МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Манифест Коммунистической партии
первый программный документ научного коммунизма, написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом и опубликованный в начале 1848, содержащий цельное изложение основ марксизма. В первой главе — «Буржуа и пролетарии» — раскрыты законы общественного развития, обоснована неизбежность и закономерность смены способов производства. Исходя из того, что вся история об-ва, кроме первобытнообщинного строя, была историей борьбы классов, Маркс и Энгельс обосновали неизбежность крушения капитализма и указали пути создания нового общественного строя — коммунизма. В этой же главе разъяснена историческая миссия пролетариата как революционного преобразователя старого об-ва и созидателя нового строя, выразителя интересов всех трудящихся. Во второй главе — «Пролетарии и коммунисты» — Маркс и Энгельс раскрыли историческую роль партии коммунистов как части рабочего класса и его передового отряда. Ближайшая цель коммунистов — «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти» (т. 4, с. 437—438). В этой главе Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролетариата, разъяснили отношение коммунистов к семье, собственности, отечеству и наметили экономические мероприятия, к-рые должен провести пролетариат после прихода к власти. В третьей главе — «Социалистическая и коммунистическая литература» — Маркс и Энгельс дали глубокую критику буржуазных и мелкобуржуазных течений, выступавших под флагом социализма, и высказали Свое отношение к системам утопического социализма и коммунизма. В четвертой главе — «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям» — Маркс и Энгельс изложили тактику коммунистов в отношении др. оппозиционных партий. «М. К. п.» заканчивается бессмертным лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» Оценивая историческое значение «М. К. п.», Ленин писал: «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (т. 2, с. 10).
Источник: Философский словарь. 1963
"МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ"
произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает историч. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, стратегии и тактики коммунистов и их мировоззрения -диалектич. и историч. материализма. Написан в конце 1847 по поручению "Союза коммунистов"; опубл. в нач. 1848. "Эта небольшая книжечка стоит целых томов...", - говорил Ленин (Соч., т. 2, с. 10). Важнейшая идея "Манифеста" - идея диктатуры пролетариата. Она намечается уже в предшествующих трудах Маркса и Энгельса ("Немецкой идеологии" и др.), но только в "Манифесте" дается ее теоретич. и историч. обоснование. Борьба классов, говорится здесь, составляет движущую силу историч. развития общества, основанного на частной собственности. Закономерным результатом этой борьбы в каждом исторически определенном обществе - обществ.-экономич. формации – являются социальные революции. Если бурж. революция свергла господство феодалов, то революция пролетариата, низвергая диктатуру буржуазии, с необходимостью приводит к диктатуре рабочего класса. "...Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 25, с. 374). В "Манифесте" вскрываются материальные предпосылки социализма, возникающие в недрах бурж. общества, и тем самым объективная, экономически обусловленная необходимость социалистич. революции. Как указывал Энгельс, красной нитью через весь "Манифест" проходит мысль Маркса о том, что "...экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории; что в соответствии с этим (со времени разложения первобытного общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития, и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 1–2). В "Манифесте" дан анализ развития производит. сил и производств. отношений, обосновано положение об определяющей роли способа произ-ва, о соотношении экономич. структуры (базиса) общества и обусловленной ею политич. и идеологич. надстройки, ведется острая критика всех устоев бурж. общества – бурж. собственности, бурж. семьи, морали, религии и т.д., и заложены вместе с тем теоретич. основы для их научного, материалистич. понимания. Вскрывая реальные основы бурж. идеологии и типичных для нее рассуждений о "свободе" личности, Маркс и Энгельс пишут: "Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса" (там же, т. 4, с. 443). Разоблачая лицемерие бурж. фраз об отечестве и национальности, Маркс и Энгельс противопоставляют им идею пролетарского интернационализма. Выясняя качеств. своеобразие освободит. борьбы пролетариата и ее всемирно-историч. задачи, Маркс и Энгельс обосновывают необходимость создания и упрочения коммунистич. партии, к-рая характеризуется ими как передовой отряд рабочего класса, выражающий его коренные, в основе своей единые во всех странах, интересы. Выступая против сектантского понимания классовых задач пролетариата, Маркс и Энгельс указывают: "...коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя..., коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократичес-кими партиями всех стран" (там же, с. 459). Науч. коммунизм в "Манифесте" решительно противопоставляется всем ненауч., утопич. социалистич. теориям. Здесь подвергаются критике феодальный (а также т.