МАНИФЕСТ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЯМ МИРА
МАНИФЕСТ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЯМ МИРА
Опубликован в 1958 в журналах "Миньчжу пиньлунь" и "Цзайшэн" (Тайвань) с подзаголовком: "Наше общее понимание перспектив кит. и мировой культуры и исследования кит. мысли". Основополагающий программный документ представителей постконфуцианства Тайваня и Гонконга послевоенного периода - Моу Цзунсаня, Чжан Цзюнъмая, Сюй Фугуаня и Тан Цзюньи. Придавая проблеме кит. культуры мировое значение, авторы Манифеста отметили значительное внимание к ней со стороны Запада и отвергли трактовку кит. культуры как "мертвой". Она тяжело больна, но еще жива. В ней - будущее трети населения земного шара. Она не историко-археологич. памятник и, помимо изучения, требует сочувствия и уважения. Считая кит. философию ключом к пониманию духовной культуры Китая, авторы Манифеста подчеркивали ее "однокоренной характер" (и бэнь син), т.е. гомогенность, контрастирующую с множественностью культурных истоков зап. традиции (древняя Греция, Иудея, Рим, араб, мир и т.д.). Идущие от миссионеров оценки кит. культуры как нерелиг. и обращающей внимание лишь на внеш. отношения между людьми в целях поддержания социально-политич. порядка отвергаются авторами Манифеста. Они считают лежащую в основе традиц. кит. этики идею единства человека и Неба (см. Тянь) глубинным основанием внутр. духовной жизни. Для понимания кит. культуры необходимо уяснение моральной метафизики "учения о сердце и природе" (синь син сюэ, см. Синь [1]), к-рое недопустимо трактовать в чисто рационалистич., атеистически-натуралистич. духе. Авторы особо настаивали на важности для кит. духовности неоконф. "учения о сердце" (синь сюэ [1]) и присущем "сердцу" (синь [1]) "благом знании" (лян чжи, см. Ван Янмин). Констатируя необходимость заимствования достижений науки и демократии, создатели Манифеста отвергли идею принципиальной несовместимости кит. культуры с этими ценностями, считая необходимым всестороннее развитие человека как субъекта не только морали, но и познания и практики. Нет необходимости избавляться от традиц. культуры, надо лишь заполнить лакуну между понятиями об истинной добродетели и о практике теоретич. науч. знанием. Несмотря на политич. практику республиканского Китая и КНР, авторы Манифеста считают демократия, развитие кит. культуры определенным. По их мнению, успеху марксизма в КНР способствовали прежде всего национально-освободительные аспекты идеологии КПК, ее вклад в борьбу с Японией, тактика единого фронта с демократия, партиями, а не мифич. антидемократичность кит. нац. сознания. Западу стоит оставить холодно-отстраненную позицию в изучении Китая и попытаться принять присущий кит. мысли дух "восприятия существующего как истинного", полноту и духовность сознания, чувство "мягкой доброты и печали, грустного сожаления" по поводу язв мира, переживание "Поднебесной как одной семьи". В целом Манифест ориентирован на преодоление чувства несостоятельности кит. культуры как у китайцев, так и у представителей иных культур. *Дандай синь жу цзя (Совр. новое конфуцианство). Пекин, 1989. С. 1 - 52; **Чэнь Шаомин. Вэньхуа баошоучжуи дэ сюаньянь (Манифест культурного консерватизма) // Гуандун шэхуэй кэсюэ. 1990. №2. А. В. Ломаное