МАНИФЕСТ

Найдено 1 определение
МАНИФЕСТ
(manifesto). Жанр, провозглашающий новые принципы и направления общественной и культурной жизни; один из важнейших жанров творческого мышления. Гуманитарная мысль – не только описание, анализ существующих культурных явлений, она не исчерпывается жанрами состоявшихся открытий и исследований, такими как монография, статья, доклад, учебник, диссертация. Вершинные образцы и достижения литературной теории мы находим в манифестах – программных работах классицизма, романтизма, реализма, символизма, футуризма, сюрреализма, постмодернизма и т. д. Что такое ирония и гротеск, аллегория и символ, наивное и сентиментальное, лирический пейзаж или реалистический персонаж – обо всем этом мы узнаем преимущественно из манифестов (позднее ученые-специалисты занимаются прояснением и толкованием этих понятий).
Как правило, манифест — первое слово теории, а монография – ее последнее слово. Если отобрать во всей истории эстетики и литературоведения наиболее яркие, классические работы, то в них обнаружатся черты манифеста. В «Поэтическом искусстве» Н. Буало и «Лаокооне» Г. Лессинга, в статьях и фрагментах братьев А. и Ф. Шлегелей и «Защите поэзии» П. Шелли, в «Литературных мечтаниях» В. Белинского, в Предисловии к «Кромвелю» Гюго и «Экспериментальном романе» Э. Золя, в «Символизме» А. Белого и «Искусстве как приеме» В. Шкловского, в «Манифесте сюрреализма» А. Бретона и в «Нулевом градусе письма» Р. Барта провозглашаются новые принципы художественного мышления и благодаря этому открываются ранее неизвестные свойства и закономерности литературы как таковой. Самые общие теоретические вопросы ставятся изнутри художественной практики, как ее замысел и вопрошание о будущем. «Что есть литература» зависит от того, чем она становится и чем может стать.
Провозглашая новые литературные движения и культурные эпохи, манифесты кладут начало этим движениям самим фактом провозглашения. Философ Джон Остин разделил все высказывания на констатирующие и перформативные. Манифесты как речевые акты перформативны, они не описывают ситуацию, а создают ее – осуществляют то, что провозглашают. Как политический деятель провозглашает создание нового государства или организации, так и автор манифеста говорит: «Объявляю эти стихи образцом романтизма» или «Эти романы – воплощение натурализма». Дж. Остин спорил с утверждением позитивистов, что высказывание всегда что-то «констатирует» и потому либо истинно, либо ложно. Он предлагал другой критерий: высказывания могут считаться «счастливыми», если они достигают того, что провозглашают, либо «несчастными», если не исполняются, как бывает в случае нарушенных приказов, обещаний или клятв. Некоторые манифесты, например романтические или футуристические, обрели историческую удачу, в отличие, например, от литературной группы «Ничевоков», которая выступила со своим манифестом в 1921 году, но не получила поддержки или признания.
С лингвистической точки зрения манифесты пользуются скорее сослагательным или повелительным, чем изъявительным наклонением. Они не описывают случившееся или происходящее, а призывают или предполагают то, что может или должно случиться. Фридрих Шлегель: «Всякое искусство должно стать наукой, а всякая наука – искусством, поэзия и философия должны соединиться». «Все, что можно сделать, пока философия и поэзия были разделены, сделано и завершено. Теперь настало время соединить их» [229]. Андрей Белый: «Опять запросило сердце вечных ценностей… Не событиями захвачено все существо человека, а символами иного. … Задача нового искусства не в гармонии форм, а в наглядном уяснении глубин духа…» [230]
Манифестам часто свойствен авангардный стиль приказа, политического или эстетического императива. Но манифест – это не обязательно директива, повелительный возглас, как в «Коммунистическом манифесте» К. Маркса и Ф. Энгельса или в футуристических манифестах Ф. Маринетти. Наряду с манифестами-императивами есть манифесты-гипотезы. Они не сужают, а расширяют мыслительное пространство, вносят в него область возможного. В них не указываются единственно правильные пути к будущему, а раскрывается целый веер будущностей. Такие размышления могут иметь ценность не потому, что они верны, а потому что они «веерны». Место манифестов – в области *гуманитарного изобретательства.
*Гипотетизм, Гуманитарнoe изобретение, Гуманитарные практики и технологии, Культуроника, Микрожанры интеллектуальные, Проективность, Протеизм, Прото-, Трансгуманистика, Трансдисциплины
Знак. С. 66–70, 117–170.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Манифест этнософии

Арсеньев Владимир Романович
На протяжении всего ХХ-го века этнографическая наука использовала и разрабатывала теоретические основания видения культурной специфики общественного процесса, опираясь на принципы, постулаты и категории, сформулированные во второй
Читать PDF

Манифест handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами

Иваненко Елена Анатольевна, Корецкая Марина Александровна, Савенкова Елена Владимировна
Статья посвящена проблематизации опыта тела в пространстве повседневности, в аспекте практик по созданию вещей своими руками, так называемых handmade-хобби.
Читать PDF