н. христианский) лжесоциализм, проповедующий возвращение к ср.-век. порядкам; бурж. "социализм", увековечивающий и идеализирующий капиталистич. общество; мелкобурж. социализм, к-рый, идеализируя простое товарное х-во, видит в нем царство равенства и свободы товаропроизводителей. Вместе с тем Маркс и Энгельс выделяют й высоко оценивают "критически-утопический" социализм Сен-Симона, Фурье, Оуэна, отразивший "первый, неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией". "Манифест" пронизан диалектико-материалистич. пониманием обществ. жизни. Рассмотрение явлений обществ. жизни в их взаимосвязи и взаимозависимости, движении, изменении, революц. преобразовании на основе борьбы противоположностей, материалистич. понимание основы и движущих сил развития общества – все это явилось громадным шагом вперед в деле творч. развития филос. мысли. "Манифест" заканчивается замечат. словами: "Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. П р о л е т а р и и в с е х с т р а н , с о е д и н я й т е с ь!" (там же). Бурж. "критики" марксизма пытаются доказать, будто "Манифест" устарел, опровергнут последующим развитием бурж. общества. В действительности, и развитие капитализма и, в особенности, всемирно-историч. победы социализма убедительно подтверждают классич. идеи этого труда. Это произведение, указывал Ленин, "...до сих пор верно во всем основном, живо и злободневно, как будто бы оно писалось вчера" (Соч., т. 19, с. 507). Т. Ойзерман. Москва. "...История "Манифеста" в значительной степени отражает историю современного рабочего движения" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 366). "Манифест" впервые вышел на нем. яз. в Лондоне в 1848 без указания авторов (в 2 изд.). В 1848 в Париже вышел франц. перевод "Манифеста". Вскоре после опубликования нем. издания появились польский (в Лондоне) и датский переводы. В 1848 вышел швед. перевод (в Стокгольме). В 1850 "Манифест" был издан на англ. яз. (в Лондоне), в 1871 появились 3 англ. перевода в Америке. К 1872 вышло 12 изд. на нем. яз. в Германии, Англии, Америке, Швейцарии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 89). В 1872 в Лейпциге вышло авторизованное издание "Манифеста" с первым предисловием авторов. В текст был внесен ряд поправок редакц. характера. Отметив, что "...общие основные положения остаются в целом совершенно правильными..." (там же), авторы, учитывая историч. опыт, указали, что ряд положений "Манифеста" нуждается в существ. дополнениях и изменениях (см. тамже, с. 89–90). Авторизованными были и два последующих нем. издания (1883 и 1890). С 1891 брошюра выходила в Германии легально. Всего на нем. языке "Манифест" выдержал ок. 120 изданий. Осенью 1869 в Женеве в типографии "Колокола" было отпечатано 1-е рус. издание "Манифеста" в переводе Бакунина, в к-ром были искажены важнейшие положения труда. В Россию проникло лишь незначит. количество экземпляров этой книги. В 1882 в Женеве в переводе Плеханова вышло новое рус. издание, получившее широкое распространение. К этому изданию Маркс и Энгельс написали спец. предисловие. "Переводить "Манифест", – писал Энгельс, – дьявольски трудно; русские переводы, пожалуй, лучшие из всех, которые я встречал" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 322). В 1889–93 в самарских кружках изучали "Манифест" в переводе Ленина (перевод не сохранился) (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 649). Всего в России до 1917 учтено (по неполным данным) 60 изданий "Манифеста". На англ. языке вышло не менее 85 изданий, на франц. – ок. 50. В 1872 впервые появились переводы "Манифеста" на сербский и исп., в 1873 – португ., в 1882 – чешский, в 1891 – болг., в 1892 – рум. и др. языки. "Манифест" переведен на араб., вьетнамский, индонез. языки, в Индии – на бенгали, маратхи, пенджаби, малаялам и др. Более 130 изданий вышло в странах нар. демократии. Зарубежных изданий "Манифеста" учтено (по неполным данным) ок. 700 на 49 языках. Наибольшее число изданий вышло в СССР, где проводилась большая работа по улучшению переводов (в изданиях 1932, 1939, 1948). "Манифест" переведен на 46 языков народов СССР. Всего в СССР выпущено 372 издания тиражом 14 678 тыс. экз. на 68 языках (данные на 1 янв. 1964). А. Уроева. Москва. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., (Предисловие) к изд. "М. К. п." 1872, 1882,1883, 1890, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1953; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Леонтьев ?., О произведении К. Маркса и Ф. Энгельса "М. К.п.", М., 1952; Обичкин Г. Д., О "М. К. п." К. Маркса и Ф. Энгельса, М., 1953; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962, с. 524–39.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»
первый программный документ науч. коммунизма, в к-ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в дек. 1847 - янв. 1848 по поручению 2-го конгресса Союза коммунистов в качестве программы этой первой междунар. коммунистич. орг-ции революц. пролетариата; вышел в свет в Лондоне ок. 24 февр. 1848. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 26, с. 48).
