216 до н. э., царство Чу (современные провинции Хунань и Хубэй) —172 до н. э.] — китайский мыслитель, положивший начало синтезу доктрин древних философских школ, нацеленному на создание идеологической системы централизованной империи. Сановник при дворе нескольких императоров династии Западная Хань (206 до н. э. — 8 н. э.), в т. ч. ее основателя Лю Бана (Гао-цзу). Основное философское сочинение — «Синь юй» («Новые речи»). Название выражает идею активного новаторства в противовес конфуцианской абсолютизации подражания «древности». Выдвинул тезис о «единстве древнего и современного» (гу цзинь тун и), который подразумевает связь обновления с восприятием сущности древних традиций, выраженной в «письменности/культуре» (вэнь). Не отрицая необходимости юридического закона (фа), Лу Цзя делал упор на «(взаимное) дополнение культуры (вэнь) и воинственности (у)» (см. Вэнь-у) как «искусства долголетия [государственной власти]». Гордыне, эгоизму и корысти Шихуана, правителя империи Цинь (221—210 до н. э.), Лу Цзя противопоставил пример государей древности, следовавших принципам «гуманности» (жэн») и «долга/справедливости» (и). Выполнение этих конфуцианских требований, по Лу Цзя, характеризует метод правления, обозначаемый даосским термином «недеяние» (у вэй). В русле взглядов Лу Цзя поиск идеологических средств поддержки централизованной власти продолжили Цзя И (2 в. до н. э.) иДун Чжуншу, а его концепция «обновления» находила отклик у антиавторитарных мыслителей и реформаторов разных поколений. Соч.: Синь юй (Новые речи). — В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 7. Шанхай, 1956; «Синь юй» Лу Цзя (главы 1, 4, 8, 10), вступительная статья и пер. Е. П. Синицыиа. — В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
А. Г. Юркевич
ЛУ ЦЗЯ
ЛУ ЦЗЯ
Источник: Новая философская энциклопедия
ЛУ ЦЗЯ
216 до н.э., царство Чу, - 172 до н.э. Историк, литератор, мыслитель, положивший начало поискам путей синтеза доктрин древнекит. филос. школ, нацеленного на создание идеологич. системы централизованной империи. Сановник (тай-чжун дафу) при дворе нескольких императоров дин. Зап. Хань (206 до н.э. - 8 н.э.), в т.ч. ее основателя Лю Бана (Гао-цзу). Сопровождал его в военных походах, выступал посредником в переговорах с удельными владетелями (чжухоу). Дважды благодаря его усилиям правитель гос. образования Наньюэ (территория совр. пров. Гуандун) признавал сюзеренитет ханьских императоров. Осн. филос. и социально-политич. соч. - "Синь юй" ("Новые речи"). Само назв. выражает идею активного новаторства в противовес конф. абсолютизации подражания "древности" (гу [2]). Этимология графич. элементов иероглифа синь [3] ("новый", "новшество") - "топор", "дерево", "ставить" метафоризирована Л.Ц. в образе рубки деревьев: поверженные, они "принесли пользу десяти тыс. поколений", "явив красоту узора (вэнь)" своей древесины. Эта метафора подкрепляет тезис Л.Ц. о "единстве древнего и совр." (гу цзинь. тун и), к-рый подразумевает связь обновления с восприятием сущности древних традиций, выраженной в "письменности/культуре" (вэнь). Однако указ, тезис у Л.Ц. камуфлирует фактич. приоритет современности и опыта недавнего прошлого: т.к. "дао близко", т.е. пронизывает все сущее, для его познания "нет нужды углубляться в древнее и далекое". Выступая против воплотившегося в теории и практике циньского легизма положения школы бин цзя об "опоре ясных законов и строгих указов на сильное войско" (см. У Ци), Л.Ц. считал "предельную воинственность" (цзи у) Шихуана - властителя империи Цинь (221-207 до н.э.) одной из осн. причин гибели Цинь наряду с "неизменностью законов и наказаний". Не отрицая необходимости закона (фа [1]), ибо "учреждение тюрем и определение преступлений, утверждение наград и установление наказаний" нацелено на "выявление истинного и ложного, уяснение хорошего и дурного", Л.Ц. предлагал "[взаимное] дополнение культуры (вэнь) и воинственности (у [2])", трактуемое как "искусство (шу [2]) долголетия [гос. власти]". Гордыне, эгоизму и корысти (стремлению к частной "выгоде" -ли [3]) Шихуана Л.Ц. противопоставлял пример государей древности, следовавших принципам "гуманности" (жэнь [2]), "долга/справедливости" (и [1]), "искавших [в помощь себе] талантливых и мудрых". Выполнение этих конф. требований, по Л.Ц., характеризует метод правления, обозначаемый даос, термином "у вэй [1]" ("недеяние", см. Вэй [1]) и обеспечивающий органичное функционирование об-ва, не исключающее обусловленных ситуацией нововведений. Поиск Л.Ц. идеологич. средств поддержки централизованной власти и осуществляемых в ее интересах преобразований продолжили Цзя И (2 в. до н.э.) и Дун Чжуншу (2 в. до н.э.). Концепция "обновления" нашла отклик у Лю Сяна (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.), назвавшего сб-ки соч. Сюнь Куана (4 - 3 вв. до н.э.) и Цзя И "Синь шу" ("Новые писания"); отразилась в соч. Хуань Таня (1 в. до н.э. - 1 в.) "Синь лунь" ("Новые суждения"), а также в "новом учении" (синь сюэ [2], п. 1) Ван Аньши (11 в.). Высказывания Л.Ц. о примате эмпирич. опыта ("близкое", "увиденное") по отношению к традициям ("далекое", "услышанное") перефразированы в трудах мыслителей и теоретиков лит-ры Ван Чуна (1 в.) и Цао Пи (2 - 3 вв.). Сопоставление Л.Ц. оппозиционных социально-политич. категорий, исходящее из даос, антиномики взаимопорождения противоположностей (см. "Дао дэ цзин") и доктрины "Единого" (и [2], см. Инь ян, Дао), получило развитие и обоснование в построениях Цзя И, Дун Чжуншу, Хуань Таня, Ван Чуна, Ван Фу (1 - 2 вв.), Чжун-чан Туна (2 - 3 вв.) и др. мыслителей. Соч. Л.Ц. "Чу Хань чунь цю" ("Весны и осени [царств] Чу и Хань") послужило одним из источников для "Ши цзи" Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.). В 20 в. философия Л.Ц. привлекла внимание Ху Ши, стремившегося найти в кит. мысли тенденции, отвечающие его прагматистским воззрениям. «Синь юй // ЧЦЦЧ. Т. 7. Шанхай, 1956; "Синь юй" Л.Ц. (гл. 1, 4, 8, 10). Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; **Кроль Ю.Л. Весна и осень княжеств Чу и Хань // НАА. 1961. №4; Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 201 - 203; Гэ Жунцзинь. Л.Ц. // Чжунго гудай чжумин дэ чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Gabain A. von Bin Furstenspiegel: das Sin-yu des Lu KJa // Mitteilungen des Seminars fur Orientalische Sprachen. Vol. 33. 1930. А.Г. Юркевич