школа в истории кит. философии, разрабатывающая проблемы натурфилософии. См. Натурфилософия.
ИНЬ ЯН ЦЗЯ
кит., букв.- школа, осн. на учении о силах инь и ян), одна из десяти филос. школ, выделенных учеными периода Хань (206 до н. э.- 220 н. э.) в др.-кит. философии. Возникла, вероятно, как результат астрономич. наблюдений. До нас не дошло ни одного трактата или развернутого фрагмента текста школы И., поэтому об ее идеях можно судить лишь на основе отрывочных данных. Гл. представителем И. считается Цзоу Янь (305-240 до н. э.), к-рый посещал академию Цзися, был плодовитым автором и, видимо, разработал принцип кругового взаимопорождения и взаимоуничтожения пяти движущих начал (у-син). Распространив его действие на человеч. общество, Цзоу Янь выдвинул теорию о «круговороте моральных качеств пяти движущих начал» (назв. одного из его трактатов): так же, как металл побеждает дерево, а огонь - металл, так и династия Ся (23 - 18 пв. до н. э.) - дерево была свергнута династией Шан (17 -11 вв. до н. э.) - металлом, к-рую, в свою очередь, ниспровергла династия Чжоу (11-3 вв. до н. э.) - огонь. Это учение легло в основу теории циклич. развития истории (напр., у Дун Чжуншу и др.). И. и ее учение о силах инь и ян н пяти движущих началах оказали сильное влияние на последующие филос., социологич. и историч. теории.
Источник: Советский философский словарь
школа, [исходящая из категорий] инь ян) — одна из шести основных философских школ древнего Китая (по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня), специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической проблематике. Время возникновения иньян цзя и состав ее представителей (по-видимому, первоначально — астрономы-астрологи и уроженцы северо-восточных приморских царств Ци и Янь) точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в «Ши цзи», «Чжоу и», «Люй-ши чунь и/а» и некоторых др. памятниках. Концепции иньян цзя — универсального дуализма сил инь ян и циклических взаимодействий «пяти элементов», или фаз (у син), — легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до середины 1-го тысячелетия до н. э. концепции инь ян и «пяти элементов», выражающие различные классификационные схемы (двоичную и пятеричную), развивались в раздельных оккультных традициях — «небесной» (астрономо-астрологической) и «земной» (мантико-хозяйственной). Во 2-й пол. 1-го тысячелетия до н. э., обретя философский статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя иньян цзя — Цзоу Яня (4—3 вв. до н. э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию «пяти элементов» на исторический процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве «пяти благодатен» (удэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и «пяти элементов» представлены в философии Дун Чжуншу, который интегрировал идеи иньян цзя в конфуцианство, развив и систематизировав таким образом его онтолого-космологический и методологический базис. В дальнейшем натурфилософский компонент иньян цзя нашел продолжение в конфуцианской «школе текстов новых письмен» и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный — в связанной с даосизмом практической деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.
А. И. Кобзев
Источник: Новая философская энциклопедия
Школа, [исходящая из категорий) инь ян". Одна из шести осн. филос. школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня ("Ши цзи", 2 в. до н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологич. и оккультно-нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) проблематике. Время возникновения И.ц. и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-вост. приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в "Ши цзи", "Чжоу и", "Люй-ши чунь цю" и нек-рых др. памятниках. Центр, концепции И.ц.- универсального дуализма сил инь ян и циклич. взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син [1]),- легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиц. духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до сер. 1-го тыс. до н.э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификац. схемы - двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологич.) и "земной" (мантико-хозяйств.). Во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э., обретя филос. статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единств, известного ныне крупного представителя И.ц.- Цзоу Яня (4 - 3 вв. до н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на историч. процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), к-рый интегрировал идеи И.ц. в конфуцианство, развив и систематизировав т.о. его онтолого-космологич. и методологич. базис. В дальнейшем натурфилос. компонент И.ц. нашел продолжение в конф. "школе текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ) и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практич. деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей. *Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)-L., 1963. P. 244 - 50; **Быков Ф.С. Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 71 - 75, 162 - 69; Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян // Его же. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Чжао Цзибинь. Инь ян у син сю эпай дэ дайбяо - Цзоу Янь (Цзоу Янь - представитель школы инь ян и "пяти элементов") // Чжунго чжэсюэ ши янь-цзю. 1985. №2; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Princ. Vol. 1. 1952. P. 159 - 69. Vol. 2. 1953. P. 7 - 16; Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. Camb., 1956. P. 232 - 78. А.И. Кобзев