ФИЧИНО Марсилио

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИЧИНО (лат. Ficinus Marsilius) Марсилио
род. 19 okt. 1433, ФильинеВальдорно - ум. 1 okt. 1499, Кареджи, близ Флоренции) - итал. философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии (см. Академия). Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощью преодолеть христ. религию и снова связать культуру с эллинизмом. Осн. произв. - "Opera" (лат.), 1641.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФИЧИНО Марсилио
(лат. Ficinus Marsilius) — философ; p. 19.10.1433 (Фильине, Вальдарно) — ум. 1.10.1499 (Кареджи, близ Флоренции); глава флорентийской Академии (см. Академия); исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощью преодолеть христианскую религию и снова связать культуру с эллинизмом. Осн. соч.: Opera (lat.), 1561, 2 vol., 1576 (repr. 1959—1962), 1641; Supplementum Ficinianum, hg. v. R Kristeller, 1937, repr. 1973; Theologia Platónica, 1482, repr. 1975; De triplici vita, 1489, repr. 1973; The Letters, hg. v. P. Kristeller, 1975, 1978.
Saitta. La filosofía di M. F., 1923; W. Dreß. Die Mystik des M. F., 1929; R. Marcel. M. F., Paris, 1958; P. O. Kristeller.
Die Philos. des M. F., 1972; А. B. Collins. The Secular is Sacred. Platonism and Thomism in M. F. s Platonic Theology. Den Haag, 1974; W. Beierwaltes. M. F. s Theorie des Schönen im Kontext des Platonismus, 1980; K. Eisenbichleru. a. (edd.). F. and Renaissance Neoplatonism. Ottawa, 1986; P. O. Kristeller. M. F. and His Work After Five Hundred Years, Firenze, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФИЧИНО Марсилио
19. 10. 1433, ФильинеВальдарно - 1. 10. 1499, Кареджи, близ Флоренции), итал. гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевел на лат. яз. соч. Платона (1-е изд. 1484), Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик» и трактаты т. н. Герметического свода (см. Герметизм). В комментариях к ним и в соч. «Платоновская теология о бессмертии души» («Theologiae platonicae de immortalitate animorum», 1469-74, l изд. 1482, последнее изд. - «Teologie platonicienne de rimmortalite des ames», v. 1-3, 1965-70), «О христ. религии» («De Christiana religione», 1476) и др. развил филос. систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатонизма (концепция эманации и др.) и мистич. учений поздней античности в духе согласования с осн. догматами христианства. Достоинство человека, одаренного способностью к познанию и свободной волей, в его божеств. происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания к слиянию с богом - «божеств. безумию». Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание к-рой он рассматривал как ступень к высшему мистич. созерцанию. Исторически существовавшие религии и религ.-филос. учения Ф. считал этапами развития «всеобщей религии». Способствовал возрождению платонизма и борьбе со схоластич. аристотелизмом, оказал значит. влияние па развитие философии Возрождения и 17-18 вв.

Источник: Советский философский словарь

Марсилио Фичино (1433-1499)
один из видных представителей итальянского гуманизма, выразитель платонизма в эпоху Возрождения. Заслуга его состоит в том, что он перевел на латинский язык диалоги Платона и произведения античных неоплатоников - Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия. В своих произведениях "О христианской религии" и "Платоновская теология о бессмертии души" он с антисхоластических позиций решал вопрос о соотношении религии и философии. Хотя Фичино так же, как и авторитарная схоластика, рассматривал религию и философию близкими, но полагал, что они равноправные сестры и выдвинул концепцию "всеобщей религии". Религию он представлял в качестве необходимой формы, в которой выражается духовная жизнь народов. Концепция всеобщей религии - это одна из первых форм выражения веротерпимости. Фичино стоял на позициях пантеизма, рассматривая Бога в качестве некоего первоединства, которое пребывает вне мира. Его пантеизм не натуралистический, отождествляющий целиком природу и Бога, его Бог, хотя и существует вне природы, но не может существовать без природы и человека. Для него мировая душа объединяет все звенья мировой иерархии и всему дает движение. Особенно гуманистические воззрения Фичино проявились в его учении о человеке, которого он рассматривал центральным звеном космоса. Он считает, что человек должен постоянно совершенствоваться и тем самым возноситься к Богу. Фичино подчеркивал важность стремления человека к свободе. В духе Платона Фичино утверждал, что правители государства должны быть философами.

