(1891, Гавр –1976, Париж) – философ, историк философии. Преподавал в Страсбургском университете (1929–1945), Сорбонне (1945–1951), Коллеж де Франс (1951–1963). Параллельно с историко-философскими исследованиями, посвященными преимущественно учениям мыслителей Нового времени, Г. разрабатывал концепцию «дианоэматики» (от гр. dianoema – учение), или «философии истории философии», в которой заметно влияние Платона, И. Канта, И.Г. Фихте. Она изложена в работе «Дианоэматика», первая книга которой, состоящая из трех томов и дающая исторический обзор истории философии от Античности до современности, является введением ко второй книге, где представлена сама концепция. Дианоэматика, которая должна решить антиномию исторического, временнóго, характера существования философских учений и вневременности философской истины, опираясь на трансцендентальный метод, принимает как факт историческое существование разных концепций и ставит вопрос об условиях его возможности. Задачу дианоэматики реализует радикальный идеализм, утверждающий, что всякая философская система создает собственную реальность, источник которой лежит в имманентном содержании философского мышления. Мир философских учений Г. рисует как мир вечных сущностей, открываемый в особом сверхчувственном опыте. Такие сущности, или Идеи-системы, пребывают вне истории, а их содержание предстает как вечное и независимое от временного и случайного акта их раскрытия, причем сама Идеясистема и является источником такого акта, через его посредство свободно полагая себя. В силу этого, по Г., существует внутренняя связь между имманентными отношениями, поддерживаемыми Идеями-системами, и историческими условиями их манифестации, а потому Идею невозможно отделить от эпохи ее проявления, от религии, науки, искусства соответствующего времени. Из такого реализуемого в каждой философской системе союза внешнего и внутреннего и должен исходить в своих исследованиях историк философии. Стремясь примирить философию с ее историей, радикальный идеализм, таким образом, вообще пересматривает понятие истины, отказываясь определять критерий истинной философии; по убеждению Г., речь может идти только о формальных критериях всякой реальной философии, к числу которых он относит богатство определений и контакт с философским опытом истории. Г. выступил защитником автономии метафизики, полагая, что определение «философия есть служанка науки» столь же неверно и опасно, как и трактовка ее в качестве служанки теологии.
В своих работах он применял структурный метод, позволяющий исследовать каждую философскую теорию как уникальную конструкцию со свойственными ей закономерностями, системой описания и объяснения реальности, сложным взаимодействием внутренних установок ее создателя и общекультурного контекста.
Соч.: L’évolution et la structure de la doctrine de la science chez Fichte. P., 1930; Philosophie transcendantale de Salomon Maïmon. P., 1930; Dynamique et métaphysique leibniziennes. P., 1934; Etendue et psychologie chez Malebranche. P., 1939; Descartes selon l’ordre des raisons. P., 1953; Nouvelles réflexions sur la preuve ontologique de Descartes. P., 1955; Berkeley. Quatre études sur la perception et sur Dieu. P., 1956; Malebranche. V. 1–3. P., 1956–1959; Etudes sur Descartes, Spinoza, Malebranche et Leibniz. P., 1970; Spinoza. V. 1–2. P., 1968, 1974; Etudes sur Fichte. P., 1979; Dianoématique. Livre I. Histoire de l’histoire de la philosophie. V. 1–3. P., 1984, 1988; Livre II. Philosophie de l’histoire de la philosophie. P., 1979. Лит.: Deleuze, G. Spinoza et la méthode générale de M. Gueroult // Revue de métaphysique et de morale. 1969. № 74; Dreyfus, G. Martial Gueroult // Kant-Studien. 1978. 69/4; Brunner, F. Histoire et théorie des philosophies selon Martial Gueroult // Bulletin de la Société française de philosophie. Séance de 23 janvier 1982; Bernhardt, J. La philosophie de l’histoire de la philosophie de Martial Gueroult // Revue philosophique de la France et de l’étranger. 1993. V. 118. № 1.