Трубецкого в контексте его произведений как последний манифест классического философского идеализма

Митрофанов Георгий
В статье рассматриваются основные этапы творческого пути выдающегося русского религиозного философа, последнего крупного представителя классического идеализма в русской философии Е. Н.
Читать PDF

МАШИННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ЗАПОЗДАЛЫЙ МАНИФЕСТ

Чубаров Игорь
В статье разрабатывается особого рода машинная логика, альтернативная традиционным онтотеологикам в понимании техники, которая претендует на выражение допредикативного опыта человеческой телесности и чувственности, а также социаль
Читать PDF

Манифестация Другого в «Семиотике мироздания» Ж. Бодрийяра

Читать PDF

От человека-машины Декарта до манифеста киборгов

Кнэхт Наталья Петровна
В исследовании причин и путей преодоления классического антропоцентризма, связанного как с драматическим опытом минувшего века, так и с развитием новейших технологий, автор выделяет места разрыва границ между человеческим и нечело
Читать PDF

Манифестации когнитивных проекций: цивилизационный аспект

Кузнецов Алексей Евгеньевич, Кузнецова Аюна Мэлсовна
Характеризуются основные параметры западной и восточной цивилизаций. Определяется их базовый праксиологический сюжет. Делается вывод о значительных цивилизационных преимуществах Востока.
Читать PDF

К типологии культурных изменений: трансформация культуры и манифестации перехода

Ионесов В. И.
Переходный процесс выражает себя в многообразных комбинациях и нуждается в феноменологическом прояснении парадигм культурных изменений и трансформаций.
Читать PDF

Конструирование индивидуальной идентичности на пределе манифестации социальной реальности

Обухов К. Н.
Рассматриваются механизмы конструирования индивидуальной идентичности на пределе манифестации социального целого.
Читать PDF

Социальная организация в постполитическом пространстве дискурса манифестации

Соловей Ирина Викторовна
Анализируется дискурсивная форма политического участия общества в постполитическом пространстве биополитики. Утверждается положение о том, что в биополитике предельной формой политического участия граждан становится манифестация.
Читать PDF

Манифестации социально-политического "за пределами кризиса": по следам трансформирующей(ся) гуманист

Барандова Татьяна Леонидовна
В статье рассмотрены результаты инаугурационной конференции «За пределами кризиса: предвидение для новых гуманитарных наук», организованной Центром гуманитарных инноваций университета Дарема (Великобритания) в 2014 году.
Читать PDF

«Время цыган» как манифестация вечного мифа (современное кино и вечные архетипы)

Починина Наталья Евгеньевна
С точки зрения мифопоэтики рассматривается произведение выдающегося современного мастера киноискусства Эмира Кустурицы «Время цыган». Во многих статьях и аннотациях к фильму его жанр определен как социальная драма.

Похожие термины:

  • МАНИФЕСТ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЯМ МИРА

    Опубликован в 1958 в журналах "Миньчжу пиньлунь" и "Цзайшэн" (Тайвань) с подзаголовком: "Наше общее понимание перспектив кит. и мировой культуры и исследования кит. мысли". Основополагающий программны
  • Коммунистический Манифест

    написан Марксом и Энгельсом по поручению "Союза Коммунистов" и представляет собой подробное изложение основных принципов программы коммунизма. "Коммунистический Манифест" появился в печати нака
  • МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    программный документ, написанный Марксом и Энгельсом и опубликованный в начале 1848, содержащий изложение основ марксизма. В первой главе — “Буржуа и пролетарии” — раскрыты законы общественного
  • МАНИФЕСТ МИРА

    программный документ междунар. коммунистич. движения, хартия его борьбы за мир и мирное сосуществование народов, демократию и социализм. Принят на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочи
  • РАССЕЛА-ЭЙНШТЕЙНА МАНИФЕСТ

    совместное заявление крупнейших деятелей науки, оглашенное 9.VI 1955 на пресс-конференции в Лондоне выдающимся английским философом и общественным деятелем Бертраном Расселом. Среди подписавших Р.
  • Манифестация

    заявление или выражение какого-нибудь мнения или настроения, делаемое намеренно целыми группами людей для того, чтобы обнаружением своего настроения противодействовать какому-нибудь неправильн
  • Манифестарная эстетика

    Особая типологическая разновидность критико-теоретической рефлексии, характерная для возникновения радикально новых явлений в художественной культуре общества. Их существование как некоторой
  • КРЕАЦИОНИЗМ И МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ

    символически дешифруемые теории происхождения мира в эзотерической традиции. Космогония первой из доктрин усматривает истоки Вселенной в одновременном акте творения Высшего существа. Креацион
  • Манифестационизм

    лат. "manifestare", "проявлять", "делать явным", "открывать", "обнаруживать") - учение о субстанциальном единстве мира и его божественной причины.
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана

    Мысль о том, что в Индии нет места человеку, поскольку тот рассматривается не иначе как временная манифестация Абсолюта, а потому не имеет самоценности, довольно широко признана в западной историк