МАРСИЙ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАРСИЙ
персонаж греч. мифологии, вначале - речное божество, хозяин одноименной р. в Малой Азии, позднее, в общегреч. пантеоне, — спутник в свите Диониса.

Источник: Атеистический словарь

Марс
Римский бог войны. Его жрец назывался фламин марциалис. Бог получал тройную жертву (кабан, баран, бык). Главное святилище находилось на Марсовом поле в Риме (ара Мартис).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

МАРС
от лат. mas - мужская производящая сила) - бог войны в римск. пантеоне, почитался как отец римск. народа, охранитель полей и стад, позднее — покровитель конных состязаний. Жрецами М. были салии.

Источник: Атеистический словарь

МАРС
(лат. Mars, италийск. Маmers) - в римском пантеоне - бог войны, соотв. греч. Аресу. Первоначально был связан с культом природы и считался охранителем полей и стад; почитался как отец Ромула и всего римского народа, входил вместе с Юпитером и Квирином в триаду римских воинствующих богов, охранителей гос-ва. В качестве бога-воителя М. считался покровителем конских состязаний. В Риме имелся храм М., в к-ром находились якобы его свящ. щит и копье. Отражением культа М. в христианстве служит почитание св. Мартина.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Марсий
греч.)  – бог одноименного притока реки Меандр в Малой Азии, фригийский силен, сын Эагра, один из спутников Диониса. Согласно легенде М. нашел выброшенную Афиной флейту, научился на ней играть и вызвал на состязание самого Аполлона. Победив М., бог содрал с него кожу и повесил на дереве в городе Келенах (Фригия) у истоков реки Меандр. Кровь М. превратилась в реку, названную его именем. По преданию, от звука флейты кожа М. начинала шевелиться, но оставалась недвижимой, если на флейте играли песни в честь Аполлона. (По другому мифу, судивший их соревнование Мидас признал М. победителем. Аполлон убил М., а Мидаса наградил ослиными ушами.)

Источник: Мифологический словарь

МАРСИЙ

Сатир или силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. По мифу, М. подобрал флейту, брошенную Афиной (богиня бросила флейту, так как увидела, как безобразно раздуваются ее щеки при игре). В игре на флейте М. достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил М., музыка которого отличалась чисто фригийским экстатическиисступленным характером, но и ободрал с несчастного кожу. По преданию, кожа М., содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр; при звуках флейты кожа начинает шевелиться, но недвижима при звуках песен в честь Аполлона. М. был оплакан нимфами, сатирами и лесными родичами. Его кровь превратилась в одноименный поток, его флейта была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды в Сикионии и принесена в дар Аполлону.

Источник: Словарь греческой мифологии

Марс
рим.)  – древнеримский бог, вместе с Юпитером и Квирином первоначально входивший в триаду главных богов римского пантеона и считавшийся божеством плодородия, богом дикой природы, родоначальником и хранителем Рима (как отец Ромула). Ему был посвящен первый месяц римского года – март. Его священными животными были дятел, волк, конь и бык. После отождествления с Аресом М. стал богом войны, и ему посвятили место военных смотров в Риме – Марсово поле, находившееся вне городских стен. На этом поле был сооружен храм М., так как вооруженным войскам запрещалось входить в город. Главной святыней храма М. были копье и щит, якобы упавшие с неба. Этот щит (анкил) считался залогом непобедимости Рима, и чтобы враги не смогли его выкрасть, по приказу царя Нумы было сделано еще одиннадцать точно таких же щитов. Самопроизвольное движение щитов считалось предзнаменованием страшных бед. М. часто изображали на монетах, наряду с Гонором и Виртус он был наиболее почитаемым богом в армии. По окончании военных действий в честь М. устраивали конные бега и приносили ему в жертву коня из победившей квадриги. Женой М. считалась Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть М.». В честь М. названа была планета Марс, красный цвет которой напоминает кровь.

Источник: Мифологический словарь

Марсий
В древнегреческой мифологии Марсием (Marsyas) звали сатира или силена, жившего в лесах Фригии, области в центре Малой Азии. Он был сыном богини Кибелы.
Подобно греческим сатирам, малоазиатские силены были изобретателями национальной музыки, а именно сиринги и флейты, и обычными нежными спутниками горных нимф. Близкое отношение силенов. к малоазиатской музыке доказывается мифом о Марсии, который в сказаниях называется силеном и богом реки, протекавшей через фригийский гор. Келены. В Греции силены также почитались как покровители источников и гении плодородия, олицетворявшегося в Дионисе. Что касается музыкальных свойств греческих силенов, то Марсий на аттической сцене изображался как представитель устаревшей флейты, которая уступила представляемой Аполлоном кифаре. В связи с этим стоит рассказ о суде Аполлона над Марсием. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент – из-за того, что она безобразит лицо. Марсий, однако, подобрал флейту и довел игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьей был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам силену Марсию, произнес приговор в его пользу. Но Музы, как посредницы в споре, решили его в пользу игры бога на кифаре; тогда Аполлон содрал повесил Марсия на сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами. Из крови силена Марсия или слез нимф, оплакавших гибель своего любимца, образовалась река, носившая его имя.
Первоначально Марсий был богом одноименной реки у Келен, где на рынке, близ истоков реки, показывали так называемый мех Марсия. Древние художники часто вдохновлялись судьбой Марсия; так, напр., Мирон, старший современник Фидия, изобразил Марсия, отпугиваемым Афиной от двойной флейты, к которой он протягивает руку. В Риме и римских колониях на рынках стояли статуи М., как эмблемы свободы.
Ср. Hirschfeld, «Athena und Marsyas» (Б., 1872); Sybel, «Athena und Marsyas» (Марбург, 1879); Jordan, «Marsyas auf dem Forum in Rom» (Б., 1883).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Марс
В древнеримской мифологии Марс (Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs) – считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского п-ова, а позже – и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Раньше всего Марс был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на весну и особенно на месяц март, названный его именем (см. Ver sacrum; в связи с ними находится посвящение Марсу племен – Marsi, Mamertini, Marrucini – и городов – Mamertium, Marrubium). Были в честь Марса праздники и в другие теплые времена года, т. е. летом и осенью. Почитание Марса продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина зимним временем года, составляли в сущности год. Как представитель растительной силы природы за год, Марса считался богом года, годового благоденствия (annona, от annus = год). Отсюда понятна связь его с богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба по выселении их на Mons Sacer. 12 щитов Марса – символическое изображение 12 месяц. года. Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят щиты и военный характер религиозных движений салиев (см.). Как раз во время 8 теплых месяцев, посвященных Марсу, происходили военные действия, заканчивавшиеся в день последнего празднества Марса, 19 октября. Уже после Катона значение Марса, как бога земледелия, растительной силы природы и болезней, перешло к божествам Церере, Либеру и Эскулапию, а за Марсом осталось значение бога войны. К военным атрибутам бога, кроме щитов, относятся копья (hastae).
Как военный бог (солдат и гладиаторов), он имеет эпитеты: gradivus, conservator, custos, adsertor, victor, invictus, militaris, campester, propugnator, pacifer, ultor. Марс считался еще богом-родоначальником городов и племен (πατρωος и άρχηγέτης) и в этом смысле назывался Mars pater, Mars Piter (Maspiter), Quirinus Pater. Миф об основании Рима называет его отцом Ромула. Он же был одним из немногих богов-предсказателей, дававших людям оракулы. Как бог-предсказатель (сперва погоды, а затем и вообще будущего), он – дед Фавна и отец Пика. Корень mar (ср. μαρμαίρω – сверкаю, marmor – блеск) показывает, что Марс – бог света и солнца, в этом отношении близкий по значению к Аполлону. На их взаимную близость указывает одинаковость их символических значений и атрибутов (см. Roscher, «Apollo und Mars», 1873). Из храмов Марса известны особенно храм у подошвы Палатина, или Curia Saliorum (Salii Palatini), – в честь Mars Gradivus; Ara Martis – на Марсовом поле; храм при Porta Capena; храм при Circus Flaminius; храм в честь Mars Ultor, на forum Augustum. Из жрецов М. известны салии (см.) и flamen Martialis. Н. О.
См. Весker, «Topographie der Stadt Rom» (1849—68); Gilbert, «Geschichte und Topographie der Stadt Rom.» (Лпц., 1883—90); Marquardt, «Handbuch der Romischen Altertumer» (Лпц., т. 6, 1885); Preller-Jordan, «Romische Mythologie» (1881, т. I, 332–369); Usener, «Italische Mythen».