Процесс выработки марксистской программы Союза коммунистов прошел три осн. фазы: в нач. июня 1847 (в связи с 1-м конгрессом Союза коммунистов) Энгельс составляет первоначальный «Проект Коммунистического символа веры»; в конце октября он перерабатывает его в «Принципы коммунизма»; в декабре 1847 - январе 1848 на этой основе Маркс и Энгельс создают «М. К. п.».
Осн. принципы марксизма, разработанные в процессе его формирования, определили как теоретич. содержание, так и логич. структуру «М. К. п.». Авторы диалектически сочетают изложение теоретич. основ науч. коммунизма в 1-й и 2-й гл. с критикой различных направлений непролет. социализма в 3-й гл. и определением основ тактики пролетариата в 4-й главе.
В 1-й гл. - «Буржуа и пролетарии» - дается обоснование неизбежности коммунистич. революции. Оно закономерно вытекает из материалистич. понимания истории. Изложение начинается с одного из важнейших обобщении: «История всех до сих нор существовавших обществ. - («... Вся прежняя историч. за исключением первобытного состояния...», - конкретизирует Энгельс в 1882), - была историей борьбы классов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 424, т. 19, о. 208, ср. т. 3, с. 433 и т. 20, с. 25-26,067). С этой т. зр. рассматривается затем и современное, бурж. общество, к-рое все более раскалывается на два противоположных, антагонистич. класса - буржуазию и пролетариат. Далее следует анализ развития и борьбы этих двух осн. классов бурж. общества, к-рый по существу сводится к анализу двух осн. материальных Предпосылок коммунистич. революции. Прослеживается развитие новых производит. сил, к-рое происходило при господстве и под руководством буржуазии, а теперь переросло бурж. отношения и требует их устранения, рассматривается процесс становления и развития совр. пролетариата - той объективной силы, rtрая вынуждена будет упразднить бурж. производств. отношения, ставшие оковами для дальнейшего развития совр. производит. сия. «Но буржуазия не только выковала оружие (т. е. совр. производит. силы. - Ред.), несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих; пролетаpиев» (там же, т. 4, с. 430).
2-я гл. - «Пролетарии и коммунисты». Эта тема непосредственно рассматривается в начале главы. В целом же предметом ее является предстоящий процесс коммунистич. преобразования общества. Осн. часть глава написана в полемич. форме и посвящена опровержению обвинений коммунистов в том, что они якобы хотят уничтожить собственность, семью, национальность, отечество, религию и мораль. В связи с вопросом о собственности затрагиваются три других: о личности, о стимулах к труду и об образовании, в связи с вопросом о семье - проблема воспитания. Проблема религии и морали расширяется до проблемы обществ. сознания вообще. О соотношении обществ. бытия и обществ. сознания - авторы «M. K. п.» пишут: вместе с обществ. бытием людей изменяется также и их сознание, «... духовное производство преобразуется вместе с материальным... Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса» (там же, с. 445). Опровергая обвинения противников коммунизма, авторы «М. К. п.» характеризуют соответствующие стороны будущего, коммунистич. общества. Затем они рассматривают три вопроса: пролет. революция, переходные мероприятия, общая характеристика коммунистич. общества. Четко сформулированы две общие задачи диктатуры пролетариата (хотя сам термин еще не употребляется): последовательно отобрать у буржуазии все средства произ-ва и сосредоточить их в руках пролет. гос-ва, т. е. превратить частную собственность на средства произ-ва в общественную (в данный период - гос. собственность) и 2) возможно более быстро увеличить сумму производит. сиЛ( т. е. максимально быстро развить произ-во. Суммарная характеристика коммунистич. общества в конце 2-й гл. весьма кратка. Она сводится к. трем моментам: исчезнут классовые различия, публичная власть утратит свой политич. характер, будет обеспечено свободное развитие каждого. Однако по существу в «М. К. н.» охарактеризованы все осн. стороны будущего общества: его производит. силы (1-я гл.), общественные отношения и сознание (полемическая часть 2-й гл.), бесклассовая структура, отмирание политической надстройки, положение человека (конец 2-й гл.).
Теоретич. часть «М. К. п.» завершается классич. определением сущности будущего, коммунистич. общества: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (там же, с. 447). В этой итоговой формуле запечатлена конечная цель коммунистич. преобразования общества как высший гуманистич. принцип коммунизма.
В 3-й гл.- «Социалистич. и коммунистич. литература» - дается критич. анализ и разрабатывается типология донауч. форм социализма и коммунизма. Исходя из их классовой сущности, авторы «М. К. п.» выделяют: 1) реакц. социализм (феод, и примыкавший к нему христ. социализм; мелкобурж. социализм; также мелкобурж. по своей сущности нем., или «истинный», социализм); 2) консервативный, или бурж., социализм; 3) критическпутопич. социализм и коммунизм. Реакц. социализм они характеризуют как критику развивающегося бурж. общества с позиций классов, страдающих от его развития, а бурж. социализм- как желание определ. части буржуазии посредством незначит. реформ упрочить бурж. общество. Нем. «истинный» социализм характеризуется как попытка соединить нем. (гегелевскую и фепербаховскую) философию с франц. утолич. социализмом и коммунизмом.
Особый интерес представляет раздел о критическпутопич. социализме и коммунизме, главными представителями к-рого были СенСимон, Фурье, Оуэн и их последователи (от этого направления авторы «М. К. п.» отличают революц. утопич. коммунизм, выражавший требования пролетариата, к-рый они специально в «М. К. п.» не рассматривают). Здесь выявляется принципиальное различие между всякого рода утопизмом и науч. коммунизмом и характеризуются историч. корни утопизма (вскрытые Марксом еще в «Нищете философии»). Утопич. системы возникают в тот период, когда пролетариат и классовая борьба между пролетариатом и буржуазией еще не получили достаточного развития. Утописты «не могут еще найти материальных условий освобождения пролетариата» и поэтому пытаются их выдумать, изобрести. Место историч. условий освобождения, классовой борьбы пролетариата должна занять «организация общества но придуманному ими рецепту». Они отвергают поэтому всякое революц. действие. Их представления о будущем - это «фантастическое описание будущего общества» (там же, с. 455-56). Позитивной стороной этого направления являлась острая критика бурж. общества. Но Маркс и Энгельс устанавливают важную закономерность изменения объективной роли утопич. воззрений с развитием классовой борьбы пролетариата: «Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию» (там же, с. 456). По мере развития классовой борьбы стремление возвыситься над ней н преодолеть социальные противоречия фантастич. путем лишается всякого практич. смысла и теоретич. оправдания. Из прогрессивного это направление превращается в реакционное.
В противоположность утопизму специфич. отличиями науч. коммунизма Маркс и Энгельс считают: солнат. выражение интересов пролетариата, связанное с пониманием его всемирно-историч. роли; материалистич. понимание истории; понимание объективной необходимости коммунистич. преобразования общества как результата классовой борьбы пролетариата; понимание коммунистич. общества как закономерного результата историч. развития.
В заключительной, 4-й гл.- «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям» - авторы «М. К. п.» намечают общие принципы тактики революц. пролет. партии. В основе такой тактики лежит диалектич. сочетание общих принципов с учетом конкретно-историч. условий, понимание закономерного характера революц. процесса, проходящего через несколько стадий вплоть до победы пролет. революции. Поэтому коммунисты повсюду поддерживают всякое революц. движение, направленное против существующего строя, и добиваются объединения всех демократии, сил. Играя активную роль в таком движении, они в то же время сохраняют свою классовую самостоятельность, отстаивают его будущность, выдвигают на первое место вопрос о собственности, ясно осознают конечные цели революц. движения и борются за их осуществление.
Маркс и Энгельс заканчивают «М. К. п.» гениальным науч. предвидением: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (там же, с. 459).
«М. К. п.» явился закономерным итогом предшествующего развития марксистской теории. Выходом в свет «М. К. п.» завершился период формирования марксизма. К этому времени он сложился как целостное мировоззрение, как принципиально новая концепция познания и преобразования мира и выступил как программа партии революц. пролетариата.
Распространение «М. К. п.» стало показателем распространения марксизма, идей науч. коммунизма. 40 лет спустя, в предисловии к англ. изд. 1888 Энгельс мог констатировать: «... история „Манифеста" в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» (там же, т. 21, с. 366). В год смерти Энгельса В. И. Ленин писал: «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (ПСС, т. 2, с. 10).
Процесс выработки марксистской программы Союза коммунистов прошел три осн. фазы: в нач. июня 1847 (в связи с 1-м конгрессом Союза коммунистов) Энгельс составляет первоначальный «Проект Коммунистического символа веры»; в конце октября он перерабатывает его в «Принципы коммунизма»; в декабре 1847 - январе 1848 на этой основе Маркс и Энгельс создают «М. К. п.».
Осн. принципы марксизма, разработанные в процессе его формирования, определили как теоретич. содержание, так и логич. структуру «М. К. п.». Авторы диалектически сочетают изложение теоретич. основ науч. коммунизма в 1-й и 2-й гл. с критикой различных направлений непролет. социализма в 3-й гл. и определением основ тактики пролетариата в 4-й главе.
В 1-й гл. - «Буржуа и пролетарии» - дается обоснование неизбежности коммунистич. революции. Оно закономерно вытекает из материалистич. понимания истории. Изложение начинается с одного из важнейших обобщении: «История всех до сих нор существовавших обществ. - («... Вся прежняя историч. за исключением первобытного состояния...», - конкретизирует Энгельс в 1882), - была историей борьбы классов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 424, т. 19, о. 208, ср. т. 3, с. 433 и т. 20, с. 25-26,067). С этой т. зр. рассматривается затем и современное, бурж. общество, к-рое все более раскалывается на два противоположных, антагонистич. класса - буржуазию и пролетариат. Далее следует анализ развития и борьбы этих двух осн. классов бурж. общества, к-рый по существу сводится к анализу двух осн. материальных Предпосылок коммунистич. революции. Прослеживается развитие новых производит. сил, к-рое происходило при господстве и под руководством буржуазии, а теперь переросло бурж. отношения и требует их устранения, рассматривается процесс становления и развития совр. пролетариата - той объективной силы, rtрая вынуждена будет упразднить бурж. производств. отношения, ставшие оковами для дальнейшего развития совр. производит. сия. «Но буржуазия не только выковала оружие (т. е. совр. производит. силы. - Ред.), несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих; пролетаpиев» (там же, т. 4, с. 430).
2-я гл. - «Пролетарии и коммунисты». Эта тема непосредственно рассматривается в начале главы. В целом же предметом ее является предстоящий процесс коммунистич. преобразования общества. Осн. часть глава написана в полемич. форме и посвящена опровержению обвинений коммунистов в том, что они якобы хотят уничтожить собственность, семью, национальность, отечество, религию и мораль. В связи с вопросом о собственности затрагиваются три других: о личности, о стимулах к труду и об образовании, в связи с вопросом о семье - проблема воспитания. Проблема религии и морали расширяется до проблемы обществ. сознания вообще. О соотношении обществ. бытия и обществ. сознания - авторы «M. K. п.» пишут: вместе с обществ. бытием людей изменяется также и их сознание, «... духовное производство преобразуется вместе с материальным... Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса» (там же, с. 445). Опровергая обвинения противников коммунизма, авторы «М. К. п.» характеризуют соответствующие стороны будущего, коммунистич. общества. Затем они рассматривают три вопроса: пролет. революция, переходные мероприятия, общая характеристика коммунистич. общества. Четко сформулированы две общие задачи диктатуры пролетариата (хотя сам термин еще не употребляется): последовательно отобрать у буржуазии все средства произ-ва и сосредоточить их в руках пролет. гос-ва, т. е. превратить частную собственность на средства произ-ва в общественную (в данный период - гос. собственность) и 2) возможно более быстро увеличить сумму производит. сиЛ( т. е. максимально быстро развить произ-во. Суммарная характеристика коммунистич. общества в конце 2-й гл. весьма кратка. Она сводится к. трем моментам: исчезнут классовые различия, публичная власть утратит свой политич. характер, будет обеспечено свободное развитие каждого. Однако по существу в «М. К. н.» охарактеризованы все осн. стороны будущего общества: его производит. силы (1-я гл.), общественные отношения и сознание (полемическая часть 2-й гл.), бесклассовая структура, отмирание политической надстройки, положение человека (конец 2-й гл.).