Источник: Краткий словарь философских персоналий

Марсилио Фичино
Marsilio Ficino (лат. Marsilius Ficinus; 19 октября 1433, Фильйне-Вальдарно, близ Флоренции — 1 октября 1499, Кареджи, близ Флоренции) — итальянский гуманист, философ и астролог, основатель и глава флорентийской Платоновской академии. Один из ведущих мыслителей раннего Возрождения, наиболее значительный представитель флорентийского платонизма — направления, связанного с возобновлением интереса к философии Платона и направленного против схоластики, в особенности против схоластизированного учения Аристотеля.          В период между 1469 и 1474 гг. Фичино создал свое главное произведение — трактат «Платоновское богословие о бессмертии души» (1482).          Главной заслугой Фичино была переводческая и комментаторская деятельность. Благодаря Фичино интеллигенции эпохи Возрождения стало доступно все наследие Платона, а также труды неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла.          Суть своих воззрений Фичино излагает в главном труде под названием «Платоновское богословие и бессмертие души», изданном в 1482 году. В этой работе он пытается определить новое место философии. Называя философию «сестрой религии», он по сути подменяет религию откровения «ученой религией» (docta religio), которая постигает разумом истины веры.          До флорентийской Академии гуманисты Возрождения интересовались, прежде всего, проблемой человека и вопросами этики. Фичино, вслед за Плетоном, на первый план выдвигает проблему соотношения Бога и мира. В варианте «ученой религии», предложенном Фичино, перед нами так называемый панентеизм. Как и в случае с пантеизмом, сам этот термин был введен значительно позднее, а именно К. Краузе в 1828 году. В буквальном переводе с греческого «панентеизм» означает «все в боге». Как и в пантеизме, мир здесь совпадает с Богом. Но панентеизм отличается от пантеизма тем, что Бог здесь не растворяется в мире, а существует и за его пределами.          

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

ФИЧИНО Марсилио
19 октября 1433, ФильинеВальдарио — 1 октября 1499, Флоренция) — итальянский гуманист и философ-неоплатоник. Образование получил в университете Флоренции. Смолоду выказал большой интерес к философской мысли античности и, чтобы познакомиться с ней по первоисточникам, изучил древнегреческий язык. Оценив способности и рвение молодого человека, Козимо Медичи, богатый банкир и фактический правитель Флоренции, взял его под свое покровительство. В 1462 он подарил Фичино имение неподалеку от своего собственного, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов.
Около 1462 Фичино выполнил перевод с древнегреческого на латынь «Гимнов» и «Аргонавтики» — апокрифических сочинений, автором которых традиция считала легендарного поэта древности Орфея. Затем взялся за цикл гностических трактатов, известных под общим названием «Поймандр» и приписываемых Гермесу Трисмегисту. В 1463 он приступил к диалогам Платона, творчество которого рассматривал как важнейшее звено в развитии «благочестивой философии», восходящей к самым отдаленным временам: в своих занятиях Фичино, стремившийся показать внутреннее согласие «древнего богословия», как бы повторял тот путь, который прошла религиозно-философская мудрость язычников.
Перевод всех творений Платона на латынь был завершен к 1468. Затем на протяжении пяти лет Фичино создает свои наиболее важные оригинальные труды: обстоятельный «Комментарий на «Пир Платона» (1469, издан в 1544), повествующий о космической функции любви и о сущности прекрасного; фундаментальный трактат «Платоновское богословие о бессмертии душ» (1469—74, издан в 1482), где, в частности, развивалось учение о человеке как «своего рода боге», способном свободно творить себя самого, окружающий мир и общественную жизнь, покорять себе пространство, время, удачу, разведывать свойства и силы природы, ставя их на службу своих устремлений и интересов; трактат «О христианской религии» (1474), возобновляющий традицию раннехристианской апологетики.
Деятельность Фичино, в которой современники видели возрождение древней мудрости, примиренной с христианством, возбуждала к себе живейший интерес в обществе. Вокруг Фичино сложилась группа единомышленников, своего рода вольное ученое братство, получившее известность под именем Платоновской Академии. Она не имела устава, не знала должностей и фиксированного членства, в ее деятельности принимали участие люди самого разного звания и рода занятий: именитые патриции, купцы, должностные лица государства, священнослужители, врачи, университетские профессора, гуманисты, богословы, поэты, художники.
В 1489 Фичино опубликовал медико-астрологический трактат «О жизни». С 1484 работал над переводом и комментированием «Эннеад» Плотина, изданных им в 1492. В этот же период он перевел сочинения Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Афинагора, Синезия, Михаила Пселла. В 1492 он написал и вскоре издал трактат «О солнце и свете», в 1494 завершил обширные толкования к нескольким диалогам Платона. В 1495 издал двенадцать книг своих «Посланий». Умер за комментированием «Послания к римлянам» апостола Павла.
Идеи Фичино оказали сильное влияние на богословскую и гуманистическую мысль и на художественную культуру конца 15—16 вв.
Соч.: Opera, vol. 1—2. Basileae, 1576; в рус. пер.: Комментарий на «Пир» Платона.— В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. M., 1981, с. 144— 241; Послания.— В кн.: Соч. итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985, с. 211-226.
Лит.: KristeHer Р. О. Il pensiero filosofico di Marsilio Ficino. Firenze, 1953; MarseIR. МакПе Ficin. P., 1958.
О. Ф. Кудрявцев

Источник: Новая философская энциклопедия

Марсилио Фичино
(1433–1499)
«Надо любить Бога во всех вещах»
Жизнь. Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, прославившийся как переводчик, философ, специалист в области магии. Уже в ранней молодости он проявил себя как талантливый литератор и был приглашен на должность секретаря Флорентийской Республики. Вскоре за большие заслуги и незаурядные способности Фичино получает в дар от Медичи Старшего удобную виллу, на которой он мог спокойно предаться ученым занятиям. Этот момент считается началом деятельности новой «платоновской Академии», возродившейся благодаря стараниям Фичино. Правда, это была уже не та Академия, в которой обучались многочисленные ученики Платона, хотя вклад ее в дело развития просвещения и науки Возрождения неоспорим.
Ступени развития мира. Для описания истинной картины мироздания Фичино применил пять основных категорий (ступеней совершенства): материя, качество (форма), душа, ангел, Бог. Как видно из этой иерархии, душа является своеобразным связующим звеном между абсолютно недуховной частью (материя и качество) и исключительно духовной (ангел и Бог). Это как бы два различных мира – мир умственный и физический, просветленный и темный, возвышенный и низменный. Долг каждого человека разобраться в себе и выбрать соответствующий путь развития – возвыситься до божественного просветления или опуститься до низшего материального уровня. И руководящим импульсом в этом движении должна быть только сама душа человека, которую Фичино называет «посредницей всех вещей и способностей» мира.
Платоническая любовь. С вопросом о душе у Фичино связано представление об особенной «душевной» любви, на которую способен всякий просветленный человек. Эту любовь он называет «платонической» (или «сократической»). В сущности, платоническая любовь представляет собой особый род любви человека ко всему божественному и к самому Богу. Глядя на другого человека, мы любим в нем божественный замысел о нем, а не его самого. И хотя мы склонны восхищаться его физическими или духовными достоинствами, «но на самом деле мы все это не любим…» А что же тогда мы любим? – встает вопрос. «Любя тела, мы будем любить тень Бога, в душе – подобие Бога; в ангелах – образ Бога. Так, если в настоящем времени мы будем любить Бога во всех вещах, то в конце концов будем любить все вещи в Нем. Ибо, живя так, мы достигнем той степени, когда будем видеть Бога и все вещи в Боге. И будем любить Его в себе и все вещи в Нем…»
Пантеизм Фичино. Все вышесказанное непосредственно указывает на откровенно пантеистический характер философии Фичино. По сути, он говорит о мировой душе, связующей бесконечный мир Бога с не менее бесконечным миром человека. Здесь мы уже сталкиваемся с теорией человека как хранителя и даже созидателя божественных атрибутов – Красоты, Любви, Счастья, Наслаждения. Любой божественный принцип, проявляемый через душу человека, получает свое обоснование и продолжение в земном мире, создавая гармонию и порядок в земных делах человечества. Благодаря этому человек обретает необыкновенную силу и мощь в созидании социальнокультурных начал мира – семьи и государства. Более того, обладая божественным вдохновением, человек может и должен, говорит Фичино, стать со временем полновластным хозяином всей физической природы. Он подчинит ее своей воле и заставит служить себе так же, как человечество служит воле и целям самого Бога.
Выводы. В учении Фичино мы уже явственно видим гуманистические тенденции возрожденческой мысли. Фичино едва ли не открыто обожествляет человека, абсолютизируя его возможности; на этой стадии развития его мысли Бог как бы перестает быть в центре внимания. Человек со своими безграничными способностями поднимается на одну ступеньку с Богом, считая себя продолжателем Его дела на земле. Так постепенно наступает эра нового мировоззрения в западноевропейской культуре – антропоцентризма, когда человек сам себя делает центром мироздания.