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Марс
Четвертая от Солнца и ближайшая к нам (после Венеры) планета Солнечной системы Марс обращается вокруг Солнца на среднем расстоянии от него 227 млн км, но из-за сравнительно большого эксцентриситета его орбиты это расстояние меняется от 207 млн км в перигелии до 249 млн км в афелии Будучи холодной, сухой планетой с пыльными бурями ураганной силы и с атмосферой, в сто раз менее плотной, чем на Земле, Марс представляет собой относительно небольшое небесное тело его диаметр равен почти точно половине земного, а масса составляет лишь десятую часть массы Земли Марсианские сутки (один оборот вокруг оси) длятся 24,6 земных часов, а год (один оборот вокруг Солнца) равен 687 земным суткам Марс называют красной планетой из-за ее цвета при наблюдении в оптический телескоп Какого рода климатические условия преобладают на Марсе7 Поскольку Марс расположен дальше от Солнца, чем Земля, он холоднее, но благодаря наличию у него атмосферы, хотя и тонкой, на его поверхности не так холодно, как на Луне Средняя температура на Марсе составляет — 50 °С Несмотря на то что, на наш взгляд, эта планета сурова и негостеприимна, климат Марса некоторыми своими особенностями напоминает климат Земли. На обеих планетах происходит смена времен года (хотя марсианские времена года более резко отличаются одно от другого и продолжаются вдвое дольше, чем на Земле), имеется глобальная система ветров с пассатами в тропиках и циклоническими бурями в средних широтах. Главное различие заключается в химическом составе атмосферы. В то время как в атмосфере Земли главными газами являются азот и кислород, атмосфера Марса состоит на 95,3% из углекислого газа. Ученые полагают, что на ранних этапах истории Солнечной системы, насчитывающей 4,6 млрд. лет, климаты Марса и Земли были более похожими, чем теперь, и на Марсе могла существовать текучая вода. В настоящее время поверхность этой планеты столь холодна, что зимой у ее полюсов углекислый газ замерзает, образуя полярные шапки.
Марс интенсивно изучался с помощью непилотируемых космических аппаратов. Американская орбитальная станция «Маринер-9» передала фотоснимки, позволившие составить в 1971 г. первую точную карту всего Марса. Первая посадка на красную планету была выполнена в 1976 г., когда американские автоматические станции «Викинг-1» и «Викинг-2» направили спускаемый аппарат на поверхность Марса в поисках каких-либо признаков жизни, но ничего найдено не было. Планируются также исследования Марса с помощью космической станции «Марс-Обзервер», которая должна стать спутником Марса и собирать геологические и климатологические данные об этой планете. В 2001 г. предполагается направить непилотируемый спускаемый аппарат на Марс и вернуть его на Землю с первыми физическими образцами марсианского грунта. Высадка людей на Марсе в начале 21 в. также теоретически возможна; обсуждаются в предварительном порядке совместные усилия США и России по достижению этой цели.
У Марса два спутника небольшого размера: Фобос (по-гречески страх) и Деймос (по-гречески ужас) — подходящие названия для спутников бога войны. Диаметр обеих лун Марса всего лишь около 190 км. В 1989 г. к Фобосу были запущены два непилотируемых советских космических аппарата. К сожалению, на обоих аппаратах возникли технические неполадки, и они были потеряны. Эта двойная неудача свидетельствовала об отставании советской программы исследования космического пространства.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
623.14 кб

МАРСИАЛЬ ГЕРУ И АНРИ БЕРГСОН: КРАХ ИНТУИТИВИСТСКОЙ МОДЕЛИ?

