ЦЗУНХЭН ЦЗЯ
ЦЗУНХЭН ЦЗЯ
Школа [союзов] по вертикали и горизонтали", "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [лолитич. связей]", "школа дипломатов". Филос. школа, в 5 - 3 вв. до н.э. объединявшая теоретиков и практиков дипломатии - советников удельных владетелей. Лю Синь (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) квалифицировал ее как самостоятельное течение в числе ведущих "девяти направлений, десяти школ" филос. мысли пер. Чжаньго ("Сражающихся царств"). Гл. представителями Ц.ц., согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), были Су Цинь и Чжан И. Объединение царств Юга и Севера называлось "союзом по вертикали" (хэ цзун), Запада и Востока - "союзом по горизонтали" (лянь хэн). Су Цинь пытался создать "союз [шести царств] по вертикали" (хэ цзун)- с Юга на Север: Янь, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Чу для противостояния царству Цинь. Чжан И, разрушая "союз по вертикали", стремился объединить шесть царств "по горизонтали" (лянь хэн)- с Запада на Восток, чтобы они поочередно служили интересам Цинь. Группировки сторонников двух дипломатов и были объединены названием Ц.ц. Основополагающим трактатом Ц.ц., согласно "Суй шу" ("История дин. Суй"), является "Гуйгу-цзы", относимый также к даос. соч. Деятельность и взгляды представителей Ц.ц. описаны в "Чжань го цэ" ("Планах Сражающихся царств"). В 1973 во время раскопок в Мавандуе (близ Чанша, пров. Хунань) найден свиток "Чжаньго Ц.ц. шу" ("Книги Ц.ц. пер. Чжаньго"), сходный с совр. текстом "Чжань го цэ". В "И вэнь чжи" - библиографич. разд. "Хань шу" упоминаются "170 пяней (глав) двенадцати авторов" Ц.ц.
ЦЗУНХЭН ЦЗЯ
школа союзов по вертикали и горизонтали», «школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных политических связей», «школа дипломатов») — название древнекитайской философской школы, объединявшей теоретиков и практиков дипломатии — советников удельных правителей. В трактате мыслителя и библиографа Лю Синя (1 в. до н. э. — нач. 1 в. н. э.) «Ци люэ» («Семь сводов») цзунхэн цзя фигурирует как самостоятельное течение в числе ведущих «девяти направлений, десяти школ» китайской мысли периода Чжаньго («Сражающихся царств», 5—3 вв. до н. э.). Основанием для выделения этой «школы» были не столько идейные факторы, сколько общность проблематики, которой посвящались беллетризованные теоретические сочинения. Главными представителями цзунхэн цзя считаются Су Цинь и его оппонент Чжан И (4 в. до н. э.). Су Цинь пытался создать «союз по вертикали» — объединение шести царств с Юга на Север для противостояния царству Цинь. Чжан И противостоял его усилиям, стремясь посредством объединения в «союзы по горизонтали» с Запада на Восток заставить шесть царств поочередно служить интересам Цинь. Идея противостояния «горизонтальных» и «вертикальных» союзов отражает представления о дуальной структурной упорядоченности мироздания и взаимодействии противоположных начал. В эпоху Тан (618—906) основным сочинением цзунхэн цзя был признан приписываемый Су Циню трактат «Гунгуцзы» («Мудрец из Ущелья навей»), сочетающий идеи даосизма тллегчзма: манипулирование людьми предполагает раскрытие и использование их интересов, для чего необходимо прежде познать себя, в глубинах собственного сердца прозрев закономерности дао. Деятельность и воззрения представителей цзунхэн цзя описаны в «Чжань го цэ» («Планы сражающихся царств», 1 в. до н. э.). В «И вэнь чжи» («Трактат о литературе и искусствах») — библиографическом разделе «Хань шу» («История династии Хань», 1 в.) — упоминаются 12 сочинений цзунхэн цзя, ныне утраченных.
Лит.: Васильев К. В. Планы сражающихся царств (исследования и переводы). М.,1968.
А. Г. Юркевич
Лит.: Васильев К. В. Планы сражающихся царств (исследования и переводы). М.,1968.
А. Г. Юркевич
Источник: Новая философская энциклопедия