Источник: Философия. Краткая история.

ФИЧИНО Марсилио

(19 окт. 1433 – 1 окт. 1499) – итал. философ, организатор флорентийской Академии платоновской. Перевел на лат. яз. соч. Платона (опубл. 1484), неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть Ареопагитик. В комментариях к ним в собств. соч. "Платоновская теология о бессмертии души" (1469–74, опубл. – Florence, 1482, последнее изд. "Th?ologie platonicienne de l´immortalit? des ?mes", v. 1–2, P., 1965), "О христ. религии" ("De Christiana religione", Florence, 1476) и др. ?. развил филос. систему, явившуюся реакцией на натуралистич. (аверроистские), эпикурейские и стоич. концепции раннего итал. Возрождения. Эта система представляет собой оригин. переработку платонизма и мистич. учений поздней античности, истолкованных, однако, в духе приспособления к осн. догматам христианства, а не в духе пантеизма. Бог в философии Ф. – бесконечное, в себе самом пребывающее начало, воплощающее высшее единство. Деятельность бога порождает мир не в единовременном акте творения, но в постепенном нисхождении от единства неподвижности через дух, мировую душу, к природе, материи, телу, множественности движущихся вещей. Особенностью положения человека во вселенной определяется то, что он одарен способностью к познанию и свободной волей. Достоинство человека – в его божеств, происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания к слиянию с богом – к "божественному безумию". При этом созерцание красоты земного мира и наслаждение ею не противоречат высшему мистич. созерцанию, но являются ступенью к нему. В своем учении о человеке Ф. одновременно противостоял как традиц. аскетизму, так и гуманистич. представлениям о земном предназначении человека. Считая религиозность извечно присущей человеку, Ф. рассматривал исторически существовавшие религии и религ.-филос. учения как этапы развития "всеобщей религии", причем высшим, но не противостоящим "религии древних" этапом является христианство. Сделав, благодаря своим переводам, труды Платона и неоплатоников достоянием европ. философии 15–16 вв., Ф. способствовал вслед за Николаем Кузанским возрождению платонизма и борьбе со схоластич. аристотелизмом. Заложенные в философии Ф. предпосылки пантеизма, им самим не развернутые, оказали значительное воздействие на филос. воззрения Пико делла Мирандола, Патрици, Бруно; его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению ср.-век. аскетизма и оказала влияние на развитие изобразит, искусства и литературы, а идея "всеобщей религии", не скованной культовыми, обрядовыми и догматич. различиями, и проповедь веротерпимости сказались на формировании учения о "естественной религии" в философии 16–17 вв. Соч.: Opera, v. 1–2, Basel, 1561; Supplementum Ficinianum, v. 1–2, Firenze, 1937; Commentaire sur le Banquet de Platon, P., 1955. Лит.: ?онье ?., Опыт лит. истории Италии 15 в. Кваттроченто, СПБ, 1904, с. 305–47, Пyзинo И. В., О религ.-филос. воззрениях ?. ?., "Ист. известия", 1917, No 2, с 91–111, его же, Религ. искания в эпоху Возрождения, вып. 1, Берлин, 1923, Гуковский M. A., Новые работы по истории платонизма Итал. Возрождения, "ВФ", 1958, No 10, с 169–73, Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, M., 1962, с. 27–28, Della Torre A., Storia dell´Accademia Platonica di Firenze, Firenze, 1902, ?usinо I., Ficinos und Picos religi?sphilosophische Anschauungen, "Zeitschrift f?r Kirchengeschichte", 1925, Bd 44, ?ieszkоwski В., Studii sul platonismo del Rinascimento in Italia, Firenze, 1936; Festugi?re J., La philosophie de l´amour de M. Ficin et son influence sur la litt?rature fran?aise au 16 si?cle, P., 1941; Garin В., Filosofi italiani del Quattrocento, Firenze, 1942; Kristeller P. O., Il pensiero filosofico di M. Ficino, Firenze, 1953; Saitta G., M. Ficino e la filosofia dell´Umanesimo, 3 ed., Bologna, 1954; Сhastel ?., M. Ficin et l´art, Gen., 1954; Sсhiavone M., Problemi filosofici in M. Ficino, Mil., 1957; Marcel R., M. Ficino (1433–1499), P., 1958. А. Горфункель. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФИЧИНО Марсилио (1433-1499)
итальянский философ, глава флорентийской платоновской Академии (см. Флорентийский платонизм). Переводчик текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, Орфею, Зороастру (1463): Ф. полагал, что Платон в своем творчестве опирался именно на них. Опубликовал "корпус" герметических текстов ("Corpus Hermeticum"). Переводил Платона (в 1463-1477), Плотина (в 1484-1490), Дионисия Ареопагита (в 1490-1492), Порфирия, Ямвлиха, Михаила Пселла. В 1474 Ф. принял сан священника. Увлекался магией. Сочинения: "О христианской религии",
"Платоническая теология о бессмертии души", "О жизни" и др. По мысли Ф., философия суть "озарение" ума, посему смысл философствования состоит в том, чтобы предуготовить душу и интеллект к восприятию света божественного откровения. В таком ракурсе философия и религия совпадают, ведя собственное начало от священных мистерий древности. Легендарные пророки (Гермес Трисмегист, Орфей, Зороастр) оказались в свое время "просвещены" божественным светом, их удел - сохранение сакральных истин, доступных лишь посвященным. Впоследствии, согласно Ф., к этим же мыслям пришли Пифагор и Платон. Основание этому - наличие универсального Божественного Логоса. Воплотивший "Слово" Иисус Христос достраивал здание Откровения. И тексты "Corpus Hermeticum", и тексты платоновской традиции, и тексты христианской доктрины, по мысли Ф., проистекают из единого Логоса. Миссия философа, озаренного светом последнего, противостоять атеизму и неверию. Метафизическая реальность рассматривалась Ф. как нисходящая последовательность пяти совершенств: Бог, ангел (образуют мир интеллигибельный); душа (триединый "узел соединения"); качество (=форма), материя (конституирует мир физический). Ф. пишет о душе: "В итоге этому естеству вменена необходимость подчиняться следующему порядку: дабы она следовала после Бога и ангелов, которые неделимы, т.е. вне времени и протяженности, и которые выше того, что обладает телесностью и качествами, и того, что исчезает во времени и в пространстве, она определена как лицо, опосредованное адекватным термином: термином, который бы некоторым образом выражал подвластность течению времени и в то же время независимость от пространства. Она есть то, что существует среди смертных вещей, сама не будучи смертной... И поскольку в то время, как управляет телом, она примыкает также к божественному, она является госпожой тела, а не компаньонкой. Она - высшее чудо природы. Другие вещи под Богом, - каждая в себе, - суть отдельные предметы: она является одновременно всеми вещами. В ней образы вещей божественных, от которых она зависит, она же есть причина и образец для всех вещей низшего порядка, которые она некоторым образом сама же и производит. Будучи посредницей всех вещей, она имеет способности всех вещей... Ее справедливо можно назвать центром природы, посредницей всех вещей, сцеплением мира, лицом всего, узлом и связкой мира". Комментируя платоновский "Пир" [см. "Пир" (Платон)], Ф. отмечал, что любовь суть вид "обожествления" бесконечной игры вечности - воссоединение в Боге человека эмпирического с метаэмпирической Идеей путем постепенного восхождения по лестнице любви. Ф. пишет: "Хотя нам нравятся тела, души, ангелы, но на самом деле мы все это не любим; но Бог вот в чем: любя тела, мы будем любить тень Бога, в душе - подобие Бога; в ангелах- образ Бога. Так, если в настоящем времени мы будем любить Бога во всех вещах, то в конце концов будем любить все вещи в нем. Ибо, живя так, мы достигнем той степени, когда будем видеть Бога и все вещи в Боге. И будем любить его в себе и все вещи в нем: все дается милостью Бога и в конце концов получает искупление в нем. Потому, что все возвращается к Идее, для которой было создано... Истинный человек и Идея человека - одно целое. И все же никто из нас на земле не является истинным человеком, будучи отделен от Бога: потому что тогда он отделен от Идеи, которая является нашей формой. К подлинной жизни мы приходим посредством божественной любви". Влияние учения Ф. на мировоззрение эпохи Возрождения было весьма значительно: так Бруно, читая лекции в Университете Оксфорда, представлял как собственное оригинальное сочинение третью часть трактата Ф. "О жизни", посвященного проблемам магии и магического.

Источник: История Философии: Энциклопедия