов М.ш. характерна вера в достижение в процессе религ. практики сверхъестеств. способностей. Космологич. учение М.ш. считает универсум космич. "телом" вселенского "первоначала", источника психич. и физич. жизни - будды Вайрочаны (кит. Дажи). Человек рассматривается как уменьшенная копия этого универсума. На более низком уровне существования космич. будда проявляется в виде пяти "будд созерцания", "победителей", или "татхагат" ("так приходящий", кит. жулай), служащих важным объектом религ. созерцания. Каждый из "пяти будд" обозначает определенную медитативную классификац. схему: ему соответствуют определенные цвет, сторона света, стихия, орган восприятия, добродетель и т.д. Цель верующего - осознать свое сущностное единство с мировым первоначалом и достичь "просветления" и нирваны (см. Непань). В 10 в. М.ш. начала распространяться в Японии, положив начало влиятельной буд. школе Сингон сю. М.ш. оказала сильное влияние на развитие буд. иконографии в Китае. *Wieger L. A History of Religious Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, 1927. P. 535 - 7; Bhattacaryya В. An Introduction to Buddhist Esoterism. Bombay, 1932; Guenther H.V. Yuganaddha, the Tantric View of Life. Benares, 1952. E.A. Торчинов