Теоретич. часть «М. К. п.» завершается классич. определением сущности будущего, коммунистич. общества: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (там же, с. 447). В этой итоговой формуле запечатлена конечная цель коммунистич. преобразования общества как высший гуманистич. принцип коммунизма.
В 3-й гл.- «Социалистич. и коммунистич. литература» - дается критич. анализ и разрабатывается типология донауч. форм социализма и коммунизма. Исходя из их классовой сущности, авторы «М. К. п.» выделяют: 1) реакц. социализм (феод, и примыкавший к нему христ. социализм; мелкобурж. социализм; также мелкобурж. по своей сущности нем., или «истинный», социализм); 2) консервативный, или бурж., социализм; 3) критическпутопич. социализм и коммунизм. Реакц. социализм они характеризуют как критику развивающегося бурж. общества с позиций классов, страдающих от его развития, а бурж. социализм- как желание определ. части буржуазии посредством незначит. реформ упрочить бурж. общество. Нем. «истинный» социализм характеризуется как попытка соединить нем. (гегелевскую и фепербаховскую) философию с франц. утолич. социализмом и коммунизмом.
Особый интерес представляет раздел о критическпутопич. социализме и коммунизме, главными представителями к-рого были СенСимон, Фурье, Оуэн и их последователи (от этого направления авторы «М. К. п.» отличают революц. утопич. коммунизм, выражавший требования пролетариата, к-рый они специально в «М. К. п.» не рассматривают). Здесь выявляется принципиальное различие между всякого рода утопизмом и науч. коммунизмом и характеризуются историч. корни утопизма (вскрытые Марксом еще в «Нищете философии»). Утопич. системы возникают в тот период, когда пролетариат и классовая борьба между пролетариатом и буржуазией еще не получили достаточного развития. Утописты «не могут еще найти материальных условий освобождения пролетариата» и поэтому пытаются их выдумать, изобрести. Место историч. условий освобождения, классовой борьбы пролетариата должна занять «организация общества но придуманному ими рецепту». Они отвергают поэтому всякое революц. действие. Их представления о будущем - это «фантастическое описание будущего общества» (там же, с. 455-56). Позитивной стороной этого направления являлась острая критика бурж. общества. Но Маркс и Энгельс устанавливают важную закономерность изменения объективной роли утопич. воззрений с развитием классовой борьбы пролетариата: «Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию» (там же, с. 456). По мере развития классовой борьбы стремление возвыситься над ней н преодолеть социальные противоречия фантастич. путем лишается всякого практич. смысла и теоретич. оправдания. Из прогрессивного это направление превращается в реакционное.
В противоположность утопизму специфич. отличиями науч. коммунизма Маркс и Энгельс считают: солнат. выражение интересов пролетариата, связанное с пониманием его всемирно-историч. роли; материалистич. понимание истории; понимание объективной необходимости коммунистич. преобразования общества как результата классовой борьбы пролетариата; понимание коммунистич. общества как закономерного результата историч. развития.
В заключительной, 4-й гл.- «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям» - авторы «М. К. п.» намечают общие принципы тактики революц. пролет. партии. В основе такой тактики лежит диалектич. сочетание общих принципов с учетом конкретно-историч. условий, понимание закономерного характера революц. процесса, проходящего через несколько стадий вплоть до победы пролет. революции. Поэтому коммунисты повсюду поддерживают всякое революц. движение, направленное против существующего строя, и добиваются объединения всех демократии, сил. Играя активную роль в таком движении, они в то же время сохраняют свою классовую самостоятельность, отстаивают его будущность, выдвигают на первое место вопрос о собственности, ясно осознают конечные цели революц. движения и борются за их осуществление.
Маркс и Энгельс заканчивают «М. К. п.» гениальным науч. предвидением: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (там же, с. 459).
«М. К. п.» явился закономерным итогом предшествующего развития марксистской теории. Выходом в свет «М. К. п.» завершился период формирования марксизма. К этому времени он сложился как целостное мировоззрение, как принципиально новая концепция познания и преобразования мира и выступил как программа партии революц. пролетариата.
Распространение «М. К. п.» стало показателем распространения марксизма, идей науч. коммунизма. 40 лет спустя, в предисловии к англ. изд. 1888 Энгельс мог констатировать: «... история „Манифеста" в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» (там же, т. 21, с. 366). В год смерти Энгельса В. И. Ленин писал: «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (ПСС, т. 2, с. 10).
Источник: Советский философский словарь