МАНИФЕСТ

Найдено 1 определение
МАНИФЕСТ
(manifesto). Жанр, провозглашающий новые принципы и направления общественной и культурной жизни; один из важнейших жанров творческого мышления. Гуманитарная мысль – не только описание, анализ существующих культурных явлений, она не исчерпывается жанрами состоявшихся открытий и исследований, такими как монография, статья, доклад, учебник, диссертация. Вершинные образцы и достижения литературной теории мы находим в манифестах – программных работах классицизма, романтизма, реализма, символизма, футуризма, сюрреализма, постмодернизма и т. д. Что такое ирония и гротеск, аллегория и символ, наивное и сентиментальное, лирический пейзаж или реалистический персонаж – обо всем этом мы узнаем преимущественно из манифестов (позднее ученые-специалисты занимаются прояснением и толкованием этих понятий).
Как правило, манифест — первое слово теории, а монография – ее последнее слово. Если отобрать во всей истории эстетики и литературоведения наиболее яркие, классические работы, то в них обнаружатся черты манифеста. В «Поэтическом искусстве» Н. Буало и «Лаокооне» Г. Лессинга, в статьях и фрагментах братьев А. и Ф. Шлегелей и «Защите поэзии» П. Шелли, в «Литературных мечтаниях» В. Белинского, в Предисловии к «Кромвелю» Гюго и «Экспериментальном романе» Э. Золя, в «Символизме» А. Белого и «Искусстве как приеме» В. Шкловского, в «Манифесте сюрреализма» А. Бретона и в «Нулевом градусе письма» Р. Барта провозглашаются новые принципы художественного мышления и благодаря этому открываются ранее неизвестные свойства и закономерности литературы как таковой. Самые общие теоретические вопросы ставятся изнутри художественной практики, как ее замысел и вопрошание о будущем. «Что есть литература» зависит от того, чем она становится и чем может стать.
Провозглашая новые литературные движения и культурные эпохи, манифесты кладут начало этим движениям самим фактом провозглашения. Философ Джон Остин разделил все высказывания на констатирующие и перформативные. Манифесты как речевые акты перформативны, они не описывают ситуацию, а создают ее – осуществляют то, что провозглашают. Как политический деятель провозглашает создание нового государства или организации, так и автор манифеста говорит: «Объявляю эти стихи образцом романтизма» или «Эти романы – воплощение натурализма». Дж. Остин спорил с утверждением позитивистов, что высказывание всегда что-то «констатирует» и потому либо истинно, либо ложно. Он предлагал другой критерий: высказывания могут считаться «счастливыми», если они достигают того, что провозглашают, либо «несчастными», если не исполняются, как бывает в случае нарушенных приказов, обещаний или клятв. Некоторые манифесты, например романтические или футуристические, обрели историческую удачу, в отличие, например, от литературной группы «Ничевоков», которая выступила со своим манифестом в 1921 году, но не получила поддержки или признания.
С лингвистической точки зрения манифесты пользуются скорее сослагательным или повелительным, чем изъявительным наклонением. Они не описывают случившееся или происходящее, а призывают или предполагают то, что может или должно случиться. Фридрих Шлегель: «Всякое искусство должно стать наукой, а всякая наука – искусством, поэзия и философия должны соединиться». «Все, что можно сделать, пока философия и поэзия были разделены, сделано и завершено. Теперь настало время соединить их» [229]. Андрей Белый: «Опять запросило сердце вечных ценностей… Не событиями захвачено все существо человека, а символами иного. … Задача нового искусства не в гармонии форм, а в наглядном уяснении глубин духа…» [230]
Манифестам часто свойствен авангардный стиль приказа, политического или эстетического императива. Но манифест – это не обязательно директива, повелительный возглас, как в «Коммунистическом манифесте» К. Маркса и Ф. Энгельса или в футуристических манифестах Ф. Маринетти. Наряду с манифестами-императивами есть манифесты-гипотезы. Они не сужают, а расширяют мыслительное пространство, вносят в него область возможного. В них не указываются единственно правильные пути к будущему, а раскрывается целый веер будущностей. Такие размышления могут иметь ценность не потому, что они верны, а потому что они «веерны». Место манифестов – в области *гуманитарного изобретательства.
*Гипотетизм, Гуманитарнoe изобретение, Гуманитарные практики и технологии, Культуроника, Микрожанры интеллектуальные, Проективность, Протеизм, Прото-, Трансгуманистика, Трансдисциплины
Знак. С. 66–70, 117–170.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Манифест этнософии

Арсеньев Владимир Романович
На протяжении всего ХХ-го века этнографическая наука использовала и разрабатывала теоретические основания видения культурной специфики общественного процесса, опираясь на принципы, постулаты и категории, сформулированные во второй
Читать PDF
0.00 байт

Манифест handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами

Иваненко Елена Анатольевна, Корецкая Марина Александровна, Савенкова Елена Владимировна
Статья посвящена проблематизации опыта тела в пространстве повседневности, в аспекте практик по созданию вещей своими руками, так называемых handmade-хобби.
Читать PDF
0.00 байт

Трубецкого в контексте его произведений как последний манифест классического философского идеализма

Митрофанов Георгий
В статье рассматриваются основные этапы творческого пути выдающегося русского религиозного философа, последнего крупного представителя классического идеализма в русской философии Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

МАШИННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ЗАПОЗДАЛЫЙ МАНИФЕСТ

Чубаров Игорь
В статье разрабатывается особого рода машинная логика, альтернативная традиционным онтотеологикам в понимании техники, которая претендует на выражение допредикативного опыта человеческой телесности и чувственности, а также социаль
Читать PDF
0.00 байт

Манифестация Другого в «Семиотике мироздания» Ж. Бодрийяра

Читать PDF
0.00 байт

«Время цыган» как манифестация вечного мифа (современное кино и вечные архетипы)

Починина Наталья Евгеньевна
С точки зрения мифопоэтики рассматривается произведение выдающегося современного мастера киноискусства Эмира Кустурицы «Время цыган». Во многих статьях и аннотациях к фильму его жанр определен как социальная драма.
Читать PDF
0.00 байт

Манифестации когнитивных проекций: цивилизационный аспект

Кузнецов Алексей Евгеньевич, Кузнецова Аюна Мэлсовна
Характеризуются основные параметры западной и восточной цивилизаций. Определяется их базовый праксиологический сюжет. Делается вывод о значительных цивилизационных преимуществах Востока.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование онтологического аргумента манифестация платонизма в философии и теологии

Горин Андрей Александрович
Проблематика онтологического аргумента в своей богатой истории предстает одним из существенных проявлений платонического типа мышления и в этом виде оказывается мощным коммуникационным агентом философии и теологии.
Читать PDF
0.00 байт

Манифестация как дискурсивность

Штайн Оксана Александровна
Индивид является включенным в знаковую социальную систему. Условием включения в социальную реальность является его вхождение в социальный дискурс.
Читать PDF
0.00 байт

К типологии культурных изменений: трансформация культуры и манифестации перехода

Ионесов В. И.
Переходный процесс выражает себя в многообразных комбинациях и нуждается в феноменологическом прояснении парадигм культурных изменений и трансформаций.
Читать PDF
0.00 байт

Манифестация Другого в «Семиотике мироздания» Ж. Бодрийяра

Гибелев Игорь Владимирович
В статье на материале творчества Ж. Бодрийяра рассматривается антропологическое пространство современности в характерном французскому теоретику методологическом ключе социального анализа знаков.
Читать PDF
0.00 байт

Конструирование индивидуальной идентичности на пределе манифестации социальной реальности

Обухов К. Н.
Рассматриваются механизмы конструирования индивидуальной идентичности на пределе манифестации социального целого.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная организация в постполитическом пространстве дискурса манифестации

Соловей Ирина Викторовна
Анализируется дискурсивная форма политического участия общества в постполитическом пространстве биополитики. Утверждается положение о том, что в биополитике предельной формой политического участия граждан становится манифестация.
Читать PDF
0.00 байт

Манифестация и прокламация

Рикёр Поль , Иткин Илья
Статья посвящена сопоставлению двух форм взаимодействия человека с понятием священного манифестации (проявления священного в окружающих человека событиях, предметах и т.д.
Читать PDF
0.00 байт

От человека-машины Декарта до манифеста киборгов

Кнэхт Наталья Петровна
В исследовании причин и путей преодоления классического антропоцентризма, связанного как с драматическим опытом минувшего века, так и с развитием новейших технологий, автор выделяет места разрыва границ между человеческим и нечело

Похожие термины:

  • МАНИФЕСТ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЯМ МИРА

    Опубликован в 1958 в журналах "Миньчжу пиньлунь" и "Цзайшэн" (Тайвань) с подзаголовком: "Наше общее понимание перспектив кит. и мировой культуры и исследования кит. мысли". Основополагающий программны
  • Коммунистический Манифест

    написан Марксом и Энгельсом по поручению "Союза Коммунистов" и представляет собой подробное изложение основных принципов программы коммунизма. "Коммунистический Манифест" появился в печати нака
  • МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    программный документ, написанный Марксом и Энгельсом и опубликованный в начале 1848, содержащий изложение основ марксизма. В первой главе — “Буржуа и пролетарии” — раскрыты законы общественного
  • МАНИФЕСТ МИРА

    программный документ междунар. коммунистич. движения, хартия его борьбы за мир и мирное сосуществование народов, демократию и социализм. Принят на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочи
  • РАССЕЛА-ЭЙНШТЕЙНА МАНИФЕСТ

    совместное заявление крупнейших деятелей науки, оглашенное 9.VI 1955 на пресс-конференции в Лондоне выдающимся английским философом и общественным деятелем Бертраном Расселом. Среди подписавших Р.
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана

    Мысль о том, что в Индии нет места человеку, поскольку тот рассматривается не иначе как временная манифестация Абсолюта, а потому не имеет самоценности, довольно широко признана в западной историк
  • Манифестарная эстетика

    Особая типологическая разновидность критико-теоретической рефлексии, характерная для возникновения радикально новых явлений в художественной культуре общества. Их существование как некоторой
  • КРЕАЦИОНИЗМ И МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ

    символически дешифруемые теории происхождения мира в эзотерической традиции. Космогония первой из доктрин усматривает истоки Вселенной в одновременном акте творения Высшего существа. Креацион
  • Манифестационизм

    лат. "manifestare", "проявлять", "делать явным", "открывать", "обнаруживать") - учение о субстанциальном единстве мира и его божественной причины.
  • Манифестация

    заявление или выражение какого-нибудь мнения или настроения, делаемое намеренно целыми группами людей для того, чтобы обнаружением своего настроения противодействовать какому-нибудь неправильн