Кротов Артем Александрович
В статье ставится целью анализ перспектив интуитивистской модели применительно к области историко-философского знания.
Читать PDF
102.55 кб

АРХИТЕКТОНИКА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ МАРСИАЛЯ ГЕРУ)

Кротов Артем Александрович
В статье анализируются главные положения метафилософии Марсиаля Геру: дедукция условий возможности истории философии; отличие ее от истории науки; отсутствие в ней прогресса, понимаемого как вытеснение устаревшего содержания более
Читать PDF
221.62 кб

Непредустановленная гармония и другие «Марсианские» понятия Канта

Воронина Наталья Юрьевна
Реформирование Кантом классической новоевропейской рациональности выражается в нескольких ключевых концептах его трансцендентализма, которые без учета того нового способа мыслить, который носит название «коперниканского поворота»
Читать PDF
332.71 кб

Особенности эстетики Марсилио Фичино на основе «Комментария на “Пир” Платона» (el libro dell`amore)

Хитрун Николай Владимирович
Анализируется эстетическая концепция Фичино на базе итальянской версии комментария на «Пир» Платона (названного книгой «О любви»).
Читать PDF
236.06 кб

2010. 02. 016. Фалко Р. Марсилио Фичино и пророческий миф. Falco R. Marsilio Ficino and Vatic myth /

Лозинская Е. В.
Читать PDF
442.84 кб

Платоническое учение о «Брачном числе» и его рецепция Марсилио Фичино

Гурьянов Илья Геннадьевич
В статье рассматривается учение о «брачном числе», получившее большое распространение в платонической философской традиции, его истоки и рецепция.
Читать PDF
590.86 кб

Рецепция Михаила Пселла в контексте физических и медицинских рассуждений Марсилио Фичино

Гурьянов Илья Геннадьевич
В статье рассмотрены рецепции философского наследия византийского ученого и богослова XI в. Михаила Пселла в работах флорентийского философа-неоплатоника XV в. Марсилио Фичино.
Читать PDF
124.38 кб

Рецепция Михаила Пселла в контексте физических и медицинских рассуждения Марсилио Фичино

Гурьянов И.Г.
Статья посвящена рассмотрению рецепции философского наследия византийского ученого и богослова XI в. Михаила Пселла в работах флорентийского философа-неоплатоника XV в. Марсилио Фичино.
Читать PDF
340.11 кб

“pacis civilium” Марсилия Падуанского: социальное благоденствие, «Здоровье» государства и функции вл

Гладков А.К.
Рассматривается «Защитник мира» Марсилия Падуанского, одно из наиболее значительных и влиятельных в интеллектуальном плане политических произведений эпохи Средневековья, представляющее оригинальные рассуждения автора о власти, зак
Читать PDF
861.26 кб

СЕКУЛЯРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

Афанасов Николай, Павлов Александр
Текст является кратким введением в политическую философию теолога и философа Марсилия Падуанского, изложенную им главным образомв трактате «Защитник мира», а также попыткой описать эту одну из первых светских политических теологий

Похожие термины:

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

    итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в результате обществ, договора; отделял политику о
  • Васкес Марсилий

    род. в Толедо, ум. во Флоренции в 1611 г., цистерцианский монах, преподавал богословие и философию в духе томизма в Риме, Ферраре и Флоренции. Издал комментарий ко всей философия Аристотеля в 8 томах и с
  • МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ

    Marsilius von Inghen) (род. 1330, Инген, близ Нимвегена - ум. 20 авг. 1396, Гейдельберг) - нем. представитель поздней схоластики; в 1367 - 1371 - ректор Парижского ун-та, первый ректор основанного в 1386 Гейдельбергского ун-т
  • Марсилио Фичино

    1433-1499) - итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии. Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощь
  • ФИЧИНО Марсилио

    1433-1499) - итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии. Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощь