КРЕАЦИОНИЗМ И МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ

Найдено 1 определение
КРЕАЦИОНИЗМ И МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ
символически дешифруемые теории происхождения мира в эзотерической традиции. Космогония первой из доктрин усматривает истоки Вселенной в одновременном акте творения Высшего существа. Креационистская основа обнаруживается в трех аспектах профанизации учения: 1) полноценный креационизм (иудаизм, «авраамизм», ислам); 2) усеченный креационизм («механизцизм», начало «позитивистской» науки); 3) рационализм, атеизм. В архаических культах креационизм был тесно связан с лунными мистериями. Мифологемы и семиотика лунопоклонения связаны с символизмом головы — «черепом Адама». Тайные силы креационистов сосредоточены в «Ордене мертвой головы». Социально-политической моделью, соответствующей креационисткой доминанте, являются теократия и рабовладение, а ее профанизационным извращением — капитализм и либерализм. Тогда как космогония манифестационизма заключается в проявлении определенных аспектов высшего начала через эманационное самооткровение и самообнаружение. Манифестационистская линия профанизации сводится к следующим уровням: 1) полноценный манифестационизм (иудаизм, адвайта-ведантизм); 2) учение об эманациях («эллинизм», «неоплатонизм»); 3) пантеистический материализм (от магии до современной физики). Эзотерика манифестационизма в архаических обществах постигалась через инициации полярного культа. Микрокосмический символизм солнцепоклонников акцентирован на образе сердца, схематизированного в христианской традиции в кресте. Тайные структуры манифестационистских сил заключены в «Ордене живого сердца». А деградация социально-политической модели манифестационизма проходит от имперского и феодального строя к социализму и коммунизму. Источ.: Багдасарян В. Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины XIX–XX вв. М., 1999; Дугин А. Г. Крестовый поход Солнца // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия