АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА
Амстердамская школа
одно из поздних эволюционистских направлений в зап. этнологии. Развивалось в Нидерландах в пер. пол. 20 в. на базе кафедры этнологии Амстердам. ун-та, возглавлявшейся в 1907-33 основателем и главой А.ш. С.Р. Штейнмецем (1862-1940). Органом А.ш. был журн. “Internationales Archiv fur Ethnographie” (“Междунар. этногр. архив”), изд. в Лейдене в 1888-1947. Осн. работы последователей А.ш. публиковались на нем. и англ., реже – на голл. яз. А.ш. формировалась в период кризиса классич. эволюционизма, представлявшего один из гл. источников ее теор. платформы. Реакцией на этот кризис был перенос осн. внимания на сравнительно-истор. типологизацию культурных явлений, к-рая стала рассматриваться как гл. цель этногр. исследования. Адепты А.ш. (X. Нибур, Т.С. ван дер Бей, И. Фаренфорт) скрупулезно рассматривали пространств. и временные варианты таких явлений, как война, рабство, первобытные верования. Совр. сравнительно-функционалистские исследования в значит. степени приближаются к амер. холокультурализму (школа Мердока). Лит.: Steinmetz S.R. Gesammelte kleinere Schriften zur Ethnologic und Soziologie. 3 Bd. Groningen, 1928-35; Idem. Die Philosophic des Krieges. Lpz., 1907; Fahrenfort J.J. Wie der LJrmonotheismus am Leben erhalten wird. Groningen, 1930. M.A. Членов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996