МАРСИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАРСИЙ
персонаж греч. мифологии, вначале - речное божество, хозяин одноименной р. в Малой Азии, позднее, в общегреч. пантеоне, — спутник в свите Диониса.

Источник: Атеистический словарь

Марсий
греч.)  – бог одноименного притока реки Меандр в Малой Азии, фригийский силен, сын Эагра, один из спутников Диониса. Согласно легенде М. нашел выброшенную Афиной флейту, научился на ней играть и вызвал на состязание самого Аполлона. Победив М., бог содрал с него кожу и повесил на дереве в городе Келенах (Фригия) у истоков реки Меандр. Кровь М. превратилась в реку, названную его именем. По преданию, от звука флейты кожа М. начинала шевелиться, но оставалась недвижимой, если на флейте играли песни в честь Аполлона. (По другому мифу, судивший их соревнование Мидас признал М. победителем. Аполлон убил М., а Мидаса наградил ослиными ушами.)

Источник: Мифологический словарь

МАРСИЙ

Сатир или силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. По мифу, М. подобрал флейту, брошенную Афиной (богиня бросила флейту, так как увидела, как безобразно раздуваются ее щеки при игре). В игре на флейте М. достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил М., музыка которого отличалась чисто фригийским экстатическиисступленным характером, но и ободрал с несчастного кожу. По преданию, кожа М., содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр; при звуках флейты кожа начинает шевелиться, но недвижима при звуках песен в честь Аполлона. М. был оплакан нимфами, сатирами и лесными родичами. Его кровь превратилась в одноименный поток, его флейта была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды в Сикионии и принесена в дар Аполлону.

Источник: Словарь греческой мифологии

Марсий
В древнегреческой мифологии Марсием (Marsyas) звали сатира или силена, жившего в лесах Фригии, области в центре Малой Азии. Он был сыном богини Кибелы.
Подобно греческим сатирам, малоазиатские силены были изобретателями национальной музыки, а именно сиринги и флейты, и обычными нежными спутниками горных нимф. Близкое отношение силенов. к малоазиатской музыке доказывается мифом о Марсии, который в сказаниях называется силеном и богом реки, протекавшей через фригийский гор. Келены. В Греции силены также почитались как покровители источников и гении плодородия, олицетворявшегося в Дионисе. Что касается музыкальных свойств греческих силенов, то Марсий на аттической сцене изображался как представитель устаревшей флейты, которая уступила представляемой Аполлоном кифаре. В связи с этим стоит рассказ о суде Аполлона над Марсием. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент – из-за того, что она безобразит лицо. Марсий, однако, подобрал флейту и довел игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьей был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам силену Марсию, произнес приговор в его пользу. Но Музы, как посредницы в споре, решили его в пользу игры бога на кифаре; тогда Аполлон содрал повесил Марсия на сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами. Из крови силена Марсия или слез нимф, оплакавших гибель своего любимца, образовалась река, носившая его имя.
Первоначально Марсий был богом одноименной реки у Келен, где на рынке, близ истоков реки, показывали так называемый мех Марсия. Древние художники часто вдохновлялись судьбой Марсия; так, напр., Мирон, старший современник Фидия, изобразил Марсия, отпугиваемым Афиной от двойной флейты, к которой он протягивает руку. В Риме и римских колониях на рынках стояли статуи М., как эмблемы свободы.
Ср. Hirschfeld, «Athena und Marsyas» (Б., 1872); Sybel, «Athena und Marsyas» (Марбург, 1879); Jordan, «Marsyas auf dem Forum in Rom» (Б., 1883).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.



Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
623.14 кб

МАРСИАЛЬ ГЕРУ И АНРИ БЕРГСОН: КРАХ ИНТУИТИВИСТСКОЙ МОДЕЛИ?

Кротов Артем Александрович
В статье ставится целью анализ перспектив интуитивистской модели применительно к области историко-философского знания.
Читать PDF
102.55 кб

АРХИТЕКТОНИКА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ МАРСИАЛЯ ГЕРУ)

Кротов Артем Александрович
В статье анализируются главные положения метафилософии Марсиаля Геру: дедукция условий возможности истории философии; отличие ее от истории науки; отсутствие в ней прогресса, понимаемого как вытеснение устаревшего содержания более
Читать PDF
221.62 кб

Непредустановленная гармония и другие «Марсианские» понятия Канта

Воронина Наталья Юрьевна
Реформирование Кантом классической новоевропейской рациональности выражается в нескольких ключевых концептах его трансцендентализма, которые без учета того нового способа мыслить, который носит название «коперниканского поворота»
Читать PDF
332.71 кб

Особенности эстетики Марсилио Фичино на основе «Комментария на “Пир” Платона» (el libro dell`amore)

Хитрун Николай Владимирович
Анализируется эстетическая концепция Фичино на базе итальянской версии комментария на «Пир» Платона (названного книгой «О любви»).
Читать PDF
236.06 кб

2010. 02. 016. Фалко Р. Марсилио Фичино и пророческий миф. Falco R. Marsilio Ficino and Vatic myth /

Лозинская Е. В.
Читать PDF
442.84 кб

Платоническое учение о «Брачном числе» и его рецепция Марсилио Фичино

Гурьянов Илья Геннадьевич
В статье рассматривается учение о «брачном числе», получившее большое распространение в платонической философской традиции, его истоки и рецепция.
Читать PDF
590.86 кб

Рецепция Михаила Пселла в контексте физических и медицинских рассуждений Марсилио Фичино

Гурьянов Илья Геннадьевич
В статье рассмотрены рецепции философского наследия византийского ученого и богослова XI в. Михаила Пселла в работах флорентийского философа-неоплатоника XV в. Марсилио Фичино.
Читать PDF
124.38 кб

Рецепция Михаила Пселла в контексте физических и медицинских рассуждения Марсилио Фичино

Гурьянов И.Г.
Статья посвящена рассмотрению рецепции философского наследия византийского ученого и богослова XI в. Михаила Пселла в работах флорентийского философа-неоплатоника XV в. Марсилио Фичино.
Читать PDF
340.11 кб

“pacis civilium” Марсилия Падуанского: социальное благоденствие, «Здоровье» государства и функции вл

Гладков А.К.
Рассматривается «Защитник мира» Марсилия Падуанского, одно из наиболее значительных и влиятельных в интеллектуальном плане политических произведений эпохи Средневековья, представляющее оригинальные рассуждения автора о власти, зак
Читать PDF
861.26 кб

СЕКУЛЯРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

Афанасов Николай, Павлов Александр
Текст является кратким введением в политическую философию теолога и философа Марсилия Падуанского, изложенную им главным образомв трактате «Защитник мира», а также попыткой описать эту одну из первых светских политических теологий

Похожие термины:

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

    итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в результате обществ, договора; отделял политику о
  • Васкес Марсилий

    род. в Толедо, ум. во Флоренции в 1611 г., цистерцианский монах, преподавал богословие и философию в духе томизма в Риме, Ферраре и Флоренции. Издал комментарий ко всей философия Аристотеля в 8 томах и с
  • МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ

    Marsilius von Inghen) (род. 1330, Инген, близ Нимвегена - ум. 20 авг. 1396, Гейдельберг) - нем. представитель поздней схоластики; в 1367 - 1371 - ректор Парижского ун-та, первый ректор основанного в 1386 Гейдельбергского ун-т
  • Марсилио Фичино

    1433-1499) - итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии. Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощь
  • ФИЧИНО Марсилио

    1433-1499) - итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии. Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощь